методическая разработка "Всегда и везде-вечная слава воде!"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Познавательное развитие. Исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Всегда и везде -вечная слава воде!" | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №79»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме :
«Всегда и везде - вечная слава воде!»
(подготовительная группа)
Воспитатель:
Лёвина Антонина Ильинична
Энгельс-2015
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Примерная основная образовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Возрастная группа: подготовительная
Тема НОД: «Всегда и везде – вечная слава воде!»
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира)
Цель: создание условий для формирования представлений о воде, её свойствах
Программные задачи:
Познавательное развитие:
1. Уточнить и расширить знания детей о воде; познакомить со свойствами воды (не имеет формы; не имеет запаха; не имеет вкуса; вода-растворитель, воду надо очищать) 2. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. 3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закреплять умение работать с прозрачными пластмассовыми стаканчиками, палочками;
- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Речевое развитие:
1. Активизировать и обогатить словарь за счет слов: вода-жидкость, вода-лед, вода-пар, вода не имеет формы, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, вода – растворитель, фильтр.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. 2. Прививать бережное отношение к воде.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, отгадывание загадок, игры с речевым сопровождением, изготовление продукта детского творчества
Предварительная работа: 1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека. 2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 3. Дидактические игры: «Какая бывает вода». «Разрезные картинки».4.Сказки о природе: Е. Пермяк, «Русалочка» Г. Х. Андерсен «Снежная королева» и др.; отгадывание загадок о воде. 5. Проведение экспериментов на тему: « Превращения воды».
6. Художественно-эстетическое развитие:
- лепка «Морское царство»;
- рисование «Золотая рыбка», «История Капельки»;
- аппликация «Аквариум».
7. Наблюдения за водой на прогулке.
Материал и оборудование: иллюстрации по теме «Вода», мяч, голубое ведерко с капельками по количеству детей, маска Тучка, магнитофон, аудиозапись «Дождь», «Ручеёк», «Река», «Море», схемы свойств воды, фото с изображением системы очистки на очистных сооружениях; большие капли – 5 шт. указатели центров, игрушки-сюрпризы.
Оборудование:
- для воспитателя: поднос с предметами (кувшин с водой, резиновая перчатка, стакан пластмассовый, пластмассовая бутылка, блюдце, кружка железная, пластмассовая банка; поднос маленький, салфетка- 2шт., воронка.
- на каждого ребенка: поднос маленький, салфетка, ложка пластмассовая, 1 стакан с водой, 1 стакан сока, 1 пустой стакан, стаканчик с веществом, для растворения в воде (у каждого из детей вещества разные: сахар, соль, мука, гуашь, масло растительное, крупа рисовая.), воронка, 2 салфетки, соломинка для коктейля-2 шт.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I Вводная часть | |
Ребята, мы снова вместе. Я очень рада. Давайте поздороваемся . Я предлагаю начать день с приветствия. Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок, Здравствуй, утро, здравствуй, день, Нам здороваться не лень! – Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня мы будем говорить, отгадайте загадку: «С горы, сбегая без труда, Она гремит как гром. В морозный день она тверда - Руби хоть топором! Нагрей ее - и к небесам она Взлетит тогда. Теперь ты мне ответишь сам: Зовут ее …(вода)» Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. Сегодня мы поговорим о воде. Давайте вспомним, какой бывает вода на нашей планете? У меня в руках волшебный мяч. Я бросаю мяч одному из вас, задаю вопрос: «Какая бывает вода?», вы ловите мяч, отвечаете на вопрос и возвращаете мяч мне. Правило такое, никто никому не подсказывает, только я могу помочь тому, у кого волшебный мяч. Правильно, дети. Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях. Вода падает на землю в виде дождя. При нагревании вода превращается в пар. Вода бывает в замерзшем виде - снег, лед. Все это разные формы воды. Но в любом виде она необходима человеку. | Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями соединили перед собой раскрытые ладошки тянут руки вверх качают из стороны в сторону поднятые руки соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево разводят поочерёдно руки в стороны показывают на себя и делают низкий поклон Вода Море, речка, из водопроводного крана, снег, лед, туман, роса, дождь, айсберг, холодная, горячая… |
Хороводная игра «Ручейки» Давайте поиграем, представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки.Возьмите из голубого ведерка капельки воды, которые вам понравились. Вот теперь мы настоящая семья. Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (звучит аудиозапись ручейка).Встретились ручейки и стали большой рекой (звучит аудиозапись речки).Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большое море (звучит аудиозапись моря). Плавали, плавали капельки в море. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке. Капельки, я сегодня предлагаю отправиться в путешествие по разным уголкам Земли! Вас ждет много интересного. 1. В гостях у Синей Капельки вы познакомитесь со свойствами воды, научитесь очищать воду (вывешиваю на доску картинку с проведением опытов) . 2. В гостях у Желтой Капельки вы сможете помочь Раку найти друзей. Рисовать вы будете не кисточками, а ватными палочками 3. В гостях у Зеленой Капельки вы сможете помочь морским обитателям вернуться в свой родной дом. Вы будете лепить из пластилина морских обитателей (работа из пластилина). 4. В гостях у Красной Капельки вы сможете сделать кораблики и спустить их на воду. Кораблики будете делать из бумаги (фото кораблика). 5. В гостях у Оранжевой Капельки можно будет послушать сказку «Два ручья». Капельки, посмотрите на фотографии и выберите то место, где вам хотелось бы побывать. Капельки, счастливого пути! | Дети прыгают Дети составляют ручейки, взявшись за руки - ручейки соединяются в одну цепочку перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу руки вверх потянули разбегаются и затем возвращаются к воспитателю Дети расходятся по центрам. |
II Основная часть | |
Ребята, посмотрите на экран (презентация «Вода») Дети, представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему? Правильно, ребята. 1. Вода нужна растениям, животным, рыбам - всему живому на Земле. 2. Вода нужна в промышленности, в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания. 3. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды. Мы видим, что без воды жизнь на Земле была бы невозможна. Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами. Давайте вспомним правила безопасности, которые мы должны соблюдать при проведении опытов. ОПЫТ 1: У меня на подносе лежат разные предметы. Кирилл возьми резиновую перчатку, Настя, возьми стакан, Оля, возьми пластмассовую бутылку, Арина возьми блюдце, Артём, возьми пластмассовую банку, Нина, возьми железную кружку, Я наливаю воду в ваши сосуды, какой формы вода? -Да, дети, у Кирилла вода приняла форму перчатки, у Насти – форму стакана, у Оли - форму бутылки, у Арины форму блюдца, у Нины- форму кружки, у Артёма- форму пластмассовой банки. Почему вода приняла разные формы? Вывод: У воды нет формы, она жидкая, текучая, принимает форму того предмета, в который её наливают. (Вывешиваю схему «Вода не имеет формы»). ОПЫТ 2: А теперь садимся за столы. Перед вами стоят 3 стакана: 1 стакан с водой, 1 стакан с соком, 1 пустой стакан. Дети, возьмите соломинку и попробуйте воду из стакана. Имеет ли вода вкус? А теперь попробуйте сок. Имеет ли он вкус? Вывод: Вода не имеет вкуса, но бывает, когда человек хочет пить, то он с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса он не чувствует. (Вывешиваю схему «Вода не имеет вкуса). ОПЫТ 3: Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет? Вывод: Вода не имеет запаха, однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. (Вывешиваю схему «Вода не имеет запаха»). ОПЫТ 4: Ещё одно свойство воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. Возьмите маленькие стаканчики и поставьте их перед собой. Содержимое стаканчиков у каждого из вас разное. Постарайтесь определить, что это за вещества? Их можно понюхать, попробовать на ощупь. Молодцы, ребята. Правильно определили, какие вещества находятся на ваших столах. Дети, возьмите ложку вашего вещества и растворите её в стакане воды. Что вы видите? ВЫВОД: Да, дети, сахар и соль растворились в воде, вода при этом осталась прозрачной. ВЫВОД: Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной, после того как стаканчик с водой немного постоит, мука осядет на дно, но растворы продолжают оставаться мутными. ВЫВОД: Некоторые вещества растворя-ются в воде быстро и при этом изменяют свой цвет. ВЫВОД: Масло не растворяется в воде, оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек. ВЫВОД: Рис не растворился в воде. ВЫВОД: Некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые не растворяются. (Вывешиваю схему «Вода – растворитель»). Дети, выходите в круг, немножко отдохнём. Физкультминутка «Дождик» под музыку «Тепло дождя» Дождь зелёный лес полил, Все деревья напоил, Кустики умыл, цветочки, Все поля, луга и кочки И под каплями дождя Улыбается Земля. Дождику поставь ладошки, Пусть помоет их немножко. С капельками подружись, Поиграй и покружись. - Дети, мы немножко отдохнули и теперь можем приступить к работе. Ребята, а как вы думаете воду из ваших стаканчиков можно пить? А теперь мы нашу воду попробуем очистить. Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Возьмем фильтр, поместим в воронку. Воронку поместим в пустой стакан. Давайте посмотрим, как работают наши фильтры. Каждый из вас берет раствор воды и выливает его в стакан с фильтром. Что мы видим? Оля, очистилась вода от растительного масла? - Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре хорошо видны следы масла. -Кирилл, очистилась вода от крупинок риса? Рисовую крупу удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что он не растворился в воде; -Арина, очистилась вода от муки? -Большая часть муки осталась на самом фильтре. -Артём, очистилась вода от соли? -Настя, очистилась вода от сахарного песка? -Нина, очистилась вода от раствора краски? Хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор краски. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки Волги. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встретиться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, и только после этого она попадает в водопровод (фото системы очистки). Но даже такую воду пить нельзя. Воду нужно кипятить. И только после это ее можно пить. Посмотрите на фото, расскажите о воде. |
Это плохо, потому что засохли бы растения, от жажды умерли бы люди, рыбы. 1. Нельзя без разрешения пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться) . 2. Нюхать вещества и растворы нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть едкими и обжечь дыхательные пути) . 3.Выполнять указания воспитателя. как стакан, как перчатка… Вода жидкая, текучая. нет, не имеет.
Да имеет, вкус апельсина Ничем не пахнет, нет запаха
У детей находятся разные вещества Настя: сахарный песок. Артём: соль Арина: мука Оля: масло растительное Кирилл: рисовая крупа Нина: гуашь красного цвета. Настя: Сахар растворился в воде. Артём: соль растворилась в воде Арина: мука растворилась в воде, но вода остается мутной. Нина: гуашь красного цвета растворилась в воде и изменила ее цвет. Вода стала красного цвета. Оля: масло растительное не растворилось в воде, растекается пленкой по поверхности Кирилл: рис не растворился в воде прыжки на месте ладошки лодочкой, показать, как мы пьем воду руки внизу, ладошки в стороны покачиваемся улыбаемся ладошки вверх движения ладошками повернулись друг к другу кружимся нет, она грязная. вода очищается да да не очень нет, не осталось следов на фильтре нет нет, фильтр изменил цвет, стал красный и отфильтрованная вода цвет не изменила 1.Не бросать мусор в водоёмы. 2. Не тратить воду зря. 3.Закрывать кран после пользования. 4. Строить очистные сооружения. |
III Заключительная часть | |
Дети-капельки, возвращайтесь все ко мне и расскажите, что вы делали? Капельки, чем вы занимались в гостях у Синей Капельки? - Капельки, чем вы занимались в гостях у Желтой Капельки? Капельки, чем вы занимались в гостях у Зеленой Капельки? Капельки, чем вы занимались у Красной Капельки? Капельки, чем вы занимались у Оранжевой Капельки? -Молодцы, ребята. Вы все сегодня активно работали, на память я хочу вам подарить необычные игрушки. Если их положить в воду, они начинают расти! Дома вы проведете эксперимент и увидите, что произойдет! До новых встреч! | Мы познакомились со свойствами воды, учились очищать воду. Мы смогли помочь Раку найти друзей (показывают работы) . Мы помогли морским обитателям вернуться в свой родной дом. Мы построили кораблики и пустили их в плавание. Мы слушали сказку « Два ручья». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по здоровому образу жизни с детьми старшей группы. Тема: « Всегда и везде вечная слава воде»
Цель: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Задачи: привитие культурно-гигиенических навыков поведения; обучение детей умению самостоятел...
Занятие по здоровому образу жизни на тему "Всегда и везде вечная слава воде" с детьми старшей группы
Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни....
"Всегда и везде вечная слава воде"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по здоровьесберегающей технологии...
Всегда и везде вечная слава воде
Конспект непосредственно образовательной деятельности«Всегда и везде вечная слава воде»! Канунова Зоя Алексеевна, воспитатель, МАДОУ № 350 города КазаниРеспублика Татарстан...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Всегда и везде — вечная слава воде!»
. Ознакомление детей со свойствами воды....
Конспект НОД на тему: «Всегда и везде - вечная слава воде!»
Цели: 1. Закрепить знания о местах использования воды.2. Познакомиться со свойствами воды.3. Формировать бережного отношения к воде, как к в...
Сценарий викторины "Всегда и везде вечная слава воде"
В рамках сетевого взаимодействия было проведено это мероприятие и думаю что это было очень интересно....