«Использование физических упражнений для оздоровления дошкольников».
методическая разработка на тему

Скочилова Наталья Тарасовна

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

                             

Круглый стол

Выступление старшего воспитателя Скочиловой Н. Т.

Тема: «Использование физических упражнений для оздоровления    дошкольников».

                                       

                                           

                                                     

                                                           

ПЛАН

1.        Здоровьесбережение и здоровьеукрепление — приоритетные
направления в работе с детьми дошкольного возраста.

2.        Оздоровительное значение физических упражнений.
2.1.Упражнения для профилактики плоскостопия.

2.2.Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки.

2.3.Глазодвигательная гимнастика.

2.4.Гимнастика маленьких волшебников.

2.5.Самомассаж и массаж для профилактики заболеваний.

2.6.Упражнения и комплексы для развития моторики рук.

Здоровьесбережение и здоровьеукрепление — приоритетные
направления в работе с детьми дошкольного возраста.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она  регламентируется  и  обеспечивается  такими нормативно-правовыми  документами,  как  законы РФ «Об образовании»  «О  санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах  по  обеспечению  здоровья  населения  Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений  государственной  социальной  политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны  помогать  достичь  определенных  результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. «Актуальной  задачей физического  воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных  средств  совершенствования  развития  двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.  Поскольку  физическое  здоровье  образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и  узкопедагогическим  мероприятиям.  Оздоровительную направленность должна иметь вся организация  жизнедеятельности  ребенка  в  дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших  положений Концепции,  связанных  с  охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск  новых  технологий  физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. В последние годы были разработаны здоровьесберегающие технологии, цель которых это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего пространства с обязательным использованием педагогами здоровьесберегающих технологий.

Любой педагог может использовать в своей работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:

1. Обстановка и гигиенические условия в помещениях должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Однообразность занятий утомляет ребят. Частая же смена одной деятельности другой потребует дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. Следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих детей.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

8. В занятия следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Использование таких несложных приемов должно принести свои плоды. Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид детей.

Дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь свое здоровье и почему это так важно.

              Оздоровительное значение физических упражнений.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены. Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются в процессе воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкульт-минутках, на детских праздниках.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для руки плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста должна осуществляться медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов исследования. На основе результатов диагностики формируются рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад.. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб  позвоночника. Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не сильно и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

-  Своевременное правильное питание;

-  Свежий воздух;

-  Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

-  Оптимальная освещённость;

-  Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

-  Привычка правильно сидеть за столом;

-  Расслаблять мышцы тела;

-  Следить за собственной походкой.

  Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

-  Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

-  Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

-  Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

-  Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Глазодвигательная гимнастика.

Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. И.М. Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Упражнения из «гимнастики для  глаз» помогают  снять  напряжение,  тренировать  мышцы  глаз. Регулярная  тренировка  очень  важна  для  сохранения  и  улучшения  зрения,  профилактики  близорукости и  других  заболеваний  глаз. Гимнастика  для глаз имеет многоцелевое назначение – она обеспечивает  улучшение  кровоснабжения  тканей  глаза, повышает  силу,  эластичность  и  тонус  глазных мышц  и  глазодвигательных  нервов,  укрепляет мышцы  век,  снимает  переутомление  зрительного аппарата,  развивает  способность  к  концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию  движений  глаз  при  периферийном  обзоре, повышает способность зрительного восприятия и  оценки  объектов  окружающего  пространства, корректирует  функциональные  дефекты  зрения.. Состояние  зрительной  функции  в  значительной степени  влияет на  психическую  работоспособность и общее самочувствие.    

                            Глазодвигательные упражнения:

Исходное положение – лежа, сидя или стоя. Голова фиксирована, глаза смотрят прямо перед собой.

Упражнение №1. 

Необходимо отработать движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); а также сведение глаз к центру. Каждое из движений выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Оно совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания детей рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки, свечи, фонарики и т.д. В начале освоения этих упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения детей, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

В том случае, если дети уверенно выполняют движения глазами, можно постепенно усложнять упражнения и выполнять их: а) с плотно сжатыми челюстями; б) с открытым ртом; в) с легко прикушенным языком; г) совмещать с дыханием ли движениями языком.

Упражнение №2.

- Глаза вправо - глубокий вдох - пауза (задержка дыхания и движения глаз – 2 сек.) - глаза в исходное положение – пассивный выдох - пауза.

- Глаза влево - вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох - пауза.

- Глаза вверх – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох - пауза.

- Глаза вниз – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох - пауза.

Упражнение 3.

- Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

- Глаза и язык влево – вдох – пауза - глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

- Глаза и язык вверх – вдох – пауза - глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

- Глаза и язык вниз – вдох – пауза - глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

Упражнение 4.

- Глаза влево, язык вправо – вдох – пауза - глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

- Глаза вправо, язык влево – вдох – пауза - глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

- Глаза вниз, язык вверх – вдох – пауза - глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

- Глаза вверх, язык вниз – вдох – пауза - глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза

Гимнастика маленьких волшебников.

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру "Скульптор". В ней, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно дать возможность ребенку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только "руками любви", так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. У него появляется доверие к создателю образа - внутреннему Я.

Данная игра является фрагментом авторского комплекса "Гимнастика маленьких волшебников", включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем.

Точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

При проведении "Гимнастики маленьких волшебников" происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения известного метода Шиацу, ребенок здесь не просто "работает" - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Самомассаж и массаж для профилактики заболеваний.

Массаж - научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (то есть близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы, как профилактики, так и лечения различных заболеваний, это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.                                                                                  Организм ребёнка находится в состоянии развития, роста, постоянного изменения, любое воздействие, будь то условия жизни, питание, игры, занятия физкультурой, массаж, медицинские мероприятия (процедуры, лекарства) оказывают на него гораздо большее влияние, чем на организм взрослого, уже сформировавшегося человека.

Ребёнок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьёзный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья.

Детский массаж выделяется, как особый вид массажа, так как способствует не только оздоровлению или лечению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию.

     Массажные приёмы, в зависимости от их характера, силы и продолжительности, меняют состояние коры головного мозга, причём действие массажа тем сильнее, чем младше ребёнок.

Для большей эффективности массаж применяют в сочетании с гимнастическими упражнениями, которые выполняются во время процедуры или непосредственно после неё, однако не следует утомлять ребёнка слишком сложными или продолжительными упражнениями так как массаж сам по себе является некоторой нагрузкой на организм.                                                                  Важной особенностью детского массажа является осторожность в выборе приёмов, применяются все приёмы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, лёгкие ударные приёмы- всё это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребёнку неприятных ощущений.                                                                   В зависимости от цели массаж может быть тонизирующий или расслабляющий, тонизирующий массаж проводится в более быстром темпе, применяются все основные приёмы, но растирание и разминание выполняются более энергично, больше используется ударных приёмов. Расслабляющий массаж отличается плавностью и равномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций (например, потряхивания), растирание и разминание более медленное и глубокое, ударных приёмов меньше. В любом случае массаж должен быть безболезненным, это, пожалуй, главное отличие детского массажа от взрослого, где допускаются некоторые болезненные воздействия (многие взрослые считают безболезненный массаж слишком слабым и, значит, неэффективным).

Правильно проведённый массаж полезен всем, и повредить им практически невозможно. Показания к массажу очень широки, особенно в детской практике, где он является одним из основных методов лечения или входит в комплекс лечебных мер при самых разнообразных заболеваниях.

Особое внимание уделяется массажу при лечении заболеваний или нарушений развития нервной системы как периферической, так и центральной.

Нервная система первая воспринимает действие массажа, т.к. в коже находится огромное количество нервных окончаний. Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность внутренних органов.

Особую роль в приобщении детей к здоровому образу жизни играет самомассаж, правильная организация и проведение которого помогут ребенку правильно осознать свой организм и укрепить свое здоровье.                                                                                          Самомассаж проводят не только индивидуально, но и с группой детей одновременно. Его можно использовать многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты. Приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Перед проведением самомассажа дети должны принять спокойную расслабленную позу. Проведение движений возможно под специально подобранную музыку в медленном темпе или под стихотворный текст. У ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения должны приносить удовольствие.

Например: Самомассаж мышц головы и шеи

    1. «Я - хороший» Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

    2. «Наденем шапочку» Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Упражнения и комплексы для развития моторики рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т.к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех-четырех лет нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, “Сорока”), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.д.

Один из выдающихся педагогов двадцатого столетия В.А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на  кончиках пальцев ». Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него  достаточно развиты память, внимание, связная речь.                                   Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.).

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения:

1. игры с пальчиками, сопровождающие стишками и потешками;

2. специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук – пальчиковая гимнастика;

3. Игры и действия с игрушками и предметами:                                                            - раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д.;                                          - нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц;

- игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.

4. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д.).

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3 – 5 минут ежедневно в детском саду и дома:

Упражнения для пальчиковой гимнастики:                                                                      (выполняются  сидя или стоя).

1.Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз);

- ладонями вверх;

- ладонями вниз;

- обеих  рук одновременно;

- правой и левой по очереди;

2. Вращение кистями рук (по 10 раз):

- в правую,  затем в левую сторону;

- вовнутрь (обеими кистями);

- наружу (обеими кистями );

3.Чередование выгибания  и прогибания кистей рук (по 10 – 15 раз);

- одновременно;

- правой, левой по очереди;

4. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»                     (по 10 – 15 раз):

- пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;

- пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;

- то же одновременно двумя руками;

- пальцы правой руки – с соответствующими пальцами левой.

Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются.

5. « Щелчки »  (по 10 раз).

6. « Коготки » - сильное полусгибание и разгибание пальцев

(по 10 – 20 раз).

7. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз);

- правой руки;

- левой руки;

- обеих рук одновременно, сначала начиная с большого, затем начиная с мизинца.

8.« Ножницы » - разведение пальцев в стороны (по 10 раз):

- правой, затем левой руки;

- обеих рук одновременно;

- соединив ладони вместе.

9. Упражнение « Замок » – ладони вместе, пальцы переплетены (по 10 – 20 раз):

- сдавливание ладоней с силой;

- вращение (поворот вправо – влево);

- наклоны вправо – влево – сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;

- разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев.

10. « Солнечные лучи » - руки в « Замке » подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.

11. Упражнение с сомкнутыми ладонями (по 5 – 10 раз):

- сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо – влево, преодолевая сопротивление;

- движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед – назад;

- сомкнутые ладони вытянуты вперед – разведение кистей в стороны, не размыкая запястий.

12. Сомкнутые ладони подняты вверх разведение кистей в стороны, не размыкая запястий – « Цветок ».

13. Потряхивание расслабленными кистями:

- руки вверх;

- руки в стороны;

- руки сомкнуты в локтях, кисти опущены вниз.                                             Приведенные выше упражнения для пальчиковой гимнастики выполняются в режимные моменты и на прогулке.

Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, обычно включаются в структуру проводимых занятий:

Например, занятие по развитию речи по лексической теме

«Фрукты» начинается с пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением. Или же это можно использовать как физминутку:

Мы делили апельсин

Много нас, а он один (покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец руки, остальные пальцы сжаты).

Эта долька для ежа (левая рука сжата в кулачок, мизинец отогнут),

Эта  долька для утят (отогнут средний палец),

Эта  долька для котят (отогнут указательный палец),

Эта долька для бобра (отогнут большой палец),

А для волка – кожура (ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы и погладить кожуру).

Он сердит на нас,  беда! (руки «разбегаются» по столу, стуча пальцами).

Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома – помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, мастерить различные поделки, принося радость себе и своим близким. Хорошо развитые пальцы – это развитая речь и мышление, это отсутствие проблемы обучения в первом и последующих классах.

        

                                            Список литературы:

1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Васичкин В.И. Детский массаж. – СПб.:  Невская книга, 2003.

3. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2004.

4. Гаврючина Л.В.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1года до 3 лет). - М.: 2001.

6. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления

(дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: ЛИНКА -

ПРЕСС, 2000.

7. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий /М.Н.кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2008.

8. Мартынов С.М. Нетрадиционные методы оздоровления часто болеющих

детей: Книга тля воспитателей д /с и родителей. — М.: 2002.

9. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей.

Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2001.

10. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у

дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для

воспитателей, логопедов и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д,

2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подвижной игры с использованием физических упражнений "Гуси-гуси" 2 младшая группа

Игра проводиться на участке, в плохую погоду , можно проводить в группе.Готовиться инвентарь самостоятельноМБДОУ «Детский сад» № 133 «Медвежонок» г. Рязань     Конспект  ...

Возможности использования здоровьеразвивающих физических упражнений в здоровьеформирующем физическом развития детей 5-6 лет.

Статья повествует об использовании в детском саду развивающих двигательных программ , разработанных в НП ЦЗСПТ г.Н.Новгорода,  в физического развития дошкольников....

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Презентация "Использование физических упражнений как средства формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возрастаЦЕЛЬ    ИССЛЕДОВАНИЯ: Раскрыть влияние физических упражнений для формирования правильной осанки у детей ...

Исследование на тему «Использование физических упражнений как средство формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста»

Исследование о том, как систематическое выполнение физических упражнений влияет на  формирование правильной осанки у детей....

Методические рекомендации для эффективного использования физических упражнений

Методические положения для выбора и определения последовательности упражнений.При построении комплексов исходят из педагогических задач учитывают особенности возраста, физическую подготовленность орга...