Специфика использования физических упражнений для физической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
учебно-методический материал
подготовка детей к школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специфика использования физических упражнений для физической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Согласно толковому словарю Ушакова средство - это прием действий для достижения чего-нибудь[14. c. 456]. А в словаре Ожегова средства - способ действия для достижения чего-либо.
Рассмотрим средства физической готовности ребенка к обучению в школе. При изучении данного вопроса за основу исследования были взяты средства физического воспитания в ДОУ. Таким образом, основным специфическим средством физической готовности к школе являются физические упражнения, а вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Физические упражнения - это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Слово физическое, отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения.
В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений. Рассмотрим некоторые из них.
1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в
обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.
Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.
В системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:
во-первых, обеспечить разностороннее физическое воспитание человека;
во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;
в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни - от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.
Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:
1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);
2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);
3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);
4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.
В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность и на подготовку детей к обучению в школе. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств ребенка, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья [8. c. 211-212].
Образовательная роль физических упражнений заложена в законах движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, дети учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать за коны движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает ребенок, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.
Влияние на личность физических упражнений требует зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, ребенок вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).
Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.
Содержание и форма физических упражнений тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.
Специфика использования физических упражнений с целью подготовки детей к обучению детей к школе.
В целях правильного отбора физических упражнений для детей дошкольного возраста необходим всесторонний анализ их влияния на организм, а также учет особенностей детей каждой возрастной группы.
При выборе упражнений основное внимание уделяется общему физиологическому эффекту, вызываемому данным упражнением.
При этом следует считаться со специфическими особенностями детей в отдельные возрастные периоды.
К полезным упражнениям, оказывающим полезное влияние на организм ребенка, относятся упражнения динамического характера. Они вызывают интенсивную работу мышц и в связи с этим всего организма.
При динамической работе происходит попеременное напряжение и расслабление мышц, сопровождаемое движением в суставах (например, ходьба, бег, прямые боковые наклоны, выпрямление и др.).
Такие упражнения вызывают усиленную циркуляцию крови, что способствует поступлению в организм питательных веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов, кислорода), а это усиливает сложные окислительные процессы, улучшает питание мышечной, покровной, почечной и других тканей.
Интенсивная работа мышц усиливает восстановительные процессы в организме, а это в свою очередь благоприятствует укреплению и росту силы мышц и развитию скелета.
В целях гармоничного физического развития и формирования правильных пропорций тела ребенка необходимы физические упражнения, оказывающие равномерное влияние на развитие всех мышечных групп.
Поэтому при подборе физических упражнений нужно предусматривать разнообразие движений. Равномерное развитие мышц, а тема самым и костного аппарата, и создает условия для развития правильных пропорций тела. Упражнения при этом должны выполняться правой и левой руками и ногами, с наклонами и вращением туловища вправо и влево: аналогично этому выполняются все общеразвивающие упражнения с предметами – мячом, флажками, палками и т.п.
Одной из характерных возрастных особенностей дошкольников является неустойчивость внимания. Поэтому в процессе занятий с детьми необходимо разнообразить движения и менять их по характеру. При смене характера упражнений раздражения возникают в различных участках двигательной области, и это соответствует закономерному явлению чередования процессов возбуждения и торможения. Подбор разнообразных физических упражнений сохраняет работоспособность нервной системы, что практически выражается у ребенка в сохранении внимания.
Известно, что у детей дошкольного возраста способность к работе мышц невелика и утомление возникает очень быстро. Утомление мышц зависит не только орт количества проделанных движений, но и от характера их выполнений. Упражнения статического характера и отличаются большим напряжением мышц.
Статические усилия вызывают более быстрое утомление, чем динамическая работа мышц. Основная причина утомления заключается в уменьшении кровоснабжения мышц, участвующих в данном статическом усилии, уменьшении снабжения кислорода, накопление молочной кислоты и других продуктов обмена.
Для дошкольников противопоказаны и некоторые силовые упражнения, требующие большой мышечной силы, несоответствующие возрастным особенностям ребенка (например, перетягивание, одностороннее ношение тяжестей и т.п.).
Вспомогательными средствами подготовки детей к школе являются оздоровительные силы природы, которые оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности ребенка.
В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:
1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают нищую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).
При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
Немаловажную роль в организации физических упражнений играют гигиенические факторы.
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Резюмируя вышесказанное, средства физической готовности к школе являются немаловажными способами формирования успешной физической готовности к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания».
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О.Фи...
«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания»
Исследование проводилось на базе МДОУ «Ягодка» города Лабытнанги ЯНАО в течение двух учебных годов (2010-2012г.г.). В исследовании принимало участие 1 группа дошкольников (сначала он...
Опыт использования интерактивной доски (MIMIO) в аспекте подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, э...
Проблема физической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Подготовка детей к школе...
Использование ИКТ при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А ...
«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания»
Вопросу готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе в современной системе образования уделяется огромное внимание. Во многом это определенно многокомпонентностью данного понятия. Все эл...
Использование межполушарных досок при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
НаучНаучные исследования в области нейропсихологии показали, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие лев...