ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Работа дошкольных образовательных учреждений в области здоровьесбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minasyan.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа дошкольных образовательных учреждений в области здоровьесбережения является приоритетным направлением в деятельности всего педагогического коллектива. Предпосылки этого направления обусловлены несколькими факторами. Во-первых, специфическими причинами ухудшения здоровья детей предшкольного возраста, а именно: введением в образовательный процесс дошкольного учреждения школьных форм обучения; вытеснением игры как основного вида деятельности и развития личности ребенка предшкольного возраста; недостаточным вниманием к проблемам эмоционального развития детей и др. Во-вторых, неблагополучным психосоматическим статусом детей предшкольного возраста, вызванным объективными условиями нашей жизни.
В связи с этим процесс формирования здоровья и здорового образа жизни детей предшкольного возраста мы рассматриваем как систему комплексных интегративных воздействий педагогов образовательного учреждения всех специальностей, направленных на оптимизацию ресурсных возможностей в физическом, психическом и социальном развитой личности ребенка.
Вся работа по данному направлению строится на определенных принципах:
Первый принцип – системность. Имеется в ввиду превращение комплекса воспитательно-образовательных мер в единую логически обоснованную систему.
Второй принцип – профессиональная компетентность Качественной характеристикой профессиональной компетентности является личная готовность педагогов к работе по данному направлению, наличие знаний о развитии потенциалов здоровья и здорового образа жизни и их применение.
Третий принцип – гуманизация отношений. Чуткое и внимательное отношение к личным чувствам и эмоциям каждого ребенка. Педагогическое общение должно быть направлено на эффективность обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического микроклимата в группе.
Четвертый принцип – индивидуализации. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Создание максимальных возможностей для индивидуализации ребенка и формирования адекватного восприятия себя самого, своих сил, возможностей, стремлений, желаний
Пятый принцип – бинарность взаимодействия. Активность воспитанника в познании себя и активность взрослых в помощи ребенку.
Шестой принцип – гарантия безопасности. (Хартия прав человека, Конвенция о защите прав ребенка). По формуле: не навредить ни действием, ни бездействием.
Седьмой принцип – единства требований. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в ворсах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
Основным условием деятельности педагогов в работе с детьми предшкольного возраста выступает организация здоровьесберегающей среды, под которой мы понимаем следующее:
- реализацию личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
- регламентацию режимов жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении с учетом индивидуальных возможностей организма;
- подобранные в соответствии с возрастной физиологией двигательные режимы;
- партнерский стиль педагогического общения;
- организацию системы повышения квалификации работников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
- обеспечение должных санитарно-гигиенических условий;
- создание мотивации, обучение и привитие навыков ЗОЖ у всех субъектов образовательного процесса;
- организацию систем оздоровительных и коррекционных мероприятий по сохранению здоровья детей (ЛФК, оздоровительная гимнастика, массаж, закаливание, фитотерапия и т.д.);
- работу с семьей по формированию грамотности родителей в вопросах укрепления здоровья и развития детей.
Особая роль в организации педагогического процесса здоровьесберегающей направленности в ДОУ принадлежит педагогу как носителю определенных качеств личности, культуры и профессионализма. Личность педагога является ключевым фактором развития современного ДОУ, поскольку создает условия не только способствующие повышению адаптационных возможностей детей предшкольного возраста, но и обеспечивает развивающую и здоровьесберегающую среду, как необходимое условие для успешного воспитания и обучения детей, для удовлетворения познавательных и жизненных потребностей каждого ребенка.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения рассматривается нами с нескольких позиций:
- осведомленность педагогов в вопросах связанных с сохранением и укреплением здоровья детей предшкольного возраста, позволяющая влиять на факторы определяющие состояние здоровья;
- способность формировать личность ребенка предшкольного возраста с учетом предписаний и ограничений к организации воспитательно-образовательного процесса;
- реализация личных инициатив, привлечение личностного опыта при решении профессиональных задач;
- отношение к проблемам здоровья самих педагогов.
К содержательной стороне компетентности педагогов в области здоровьесбережения относится следующие показатели:
1. Профессиональные знания педагога: теоретические – знание принципов, содержания и форм работы в области здоровьесбережения; методические – знание основ методики формирования здорового образа жизни; технологические - знание педагогических оздоровительных технологий;
2. Профессиональные умения и качества педагога: способность грамотно осуществлять взаимодействие с детьми с целью достижения определенного педагогического результата и реализации знаний;
3. Коммуникативная культура педагога: умение конструировать предстоящее общение с детьми, вступать в контакт с каждым ребенком и подгруппой детей, умение организовывать общение не «от себя», а «от детей»;
4. Личностно-педагогическая саморегуляция: способность к самоконтролю и самодисциплине, иметь чувство юмора, хорошее настроение, обладать выдержкой и терпением, готовность к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Таким образом, организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности педагогов в работе с детьми предшкольного возраста способствуют:
- повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей предшкольного возраста;
- формированию потребностно-мотивационной сферы детей предшкольного возраста в области формирования здорового образа жизни;
- согласованию действий субъектов образовательного процесса ДОУ;
- устранению факторов риска, замедляющих развитие детей и повышение адаптационных возможностей организма ребенка к неблагоприятным условиям окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методическая разработка по организации здоровьесберегающей деятельности педагогов в работе с детьми предшкольного возраста....
Интерактивные формы и методы работы с детьми предшкольного возраста
Интерактивные методы являются надёжным способом достижения успеха, позволяют управлять коммуникативными процессами, воздействовать на процесс принятия решений и обучения через практику ...
Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста
Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...
Словарная работа с детьми предшкольного возраста
Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей предшкольного возраста...
Мастер - класс для педагогов на тему: Здоровьесберегающие технологии - нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста.
Мастер - класс "Удивительные камешки МАРБЛС"...
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста...
Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» «Дышите на здоровье!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29247202","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29247235","attributes":{"alt":"","class"...