Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» «Дышите на здоровье!»
план-конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №81 «Мальвина»

Конспект мастер - класса для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе

с детьми дошкольного возраста»

«Дышите на здоровье!»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Вводная часть: приветствие.

Ведущий: Мэри Поппинс –Нартдинова А.Ф

Миминесса – КомяковаЛ.Г.

Разбойница – Амаханова Р.М.

Баба-Яга – Петухова И.С.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь нам?  (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь нам?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (Нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе» 

Ход мастера класс:

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционной работы.

Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов в коррекционной работе.

В нашей работе мы активно используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, Су - Джок - терапию, дыхательную гимнастику, мимику и жесты, и многое другое.Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

И нам бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Будем рады, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

А теперь приглашаю моих помощниц - разбойницу с большой дороги и миминессу.  (Входят разбойница и миминесса).

Они будут мне помогать сегодня проводить мастер – класс.  

Неотъемлемой и очень важной частью логопедическойработы является артикуляционная гимнастика.

Основные цели:

-выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков)

-тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса

-формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка

Задачи:

-сформировать правильную артикуляцию фонем

-укрепить постановку звука в слогах и словах

-усовершенствовать навыки постановки звука с помощью упражнений на подвижность органов речи

 Регулярное выполнение помогает: 
 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов; 

 Итак, под бурные аплодисменты встречайте магистр, гуру, мастер, профи, специалист, умелец, эксперт одним словом профессионал в своем деле – огонь баба - БАБААА-ЯГА!!! С Артикуляционной гимнастикой БАБКА-ЕЖКА.

 Разминка «бабка – ежка»

-Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось.

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

 -Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

-Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

-Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

-Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

-Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

-Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует, прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Задание для педагогов

У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 команде

Сбил, сколотил –

вот колесо.

Сел да поехал.

Ах, хорошо!

Оглянулся назад –

одни спицы лежат.

2 команде

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Следующий метод, с которым мы вас познакомим, Су - Джок терапия.

Цель массажа: воздействие на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Спасибо, молодцы, у вас получилось.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.

Задачи:

-учить детей прислушиваться к своему дыханию

-учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения

-учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении.

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Хотим вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмамдыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениями и без.  Мы предлагаем один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми дошкольного возраста.

«Веселые дорожки», «Попади в стаканчик», «Фокусник», «Шарик в стакане»

Оборудование: трубочки, лего конструктор, мячи для пейнтбола, стаканчик, файлы, разноцветные листья (конфетти), перо или вата, шары.

 Мастер- класс для педагогов по изготовлению тренажера «Волшебный листопад».

Одной из форм в коррекционной работе является упражнения для развития мимики и жестикуляции.

Цель:

- формирование знаний и умений у детей передавать свои эмоции и различать определенные эмоциональные состояния окружающих детей посредством невербального общения.

Задачи:

- помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты являются дополнительными средствами выразительности устной речи;

- показать роль мимики и жестов в общении;

- развивать умение детей понимать язык мимики и жестов других людей; передавать настроение и информацию невербальными сигналами.

-дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей;

-развивать навыки общения, дружеского отношения в коллективе;

-развивать умение договариваться при помощи жестов и движений;

- развивать познавательный интерес;

- формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой);

- воспитывать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя.

-А сейчас выступает мименесса со своей пантомимой «мимики и жесты»

«Немое кино».

Ход: участники становятся в круг. Педагог превращается в телевизор, у которого нет звука. Он показывает жестами и мимикой, а участники должны догадаться. Н/Р: приветствие, прощание, приглашение, слушание музыки, похвала, раздражение, страх.

«Психогимнастика».

Ход: участники предлагается улыбнуться, как весёлый ребёнок, солнышко, добрая птица, весенняя радуга. Позлиться, как дракон, чудовище, Бармалей, сердитый мальчик.

«Через стекло»

Ход: участники делятся на две группы: одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая группа отгадывает.

«Представьте себе»

Ход: “У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно        горькое.        Вы        берете        второе        яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете–сладкое”.

Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах,какая прелесть!

Участники ведут сравнительный анализ выполненных упражнений и дают друг другу качественную оценку

«Красим забор»

Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

Красит забор (кисточка–это ваша кисть руки)

Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)

Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»)

Гребет на веслах

Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)

«Крокодил»

Задания:

  • Показать гордого человека;
  • старика;
  • сонногочеловека,
  • человека,которыйпочувствовалнеприятныйзапах;
  • человека,которыйестчто-товкусное;
  • человека,который что-тонерасслышал;
  • человека,которыйкого-топодзываетпальцем;
  • человека,который качаетголовойвзнакотрицания;

-примеркашляпы;

  • чтениегазеты;
  • разговорпотелефону;
  • чисткаобуви;
  • вязаниеспицами;
  • прогулкас собакойнаповодке.
  • солнечныйсветслепитглаза;
  • наулицемороз;
  • разболелсяживот;
  • кто-тослучайнонаступилнаногу;
  • пошёлсродителямигулятьислучайнопотерялся.
  • каквычиститезубы;
  • каквыстучите вдверь;
  • каквыпоказываетекому-то«Стоять!»;
  • каквыпоказываетекому-то«Пошлисомной!»;
  • каквыругаетебалующегосяребёнка;
  • каквыпрощаетесь;
  • каквынадуваетевоздушныйшар;
  • каквырасчёсываетесь;
  • каквывдеваетевиголкунить;
  • каквыпосылаетекому-товоздушныйпоцелуй.

Одной из форм в коррекционной работе является проговаривания скороговорок.

Цель: развитие длительного непрерывного речевого выдоха; активизация губных мышц.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

И в завершении мастер – класса мы предлагаем вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А нам остаётся только поблагодарить вас за внимание и за работу.

-Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста...

Проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »

Наш проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »  ориентирован  на решение одной главной проблемы: укреплени...

Мастер – класс для педагогов «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»

Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения....