Словарная работа с детьми предшкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей предшкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota_s_detmi_predshkolnogo_vozrasta.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарная работа с детьми предшкольного возраста
В подготовительной группе продолжается решение задач по обогащению, закреплению и активизации словаря. Широко ведется работа над уточнением понимания значения известных, близких или противоположных (синонимы и антонимы) слов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.
Игровое упражнение «Это правда или нет?»
Цель: находить неточности в стихотворном тексте.
Часть первая
— Послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?»
Вы должны заметить, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей.
— Быстро дайте мне ответ — это правда или нет?
Часть вторая
— Послушайте, как говорили другие дети. Подумайте, можно ли так сказать и скажите, как надо сказать правильно.
«Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика, один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяют- ся»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».
— А сейчас придумайте небылицы или путаницы. Другие дети будут их распутывать.
Мини-занятие «Найди другое слово»
Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.
Часть первая
— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)
Часть вторая
— Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).
Часть третья
— Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» — значит, сильный, стойкий человек.
— Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» встречались вам в сказках? В каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
— Придумайте предложения со словом «крепкий».
— Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.
Часть четвертая
— Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу, можете брать слова, которые мы только что называли.
Мини-занятие «Назови одним словом»
Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.
Часть первая
— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, и наконец решил! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Труд- ная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые?
Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучитель ное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что- то), тяжелое наказание (суровое).
— Как вы понимаете выражения «трудная работа»? (Эта работа требует большого труда.) «Трудный день»? (Нелегкий.) «Трудный ребенок»? (Непослушный.)
— Какие еще выражения со словом «трудный» вы слышали?
Часть вторая
— Послушайте стихотворение Е.Серовой «Подскажи сло- вечко».
Вы будете мне подсказывать нужные слова.
Гладко, плавно лился стих Вдруг споткнулся и притих. Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает.
Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко.
Говорю я брату: — Ох!
С неба сыплется горох!
— Вот чудак! — смеется брат, — Твой горох ведь это... (град). От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит... (тень).
Часть третья
— Придумайте рассказ, чтобы в нем были такие слова большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малюсенький; бежит, мчится, несется; идет, плетется, тащится.
Мини-занятие «Придумай рассказ»
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и вы- ражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение и переносить их в связное высказывание.
— Закончите фразу:
1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).
3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).
4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы. а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).
— Объясните, как вы понимаете эти выражения: «дождь озорни- чал»; «лес дремлет»; «дом растет»; «ручьи бегут»; «песня льется»?
— Как сказать по-другому: «злая зима» (очень холодная); «колючий ветер» (резкий); «легкий ветерок» (прохладный); «золотые руки» (все умеют делать красиво); «золотые волосы» (красивые, блестящие).
— Где вам встречалось выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому в сказках относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, Баба Яга.)
— Придумайте складное окончание к фразам:
Медвежонок, где гулял? — (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? — (По малину в лес ходили. На полянке мы бродили.)
Медвежонок мед искал — (и братишку потерял).
— Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом
почитаем папе (бабушке, сестре).
Мини-занятие «Скажи точнее»
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
Часть первая
— Послушайте, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, вы будете мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
«Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер гово- рит: «Я самый главный!»
— Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный.)
«Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!»
— Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) «Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?»
— Какой ветерочек? (Легкий. нежный, приятный, ласковый.) «Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили
они силой померяться. Подул ветер».
— Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к
земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.)
«Подул ветер-ветрище».
— Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно
несся).
— Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались,
трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.)
«И вот подул ветерок».
— Как он дул? (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озор-
ничал, раскачивал веточки).
— Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички
запели, стало прохладно и приятно.)
Часть вторая
— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (братьями, сопер- никами, друзьями, товарищами). Что могут они делать? (дружить, меряться силой, спорить, разговаривать).
Эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Если ре- бенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития, и он хорошо подготовлен к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Словарная работа с детьми дошкольного возраста"
"Словарная работа с детьми дошкольного возраста...
Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач....
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование реч...
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа дошкольных образовательных учреждений в области здоровьесбережения....
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методическая разработка по организации здоровьесберегающей деятельности педагогов в работе с детьми предшкольного возраста....
Интерактивные формы и методы работы с детьми предшкольного возраста
Интерактивные методы являются надёжным способом достижения успеха, позволяют управлять коммуникативными процессами, воздействовать на процесс принятия решений и обучения через практику ...
Методы словарной работы с детьми дошкольного возраста .
Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению, это связано в первую очередь...