статья «Значение, приоритеты. Совместная деятельность специалистов по физической культуре и педагога – психолога в дошкольной образовательной среде»
статья на тему
В данной статье рассматривается взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога- психолога в ДОО. Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, что в науке и практике накоплен серьёзный потенциал, позволяющий повысить уровень развития психических и физических показателей развития при взаимодействии инструктора по физической культуре и педагога-психолога. Существенной стороной влияния физических упражнений на организм ребёнка является повышение эмоционального тонуса. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение, приоритеты.
Совместная деятельность специалистов по физической культуре и педагога – психолога
в дошкольной образовательной среде».
Достижение положительных результатов в развитии личности здорового ребёнка может быть лишь в том случае, если за время его пребывания в дошкольной организации осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию через педагогическое взаимодействие педагогов и специалистов. В данной статье рассмотрим взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога- психолога.
Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, что в науке накоплен серьёзный потенциал, позволяющий повысить уровень развития психических показателей при взаимодействии педагога-психолога и руководителя физической культуры. Работа психолога включает анализ и психологизацию педагогического процесса, организацию взаимодействия взрослых и детей, а также индивидуальную работу с детьми. Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движения в процессе развития растущего организма.
Существенной стороной влияния физических упражнений на организм ребёнка является повышение эмоционального тонуса. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Во время двигательной деятельности у ребёнка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Инструктору по физической культуре необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм ребёнка, то есть совмещать физическое и психическое развитие. Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Комплексное психолого-педагогическое воздействие на детей дошкольного возраста во время физкультурных занятий и в самостоятельной двигательной деятельности строится на основе ряда принципов. Наряду с общепринятыми принципами: систематичности и последовательности, дифференцированного и индивидуального подходов, доступности, первостепенное значение имеют онтогенетический и деятельностный принципы.
- Онтогенетический принцип предполагает учет возрастных психофизиологических особенностей детей, характера имеющегося нарушения. Направляет коррекционное воздействие на устранение или сглаживание, коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности.
- Деятельностный принцип подразумевает проведение работы с ребенком в совместной с ним деятельности через взаимодействие и сотрудничество.
Двигательные нарушения сопровождаются эмоциональными расстройствами, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения.
Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при переутомлении.
Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования у детей различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания.
В работе в условиях дошкольной образовательной организации детскому психологу необходимо соотносить свои действия с основными направлениями психофизического развития дошкольников. В этом возрасте особенно важно развитие и активизация познавательных и других равнонаправленных характеристик восприятия ребенком мира.
Смыслом совместной деятельности в образовательной деятельности является сотрудничество со всеми специалистами дошкольной организации.
При современном состоянии образовательного пространства ДОО проявляется особенность: каждый педагог выполняет задачи по единому годовому плану, и это делает более согласованной общую деятельность специалистов.
Известно, что психическое и физическое начало в человеке очень взаимосвязаны.
Развитие движений ребёнка опосредованно оказывает влияние на развитие его психических процессов.
Достижение положительных результатов в развитии личности здорового ребёнка может быть лишь в том случае, если за время его пребывания в дошкольном учреждении осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию через
психолого -педагогическое взаимодействие узких специалистов.
В работе инструктора по физкультуре и педагога-психолога можно найти много точек соприкосновения по реализации задач и использованию методов и приемов:
развитие произвольности поведения, умение принимать роль проигравшего во время соревновательной деятельности детей, переключение внимания на совместную деятельность, где нет проигравших и победителей, эмоциональное развитие ребенка, а также доступные методы релаксации, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, психомоторная коррекция, и др., интеграционное взаимодействие. Взаимодействие в деятельности инструктора по физкультуре и педагога-психолога рассматривается, как эффективное условие психического и физического развития дошкольника в рамках интеграции образовательных областей.
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги - психологи, но и воспитатели, инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая индивидуальные психологические особенности и проблемы каждого ребенка.
Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с тревожностью и другими эмоциональными особенностями. Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.
Поэтому в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаются игры и упражнения, направленные на снятие психо - эмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.
Таким образом, рассматривая значение, приоритеты при организации совместной деятельности специалистов по физической культуре и педагога – психолога в дошкольной образовательной среде, необходимо создать определенную модель взаимодействия. Данная модель должна быть направлена на «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни».
Литература.
Дубровина И. В. «Психологическое здоровье детей и подростков» - М. , Академия, 2000
Лагутин А. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994. - № 7.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога-психолога в инновации образовательной среды ДОУ
ГАОУ ДПО Институт развития образованияРеспублики Башкортостан Межрегиональный Интернет –педсовет«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы об...
Взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога в социально-педагогической работе с гиперактивными детьми
Данная статья предлагает эффективные методы коррекции, которые достигаются при оптимальном взаимодействии педагога-психолога и инструктора по физической культуре....
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности инструктора по физической культуре и педагога-психолога «Путешествие в Африку» для детей и родителей подготовительной к школе группы
Помочь родителям ощутить радость, удовольствие от совместной с ребёнком двигательной деятельности и понять полезность "гимнастики вдвоём"; развивать у детей и совершенствовать у родителей пс...
Интегрированное занятия инструктора по физической культуре и педагога- психолога "Космическое путешествие"
Тематическое интегрированное занятие посвященное Дню космонавтики...
Интегрированное занятия инструктора по физической культуре и педагога- психолога "Космическое путешествие"
Тематическое интегрированное занятие посвященное Дню космонавтики...
«Микровзаимодействие инструктора по физической культуре с педагогом-психологом в процессе реализации ФГОС ДО».
Процесс взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогом-психологом в ДОУ . Осветить вопрос на что нацелено их взаимодействие....
Участие в РМО педагогов-психологов "Психологическая безопасность образовательной среды ДОО"
Представляла пособия и игры для создания психологического комфорта у дошкольников в условиях ДОУ"Изготовила папку-передвижку «СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРА...