Взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога в социально-педагогической работе с гиперактивными детьми
статья по физкультуре на тему
Данная статья предлагает эффективные методы коррекции, которые достигаются при оптимальном взаимодействии педагога-психолога и инструктора по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_voynovoy_e.i._kozlovoy_e.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Е.И. Войнова инструктор по физической культуре АНО ДО Планета детства «Лада» детский сад № 149 «Ёлочка», Тольятти (Россия)
Е.В. Козлова, педагог-психолог АНО ДО Планета детства «Лада» детский сад № 149 «Ёлочка», Тольятти (Россия)
За последние годы широкое распространение получила психологическая служба в системе детских дошкольных учреждений. Дошкольный педагог-психолог осуществляет свою деятельность в нескольких направлениях: работа с детьми, работа с родителями и работа с воспитателями и педагогами. Основная деятельность педагога-психолога в детском саду направлена на работу с детьми.
В последнее время в детских садах увеличилось число детей с «синдромом дефицита, нарушения внимания с гиперактивностью». В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита, нарушения внимания с гиперактивностью». Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются импульсивностью. Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре событий, так как они самые шумные.
Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:
- генетическая предрасположенность;
- биологические;
- социально-психологические.
Однако гиперактивныедети интеллектуально развиты, но им необычайно сложно сосредоточиться и организовать собственную деятельность. Гиперактивным детям свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.
В работе с гиперактивными детьми нужно чередовать различные виды двигательной активности в разнообразных образовательных областях.
Это необходимо учитывать для построения коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание со стороны взрослых. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком. В силу своих психологических особенностей такие дети не могут проявлять терпение. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.
У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например: спорт, который незаменим в работе с гиперактивными детьми.
В данной статье мы остановимся на работе инструктора по физической культуре и педагога – психолога.
Построение работы с гиперактивным ребенком должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” (1997, с. 4)Важное значение в комплексной коррекционно-развивающей работе можно отнести деятельности педагога-психолога и инструктора по физической культуре, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Как известно, в качестве коррекции поведения в условиях детского сада детям с гиперактивностью показана физическая культура, которая включает мероприятия, направленные на совершенствование качественной стороны движений, где основными задачами являются: улучшение двигательной координации, снижение гиперактивности, импульсивности, эмоциональности, повышение концентрации внимания и самоконтроля, восстановление поведенческих реакций.
По данным ряда исследований выявлено, что дети с синдромом нуждаются в большем высвобождении энергии, чем здоровые дети. Все эти данные необходимо учитывать при организации занятий физической культурой у детей с СДВГ.
Необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут быть показаны гиперактивным детям. Следует избегать игр, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления), а также видов спорта со статистической нагрузкой (силовое троеборье). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег "трусцой", плавание, лыжи, езда на велосипеде, туризм водный и пеший. Особое предпочтение следует отдавать длительному равномерному бегу, который благотворно влияет на психическое состояние, снимает напряженность, улучшает самочувствие. Альтернативой могут быть занятия в спортивной секции (3-4 раза в неделю). При ее выборе необходимо отдавать предпочтение легкоатлетическим групповым видам спорта, предусматривающим интенсивную динамическую нагрузку. При постоянной физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышается адаптивная приспособляемость организма.
Выработка останавливающих или замедляющих механизмов подкрепляется упражнениями под музыку, поэтому хорошо использовать на занятиях по физической культуре музыкальное сопровождение.
В связи с тем, что у детей с СДВГ наблюдается нарушение функции равновесия, необходимо выполнять упражнения для тренировки вестибулярного анализатора.
Подбирая подвижные и спортивные игры и упражнения для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. В первую очередь надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таблица №1 может стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.
Таблица № 1
Функция, на тренировку которой направлены игры | Индивидуальные | Групповые |
Внимание | "Найди отличие" "Запрещенное движение" | "Запрещенное движение" "Передай мяч" |
Контроль двигательной активности | "Разговор с руками" | "Море волнуется" |
Контроль импульсивности | "Говори!" "Съедобное-несъедобное" | "Съедобное-несъедобное" "Говори!" "Сиамские близнецы" "Слепой и поводырь" |
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.
Таблица № 2
Тренируемые функции | Игры |
Внимание и контроль импульсивности | "Кричалки — шепталки — молчалки" "Гвалт" |
Внимание и контроль двигательной активности | "Колпак мой треугольный" "Расставь посты" "Замри" |
Контроль импульсивности и контроль двигательной активности | "Час тишины и час "можно"" |
Систематические занятия физической культурой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, физическая культура оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно.
В первый год жизни ребенка используются рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные движения.
С целью:
- увеличить подвижность ребенка, научить его правильно ползать, ходить, бегать;
- развить вестибулярный аппарат;
- развить мануальные навыки (ручная ловкость).
Во второй год используются такие упражнения: ходьба, ползание и переползание, упражнения на равновесие и общеукрепляющие подвижные игры (15-20 минут), медленный бег. (Исключаются прыжки в глубину и выпрыгивание вверх с высокой амплитудой.)
С целью:
- усовершенствовать у ребенка навыки ходьбы по ровной гладкой поверхности;
- научить его плавно подниматься и спускаться по пересеченной местности;
- научить выполнять конкретные цели.
В третий год (первый кризис в индивидуальном развитии человека) используются в основном игровые упражнения, упражнения, направленные на развитие моторики пальцев и общеукрепляющие.
С целью: создать и закрепить основной фонд движений ребенка.
В четвертый год используются более сложные упражнения. Перед ребенком ставятся конкретные задачи: выполнить упражнение до конца, остановиться по сигналу и т, д. Постепенно нужно переходить от показа упражнений к объяснению. Необходимо беречь малыша от сверхсильных раздражителей и эмоциональных перегрузок.
С целью:
- развить активное торможение;
- научить давать оценку своим действиям;
- развить внимание.
В пятый год используются различные двигательные упражнения: бег трусцой, прогулки, езда на велосипеде, общеукрепляющие. Дети должны понимать со слов, что им нужно делать и сами давать оценку своим действиям.
С целью: реализовать потребность к двигательной активности, которая в этом возрасте особенно велика. В случае ее ограничения происходит быстрое возбуждение ребенка, эмоциональная неустойчивость, нарушение психики.
В шестой год используются упражнения на равновесие, на развитие туловища и конечностей. Занятия становятся более сложными. В них сочетаются разные фазы движений, обозначены моменты приложения основных усилий.
С целью: закрепить способность к сложным двигательным действиям.
В седьмой год используются упражнения на развитие согласованности движений, в которых участвуют различные суставы и группы мышц (плавание, лыжи, игры с мячом). Однако в этом возрасте дети переоценивают свои физические возможности, поэтому необходимо следить за общим состоянием их здоровья, вовремя снижать нагрузку, делать перерывы, чтобы они могли отдохнуть и восстановить силы.
С целью:
- развить координационные способности;
-укрепить опорно-двигательный аппарат и различные нервные структуры.
Занимаясь с дошкольниками, следует помнить: упражнение нужно заканчивать раньше, чем ребенок потеряет к нему интерес или скажет, что устал. Нельзя заставлять его выполнять, надо поискать возможности заинтересовать, показать пример. Любой успех поощрять и ни в коем случае не высмеивать, не наказывать за неуклюжесть или неумение. Не использовать во время занятий мячи и игрушки теплых цветов красный, оранжевый, так как они повышают активность нервной системы.
Игры, используемые в работе:
Игры для развития внимания • Последний из могикан • Корректор • Учитель • Только об одном • Лови - не лови • Дрессированная муха • Я весь во внимании • Зоркий Глаз • Ушки на макушке • Волшебное число • Пишущая машинка • Все наоборот • Волшебное слово • Последний штрих | Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) • Прикосновение • Солдат и тряпичная кукла • Насос и мяч • Шалтай-Болтай • Воздушный шарик |
Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления) • Молчу - шепчу – кричу • Говори по сигналу • «Час тишины» и «час можно» • Замри • Царевна Несмеяна | Игры, способствующие закреплению умения общаться • Ожившие игрушки • Разговор через стекло • Сиамские близнецы • Чужими глазами • Головомяч |
Таким образом, эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном взаимодействии педагога-психолога и инструктора по физической культуре.
Все перечисленные мероприятия не избавляют ребёнка от гиперактивности, но позволяют держать ситуацию под контролем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
- Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
- Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.
- Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.
- Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Двигательное развитие детей дошкольного возраста / Методическое пособие - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Двигательное развитие детей дошкольного возраста // Пралеска № 12, 2008
STRATEGY OF INTERACTION OF THE PSYCHOLOGIST AND INSTRUCTOR OF PHYSICAL CULTURE IN SOCIO-PEDAGOGICAL WORK WITH HYPERACTIVE CHILDREN.
©2016
E. V. Kozlova, teacher-psychologist of Autonomous non-commercial organization TO a planet of childhood "Lada" kindergarten № 149 "Tree", Togliatti (Russia)
Voinova E. I. instructor of physical education ANO TO childhood planet "Lada" kindergarten № 149 "Tree", Togliatti (Russia)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОО
Слаженность в работе педагогов – залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в том числе педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специ...
Тетрадь взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателем в процессе физкультурно-оздоровительной работы
Все, что делают воспитанники на занятиях по физической культуре, воспитатель обязательно закрепляет с ними в повседневной жизни при проведении индивидуальной работы, которая проводиться в часы игр и п...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности инструктора по физической культуре и педагога-психолога «Путешествие в Африку» для детей и родителей подготовительной к школе группы
Помочь родителям ощутить радость, удовольствие от совместной с ребёнком двигательной деятельности и понять полезность "гимнастики вдвоём"; развивать у детей и совершенствовать у родителей пс...
Интегрированное занятия инструктора по физической культуре и педагога- психолога "Космическое путешествие"
Тематическое интегрированное занятие посвященное Дню космонавтики...
Интегрированное занятия инструктора по физической культуре и педагога- психолога "Космическое путешествие"
Тематическое интегрированное занятие посвященное Дню космонавтики...
«Микровзаимодействие инструктора по физической культуре с педагогом-психологом в процессе реализации ФГОС ДО».
Процесс взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогом-психологом в ДОУ . Осветить вопрос на что нацелено их взаимодействие....
Консультация для воспитателей. «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми».
В детском возрасте формируются жизненно важные, базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, в последствии формируется вся...