Роль педагога-психолога в инновации образовательной среды ДОУ
статья на тему
ГАОУ ДПО Институт развития образования
Республики Башкортостан
Межрегиональный Интернет –педсовет
«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования»
Роль педагога-психолога в инновации образовательной среды ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhregionalnyy_interenet_pedsovet.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО Институт развития образования
Республики Башкортостан
Межрегиональный Интернет –педсовет
«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования»
Форум «Традиции и инновации в системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»
Роль педагога-психолога в инновации образовательной среды ДОУ
Газиева Ольга Гибадулловна
педагог-психолог
МАДОУ №36 г. Белебея РБ
mail: ol_ga_73@mail.ru
Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности образовательного учреждения различны. Как правило, они определяются спецификой работы ДОУ.
Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах. Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей педагога-психолога становиться содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе. Инновационные механизмы развития образования включают:
- создание творческой атмосферы в образовательном учреждении, мотивацию интереса педагогов к новшествам;
- создание социокультурных и материальных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.
Любая инновация всегда нуждается в материальном подкреплении. Мне кажется любая администрация ДОУ, имея возможность, материально поддержать новое дело, проект, оснащение различной техникой и оборудованием и т.д., всегда это сделает. Ещё, не более важной задачей администрации является создание команды единомышленников, тех, кто будет им помогать. Эта помощь будет в разработке различных программ и проектов, активное участие педагогов в различных семинарах, конференция и конкурсах, что тоже является инновацией и создание комфортных условий ДОУ.
Педагог-психолог является соавтором преобразований образовательной среды, это работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой. Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, педагоги и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов детей. Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер. Это значит, что педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию воспитательно –образовательного процесса в ДОУ и оценивать результаты своего участия в происходящих событиях.
Одно из направлений инновационного сопровождения образовательного процесса мы видим в разработке и внедрения определенных мероприятий, которые рассматриваются как условие успешного развития и обучения ребенка.
В своей работе мы выделили несколько инновационных направлений:
Первое направление это метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе выполнения постепенного усложняющихся практических заданий того или иного проекта.
Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А. Панько, приходишь к выводу о необходимости включения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой дети смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Считаю, что через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.
К сожалению, на данный момент стоит проблема ограниченности методических разработок и пособий по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста, что затрудняет активное внедрение исследовательской деятельности дошкольников в образовательный процесс.
На базе ДОУ были созданы методические разработки и пособия по организации познавательно- исследовательской деятельности:
1.«Трудиться – хлеба добиться» (2012г.) - оно помогло детям увидеть весь цикл производства не только хлеба из пшеницы, ржи, но и продуктов из гречихи, овса, проса. В специальных колбах находятся: колос, зерно, солома, мука, крупы. Пособие мобильно, так как в нем предусмотрена возможность менять наглядность в колбах и фотографии, которые крепятся на магнитах. К пособию прилагается набор колб, в которых находятся зерна и крупы гречихи, проса, риса, овса, ячменя. Фотографии отображают весь цикл работ, начиная от посевной и заканчивая изображениями продуктов, попадающими непосредственно на стол. Представлена информация, отражающая многовековую историю развития производства зерновых культур и хлеба. Создан фотоальбом и слайд «История хлеба»;
2. «Земля» (2013г.) - представлена в колбах: вода; земля; гравий /гравий, речная галька, морская галька/; полезные ископаемые / нефть, каменный уголь, торф, соль: каменная, морская/; глина /красная, белая, желтая, зеленая, черная, голубая, розовая /; песок /красный, речной, морской, кварцевый/; мел; самоцветы; поделочный камень; металлы - пособие помогло детям понять роль земли в жизни человека, увидеть ее недра и оценить их значимость в жизни. Это пособие можно использовать как мобильную лабораторию.
3. «Материки планеты «Земля»» / «Географическая карта» / (2014г.)- дети знакомятся с материками, а также с государствами граничащих с РФ.
4. «Экологический проект «Путешествие в хвойный лес» (2015г.), которое состоит из пособий «Хвойные деревья Республики Башкортостан»; «Экосистема леса», оформлена дидактическая игра «Книга «Дерево в нашей жизни»»;
Пособие «Хвойные деревья Республики Башкортостан» - помогает детям увидеть цикл развития хвойного дерева от семечка до плода (шишки). В нем представлены хвойные деревья сосна, ель, кедр, лиственница.
Пособие - «Экосистема леса» позволяет ребенку увидеть экосистему леса, оно представляет собой, коробку с магнитной доской и с набором картинок: деревья, животные, птицы, грибы, насекомые; картинки с природными условиями: солнце, тучи, облака, облака с дождем; карточки сезонов. Все картинки магнитные и легко крепятся к доске. Коробка открывается и можно увидеть корневую систему дерева с разными видами почвы.
Дидактическая игра «Книга «Дерево в нашей жизни»» представлена из карточек 20 Х 26 см., на которых изображены картинки, по краям карточек сделаны отверстия. Игра предназначена для ознакомления детей с предметами, которые сделаны из дерева, и их применением.
Ценность данных проектов-пособий в том, что: пособия позволяют четко структурировать и систематизировать информацию, могут использоваться педагогами в своей работе при освоении образовательных областей. Пособия мобильны, компактны, после совместной работы с педагогом, дети могут самостоятельно работать с этим материалом. Электронный материал создан таким образом, что педагог может отбирать материал в соответствии с темой и возрастными возможностями детей, может сам создать слайд презентацию, и добавить свои видео материалы, а также показать мультфильм по заданной теме. Пособия дают возможность детям заниматься исследовательской деятельностью, экспериментировать, синтезировать полученные знания, правильно структурировать и систематизировать информацию, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
На своем опыте мы убедились, что познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, самоконтроля и активности личности.
Второе направление это создание развивающей среды в группах детского сада. Мы активно ведем сотрудничество с родителями, родители помогают в создании развивающей среды, создано пособие «Бабушкин сундучок» с помощью него дети могут переодеваться в разных героев, что способствует развитию творческих и актерских способностей. Совместно с учителями -логопедами создали игровую зону «Сенсорный коврик» / «Коврик Дружбы»/ с его помощью, у детей формируется мотивация к общению и развитие коммуникативных навыков.
Третье направление выставки и конкурсы детских работ.
Несколько лет подряд совместно с педагогами проводим выставки и конкурсы детских работ на базе ДОУ, работы сделанные руками родителей и детей «Елочная игрушка», «Золотая ниточка, волшебная иголочка», «Машины прошлого и будущего» и др., которые приурочиваются к праздникам. А также организуем в детском саду участие детей во всероссийских конкурсах, таким образом, оказываем психологическую поддержку творчески одаренным детям, и детям с ограниченными возможностями развития, тем самым способствуем их развитию.
Наш опыт работы показал, при занятии с ребенком родители могут передать свои знания и опыт, показать, что многие вещи можно сделать своими руками. Это способствует развитию вкуса, воображения, мышления, а также формированию умения ценить поделки, сделанные своими руками и руками других людей. У ребенка повышается самооценка, изменяется негативное отношение к себе, вырабатывается уверенность, стремление к успеху. Успехи влияют на развитие интереса к учебе, ребенку непременно хочется повторить свой успех. Закрепление же успеха будет способствовать формированию познавательного мотива. Ребенок учится трудиться и получать удовлетворение от своей работы. В глазах сверстников ребенок приобретает значимость, чувствует себя взрослым, а также у него появляется гордость за своих родителей, которые его чему- то научили.
На основании вышеизложенного мы можем сказать, что разработка определенной системы деятельности психолога обеспечивает максимальный эффект развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Участие педагогов-психологов в инновационной работе объективно приводит к развитию психологической службы в ДОУ. Практика показывает , что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с педагогами по анализу условий и результатов развития воспитетельно -образовательного процесса, необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку педагога.
Работая в инновационном режиме, педагог-психолог находится в активном творческом поиске, осваивает эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментирует и исследует тем самым, совершенствует модели своей деятельности.
Литература:
- АлександроваЭ.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учеб.-метод.пособие.Ч1. – М., 2001.
- Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 208 с.
- Гуружапов В.А. Психолого-педагогическое сопровождение инновационного воспитательно-образовательного процесса. Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №0 2011 год
- Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995. – С. 53-57.
- Психологическая служба: детский сад, школа, вуз /Под ред.И.Б. Котовой, Е.И.Рогова. Ростов н/Д, 1991.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
- Чепель Т.Л. Психологическое просвещение как путь к развитию креативности педагогов и их готовности к инновационной деятельности. concord.websib.ru/page.php?article=84&item=2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль педагога - психолога в формировании культуры здорового образа жизни дошкольников"
Презентация...
Выпускная курсовая работа «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями в развитии в дошкольном учреждении».
Работа в образовательном учреждении комбинированного вида сопряжена для педагога-психолога с определенными трудностями. Необходимо быть компетентным в решении очень многих вопросов, связанных с особен...
Современный подход к деятельсти педагога-психолога ДОУ. Роль педагога-психолога в условиях введения ФГТ.
В помощь педагогам-психологам ДОУ. Современный подход в работе....
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС
Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели инде...
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС
Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели инде...
Отчет педагога-психолога о создании предметно-развивающей среды в ДОУ
В данном отчете представлена информация о среде, в которой проходит воспитательный процесс. В частности, рассмотрены инструменты развития эмоциональной, коммуникативной и сенсорных сфер, познавательны...