"Малые формы фольклора, как средство развития культурно - гигиенических навыков у детей в первой младшей группе".
статья (младшая группа) по теме
«Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой младшей группе».
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии будут составлять основу сложнейших форм поведения. Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит взрослому. Он должен обеспечить оптимальные условия для развития малыша. Чтобы облегчить ребенку освоение культурно – гигиенических навыков, необходимо сделать этот процесс интересным и увлекательным. В этом помогут малые формы фольклора – потешки, прибаутки, колыбельные, попевки. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомиться с обычаями - словом впитывает духовное наследие народа, без чего формирование личности просто невозможно.
Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании детей. Детский фольклор – это понятие в полной мере относится к той части произведений, которые созданы взрослыми для детей, а также сюда входят произведения, сочиненные самими детьми. Многие детские песни и игры являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные песни содержат в себе простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Народный фольклор вызывает у ребенка яркий, эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывают песенки, потешки, прибаутки.
При помощи малых форм фольклора можно решать следующие задачи:
· Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес к бытовым процессам.
· Подчеркивать их эстетику и красоту.
· Знакомить с окружающим миром, со свойствами предметов.
· Формировать у ребенка представления о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно – гигиенических навыков.
· Побуждать ребенка к активности и самостоятельности.
Поддержание положительного, эмоционального отношения к режимным процессам, интереса к ним – это задача первоначально протекает как совместная деятельность ребенка и взрослого, чем младше ребенок, тем значительнее роль взрослого в ходе бытового процесса. Потешки, прибаутки, помогают установить тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения, через ласковые обращения, которые в них содержатся:
«Водичка, водичка,
Умой Маше личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
Чтение в начале следует приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом умывания куклы, а по прочтении спросить: «Где у куклы глазки? А у тебя где глазки?». И здесь опять неоценимую помощь окажут потешки, присказки, прибаутки, в которых обращается внимание ребенка к самому себе:
«Глазки, глазки, вы что делали?
- Смотрели!
А вы ушки, что делали?
- Слушали!
А вы ножки, ножки, что делали?
- Ходили».
Полезны потешки с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
- Сашенька хороший!
- Сашенька пригожий!
Он по лугам идет – луга зеленеют,
К садам подъезжает – сады расцветают…»
Через ласковые обращения, которые содержатся в потешках, ребенок понимает, что его любят, о нем заботятся, его хотят порадовать. И тогда ему легче выполнить просьбу взрослого – умыться, одеться, съесть кашу, причесаться. Малыш делает это с удовольствием.
С помощью фольклора решается и другая задача – выдвижение требований и их обоснование. С опорой на фольклор ребенку легче принять и выполнить требования взрослого. Потешка создает у малыша установку на предстоящее действие, т.е. готовность его выполнить:
«Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, душистую, мягкую, пушистую»
Так потешка внушает малышу скрытое требование, а он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.
Игровое обоснование требования эффективно с детьми любого возраста. Обосновывая необходимость выполнить определенные требования, важно показать ребенку, что нужно произвести какие-то изменения в своем внешнем виде: умыться, потому что рот в каше, нос грязный, игрушки разбросаны. Особое влияние на малыша оказывают потешки, подчеркивающие самостоятельное выполнение действия, что вызывают у него чувство гордости.
Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета.
Так взрослые с помощью малых форм фольклора побуждают ребенка к активности, самостоятельности. И чем разнообразнее формы и их проявления, тем успешнее формируются культурно – гигиенические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_formy_folklora.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой младшей группе».
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии будут составлять основу сложнейших форм поведения. Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит взрослому. Он должен обеспечить оптимальные условия для развития малыша. Чтобы облегчить ребенку освоение культурно – гигиенических навыков, необходимо сделать этот процесс интересным и увлекательным. В этом помогут малые формы фольклора – потешки, прибаутки, колыбельные, попевки. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомиться с обычаями - словом впитывает духовное наследие народа, без чего формирование личности просто невозможно.
Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании детей. Детский фольклор – это понятие в полной мере относится к той части произведений, которые созданы взрослыми для детей, а также сюда входят произведения, сочиненные самими детьми. Многие детские песни и игры являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные песни содержат в себе простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Народный фольклор вызывает у ребенка яркий, эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывают песенки, потешки, прибаутки.
При помощи малых форм фольклора можно решать следующие задачи:
- Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес к бытовым процессам.
- Подчеркивать их эстетику и красоту.
- Знакомить с окружающим миром, со свойствами предметов.
- Формировать у ребенка представления о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно – гигиенических навыков.
- Побуждать ребенка к активности и самостоятельности.
Поддержание положительного, эмоционального отношения к режимным процессам, интереса к ним – это задача первоначально протекает как совместная деятельность ребенка и взрослого, чем младше ребенок, тем значительнее роль взрослого в ходе бытового процесса. Потешки, прибаутки, помогают установить тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения, через ласковые обращения, которые в них содержатся:
«Водичка, водичка,
Умой Маше личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
Чтение в начале следует приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом умывания куклы, а по прочтении спросить: «Где у куклы глазки? А у тебя где глазки?». И здесь опять неоценимую помощь окажут потешки, присказки, прибаутки, в которых обращается внимание ребенка к самому себе:
«Глазки, глазки, вы что делали?
- Смотрели!
А вы ушки, что делали?
- Слушали!
А вы ножки, ножки, что делали?
- Ходили».
Полезны потешки с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
- Сашенька хороший!
- Сашенька пригожий!
Он по лугам идет – луга зеленеют,
К садам подъезжает – сады расцветают…»
Через ласковые обращения, которые содержатся в потешках, ребенок понимает, что его любят, о нем заботятся, его хотят порадовать. И тогда ему легче выполнить просьбу взрослого – умыться, одеться, съесть кашу, причесаться. Малыш делает это с удовольствием.
С помощью фольклора решается и другая задача – выдвижение требований и их обоснование. С опорой на фольклор ребенку легче принять и выполнить требования взрослого. Потешка создает у малыша установку на предстоящее действие, т.е. готовность его выполнить:
«Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, душистую, мягкую, пушистую»
Так потешка внушает малышу скрытое требование, а он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.
Игровое обоснование требования эффективно с детьми любого возраста. Обосновывая необходимость выполнить определенные требования, важно показать ребенку, что нужно произвести какие-то изменения в своем внешнем виде: умыться, потому что рот в каше, нос грязный, игрушки разбросаны. Особое влияние на малыша оказывают потешки, подчеркивающие самостоятельное выполнение действия, что вызывают у него чувство гордости.
Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета.
Так взрослые с помощью малых форм фольклора побуждают ребенка к активности, самостоятельности. И чем разнообразнее формы и их проявления, тем успешнее формируются культурно – гигиенические навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...
Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно- гигиенических навыков".
Предназначен для родителей, воспитателей групп раннего возраста. Материал содержит иллюстрированную консультацию об использовании фольклорного материала в воспитании ребенка ран...
Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы"
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии б...
«Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе....
«Малые формы фольклора ,как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их ...
Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей
Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета.Так взрослые с помощью малых форм фольклора побуждаю...
Малые формы фольклора как средство воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ....