«Малые формы фольклора ,как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
презентация к уроку (младшая группа)
Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их индивидуальных способностей, интересов и потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.pptx | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации развития ребенка, сохранение полноценного проживания ребенком периода детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Одним из важнейших формирований на данном жизненном этапе развития ребенка-развитие культурно-гигиенических навыков. Поэтому, я решила использовать фольклор как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их индивидуальных способностей, интересов и потребностей.
Задачи: 1 учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; 2 формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок; 3 формировать навыки пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой); 4 во время приема пищи учить детей правильно держать столовые приборы; 5 обучать детей порядку одевания и раздевания (при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно надевать одежду и обувь).
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Под потешки дети с удовольствие умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами.
Именно период младшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования культурно - гигиенических навыков. А средства фольклора являются основой для формирования всех полезных и необходимых навыков здоровья в жизни ребенка. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. Потешки , песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи .
Использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка; побуждать к совместным действиям со взрослыми; устанавливать доверительные отношения в коллективе; способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду; обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора включает в себя: - единые требования; - создание развивающей предметно-пространственной среды группы; - работа с семьями воспитанников. - подбор фольклорного материала в соответствии с возрастом детей; - использование иллюстраций из фольклорных произведений
Через ласковые обращения, которые содержатся в потешках , ребенок понимает, что его любят, о нем заботятся, его хотят порадовать. И тогда ему легче выполнить просьбу взрослого – умыться, одеться, съесть кашу, причесаться. Малыш делает это с удовольствием.
Мы стараемся использовать фольклор в своем общении с детьми во время всех режимных моментов. «Водичка-водичка, Умой Настино личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Настино личико» Ай, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Детке улыбаемся.
Для освоения малышами приемов одевания в игру я включаю и кукол. В группе есть крупная кукла с подбором одежды. Надевая на него рубашку и штанишки, сапоги, шапку, дети быстрее научаться одеваться сами.
«Вот они сапожки, Этот с левой ножки, Этот с правой ножки…» Или А шапка? Куда моя шапка пропала? Неужто и шапка сегодня сбежала? -Заяц, замёрзший вчера не на шутку, Взял твою шапку и сшил себе шубку.
Потешки при кормлении Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За обедом не сори, Насорил — так убери. «А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не осталось и следа.»
Потешки «На сон грядущий» «Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки - на муравушке, Детки все по люлечкам. Спят-поспят, всему миру спать велят.»
Потешки при расчесывании Уж я косу заплету, Уж я руссу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: «Ты расти, расти, коса - Всему городу краса». Чешу, чешу волосоньки , Расчесываю косоньки ! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу.
При создании новых сюжетов . «Накорми куклу обедом», «Веселое чаепитие» Чайник на столе поставим, Блюдца , чашки мы расставим, Будем мы гостей встречать, Кукол чаем угощать!
Ожидаемый результат: 1. У детей сформированы представления о здоровом образе жизни через малые жанры фольклора. 2. Дети положительно относятся к режимным моментам. 3. Сформирован интерес к устному народному творчеству. 4. Воспитанники успешно овладели первоначальными навыками самообслуживания. 5. Развилось осознанное отношение к правилам гигиены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...
"Малые формы фольклора, как средство развития культурно - гигиенических навыков у детей в первой младшей группе".
«Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой младшей группе». Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культу...
Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно- гигиенических навыков".
Предназначен для родителей, воспитателей групп раннего возраста. Материал содержит иллюстрированную консультацию об использовании фольклорного материала в воспитании ребенка ран...
Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы"
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии б...
«Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе....
Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей
Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета.Так взрослые с помощью малых форм фольклора побуждаю...
Малые формы фольклора как средство воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ....