Малые формы фольклора как средство воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
консультация
ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малые формы фольклора
как средство воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
у детей младшего дошкольного возраста.
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка-дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных в воспитании детей.
И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:
- Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
- Пример взрослого;
- Приучение, упражнение;
- Создание проблемных ситуаций;
- Поощрение помогает ребенку утвердиться поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).
Формы работы
- Непосредственная образовательная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Дидактические игры и упражнения
- Сюжетно-ролевые игры
- Работа с родителями
- Малые формы фольклора
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора, являются коллективность и народность, а также то, что он – источник любой литературы и искусства в целом.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.
Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках с большой любовью отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.
Виды малых жанров фольклора
Прибаутка
— малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке, шутка, по каким-либо причинам получившая широкое распространение в той или иной социальной среде, ходячий смешной рассказец или комическое выражение, вставляемые в речь для того, чтобы придать ей юмористический оттенок
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Ай, лады, ай, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся
.Пословицы и поговорки
Пословицы – устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок – метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.
Существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.
Кто зарядкой занимается, тот силы набирается.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки!
Где аккуратность, там и опрятность
Аккуратность человека красит
Кто аккуратен, тот и людям приятен
Игры
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:
целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Заклички
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Считалка
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Скороговорка
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Загадка
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез. Не забуду и про нос. (носовой платок)
Махровое, душистое, мягкое, пушистое.
Любит воду промокать, где что влажно вытирать. (полотенце)
Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.
Вся работа с фольклором включает несколько этапов.
1 этап – Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза)
- рассматривание картинок, игрушек, животных,
- обследование предмета,
- игры с ними,
- наблюдения (за дождиком, кошечкой…),
- дидактические игры («Кто что ест?»),
- пропевание песенок «Колобок».
На этом этапе необходимо вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка)
- рассказывание и чтение сказки, потешки,
- повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций,
- беседа по содержанию,
- выборочное чтение отрывков, песенок,
- обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…»),
Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.
3 этап - Повторение потешек, сказок. Это помогает закрепить и расширить знания детей, закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
-рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок, ноутбука,
- рассматривание иллюстраций,
- чтение без показа иллюстраций,
- приём договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему…),
- проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек),
- проигрывание диалогов героев.
4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности, что помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.
- использование в режимных процессах,
- элементы и игры драматизации
- чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3,
- использование героев сказок на других занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».
Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста. (консультация для родителей)
Дети наша гордость. В них все нам мило и дорого. И, пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребенок выглядел привлекательно, - одевают его красиво, стараются нагуля...
Родительское собрание на тему "Воспитание культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе организации режимных моментов".
Презентация родительского собрания....
Из опыта работы по привитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у де...
Консультация для воспитателей Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».
Консультация для воспитателейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».Цель: ознакомить (уточнить) воспи...
Презентация. Фото-отчет. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста.
Презентация. Фото-отчет. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста....
Статья на тему Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...