«Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
статья на тему
Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившихся традиции, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.
В начале работы воспитателю следует проанализировать уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников по следующим критериям:
- Умеет одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
- Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
- Пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком).
- Умеет принимать жидкую и твердую пищу.
Анализ первичных диагностических данных поможет спроектировать педагогическую деятельность и направить ее на формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста посредством использования фольклора.
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого.
В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию. Родители не учитывают, что для детей гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание способно резко поднять детскую самооценку. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях ДОУ и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом и помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела ребёнка, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. К педагогу, владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.
Потешки могут сопровождать процесс умывания, засыпания, приёма пищи… Из них уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используя наглядность, воспитатель опирается на опыт и знания малышей, используя часто подражание как движущую силу в развитии ребенка!
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста;
- использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор).
Фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека.
Использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора и включает в себя:
- единые требования;
- создание развивающей предметно-пространственной среды группы;
- работа с семьями воспитанников.
- подбор фольклорного материала в соответствии с возрастом детей;
- использование иллюстраций из фольклорных произведений;
Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня, включаются их в различные режимные моменты.
Воспитатель приветливо встречает ребёнка, тепло улыбается, здоровается с ним и приглашает пройти в группу, используя фольклор:
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Тимошенька дорогой.
Я Тимошеньку люблю,
Ему песенку спою.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент воспитатель использует потешки, песенки.
-при умывании детей:
Водичка, водичка,
Умой Насте (Кате) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
-при намыливании рук:
Ай, лады, лады, Не боимся мы воды Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались
.
Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления:
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Катя ела.
Или:
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую
.
Или:
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись кашка сладка,
Из густого молока,
Из густого молока
Да из мелкой крупки
У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки!
При одевании детей на прогулку:
Мы наденем Мишке,
Теплые штанишки,
Мы наденем Мишке
Валенки-малышки.
Или:
Вот они, сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
При пробуждении:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся наш дружок,
Встань, наш Митенька, дружок.
Или:
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь
Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.
Вся работа с фольклором включает несколько этапов.
1 этап – Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза)
- рассматривание картинок, игрушек, животных,
- обследование предмета,
- игры с ними,
- наблюдения (за дождиком, кошечкой…),
- дидактические игры («Кто что ест?»),
- пропевание песенок «Колобок».
На этом этапе необходимо вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка)
- рассказывание и чтение сказки, потешки,
- повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций,
- беседа по содержанию,
- выборочное чтение отрывков, песенок,
- обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…»),
Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.
3 этап - Повторение потешек, сказок. Это помогает закрепить и расширить знания детей, закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
-рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок, ноутбука,
- рассматривание иллюстраций,
- чтение без показа иллюстраций,
- приём договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему…),
- проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек),
- проигрывание диалогов героев.
4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности, что помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.
- использование в режимных процессах,
- элементы и игры драматизации
- чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3,
- использование героев сказок на других занятиях.
- В. П. . Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».
- В.В. Гербова, А.И.Максаков «Занятие по развитию речи в младшей группе детского сада».
- Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребёнок и книга».
- С.Л.Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».
- «Художественное творчество в детском саду» Под редакцией Н. А. Ветлугиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...
"Малые формы фольклора, как средство развития культурно - гигиенических навыков у детей в первой младшей группе".
«Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой младшей группе». Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культу...
Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно- гигиенических навыков".
Предназначен для родителей, воспитателей групп раннего возраста. Материал содержит иллюстрированную консультацию об использовании фольклорного материала в воспитании ребенка ран...
Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы"
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии б...
«Малые формы фольклора ,как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их ...
Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей
Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета.Так взрослые с помощью малых форм фольклора побуждаю...
Малые формы фольклора как средство воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ....