Формирование временных представлений у старших дошкольников с нарушениями слуха
статья (старшая группа) на тему

Свешникова Лидия Викторовна

В статье отмечается своеобразие развития образной и словесной памяти  у детей с нарушениями слуха. Раскрываются различные виды деятельности по формированию временных представлений у дошкольников старшего возраста в процессе специальной систематической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №60 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

 Формирование  временных представлений у старших дошкольников с нарушениями слуха

                                                Учитель-дефектолог Свешникова Л.В.

                                                    Высшая квалификационная категория

2015

 У детей с нарушениями слуха отмечается определенное своеобразие в развитии образной и словесной памяти. Особенности словесной памяти у детей с нарушением слуха находятся в тесной зависимости от уровня развития их словесной речи.

Специфические особенности воображения детей с нарушениями слуха обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире Мышление таких детей формируется поэтапно, начиная с наглядно-действенного, затем наглядно-образного и завершая словесно-логическим (абстрактно-понятийным) мышлением. Развитие мышление происходит в единстве с формированием словесной речи.

Большие потенциальные возможности развития мышления у детей с нарушением слуха реализуются лишь в специальной, систематической работе по его развитию в соответствии с общими законами развития умственной деятельности.  

          Л.С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процессе обучения: «…правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которое вне обучения вообще сделались бы невозможными».

Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания.

Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. В первую очередь в содержание знаний ребенка об окружающем мире входит формирование полных и точных представлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, применении. Для умственного развития детей существенно важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни.

При обучении детей с нарушением слуха важное место в систематизации, обогащении сведений об окружающем мире, полученных в разных условиях, принадлежит речевому развитию.  В него  также включена работа по формированию временных представлений.                  

         В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается познание быта и условий жизни человека, расширяются представления о сферах его деятельности, предметах и орудиях, необходимых для ее осуществления. Уточняется информация об их внешнем виде и сфере использования, устанавливаются связи между назначением предмета, строением и материалом, из которого он сделан.

Формирование временных представлений происходит в процессе экскурсий, наблюдений за деятельностью людей, при участии детей в реальных событиях, в беседах, рассматривания иллюстраций и фотографий, дидактических, развивающих и сюжетных играх, составление книжек-самоделок, альбомов.

В процессе накопления знаний о предметах и явлениях жизни, в связи с наблюдениями за сезонными явлениями, жизнью людей, развитием растений, животных у детей формируются представления о временах года, месяцах, днях недели, частях суток. В качестве наглядных пособий для формирования  временных представлений, у детей с нарушениями слуха в группах вывешивают календарь погоды и график дежурств, которые облегчают запоминание словаря и последовательности дней недели, месяцев в году, частей суток. Календарь погоды составляют на месяц, обозначая дни недели, числа, название месяца. Каждый день дети вместе с педагогом уточняют на занятиях число, день недели, месяц, время года, и на основе своих наблюдений отмечают погоду при помощи схематичного рисунка (дождь, снег, ветер, пасмурно, ясно). Ежедневное устное проговаривание и заполнение календаря погоды помогают детям лучше понять и запомнить названия дней недели, числа месяца, обозначения погоды.

Наблюдая за природными явлениями, дети устанавливают причинно-следственные связи зависимости событий, например: « Почему тает снег?» − «Потому что светит солнышко. На улице тепло».  У детей появляется обобщенное представление о сезонных изменениях в природе. Педагог сравнивает погоду по календарю за два месяца, например сентябрь и ноябрь, уточняя изменения ранней и поздней  осени, или сравнивает январь и май, отмечая резкие изменения погоды зимой и весной. Такое сравнение помогает детям делать самостоятельные выводы, учит их мыслить.

 Части суток дети различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени.

С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Педагог постоянно обращается к детям с вопросами: «Какая погода была вчера?», «Что мы делали сегодня?» и т.п. Ежедневно на календаре отмечают и называют какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра.

Кроме того, в старшей группе расширяют и закрепляют  представления детей о временах года. При этом широко используются картинки, дидактические игры. С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На занятии педагог спрашивает: «Какое время года сейчас? Какое время года было? Какое время года будет? Назовите времена года. Правильно. Зима, весна, лето, осень. Вместе, что это? Это год».

Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца. Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования.  

         Все меры времени (день, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Формированию временных представлений у детей с нарушением слуха способствует широкое применение  развивающих игр и упражнений, которые проводятся при взаимодействии  в работе педагога и воспитателя группы.          Такие игры  проводятся в различной деятельности с детьми как предварительная работа, как часть занятия, как основное занятие.                      В процессе проведения  развивающих игр и упражнений используются элементы знаковой символики, схематические зарисовки, моделирование,  алгоритмы, графические изображения, загадки-описания, кроссворды.             Также используются специальные средства: коврографы, мини-фланелеграфы, магнитные доски, ИКТ.

 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №60 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

 Формирование  временных представлений у старших дошкольников с нарушениями слуха

                                                Учитель-дефектолог Свешникова Л.В.

                                                    Высшая квалификационная категория

2015

 У детей с нарушениями слуха отмечается определенное своеобразие в развитии образной и словесной памяти. Особенности словесной памяти у детей с нарушением слуха находятся в тесной зависимости от уровня развития их словесной речи.

Специфические особенности воображения детей с нарушениями слуха обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире Мышление таких детей формируется поэтапно, начиная с наглядно-действенного, затем наглядно-образного и завершая словесно-логическим (абстрактно-понятийным) мышлением. Развитие мышление происходит в единстве с формированием словесной речи.

Большие потенциальные возможности развития мышления у детей с нарушением слуха реализуются лишь в специальной, систематической работе по его развитию в соответствии с общими законами развития умственной деятельности.  

          Л.С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процессе обучения: «…правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которое вне обучения вообще сделались бы невозможными».

Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания.

Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. В первую очередь в содержание знаний ребенка об окружающем мире входит формирование полных и точных представлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, применении. Для умственного развития детей существенно важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни.

При обучении детей с нарушением слуха важное место в систематизации, обогащении сведений об окружающем мире, полученных в разных условиях, принадлежит речевому развитию.  В него  также включена работа по формированию временных представлений.                  

         В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается познание быта и условий жизни человека, расширяются представления о сферах его деятельности, предметах и орудиях, необходимых для ее осуществления. Уточняется информация об их внешнем виде и сфере использования, устанавливаются связи между назначением предмета, строением и материалом, из которого он сделан.

Формирование временных представлений происходит в процессе экскурсий, наблюдений за деятельностью людей, при участии детей в реальных событиях, в беседах, рассматривания иллюстраций и фотографий, дидактических, развивающих и сюжетных играх, составление книжек-самоделок, альбомов.

В процессе накопления знаний о предметах и явлениях жизни, в связи с наблюдениями за сезонными явлениями, жизнью людей, развитием растений, животных у детей формируются представления о временах года, месяцах, днях недели, частях суток. В качестве наглядных пособий для формирования  временных представлений, у детей с нарушениями слуха в группах вывешивают календарь погоды и график дежурств, которые облегчают запоминание словаря и последовательности дней недели, месяцев в году, частей суток. Календарь погоды составляют на месяц, обозначая дни недели, числа, название месяца. Каждый день дети вместе с педагогом уточняют на занятиях число, день недели, месяц, время года, и на основе своих наблюдений отмечают погоду при помощи схематичного рисунка (дождь, снег, ветер, пасмурно, ясно). Ежедневное устное проговаривание и заполнение календаря погоды помогают детям лучше понять и запомнить названия дней недели, числа месяца, обозначения погоды.

Наблюдая за природными явлениями, дети устанавливают причинно-следственные связи зависимости событий, например: « Почему тает снег?» − «Потому что светит солнышко. На улице тепло».  У детей появляется обобщенное представление о сезонных изменениях в природе. Педагог сравнивает погоду по календарю за два месяца, например сентябрь и ноябрь, уточняя изменения ранней и поздней  осени, или сравнивает январь и май, отмечая резкие изменения погоды зимой и весной. Такое сравнение помогает детям делать самостоятельные выводы, учит их мыслить.

 Части суток дети различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени.

С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Педагог постоянно обращается к детям с вопросами: «Какая погода была вчера?», «Что мы делали сегодня?» и т.п. Ежедневно на календаре отмечают и называют какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра.

Кроме того, в старшей группе расширяют и закрепляют  представления детей о временах года. При этом широко используются картинки, дидактические игры. С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На занятии педагог спрашивает: «Какое время года сейчас? Какое время года было? Какое время года будет? Назовите времена года. Правильно. Зима, весна, лето, осень. Вместе, что это? Это год».

Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца. Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования.  

         Все меры времени (день, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Формированию временных представлений у детей с нарушением слуха способствует широкое применение  развивающих игр и упражнений, которые проводятся при взаимодействии  в работе педагога и воспитателя группы.          Такие игры  проводятся в различной деятельности с детьми как предварительная работа, как часть занятия, как основное занятие.                      В процессе проведения  развивающих игр и упражнений используются элементы знаковой символики, схематические зарисовки, моделирование,  алгоритмы, графические изображения, загадки-описания, кроссворды.             Также используются специальные средства: коврографы, мини-фланелеграфы, магнитные доски, ИКТ.

 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №60 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

 Формирование  временных представлений у старших дошкольников с нарушениями слуха

                                                Учитель-дефектолог Свешникова Л.В.

                                                    Высшая квалификационная категория

2015

 У детей с нарушениями слуха отмечается определенное своеобразие в развитии образной и словесной памяти. Особенности словесной памяти у детей с нарушением слуха находятся в тесной зависимости от уровня развития их словесной речи.

Специфические особенности воображения детей с нарушениями слуха обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире Мышление таких детей формируется поэтапно, начиная с наглядно-действенного, затем наглядно-образного и завершая словесно-логическим (абстрактно-понятийным) мышлением. Развитие мышление происходит в единстве с формированием словесной речи.

Большие потенциальные возможности развития мышления у детей с нарушением слуха реализуются лишь в специальной, систематической работе по его развитию в соответствии с общими законами развития умственной деятельности.  

          Л.С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процессе обучения: «…правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которое вне обучения вообще сделались бы невозможными».

Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания.

Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. В первую очередь в содержание знаний ребенка об окружающем мире входит формирование полных и точных представлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, применении. Для умственного развития детей существенно важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни.

При обучении детей с нарушением слуха важное место в систематизации, обогащении сведений об окружающем мире, полученных в разных условиях, принадлежит речевому развитию.  В него  также включена работа по формированию временных представлений.                  

         В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается познание быта и условий жизни человека, расширяются представления о сферах его деятельности, предметах и орудиях, необходимых для ее осуществления. Уточняется информация об их внешнем виде и сфере использования, устанавливаются связи между назначением предмета, строением и материалом, из которого он сделан.

Формирование временных представлений происходит в процессе экскурсий, наблюдений за деятельностью людей, при участии детей в реальных событиях, в беседах, рассматривания иллюстраций и фотографий, дидактических, развивающих и сюжетных играх, составление книжек-самоделок, альбомов.

В процессе накопления знаний о предметах и явлениях жизни, в связи с наблюдениями за сезонными явлениями, жизнью людей, развитием растений, животных у детей формируются представления о временах года, месяцах, днях недели, частях суток. В качестве наглядных пособий для формирования  временных представлений, у детей с нарушениями слуха в группах вывешивают календарь погоды и график дежурств, которые облегчают запоминание словаря и последовательности дней недели, месяцев в году, частей суток. Календарь погоды составляют на месяц, обозначая дни недели, числа, название месяца. Каждый день дети вместе с педагогом уточняют на занятиях число, день недели, месяц, время года, и на основе своих наблюдений отмечают погоду при помощи схематичного рисунка (дождь, снег, ветер, пасмурно, ясно). Ежедневное устное проговаривание и заполнение календаря погоды помогают детям лучше понять и запомнить названия дней недели, числа месяца, обозначения погоды.

Наблюдая за природными явлениями, дети устанавливают причинно-следственные связи зависимости событий, например: « Почему тает снег?» − «Потому что светит солнышко. На улице тепло».  У детей появляется обобщенное представление о сезонных изменениях в природе. Педагог сравнивает погоду по календарю за два месяца, например сентябрь и ноябрь, уточняя изменения ранней и поздней  осени, или сравнивает январь и май, отмечая резкие изменения погоды зимой и весной. Такое сравнение помогает детям делать самостоятельные выводы, учит их мыслить.

 Части суток дети различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени.

С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Педагог постоянно обращается к детям с вопросами: «Какая погода была вчера?», «Что мы делали сегодня?» и т.п. Ежедневно на календаре отмечают и называют какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра.

Кроме того, в старшей группе расширяют и закрепляют  представления детей о временах года. При этом широко используются картинки, дидактические игры. С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На занятии педагог спрашивает: «Какое время года сейчас? Какое время года было? Какое время года будет? Назовите времена года. Правильно. Зима, весна, лето, осень. Вместе, что это? Это год».

Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца. Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования.  

         Все меры времени (день, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Формированию временных представлений у детей с нарушением слуха способствует широкое применение  развивающих игр и упражнений, которые проводятся при взаимодействии  в работе педагога и воспитателя группы.          Такие игры  проводятся в различной деятельности с детьми как предварительная работа, как часть занятия, как основное занятие.                      В процессе проведения  развивающих игр и упражнений используются элементы знаковой символики, схематические зарисовки, моделирование,  алгоритмы, графические изображения, загадки-описания, кроссворды.             Также используются специальные средства: коврографы, мини-фланелеграфы, магнитные доски, ИКТ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями...

Формирование временных представлений у старших дошкольников

Опыт работы по формированию временных представлений у старших дошкольников...

конспекты занятий по формированию временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня

Разработанная мною компьютерная игра "Времена года"с конспектами занятий с ними предназначена для оптимизации корреционного процесса по формированию временных представлений у старших дошкольников с об...

Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»

Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП.  Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, о...

Формирование временных представлений у старших дошкольников с помощью комплексов упражнений.

В материале указаны комплексы упражнений для запоминания детьми дней недели....

Формирование временных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Формирование временных представлений   у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....