Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями зрения через использование нейропсихологических игр и упражнений
учебно-методический материал (старшая группа)
Выступление на педагогической гостиной для педагогов-психологов, учителей-дефектологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
137_konspekt_solomaha_n.i._dlya_vks.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Соломаха Натальи Игоревны
1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом и рассказать о своей работе, которая была направлена на формирование пространственных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения через использование нейропсихологических игр.
2 слайд. В Федеральной адаптированной образовательной программе одной из коррекционно-компенсаторных задач образовательной области "Познавательное развитие" является Совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие точных и полных представлений "схема тела", обогащение двигательного опыта выполнения заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий
К тому же проблема ориентировки в пространстве была и остается одной из актуальных для детей с нарушениями зрения, с которыми я и работаю.
Сейчас набирают популярность нейропсихологические игры. Они являются доступным средством, универсальны и не требуют особой подготовки к проведению. Нейроигры направлены на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.
3 слайд Используя в своей работе нейроигры, необходимо соблюдать основные правила:
- Должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
- От детей требуется точное выполнение упражнений;
- Следует менять привычные маршруты выполнения движения;
- Необходимо выполнять упражнения регулярно.
4 слайд Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка. Т.е. он выделяет и называет правую и левую руку, парные части тела.
На этом этапе можно использовать Нейродорожки. Ребёнку на ноги надеваются цветные ориентиры, а на пол выкладывается дорожка из крупного конструктора таких же цветов. Проходя по дорожке, ребенок должен сдвинуть деталь конструктора ногой с ориентиром такого же цвета. Для усложнения игры используются стрелки, которые указывают в какую сторону нужно сдвинуть деталь.
5 слайд Далее происходит обучение ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя». Большое внимание уделяется усвоению понятий «впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева».
Здесь проводилась игра «Цветной дождь».
Задача ребёнка одновременно двумя руками взять шарики разных цветов и положить в кольцо такого же цвета. Можно усложнить задание: взять шарик определенного цвета и положить в кольцо другого цвета, а ещё уточнить положение кольца. Например, красный шарик в синее колечко за тобой.
6 слайд Следующий этап - ориентировка, на внешних объектах («на предметах», «на человеке»). Ребёнок выделяет различные стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю. Например, у другого человека вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади — спина; одна рука — справа, другая — слева.
Я использовала нейроигру «Фотограф». Она проводится с подгруппой детей.
Педагог превращается в капризного фотографа, который никак не может расставить детей, чтобы сделать фото. Одного из детей просят помочь.
Например, поставь Сашу справа от Степы, Яна перед Владом. Потом фотографом становиться ребёнок. Таким образом мы закрепляем у детей умение пользоваться пространственной терминологией.
7 слайд И еще один этап – это обучение ориентировке «в микропространстве» (На столе, листе, клеточном поле).
Подойдет нейроигра «Пальчиковые фонарики»
На палец ребенка надевается фонарик с картинкой и направляется на горизонтальную или вертикальную поверхность. Даётся инструкция куда светить. Например, ближний правый угол,. Это на столе. На доске это будет нижний правый угол.
8 слайд На всех этапах работы по развитию ориентировки в пространстве я использовала Многофункциональный «Ориентир коврик». Он изготовлен из нескользящего и прочного материала. Цвет тоже выбран не случайно. Так как у людей с нарушениями зрения могут возникать проблемы с восприятием цветов и контрастов. чтобы обеспечить полное и точное восприятие демонстрируемого объекта, необходимо использовать определённые цвета фона. Одним из таких цветов является зеленый.
Сам коврик представляет собой поле, разделённое на квадраты (4 на 4). К нему изготовлены геометрические фигуры из фоамирана контрастных цветов, следы и ладошки, стрелки, и карточки с изображениями движений.
И вот некоторые игры с ориентир-ковриком.
9 слайд Первая игра «Двигательный диктант»
На поле выкладываются геометрические фигуры. Ребёнок встаёт на одну из клеток. Педагог называет направление, например, один шаг вперёд. Ребёнок передвигается и называет фигуру, на которой оказался.
Сначала инструкция одноступенчатая. Потом усложняется: взрослый называет весь путь сразу, а ребёнок сначала прослеживает его глазами и только потом встает в итоговую клетку. Если ход выходит за границы клетки, ребёнок хлопает в ладоши до начала движения.
10 слайд Следующая игра называется «Робот». В ней участвуют двое.
Один ребенок становится роботом на дистанционном управлении, который придуман для поисков клада в опасных для человека местах. Игра похожа на предыдущую, но инструкцию даёт не взрослый, а ребёнок. Дети стоят друг напротив друга и управляющий должен учитывать, что у робота лево, там, где у управляющего право.
11 слайд Ещё одна нейроигра с ориентир-ковриком - «Весёлая зарядка»
На поле раскладываются карточки с изображениями движений и стрелки. Ребенок передвигается по клеткам, ориентируясь на стрелки и называя направление своего движения. Встав на клетку, ребенок выполняет движение с карточки которая на ней лежит.
12 слайд Следующая игра - «Спасатели»
Для неё на коврик выкладываются 5-6 фигур. Можно из них выложить дорожку или разложить в разных клетках. Ребенку нужно построить маршрут на коврике так, чтобы собрать все фигуры, но чтобы взять фигуру, необходимо выполнить действие. Круг- присесть, квадрат - хлопнуть над головой, прямоугольник - подпрыгнуть, трапеция - постоять 5 сек на одной ноге и т.д.
13 слайд Для отработки понятий слева-справа можно использовать игру «Полоса препятствий»
Для этого на коврике чередуем следы по которым будет передвигаться ребенок и переставлять кегли слева направо и наоборот.
14 слайд Еще один вариант этой игры когда мы чередуем следы и ладошки. Ребёнок ногами встает на следы, а руками касается соответсвующей ладошки.
15 слайд Дети во время занятий с удовольствием играли в нейропсихологические игры. И показали положительную динамику в развитии пространственных представлени.
Нейроигры могут применяться не только для детей с ОВЗ, так как, прежде всего, это игра. Их можно использовать как физкультминутки во время образовательной деятельности, во время прогулки и в режимные моменты, т.к. многие нейроигры не требуют дополнительных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в работе учителя — логопеда игр и упражнений для развития эмоциональности старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
В коррекционной работе с дошкольниками-логопатами важным звеном является совершенствование их эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры....
Использование интонационных упражнений при автоматизации звуков у старших дошкольников с нарушением речи
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка, однако у дошкольников с речевой патологией наряду с нарушением фонетико-фонематического восприятия, наблюдается нарушение целого ряда просодическ...
Проект инновационной деятельности "Педагогическая технология формирования ФЭМП представлений старших дошкольников с нарушением зрения с использованием дидактических игр и игровых упражнений"
Целью проекта является выявление педагогических условий, обепечивающих эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования ФЭМП представлений у старших дошкольников с нарушением ...
Альбом "Использование нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Альбом "Использование нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...
Статья "Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи"
В статье раскрывается значение использования в работе учителя логопеда и психолога нейропсихологических игр и упражнений на развитие речи дошкольника и высших психических функций в целом....
«Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических игр и упражнений учителем -логопедом».
Основная цель применения нейрогимнастики с детьми с речевыми нарушениями - это активизация развития речи у детей....