Формирование временных представлений у старших дошкольников с ОНР.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Формирование временных представлений

   у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трофимова Анна Николаевна,

учитель – логопед

МБДОУ ЦРР №89 «Парус» г. Якутска

Формирование временных представлений

   у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью                                    и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагогов                                 и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса дети могут уже в дошкольном возрасте усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только              в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Своевременное развитие временных представлений у детей дошкольного возраста необходимое условие развития ребенка как личности        и его успешного обучения в школе. Но выработка условных рефлексов                       на время у детей протекает с разной скоростью, а у детей с ОНР образуются            с большим трудом и характеризуются крайней неустойчивостью из-за особенностей развития познавательных процессов детей.

          Восприятие детьми времени весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм, поэтому в своей работе мы используем модели времени.  Модели времени отражают динамичную смену временных циклов и наглядно демонстрируют движение, а также свойство времени (текучесть, последовательность, непрерывность, сменяемость).

        Коррекционно-развивающая работа по формированию временных представлений проводится в два этапа.

На первом этапе учим различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года и знать их последовательность, посредством плоскостных моделей времени.

Формирование представлений о частях суток. Ознакомление                                            с частями суток начинаем с беседы, при этом опираемся на личном опыте детей. Знакомство детей с временным вопросом «когда?» и закрепление умений по характерной деятельности и некоторым объективным показателям определять части суток проводим по картинкам.

На данном этапе знакомим детей с моделью времени «Части суток». Это круг, разделенный на 4 равные части с цветными символами. Цветные символы даются как условный знак: утро – желтый цвет, день-красный, вечер - синий, ночь – черный. Используя эту модель, дети учатся называть сутки, начиная с любой части, и называют все части по порядку. Для закрепления знаний детей используем чтение отрывков из стихотворений, рассказов, применяем игры «Найди, что здесь лишнее», «Что художник нарисовал неправильно», «Найди, что перепуталось», «Живые сутки» и т.д.

Формирование представлений о днях недели. Для лучшего запоминания последовательности дней недели мы используем модель - календарь «Дни недели». Это большой круг, раскрашенный в семь спектров радуги: красный цвет - понедельник, оранжевый - вторник, желтый - среда, зеленый-четверг, голубой - пятница, синий - суббота, фиолетовый - воскресенье), а на нем белые кружки с числами от 1 до 7 (соответственно порядковым номерам дней недели). Понедельник – первый день, вторник – второй день и т.д. Чтобы детям было легче запомнить названия дней недели, следует обращать внимание на связь дня недели с его порядковым номером. Например, среда – это середина недели, четверг – четвертый день недели. На данном календаре дети ежедневно стрелкой отмечают текущий день недели. Для закрепления знаний детей используем игры «Живая неделька», «Найди пару», «Назови соседей», «Чья неделька соберется быстрее», «Лови, бросай, дни недели называй» и т.д.

Формирование представлений о временах года, месяцах. Для того чтобы дети лучше запомнили последовательность времен года, названия месяцев используем модель «Годовой круг». Это круг, разделенный на двенадцать равных частей, за цвета сезонов берут основные цвета и их оттенки. Осень – оттенки желтого цвета (сентябрь – темно-желтый, октябрь – оранжевый, ноябрь – светло - желтый), зима оттенки синего цвета (декабрь – темно-синий, январь – синий, февраль - голубой), весна – оттенки зеленого цвета (март – светло-зеленый, апрель-зеленый, май – темно-зеленый), лето - оттенки красного цвета (июнь – бордовый, июль – красный, август –розовый). С помощью данной модели дети учатся называть зимние, весенние, летние, осенние месяцы, также знакомятся с текущим месяцем, называют его, отмечают характерные признаки. Для закрепления знаний проводится работа со стихотворениями, рассказами, сказками, загадками, игры «Разложи картинки», «Когда это бывает?», «Проверь себя», «Собери картинку» и т.д.

На втором этапе коррекционной работы формируем временные представления посредством моделирования. Для этого мы совместно                                              с детьми изготавливаем  модели времени. Изготовление моделей позволяет закрепить знания по временным представлениям, помогает развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности, также дает ребенку возможность «ощутить и потрогать время руками».

Объемная модель «Части суток». Для ее изготовления нужно взять 4-5 плоских круговых моделей суток одинакового диаметра из плотной бумаги. Круги разделить на четыре равных сектора, раскрашенные в разные цвета. Три из них разрезаются по радиусу, отделяющему «утро» от «ночи». Для простоты изготовления в центре вырезается круг малого диаметра. Отмеченные радиусы и края разрезов нумеруются: 1,2,3,4,5,6,7,8, а затем соединим край 2 с радиусом 1, край 3 с краем 4, край 5 с краем 6, край                                   7 с радиусом 8. Для соединения используется бесцветная лента.

Объемная модель «Дни недели», «Времена года». При изготовлении моделей недели каждый круг делят на 7 равных частей, раскрашивают их                            в различные цвета, наклеив в секторе определенное число маленьких белых кружочков (от 1 до 7). Разрез делают по радиусу, отделяющему «воскресенье» от понедельника. В остальном изготовление модели аналогично описанной модели суток.

Выполняя модель года, круги делят на двенадцать равных частей,                             за цвета сезонов берут основные цвета и их оттенки. Разрез на круге делают по радиусу, отделяющему «декабрь» от «января». Такая модель года позволяет не только сформировать представления о месяцах года и годе, но                       и о сменяемости одного года другим.

С помощью объемных моделей можно наглядно продемонстрировать детям непрерывность времени, раскрыть круговорот времени, открыть цикличность движения времени посредством модели, демонстрирующей движение и постоянство.

Благодаря данным методам и приемам у детей появился интерес                                     к временным представлениям, так как материал предлагается детям не путем заучивания, а ненавязчиво в различных режимных моментах в течение дня, на занятиях, во время игры, прогулки и т.д.

        Таким образом, предложенная коррекционно-развивающая работа позволит сформировать временные представления у дошкольников с ОНР. Это поспособствует развитию умения регулировать и планировать свою деятельность во времени, что в свою очередь создаст основу для развития таких качеств личности, как организованность, точность, собранность, необходимые ребенку при обучении в школе.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями...

Формирование временных представлений у старших дошкольников

Опыт работы по формированию временных представлений у старших дошкольников...

конспекты занятий по формированию временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня

Разработанная мною компьютерная игра "Времена года"с конспектами занятий с ними предназначена для оптимизации корреционного процесса по формированию временных представлений у старших дошкольников с об...

Формирование временных представлений у старших дошкольников с нарушениями слуха

В статье отмечается своеобразие развития образной и словесной памяти  у детей с нарушениями слуха. Раскрываются различные виды деятельности по формированию временных представлений у дошкольников ...

Формирование временных представлений у старших дошкольников с помощью комплексов упражнений.

В материале указаны комплексы упражнений для запоминания детьми дней недели....

Формирование системы временных представлений у старших дошкольников с ТНР

Одно из важных направлений работы логопеда – формирование у детей временных представлений. Опыт работы над формированием временных представлений у детей с ТНР показывает, что получив достаточно ...