«Формирование временных представлений у старших дошкольников».
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Формирование временных представлений у старших дошкольников».
(из опыта работы)
Воспитатель: Готчанина Г.Ю.
МКДОУ детский сад № 7 г.Пудож РК
Актуальность: Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Понятие времени - одно из самых сложных для детей. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направление - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать". Время нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус. О его существование ребенок может судить лишь по косвенным признакам.
С момента рождения ребенок ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются социальной средой.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим уметь ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития таких качеств личности как: организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучение в школе и в повседневной жизни.
Решая образовательные задачи, мы делаем опору на наблюдения, личный опыт ребенка, связываем каждый факт, событие со временем, в которое оно протекает или протекало. Занятия по формированию временных представлений мы проводим используя игры с отношениями мер времени: сутки больше чем день или ночь; год больше месяца; беседы с демонстрированием наглядного материала, что способствует лучшему восприятию и запоминанию информации.
Вовлекая в режимные моменты, мы акцентируем внимание детей на них, что позволяет сформировать правильное представление о длительности событий, явлений; дети накапливают опыт в определении длительности промежутка времени, который необходим для выполнения работы.
С целью формирования у детей представлений о времени мы организуем наблюдения за явлениями и событиями, используем иллюстрации, отображающие деятельность детей, взрослых, календарь дежурств, который имеется в групповой комнате, календарь природы.
Ежедневно беседуем с детьми о том, чем мы будем заниматься, акцентируя внимание детей на слове "сегодня"; вспоминаем, что делали вчера. В конце дня, перед тем, как дети уйдут домой, мы сообщаем им, чем будем заниматься завтра. В результате таких ежедневных бесед у детей накапливаются знания о временных представлениях и они учатся различать временные понятия и соотносить их с событиями из своей жизни. Мы обращаем внимание на то, что время движется; то, что происходит сегодня, завтра уже будет прошлым и будет называться "вчера". Текучесть времени хорошо отслеживается по графику дежурств, где дети определяют кто и когда будет дежурить или уже дежурил. На таком календаре мы с детьми выставляем карточки с именами детей и картинками, так легче ориентироваться тем детям, которые еще не научились читать, не знают буквы, которые дежурили вчера, дежурят сегодня и будут дежурить завтра. На следующий день эти картинки перемещаются, сдвигаются.
Обучение детей ориентировке во времени основывается исходя из личного опыта ребенка, поэтому мы знакомим дошкольников с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность.
Ознакомление детей с частями суток происходит не только на занятиях, но и во время проведения прогулок. Некоторые дети путают последовательность частей суток, считая, что за днем наступает ночь, а после ночи следует день. Используем в беседе иллюстрации с изображением частей суток, что облегчает запоминание последовательности их смены, а также даем задания на определение временных отношений, например: "Что было раньше, а что потом?". Выполняя такие задания, ребенок учиться определять последовательность происхождения событий, составляя короткий рассказ; тем самым кроме формирования временных представлений мы развиваем речь ребенка, умение составлять короткие рассказы.
Используя на занятиях макеты в виде суточных часов, суточных домиков, очень удобно ребенку демонстрировать очередность смены частей суток. Одна часть суток приходит на смену другой, при этом каждую смену времени можно проговаривать в стихотворной форме,
Чтение стихотворения и демонстрация иллюстраций развивает у детей как зрительную так и слуховую память.
В последующих беседах мы опираемся на наблюдения детей за деятельностью окружающих их близких людей, а затем и на наблюдения событий и явлений окружающей их жизни и природы. В ходе таких бесед у дошкольников развивается наблюдательность, расширяется кругозор, а также коммуникативная сторона речи, так как беседы, игры подразумеваю обратную связь ребенка со сверстниками и воспитателем; пополняют и обогащают словарь ребенка, способствуют общему умственному развитию детей.
Аналогичные способы используются нами при ознакомлении детей с месяцами, днями недели.
При заучивании названий дней недели мы также используем отрывной календарь. Оторванные листки календаря не выбрасываются, а складываются в кармашек. Проводя беседу с детьми, мы выясняем, сколько дней дети ходили в детский сад и сколько отдыхали в течение недели. Отрывные листики календаря ребята раскладывают на столе перед собой по порядку.
Большую коррекционно-развивающую роль играет умение дошкольника воспроизвести по памяти те события, которые произошли за неделю, какие поделки были изготовлены ими, что интересного происходило в той или иной день.
Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что чем чаще мы спрашиваем дошкольников, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера и будет завтра, тем интенсивнее происходит запоминание названий дней недели.
Одним из важных факторов, на основе которых складывается работа по формированию временных представлений, является ознакомление дошкольников с часами, формирование знаний об эталоне времени. Для того, чтобы дошкольник мог понять, о какой временной длительности говорят ему, он должен знать меру времени на часах, то есть научиться пользоваться часами.
Изучение циферблата часов способствует развитию у ребенка математического мышления, который в результате подсознательного интереса привыкает к цифрам, и овладевает порядковым счетом на подсознательном уровне, достаточно легко усваивает технику сложения, увеличивая число на единицу.
Знакомство с часами мы начинаем, прочитав детям стихотворение или загадав загадку. Далее мы рассказываем о том, для чего нужны людям часы, зачем нужно человеку определять время, как часы появились. Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций. Знакомим детей с циферблатом часов и стрелками: минутная, часовая, секундная; объясняя, что на часах маленькая стрелка показывает целый час тогда, когда минутная (длинная) стрелка стоит на двенадцати часах.
Для обучения детей определению времени мы используем игру "Который час?", в ходе которой закрепляются знания о последовательности часового хода. Играя в эту игру, мы рассказываем, что стрелка на часах может находиться в одном и том же положении два раза, это будет означать, что первый раз часы будут показывать время в определенную часть суток, а второй раз - это уже будет другая часть суток. В качестве раздаточного материала используем макеты часов со стрелками и цифрами.
Нами используется игра "Почини часы", детям раздаются шаблоны часов без цифр (только метки для них), но со стрелками, где стрелки показывают на определенное время, которое ребенку нужно узнать, дорисовав цифры на циферблате. Нарисовав последовательно цифры, дети определяют время (с точностью до часа), причем у каждого ребенка будет разное время. В последующие дни мы организуем наблюдения за конкретной наполняемостью часа. С этой целью мы обращаем внимание на режимные моменты, во сколько мы завтракаем, начинаем заниматься, обедаем, ложимся на дневной сон. При ознакомлении детей с часами, особое внимание мы обращаем на движение стрелок, объясняя, что они движутся в одном направлении. Это способствует лучшему пониманию времени прошедшего, настоящего и будущего.
Знакомство детей с новой единицей времени - минутой мы начинаем с беседы о ее необходимости. Наглядно и удобно знакомить с этой единицей времени используя песочные часы, где дети могут наблюдать пересыпания песка в песочных часах в течение одной минуты. Мы предлагаем детям в течение одной минуты наклеить кружочки или вырезать их; сложить узоры из палочек. Когда проходит минута, мы сравниваем, что успел сделать каждый за минуту, объясняя, как можно сделать все дети вместе, также в течение минуты можно похлопать в ладоши, попрыгать, что позволяет детям чувствовать её продолжительность.
Знакомство с делением циферблата на минуты начинаем с их рассматривания. Дети внимательно рассматривают деления, считают их количество между двумя соседними числами на циферблате (1 и 2) и определяют, на сколько делений передвинется минутная стрелка, когда она опишет целый круг, т. е. пройдет все шестьдесят делений.
Используя циферблат часов, учим детей решать задачи с точностью до часа, до пяти минут, например: "Ежика пригласил в гости медвежонок в 3 часа, но еж живет далеко и его дорога занимает 2 часа хода. Во сколько нужно выйти из дома ежику, чтобы прийти в 3 часа к медвежонку и не опоздать?", или например такая задача: "Минутная стрелка проходит расстояние между соседними числами от 1 до 2 за пять минут. Сколько времени пройдет, если минутная стрелка пройдет до цифры 4?". Такие задачи, при решении которых дети делают обобщения, имеют коррекционно-обучающее значение, так как позволяют понять и запомнить соотношение мер времени.
Использовались наглядные модели «Веселая неделя» «Наша неделя». Для закрепления последовательности дней недели дети действовали с карточками – символами – разноцветными прямоугольниками с изображением печатных цифр от 1 до 7 с надписями: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Таким образом, формирование временных представлений у старших дошкольников проводим с помощью различных моделей времени и сюжетных картинок. Обучение в ориентировке во времени мы проводим опираясь на личный опыт ребенка. Поэтому мы знакомим дошкольников с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность.
Умение регулировать и планировать свою деятельность является основой для развития таких качеств личности как собранность, организованность, точность. Эти качества будут необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Время является регулятором различных видов деятельности и социальных отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени побуждают человека быть собранным, точным, помогает более рационально его использовать.
Начиная с первого класса, время становится регулятором жизни. Если к моменту поступления в школу не развиты временные различия, то это вызывает у ребенка определенные трудности (не умение работать в одном темпе, во время выполнять задания, опоздания на занятия и т. д.) . Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные его отрезки.
Опыт работы показывает, что созданная в группе среда создает возможность интеграции различных видов деятельности на основе формирования временных представлений детей: поисковой, игровой, изобразительной, элементарно – исследовательской и др. Дети вовлекаются в разные виды общения, имеют возможность «продвигаться» индивидуальным темпом, овладеть словарем, отражающим временные отношения.
В итоге дети неплохо ориентируются во временных представлениях, хорошо знают историю появления тех или иных часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями
Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями...
Формирование временных представлений у старших дошкольников
Опыт работы по формированию временных представлений у старших дошкольников...
конспекты занятий по формированию временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
Разработанная мною компьютерная игра "Времена года"с конспектами занятий с ними предназначена для оптимизации корреционного процесса по формированию временных представлений у старших дошкольников с об...
Формирование временных представлений у старших дошкольников с нарушениями слуха
В статье отмечается своеобразие развития образной и словесной памяти у детей с нарушениями слуха. Раскрываются различные виды деятельности по формированию временных представлений у дошкольников ...
Формирование временных представлений у старших дошкольников с помощью комплексов упражнений.
В материале указаны комплексы упражнений для запоминания детьми дней недели....
Формирование временных представлений у старших дошкольников с ОНР.
Формирование временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....
Формирование системы временных представлений у старших дошкольников с ТНР
Одно из важных направлений работы логопеда – формирование у детей временных представлений. Опыт работы над формированием временных представлений у детей с ТНР показывает, что получив достаточно ...