Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Зверева Елена Дмитриевна

Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП.  Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние  на развитие его самосознания, личности и, таким образом является составной частью процесса социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx47.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 по формированию пространственных представлений

у старших дошкольников с нарушениями ОДА

 «Страна Левоправия»

                                                                          Руководитель проекта:
                                                                               воспитатель  Зверева Е.Д.

2016г.

Содержание:        

  1. Информационная карта

- автор проекта

- тема

- образовательная область

- цель

- задачи

- участники

- тип

- актуальность

- гипотеза

- виды детской деятельности

- обеспечение проекта

- предполагаемый результат

- продукт деятельности

- презентация

- Участие в реализации проекта

- этапы

  1. Примерное тематическое планирование.

  1. Приложения

- стихотворения, сопровождаемые показом

- упражнения, направленные на формирование представлений о форме

- упражнения на уточнение схемы собственного тела, указание местоположения предметов в пространстве относительно себя

- упражнения на ориентировку на горизонтальной плоскости

Информационная карта проекта

«Страна Левоправия»

Автор проекта

Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 24 «Весняночка»

Тема проекта:

ориентировка в пространстве

Образовательная область

Познавательное развитие

Цель проекта

формирование пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные:

- закрепить и расширить пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади, за, между, рядом;

- научить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);

- научить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;

- научить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками - указателями маршрутов;

- научить определять своё местонахождения среди окружающих людей и предметов.

Развивающие:

- развивать зрительно пространственную ориентировку у детей;

-развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, умение внимательно слушать;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Участники проекта

дети  старшего возраста коррекционной группы «Ласточка», педагоги ДОУ, родители

Тип проекта

по методу: Информационный (Иноформационно – практико – ориентированный)

по количеству участников: Групповой

по продолжительности:  долгосрочный  (сентябрь 2016 г. - май 2016 г.)

Актуальность

  Развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП.

 Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными  навыками.

В исследованиях Г.А.Дворниковой показано, что при гемипаретической форме ДЦП особенно часто наблюдаются нарушения в формировании ориентировки в собственном теле, у сидящего напротив человека. Структура нарушений у детей с гемипарезом, по мнению И.И.Мамайчук, в значительной степени определяется локальными поражениями мозга. У больных с левосторонним гемипарезом (правополушарный дефект) ведущим является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, а при правосторонних гемипарезах (левополушарный дефект) наблюдается недостаточное развитие вербальных функций: уровня словесных обобщений, словарного запаса, характеристика суждений.

Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Гипотеза:

Гипотезой исследования явились предположения о том, что у старших дошкольников  возможно качественно   повысить  уровень представлений о пространстве при соблюдении ряда организационно-педагогических условий:

·   реализации выстроенной системы  педагогической работы по развитию пространственных представлений с опорой на разнообразные методы и приемы;

·  выполнение рекомендаций воспитателя по выполнению детьми упражнений и заданий, направленных на формирование пространственных представлений;

·   просвещение родителей  средствами папок-передвижек, буклетов, проведения родительского собрания

 ·  пополнения и обновления развивающей среды согласно возрасту детей.  

Виды детской деятельности:

Самостоятельная деятельность, деятельность, организованная педагогами или родителями, игра

Обеспечение проекта:

Материально – техническое:

- подборка консультативного материала для родителей;

- разработка группового проекта, конспектов, игр, игровых упражнений;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- подбор заданий для работы в тетрадях;

- оформление предметно-развивающей среды по теме: «Ориентировка в пространстве».

Учебно-методическое:

 1. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т. А. Шорыгина. М. 2004.

2. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. И. А. Помораева, В. А. Позина. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

3. Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве. Книга для занятий с детьми 5-7 лет. М. : Школьная Пресса, 2010.

4. Методические рекомендации к пособию «Учусь ориентироваться в пространстве». М. : школьная Пресса, 2010.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- уверенно выделяют ведущую руку;

- обозначают словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;

- ориентируются на листе бумаги;

- сформировано умение писать графические диктанты по речевой инструкции;

-умеют переносить полученные знания и умения в другие виды деятельности.

Для родителей:

- смогут осознано формировать у детей навыки пространственного ориентирования дома

Для педагогов:

-обобщение педагогического опыта;

- повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.

Продукт проектной деятельности:

-конспект досуга;

-создание картотеки дидактических игр;

- игротека (подборка лабиринтов) для детей;

- памятка для родителей с играми на развитие ориентирования в пространстве;

- создание мультимедийной презентации.

Презентация проекта:

Представление результатов проекта в виде  открытого мероприятия для родителей и педагогов,  оформление мультимедийной презентации «Путешествие по стране левоправя»

Участие в реализации проекта

роль родителей

участие специалистов

- активные, заинтересованные в успехах своих детей участники проекта.

воспитатель 

-разрабатывает проект

- создает условия для реализации.

учитель-дефектолог

формирует навыки ориентировки в пространстве

инструктор  по физическому воспитанию

–учит перекрёстным движениям рук и ног,

–закрепляет навыки ориентировки в пространстве.

музыкальный руководитель

–закрепляет навыки ориентировки в пространстве.

Этапы проекта:

1 этап  - Подготовительный

•  Изучение работ педагогов и психологов, исследовавших проблемы развития пространственных представлений у детей

•  Создание «Проблемной ситуации» Зачем знать «лево» и «право», «вперед» «назад»?

•   Начальная диагностика детей по направлению «Развитие пространственных ориентировок».

•  Подготовка методических и дидактических средств.

•  Разработка системы взаимодействия специалистов по пространственной ориентировке.

•  Подбор дидактических  игр, упражнений для детей по данному направлению работы.

•  Организация предварительной работы с родителями и воспитателями

2 этап – Выполнение проекта

тема проведение ООД

 «У меня тоже», «Справа и слева», «Вперёд, назад, спереди, сзади», «Высоко, низко, далеко, близко», «За, под, над, перед», «Путешествие по группе».

бесед,

« Схема участка»,  «Расскажи, где что (кто) находится»,  «Паровозик из ромашково», чтение стихотворения В. Берестова «Стоял человек на развилки дорог».

игровых ситуаций,

Упражнения: «Покажи у товарища», «Поможем Незнайке найти вещи», «Найдём секрет по плану», «Управляя роботом», «Найди свою пару», «Из каких геометрических фигур сложен рисунок»

дидактических игр,

«У дяди Абрама», «Кто где стоит?» «Контролёр» «Как пройти к зайке?» «Угадай, кого загадали», «Нос, ухо»

консультаций для родителей,

провести дома игру «Добавь слово», графический диктант «Ключик», совместно с детьми сделать план комнаты ребёнка

графических диктантов,

 Узор, зайчик, кораблик, бабочка

совместная деятельность с детьми

«Мы туристы»,  «Весёлые лабиринты»,    «Цветные прятки»,  «Не попадись»

3 этап - Результаты

Презентация продуктов проектной деятельности:

памятка для родителей с играми на ориентировку в пространстве;

игротека для детей;

Создание итоговой мультимедийной презентации: « Путешествие в страну левоправию»

2. Примерное тематическое планирование.

Тема

Направление и примерные виды работ

Схема тела

 

 

*Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Работа проводится по вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания, а затем с закрытыми глазами.

-Показ по инструкции взрослого (игра, «Нос, ухо», «Лавата»)

-Использование в речи («Найди у товарища, назови правильно»)

-Работа с иллюстрациями

*Работа начинается с анализа расположения частей человека  по параметрам:

-выше всего, ниже всего, выше, чем, ниже, чем

*Вводятся предлоги «над», «под», «между».

-используются схемы: (над), (под), (между)

Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между»

*Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем…, «ниже, чем»…, предлоги над, под, между)

Восприятие цвета, величины, размера, формы

*Работа над закреплением представлений о цвете геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) с использованием дидактических игр («Найди свою пару», «Из каких геометрических фигур сложен рисунок» и др), на основе природного материала (листья: цвет, форма, величина); работа с конструктором

*Работа.над формообразующими движениями

*Работа над понятиями длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже; глубокий – мелкий, глубже – мельче; толстый – тонкий, толще – тоньше

Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…»

*При активном участии детей анализируется, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении

*Переход к объектам во вне и введение представления «Ближе к…», «дальше от …» (Анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту). *Проведение упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость.

Расположение объектов по отношению к собственному телу: Предлоги «перед», «за».

*По аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на уровне тела – в первую очередь рук – и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».

Работа над понятиями «ближе, чем…», «дальше, чем…»

* Переход от анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения. Работа начинается с собственного тела (рук, ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости «сбоку» (не важно: справа или слева), но анализируемые с позиций близости «ближе, чем …», «дальше, чем…» Работа с геометрическим материалом

Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело.

 *Работа над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси: «право-лево»

-используется комплекс заданий, требующих анализа расположения отдельных частей рук, а затем ног .

*Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции, упражнений на слухо-моторную, зрительно- моторную координацию, на развитие ритмической организации деятельности.

Отработка понятий «правее, «левее» относительно собственного тела

*Работа над понятиями «правее», «левее»

*В отношении правой руки- то, что «дальше», то «правее;

в отношении левой руки- то, что «дальше», то «левее».

*По аналогии отрабатываются и закрепляются указанные представления на правой и левой ногах

*Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции.

Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…»

*Переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой-левой» ориентировки. *Отрабатываются представления «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…», (необходимо возвращаться к ранее усвоенным представлениям, чередуя их с осваиваемыми в этот момент)

Работа над представлением «Сзади»

Работа над пространственным    представлением «СЗАДИ» как в его метрической части – ближе ко мне (сзади), дальше от меня (сзади), так и координаторной части – сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.

Определение сторонности объектов, находящихся напротив

*Работа над определением «правой-левой» стороны у объекта, человека, находящегося напротив. Дидактические игры: «Покажи у товарища», и др.

Работа с линейной последовательностью предметного ряда

*Работа с предметами, расположенными в неизменном порядке, в определенном направлении (слева – направо). Например: первым (в крайней левой позиции) изображается арбуз, вторым виноград, и так до десяти изображений. Далее определяется, что было нарисовано «До» какого-либо из изображений и, соответственно, «после» него.

Итоговое занятие

*Работа с конструктором

*Работа с иллюстрациями, сюжетными картинками.

*Анализ текстов или речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий.




3. Приложения

  1. Стихотворения сопровождаемые  показом

 «Маланья» 

У Маланьи, у старушки,

В маханькой избушке,

Жили пять сыновей.

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими головами,

Вот с такими усами,

Вот с такими бородами, Вот с такими руками,

Вот с такими ногами,

Вот с такими плечами,

Вот с такими животами и т.д.

«Лавата» (в кругу).

Дружно танцуем мы – тра – та – та (2р.)

Танец веселый наш – это лавата.

-Мои уши хороши, а у соседа лучше.  (Дети держатся за эту часть тела и танцуют в кругу).

«Каравай» (в кругу).

Как на « имя» именины,

Испекли мы каравай.

Вот такой высоты,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай

Кого хочешь выбирай.

***

Мы топаем ногами, Топ-топ-топ! 
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп! 
Качаем головой, 
И вертим головой. 
Мы руки поднимаем, 
Мы руки опускаем, 
Мы руки подаем 
И бегаем кругом.

«Вот у нас игра какая»

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп –другая!

Правой, правою ладошкой

Мы пошлёпаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом

Даже щёчки побьём.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам

–шлёп, шлёп!

По плечикам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Справа –можем! Слева –можем!

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя.

Вот какая красота

Вот глаза у нас какие

Вот глаза у нас какие:

Голубые-голубые,

Носик –пуговкой у нас,

Брови –ниточкой у глаз.

Ушки маленькие,

Губки аленькие,

Щёчки, шейка, лобик, рот

И наш пухленький живот.

3.2 Упражнения, направленные на формирование представлений о форме.

 «Найди свою пару»

Оборудование: два одинаковых комплекта геометрических форм по числу детей.

Взрослый распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т.е. берёт за руки того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путём наложения карточек друг на друга. Парами дети маршируют по комнате в определённом направлении.

«Подбери подходящий по форме»

Оборудование: карточки со знакомыми предметами (палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пуговица, лицо, вишня, пенал, колесо, тарелка, линейка-угольник, пирамида) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал).Перед ребёнком выкладываются трафареты фигур. Он должен к каждой фигуре подобрать картинку с предметом похожим по форме.

 «Строители» 

Для игры необходим строительный конструктор. Задача – сделать точную копию постройки. После работы каждая постройка анализируется (соответствует ли она образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).

 «Угадай и назови»

Оборудование: мешочек с предметами различной формы.

Ребёнок на ощупь должен узнать предмет, находящийся в мешочке, и назвать его форму.

«Выполни и назови».

Дети называют предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

3.3 Уточнение схемы собственного тела, указание местоположения предметов в пространстве относительно себя

«Правый – левый».

Ведущий предлагает детям по команде правильно показать: правую руку, левую руку, правую ногу, правое ухо и т.д. За каждое ошибочное действие игрок платит фант.

 «Моя рука – твоя рука».

Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.

«Пожалуйста».

Ведущий предлагает внимательно слушать его задания, но только в том случае, если его обращение будет начинаться со слова «Пожалуйста».

  • Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку.
  • Поверните голову влево
  • Пожалуйста, повернитесь направо и т.д.

 «Зеркало» (развитие тела, коммуникативных навыков).

Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать их, быть его «зеркальным отражением».

«Что справа, что слева?»

Ведущий предлагает детям назвать по очереди как можно большее число предметов, находящихся сначала справа, а затем – слева. Выигрывает либо тот, кто правильно назовёт наибольшее число предметов, либо тот, кто последним назовет предмет, расположенный справа /слева/ от игроков.

 «Отвечай точно!»

Игру следует проводить с небольшой группой детей с тем, чтобы были хорошо слышны правильные и ошибочные реплики каждого из них.

Перед началом игры дети располагаются в одну линию так, чтобы все окружающие предметы по отношению к каждому занимали одно и тоже положение.

От участников требуется продемонстрировать точную и быструю реакцию на слова ведущего, который перечисляет окружающие их предметы и просит определить, где они расположены, только одним словом («впереди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»).

 «Водители».

Играющие – «водители» сидят за столами. «Милиционер» (учитель) показывает картинки с изображениями различных машин. «Водители» должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево. Лучших водителей следует отметить.

 «Шеренга».

Дети выстраиваются в шеренгу. Затем ведущий предлагает определить детям свое место: «Я стою справа от Пети, Я стою справа от Саши, … и т.д. Идет отработка понятий (право, лево, правее чем, левее чем, справа от, слева от, впереди, сзади. Затем детям предлагается сесть в круг, предварительно, поменявшись местами («напротив», «между»).

 «Холодно – горячо».

Ведущий прячет в комнате предмет, а затем при помощи команд ведёт игрока к цели. Команды могут быть: шаг направо, два вперед, три налево и т.д.

«Разведчики»

Оборудование: стулья (большие и маленькие).

Из числа детей выбирается командир разведгруппы, который должен провести свою группу в тыл врага так, чтобы никто не пострадал и благополучно вернуться обратно.

Стулья расположены в два ряда. Дети двигаются в соответствии со словесными инструкциями взрослого (отрабатываются понятия «над, под, между, справа, слева») Обязательным условием является проговаривание вслух пространственных действий.

«Какая рука? Какая нога?»

Взрослый берёт то в правую, то в левую руку различные предметы и просит детей определить, в какой руке находится предмет. Взрослый поднимает то левую, то правую ногу и просит детей определить, какая это нога, и встать в такую же позу.

  1.  Ориентировка на горизонтальной плоскости

Организация пространства листа. Необходимо показать детям, как надо размещать рисунки на альбомном листе, сканировать строчки: следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах работы можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, показать стрелками направления движения глаз.

Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа». Раскрашивание или рисование по инструкции. Например: Найди маленький круг в левой части листа, раскрась его зеленым цветом; найди самый большой квадрат в правой части листа и заштрихуй его сверху - вниз, и т.д.

Ориентировка на листе бумаги.

а) Моделирование историй «О птичке и кошке».

Материал: лист бумаги, дерево, птичка, кошка, домик, солнце.

Во дворе в левой части листа росла береза. В правом нижнем углу стоял красивый домик. Там жил маленький мальчик, у которого была кошка (наложение кошки на домик). Во двор однажды прилетела птичка и села под дерево. День был солнечный и тёплый. На небе в правом верхнем углу светило солнце (накладывают желтый круг, лучики выкладывают счетными палочками). Увидела кошка птичку и побежала влево. Птичка, заметив кошку, взлетела и села на дерево, на самые верхние ветки. Кошка хотела поймать птичку и полезла вверх на дерево. Птичка полетела вправо. Кошка, оставшись с носом, спустилась вниз.

б) Графическое обозначение направлений.

«Заячьи дорожки».

«Зимним морозным днём спешила мама-зайчиха домой, да вот беда – по пятам гнался за ней серый волк. Вот и пришлось ей путать свои следы. Несмотря на то, что следы на свежем снегу были хорошо видны, не смог волк их распутать, и она благополучно добралась до своего жилища».

Дети должны распутать зайчихины следы.

Детям предлагается под диктовку зарисовывать (выкладывать с помощью палочек) направление движения зайчихи (вперед, назад, вправо, влево). По предварительной договоренности прыжок может быть обозначен либо отрезком длиной в одну единицу (клетку); либо одной счетной палочкой.

  • Прыжок вперед
  • Два прыжка влево
  • Три прыжка назад
  • Два прыжка влево
  • Один прыжок назад
  • Пять прыжков вправо.

«Улицы волшебного города»

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть план улиц волшебного города (каждая из улиц имеет свой цвет и соответствующее название), с помощью стрелок зафиксировать, в каком направлении шёл по ним Ёжик, и затем рассказать всем игрокам о его передвижениях.

«Четыре точки»

Даны четыре точки, нужно поставить крестик от первой точки снизу, от второй сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.

-Даны четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1-вниз, 2-вправо, 3 - вверх, 4 – влево.

Даны четыре точки, которые можно сгруппировать в прямоугольник. Например, выделить карандашом левую верхнюю точку, затем левую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить правую верхнюю точку и соединить её стрелкой с правой верхней точкой в направлении снизу вверх.

Можно в прямоугольнике выделить левую верхнюю точку и правую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева - направо, сверху - вниз.

«Перестановки».

Ведущий предлагает выполнить ряд перестановок хорошо знакомых предметов, а затем ответить на вопросы.

-Положить карандаш на тетрадь. Где лежит карандаш? Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?

Положите ручку и карандаш под книгу. Где лежит ручка и карандаш? Возьмите их. Откуда взяли ручку и карандаш?

«Какого слова не хватает?»

Река вышла …. берегов.

Дети бегут … детский сад.

Зеленый лук … грядке.

Расположение фигур.

Положите слева квадрат, посередине листа круг, справа – треугольник. Расскажите, какие фигуры вы положили и где?

Рисование по словесному описанию.

  • клумба, на левой стороне которой растут голубые цветы, а на правой – желтые;
  • домик лесника, справа от которого располагаются три ели, а слева – две березки и т.д.

«Строители».

Для игры необходим строительный конструктор. Задача – сделать точную копию постройки. После работы каждая постройка анализируется (соответствует ли она образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).

Вариант игры: образец предлагается не в виде готовой конструкции, а в виде чертежа.

«Обведи фигуры, расставь знаки».

Усвоение понятий слева, справа, над, под, внутри, в центре, между. Ребенку предлагается обвести в тетрадях по шаблону три геометрические фигуры, расположенные в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определенные значки (знак вопроса, равно, плюс, точка) в соответствии с этими понятиями. По вопросам учителя дети отвечают, где находится тот или иной значок по отношению к геометрическим фигурам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельных умений старших дошкольников с нарушениями слуха.

Из опыта работы с детьми, имеющие нарушения слуха 4 года обучения....

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

Консультация для педагогов на тему: Содержание   и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....

Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»

laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...

Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...