Рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Осипова Татьяна Анатольевна

Примерная рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч", старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_myacha_moy_veselyy_zvonkiy_myach.docx91.27 КБ

Предварительный просмотр:

I раздел

Общие сведения об учебных группах

Старшая группа №5 (возраст 5-6 лет)

 Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.

Количество занятий: 1 занятие в неделю, учебных часов в неделю – 50 минут, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебном году (с сентября по май). Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.

Учебная группа - постоянная, первый год обучения. Занятия по подгруппам, в подгруппе 10-12 человек.

II раздел.   Документы и материалы, с учетом которых составлена программа.

Программа  разработана в соответствии:
- ФГОС ДО N1155 от 17 октября 2013 г.,
- ФЗ «Об образовании в РФ» N273 от 29.12.2012,
- Конвенцией ООН о правах ребенка,
- законом РФ «О физической культуре и спорте в РФ» N80 от 29.04.1999 г., письмом МО РФ N65/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»,
- Приказом МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО N2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»,
- Уставом ГБОУ Школы № 508  (физкультурно-оздоровительное направление).
 Данная программа написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И. Пензулаевой и элементами программы «Школа мяча» Н.И.Николаевой. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

III раздел.  Цели и задачи

Основная цель данной программы — обогащение двигательного опыта детей 5-7 го года жизни, освоение детьми техники владения мячом.

Задачи:

  1. Научить детей технике владения мяча.
  2. Освоение элементов игры в волейбол, элементы игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
  3. Познакомить дошкольников с историей игры волейбол, баскетбол.
  4. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
  5. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику, искусство  ведения мяча и забрасывания в кольцо. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
  6. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
  7. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
  8. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

IV раздел.   Пояснительная записка.

Вводная характеристика предмера:

 Актуальность программы: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в детском саду необходимо организовывать занятия по интересам физкультурно-спортивной направленности.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование психических процессов: силы, уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с мячом ( в парах, втроём, в кругу ) – прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу. В играх, которые проводятся в команде, он учится слаженно работать с партнёрами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Поэтому упражнения с мячом занимают одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и стали основой для составления данной программы. Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной Программой начального общего образования по предмету «Физическая культура».

                   

Структура занятий в старшей группе№5

Кол-во занятий в неделю по подгруппам

День недели

Длительность условного часа

Время проведения

1

среда

25 минут

16.00-16.25  (1 подгруппа)

1

среда

25 минут

16.35-17.00  (2 подгруппа)

Структура занятий в старшей группе№6

Кол-во занятий в неделю по подгруппам

День недели

Длительность условного часа

Время проведения

1

понедельник

25 минут

16.00-16.25  (1 подгруппа)

1

понедельник

25 минут

16.25-17.00  (2 подгруппа)

    №

Вид деятельности

Время в мин.

1

Подготовка к занятию: подбор необходимого оборудования

1

2

Вводная часть по теме занятия.

1

3

Практическая деятельность детей.

22

4

Уборка рабочего места после занятия.

1

                                                                                                Итого: 25 минут

V раздел. Учебно-тематический план для старшей группы

Возраст от 5 до 6 лет

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Диагностика

50 минут

2

Диагностика

50 минут

3

История возникновения мяча

50 минут

4

Броски мяча

50 минут

5

Подбрасывание мяча

50 минут

6

Броски мяча

50 минут

7

Броски мяча

50 минут

8

Перебрасывание мяча

50 минут

9

Перекатывание набивного мяча

50 минут

10

Перебрасывание мяча

50 минут

11

Перебрасывание мяча

50 минут

12

Броски мяча

50 минут

13

Отбивание мяча

50 минут

14

Отбивание мяча

50 минут

15

Забрасывание мяча

50 минут

16

Перебрасывание мяча

50 минут

17

Перебрасывание мяча

50 минут

18

Забрасывание мяча

50 минут

19

Броски мяча

50 минут

20

Перебрасывание мяча

50 минут

21

Отбивание мяча

50 минут

22

Перебрасывание мяча

50 минут

23

Знакомство с мячами – фитболами

      50 минут

24

Перебрасывание мяча

      50 минут

25

Упражнения с мячом – фитболом

50 минут

26

Упражнения с мячом – фитболом

       50 минут

27

Перебрасывание мяча

50 минут

28

Отбивание мяча

50 минут

29

Школа мяча

50 минут

30

Диагностика

50 минут

31

Диагностика

50 минут

32

Итоговое

50 минут

VI раздел. Основная часть.

Старшая группа

Тема занятия

Задачи

Содержание

1

Диагностика (сентябрь)

  1. Выявить уровень физической подготовленности детей.
  • Отбивание мяча – не менее 10 раз не теряя мяча (дети стоят на месте, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно, согласованно с передвижением).
  • Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы (с расстояния 3м., высота 2 м.)
  • Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте
  • Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении
  • Броски мяча на меткость в цель

2

Диагностика

  1. Выявить уровень физической подготовленности детей.
  • Перебрасывание мяча через сетку.
  • Перебрасывание мяча друг другу.
  • Отбивание мяча на месте.
  • Подбрасывание мяча с хлопками в движении.
  • Броски мяча в цель на меткость.

3

История возникновения мяча (октябрь)

  1. Углубить представление детей о спортивных играх с мячом.
  2. Познакомить с историей возникновения мяча.
  3. Развивать ориентировку в пространстве.
  • Знакомство с историей возникновения мяча.

      Р/н/и «Свечки», «Одноручье».

  • Беседа «Спортивные игры с мячом».

Д/и «Что это за мяч?»

П/и «Пятнашки с мячом»

4

Броски мяча

  1. Учить бросать мяч вверх и ловить двумя руками не менее 10 раз подряд.
  2. Закреплять умение самостоятельно принимать и.п. при прокатывании мяча.
  3. Воспитывать самостоятельность.
  • Броски мяча вверх и ловля его на месте не 10 раз подряд.
  • Прокатывания мяча одной рукой и двумя руками из разных и.п. между предметами (ширина 90-40см., длина 3-4м.)
  • Прокатывание мяча ногами по прямой

П/и «Ловкий стрелок»

5

Подбрасывание мяча

  1. Продолжить учить бросать мяч вверх с хлопками.
  2. Упражнять в перебрасывании мяча.
  3. Воспитывать ловкость
  • Подбрасывание мяча вверх с хлопками
  • Перебрасывание мяча друг другу из разных и.п.

П/и «Ловишка с мячом»

6

Броски мяча

  1. Отрабатывать броски мяча вверх в движении.
  2. Развивать глазомер, координации движений.
  3. Отрабатывать бросок мяча ногой в цель.
  • Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 10 раз подряд)
  • Броски мяча об пол и ловля 2 раза на месте (не менее 10 раз подряд) П/и «Ловишка с мячом»
  • Броски мяча ногой в цель (3 раза из 10)

7

Броски мяча (ноябрь)

  1. Учить бросать мяч об пол и ловить его двумя руками не менее 10 раз подряд.
  2. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу.
  3. Воспитывать настойчивость.
  4. Учить передавать друг другу мяч ногами.
  • Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении (не менее 10 раз)
  • Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя, сидя
  • Передача мяча друг другу в парах

        П/и «Мяч в воздухе»

8

Перебрасывание мяча

  1. Учить бросать и мягко ловить мяч в парах разными способами.
  2. Развивать ловкость, внимание, глазомер.
  • Перебрасывание мяча сидя и стоя спиной друг к другу
  • Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками)
  • Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками) с помощью ног

П/и «Мяч в воздухе»

9

Перекатывание набивного мяча

  1. Упражнять в перекатывании набивного мяча друг другу.
  2. Развивать координацию движений, внимание.
  • Забрасывание мяча в корзину
  • Перекатывание набивного мяча друг другу
  • Ударить перед собой мяч, повернуться кругом, поймать мяч

П/и «Кого назвали, тот и ловит»

10

Перебрасывание мяча

  1. Учить перебрасывать мяч через сетку.
  2. Совершенствовать метание набивного мяча.
  3. Воспитывать выдержку.
  • Перебрасывание мяча через сетку.
  • Метание набивного мяча из-за головы

П/и «Гонка мячей по шеренгам»

11

Перебрасывание мяча

(декабрь)

  1. Продолжать учить перебрасывать мяч через сетку.
  2. Развивать быстроту, ловкость, умение быть организованным.
  • Перебрасывание мяча через сетку
  • Прокатывание в ворота набивного мяча головой

П/и «Мяч – капитану»

12

Броски мяча

  1. Упражнять в быстрой смене движений.
  2. Закреплять умение работать в парах.
  3. Развивать внимание.
  • Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза
  • Перебрасывание мяча через сетку в парах
  • Передача мяча друг другу парами с помощью ног

П/и «Вышибалы»

13

Отбивание мяча

  1. Учить отбивать мяч одной рукой на месте.
  2. Учить останавливать мяч ногой.
  3. Упражнять в быстрой смене движений.
  4. Развивать ловкость.
  • Отбивание мяча правой и левой рукой на месте
  • Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза
  • Остановка мяча ногой

П/и «Пяташки на улиточках»

14

Отбивание мяча

  1. Учить отбивать мяч в движении.
  2. Развивать глазомер, ловкость при броске мяча в корзину.
  • Отбивание мяча правой и левой рукой в движении (5 – 6 м.)
  • Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
  • Забрасывание мяча в ворота

П/и «Лови – не лови»

15

Забрасывание мяча

(январь)

  1. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину.
  2. Закрепить умение подбрасывать и мягко ловить мяч с хлопком.
  • Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
  • Подбрасывание мяча с хлопками в движении
  • Прыжки на мячах
  • Забрасывание мяча в ворота

П/и «Ловкий стрелок»

16

Перебрасывание мяча

  1. Упражнять в перебрасывании мячей в парах различными способами.
  2. Развивать силу броска, точность движений, глазомер.
  • Перебрасывание мяча через сетку в парах
  • Перебрасывание мяча одной рукой через сетку, ловля 2 руками

П/и «Мельница»

17

Перебрасывание мяча

  1. Учить управлять своими движениями в разных игровых ситуациях.
  2. Развивать чувство ритма, точности.
  • Перебрасывание мяча в парах с отскоком от земли
  • Перебрасывание мяча из одной руки в другую
  • Перебрасывание мяча друг другу одной рукой, ловля двумя руками

П/и «Ловишка с мячом»

18

Забрасывание мяча

(февраль)

  1. Учить забрасывать мяч в кольцо с трех шагов.
  2. Продолжать учить принимать правильное и.п. при метании в вертикальную цель.
  3. Учить забрасывать мяч в ворота.
  4. Совершенствовать прыжки на мячах-хоппах.
  • Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3-х шагов)
  • Метание мяча в вертикальную цель (с 3 – 4 м.)
  • Броски мяча в цель (ворота) с помощью ног
  • Прыжки на мячах – хоппах

П/и «Гонка мячей по шеренгам»

19

Броски мяча

  1. учить определять направление и скорость мяча.
  2. Отрабатывать навык отбивания мяча змейкой.
  3. Развивать быстроту, выносливость.
  • Бросок мяча об стену и ловля его 2 раза (с хлопком)
  • Отбивание мяча одной рукой змейкой
  • Броски мяча вверх, ловля мяча сидя

П/и «Не урони мяч»

20

Перебрасывание мяча

  1. Учить правильно ловить и бросать мяч, регулировать силу броска.
  2. Учить передавать мяч ногами друг другу.
  3. Развивать координацию движений, глазомер, внимание.
  • Перебрасывании мяча через сетку одной рукой, ловля двумя руками (в парах)
  • Перебрасывание мяча с одной руки в другую
  • Передача мяча друг другу ногами

П/и «Охотники и куропатки»

21

Отбивание мяча

  1. Учить правильно ловить мяч, удерживать кистями рук.
  2. отрабатывать навык ведения мяча в ходе до обозначенного места.
  3. Учить останавливать мяч ногой.
  4.  Развивать ловкость, мышление.
  • Отбивание мяча правой, левой рукой в движении
  • Перебрасывание мяча друг другу в парах из разных и.п.
  • Броски мяча вверх, дотронуться носков ног, поймать мяч
  • Остановка мяча ногой

П/и «Мельница»

22

Перебрасывание мяча

(март)

  1. Продолжать учить правильно ловить мяч, удерживать кистями рук.
  2. Упражнять в непроизвольном действии с мячами.
  3. Развивать координацию.
  • Перебрасывание мяча стоя и сидя спиной друг к другу
  • Сидя бросить мяч, вскочить на ноги и поймать мяч
  • Прыжки на мячах – хоппах

П/и «Лови – не лови»

23

Знакомство с мячами – фитболами

  1. Познакомить с мячами – фитболами.
  2. Учить правильно сидеть на фитболах.
  3. Развивать выносливость, координацию движений.
  • Прокатывание фитбола по г/скамейке; между ориентирами
  • Упражнения с фитболами (сидя, лежа)

П/и «Пятнашки на улиточках»

24

Перебрасывание мяча

  1. Отрабатывать умение быстро и точно передавать мяч через сетку.
  2. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча.
  3. Отрабатывать умение передачи мяча дуг другу.
  4. Совершенствовать прыжки на мячах – хоппах.
  • Перебрасывание мяча через сетку 2 раза из – за головы
  • Передача мяча друг другу ногой
  • Прыжки на мячах – хоппах

П/и «Мяч в воздухе»

25

Упражнения с мячом – фитболом

  1. Учить отбивать фитбол двумя руками.
  2. Совершенствовать навыки ведения мяча.
  3. Продолжать учить регулировать силу отталкивания н/мяча.
  • Отбивание фитбола 2 руками в ходьбе
  • Отбивание мяча правой, левой рукой в движении
  • Прокатывание в ворота набивного мяча друг другу

П/и «Салки с мячом»

26

Упражнения с мячом – фитболом

(апрель)

  1. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча,  удерживать его кистями рук.
  2. Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе.
  • Перебрасывание фитбола друг другу в парах
  • Из положения лежа на (фитболе) на животе переход, прокатываясь вперед (руки упор на полу)

П/и «Вышибалы»

27

Перебрасывание мяча

  1. Закреплять умение ловко принимать, быстро и точно передавать мяч партнеру.
  2. Отрабатывать мягкую ловлю мяча двумя руками с хлопком.
  3. Упражнять в прыжках на мячах – хоппах.
  • Перебрасывание мяча через сетку (в парах)
  • Броски мяча вверх с хлопками за спиной
  • Прыжки на мячах – хоппах
  • Передача мяча в парах, тройках с помощью ног

П/и «Попади мячом в цель»

28

Отбивание мяча

  1. Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе.
  2. Отрабатывать плавные движения при ведении мяча змейкой.
  3. Воспитывать уверенность.
  • Балансировка на фитболе (сидя, стоя на коленях, руки в стороны; лежа на животе, руки в стороны)
  • Отбивание мяча змейкой

П/и «Догони мяч»

29

Школа мяча

  1. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину.
  2. Закреплять умение занимать правильное и.п. при метании на дальность.
  • Забрасывание мяча в баскетбольную корзину (с 3 шагов)
  • Метание набивного мяча на дальность
  • Перебрасывание набивного мяча друг другу

П/и «Вышибалы»

30

Диагностика

(май)

  1. Выявить уровень физической подготовленности детей.
  • Ведение мяча в движении – 10м. не теряя мяча (дети передвигаются на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно)
  • Ведение мяча ногой в движении – 10м. не теряя мяча (согласованно с передвижением)
  • Броски мяча в корзину 2-мя руками из – за головы (с расстояния 3м., высота – 2м.)
  • Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте
  • Броски мяча об пол и ловля двумя руками в движении
  • Броски на меткость мяча в ворота (3 из 10)

31

Диагностика

  1. Выявить уровень физической подготовленности детей.
  • Перебрасывание мяча через сетку
  • Перебрасывание мяча друг другу
  • Отбивание мяча на месте
  • Подбрасывание мяча с хлопками в движении
  • Броски мяча ногой в ворота на меткость

32

Итоговое

См. приложение

  • Развлечение «Разноцветный быстрый мяч»

VII раздел.  Критерий оценки результатов обучения.

К концу года дети должны уметь:

  • действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
  • играть с мячом, не мешая другим;
  • согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах

(эстафета или поточный метод);

•        бросать и ловить мяч:

  • двумя руками снизу вверх;
  • двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной;
  • передача в парах двумя руками снизу;
  • передача в парах двумя руками из-за головы;
  • передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
  • передача в парах двумя руками от груди;
  • передача мяча через сетку;

-        передача мяча друг другу с помощью йог;

-        выбрасывание мяча ногой вперед.

•        метать мяч:

-        с расстояния 2 — 2,5 м в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками снизу;

  • в вертикальную цель с 3-4 м;
  • в баскетбольный щит с места;
  • в баскетбольный щит с ведением;
  • метать набивной мяч;
  • с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота)

•        -    отбивать мяч:

  • на месте правой, левой рукой;
  • на месте правой с передачей из правой руки в левую;
  • правой, левой рукой с продвижением вперёд, змейкой;
  • ловить мяч ногой.

Система оценки результатов освоения программы

Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня владения мячом.
Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован;
1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов – отказ от выполнения движения.

Диагностика по определению уровня усвоения программы
(первый год обучения).

Ф.И. ребенка

Виды движений

бросание

отбивание

метание

забрасывание

Вверх и ловля двумя руками

В парах

Двумя руками, стоя на месте

Одной рукой с продвижением вперед

В горизонтальную цель с расстояния 5м.

В верт. цель с расст. 4м.

Вдаль, не менее 6 м.

В корзину, стоящую на полу

В баскетбольную корзину

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

Высокий уровень – от 22 до 27 баллов.
Средний уровень – от 13 до 21 балла.
Низкий уровень – от 0 до 12 баллов.

VIII раздел.  Условия для реализации программы.

Для реализации программы «Школа мяча»  в детском саду имеется спортивный зал, с нанесённой на полу разметкой.  Оборудование соответствует требованиям программы.

  Спортивный инвентарь:

Мячи:
-резиновые (малые, средние, большие) (по 12 шт.)
-малые пластмассовые (12 шт.)
-надувные ( 2 шт.)
-баскетбольные  №3 (12 шт.)
-волейбольные (2 шт.)
-футбольные (2 шт.)
-воздушные шарики (12 шт.)
-фитболы (12 шт.)
Мелкие предметы для развития кисти руки:
-мячики для пинг-понга

–мячи для большого тенниса
- массажные мячики
-баскетбольные корзины (1 шт.)
-напольные корзины (4 шт.)
-шнур для натягивания (1шт.)
- волейбольная сетка (1 шт.)
-футбольные ворота (2 шт.)
-обручи (10 шт.)
-кубики (25 шт.)
-кегли (20 шт.)
-гимнастические скамейки (2 шт.)
-мишени (2 шт.)

 Технические средства обучения:
-магнитофон
-CD-диски (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации)
-флеш-карта (презентации, видеоролики, мультфильмы)
-экран
-проектор
-ноутбук

IX раздел.  Литература.

1.   «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной М.: Москва «Аркти»

2.   «Школа мяча» Николаева Н.И. СП. «Детство- Пресс» 2008 г.

3.   «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Адашкявичене Э.Й.;

  1.  «Физическая культура в детском саду» Осокина Т.И М.: Просвещение 1986 г;
  2.  Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду» составитель Батурина.
  3.  «Детские подвижные игры народов СССР» составитель Кенеман А.В. М.: Просвещение 1988 г.

7.   «Методика обучения и овладения элементами игры в футбол с детьми дошкольного
возраста» И.А. Аксенова

Приложение

1.Подвижные игры

Брось – догони.

Натянуть верёвку на высоте 20-30 см от пола. Перед ней на расстоянии 2-3 м обозначить линию. Играющие ложатся на живот, берут обеими руками мячи. По сигналу бросают мячи через верёвку, догоняют их и поднимают вверх. Выигрывает поднявший мяч первым.

Подбрось – поймай.

Играющие распределяются на пары, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывает и ловит мяч, второй считает, сколько раз удалось бросить и поймать мяч. По сигналу воспитателя дети меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считавший бросает мяч.

Мяч сквозь обруч.

Шесть детей в вытянутых в стороны руках держат по обручу (всего 5 обручей). Двое играющих проходят вдоль цепочки из обручей справа и слева и перебрасывают друг другу мяч через каждый обруч. При повторении сменить стоящих с обручами.

Попади в цель.

Связываются четыре обруча (в виде цветка). Их кладут в центре круга, за чертой которого встают дети. Каждый по очереди бросает в обруч мяч. Попадание в центр между связанными обручами даёт три очка, а во все остальные обручи – по одному. Выигрывает тот, кто наберёт условленное количество очков.

Шмель.

Играющие сидят по кругу. Внутри круга по полу перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребёнок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.

Ловишки с мячом.

Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два ,три – мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять – бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся детей. Тот, кого запятнает мяч, пропускает игру. Целиться нужно в ноги.

Мяч среднему.

Играющие образуют 3-4 круга с равным числом детей. Внутри каждого круга водящий. Он по очереди бросает мяч каждому играющему и ловит от него. Когда мяч вернётся к водящему от последнего игрока, он поднимает его вверх. Выигрывает команда, раньше закончившая переброску мяча.

Быстрый мячик.

Играющие стоят по кругу, бросают и ловят мячи, говоря:
«Разноцветный быстрый мячик                     Дети бросают мяч вверх и ловят.
Без запинки скачет, скачет.                             Отбивают о пол.
Часто, часто. Низко, низко.
От земли к руке так близко.
Скок и скок, скок и скок,                                 Бросают вверх и ловят.
Не достанешь потолок.
Скок и скок, стук и стук,                                 Отбивают о пол.
Не уйдёшь от наших рук.»

Ловкая пара.

На полу выкладываются 6 линий, параллельных одна другой, на расстоянии 1 м. Дети встают в две щеренги друг против друга между третьей и четвёртой линией. На сигнал «начали» каждая пара играющих по три раза подряд перебрасывает друг другу мяч. Если при этом мяч не упал, один из партнёров переходит за следующую линию (делает шаг назад) и расстояние между ними увеличивается. Если кто-либо из пары уронил мяч, надо считать снова. После трёх бросков то один, то другой играющий отходит назад на одну линию до тех пор, пока оба не станут у самых последних границ.

Мяч вдогонку.

Дети встают в два круга. Взрослый раздаёт 2-3 детям мячи. По сигналу «Мяч вдогонку!» дети начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребёнка окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После повторения игры ребёнок играет снова.

Мяч в кругу.

Дети рассаживаются на полу на корточках в два круга. Водящие с мячом – в центре круга. Они катят мяч каждому ребёнку по очереди или тому, кого назовут: «Саша, лови!». Игрок ловит мяч и отсылает его обратно, но при этом надо выполнить какое-либо задание: успеть хлопнуть в ладоши 2-3 раза, назвать количественное или порядковое число, например, водящий говорит: «Первый!», ребёнок отвечает: «Второй!» и т.д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщённое понятие (мебель, фрукты т.п.). Побеждает та команда, которая быстрее прокатила мяч.

Догони мяч.

Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых  в обе стороны рук. Водящий располагается за кругом. Место его в кругу остаётся свободным. Пятому ребёнку, стоящему вправо от водящего, даётся мяч. Дети хором говорят: «Раз, два, три – беги!» - и передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдёт мяч.

Закати мяч в обруч.

Дети распределяются на 2-3 подгруппы. Такое же число обручей лежит на полу. На край обруча кладётся дощечка (картонка), которая одной стороной касается пола. Получается маленькая горка. Подгруппы детей выстраиваются в колонны напротив горок. У каждого малый мяч. По сигналу водящие прокатывают мяч, стараясь попасть в обруч. При этом команде засчитывается три очка. Если мяч попал в обруч, но выкатился, то команда получает только одно очко, при промахе очко не начисляется.

Передай мяч.

Дети распределяются на 2 звена и выстраиваются в колонны друг за другом. Перед каждой колонной на расстоянии 3 м ставится кубик. Первый бежит с мячом, обегает предмет, передаёт мяч следующему в своей колонне и встаёт сзади всех. При потере мяча ребёнок возвращается, поднимает его и бежит с того места, где упал мяч. Побеждает звено, опередившее других при соблюдении условий игры.

Не упусти шарик.

На площадке обозначается линия старта. На противоположной стороне на расстоянии 8-10 м ставят 2-3 кубика. 2-3 ребёнка получают по воздушному шару, выходят к линии старта напротив кубиков, по сигналу, подбивая шар рукой, проходят или пробегают с ним, обегают кубик и возвращаются обратно. Побеждает тот, кто вернётся первым, не упустив шарик.

Мяч о пол.

Дети строятся в две колонны: одна с одной стороны зала, другая – напротив. Первые в колоннах получают мяч и по сигналу идут или бегут, отбивая мяч о пол. добежав до первых в противоположных колоннах, передают им мяч, а сами встают сзади. Получивший мяч без промедления бежит обратно. Когда все поменяются местами. Взрослый отмечает колонну, которая выполнила задание лучше и быстрее.

Кати в цель.

Поперёк зала натягивается верёвка, на неё на проволочках низко над полом подвешены квадраты из плотного картона. Расстояние между квадратами 20 см. вызванные дети встают на исходную линию в 3 м от верёвки и по сигналу катят мяч в цель. Идут за мячами, катят ещё раз, после чего передают следующим.

Подвижная мишень.

К игрушечным машинам прикрепляют мишени из плотного картона. В соответствии с числом мишеней играющие встают на расстоянии 2 – 3 м от мишеней. Бросает каждый своим мячом в цель, стараясь откатить машину подальше. После 8 – 10 бросков игра заканчивается. Выигрывает тот, чья машина откатилась дальше от исходной линии.

Попади в ворота.

Дети делятся на две команды.  По одному ребёнку от каждой команды встают на исходную линию. Перед ними на расстоянии 5 м выкладываются ворота из набивных мячей. От исходной линии нужно попасть в ворота, ударяя ногой по мячу (внутренней стороной стопы). Выигрывает та команда, в которой больше игроков, попавших в ворота.

Мяч по дорожке.

Дети распределяются на две команды. Перед каждой командой выкладывают из гимнастических палок, верёвок коридор шириной 50 – 100 см и длиной 3 м. У каждого в руках мяч. Нужно, ударяя мяч о пол, провести его по коридору, вернуться, встать в конце колонны и передать мяч следующему. Если ребёнок уронит мяч, он должен поднять и провести с этого места. Следующий в колонне начинает только тогда, когда игрок пройдёт коридор. Возвращаться в свою колонну можно только по своей стороне. Побеждает та команда, которая не только, быстро, но и правильно выполнит задание.

Мяч в корзину.

Дети становятся в 2 круга (команды). В  середине корзина. У каждого малый мяч. Нужно бросить мяч сверху о пол так, чтобы он попал в корзину. Мячи бросают по очереди или всем вместе. Во втором случае мячи должны быть цветными. Команда. забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем.

Догони мячик.

Из гимнастических палок делают 2 коридора шириной 30 см и длиной 3 м. Дети распределяются на две команды и выстраиваются у начала коридоров. Первый катит мяч, бежит за ним и старается его поймать, не давая ему выкатиться из коридора. Затем передаёт мяч следующему, сам становится сзади строя. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно выполнит задание.

Мяч навстречу мячу.

Дети распределяются на два звена и они встают друг против друга на расстоянии 4 – 5 м. У водящих по мячу. На сигнал взрослого: «Начали!» - дети прокатывают мячи навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, водящий передаёт его следующему. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Успей поймать.

Дети образуют круг. В центре круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удаётся, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идёт в середину круга.

Послушный мячик.

На пол кладётся обруч. Ребёнок отбивает мяч рукой, стараясь точно попасть в круг. Ударять по мячу надо не сильно, но твёрдой ладонью и после того, как мяч достаточно высоко отскочил от пола. Это упражнение можно провести сидя на скамейке.

Ты катись, катись, наш мячик.

Дети стоят в кругу. По сигналу начинают быстро передавать мяч по кругу, при этом произнося: «Ты катись, катись, наш мячик, быстро, быстро по рукам. У кого остался мячик, тот сейчас станцует нам!». Ребёнок, у которого остался мяч выходит в середину круга и выполняет танцевальные движения. Игра повторяется.

Горизонтальная мишень.

На полу выкладывается несколько обручей один за другим в 4 – 5 шагах от линии метания. Дети по очереди бросают мяч из-за головы двумя руками. Оценивается попадание – чем ближе, тем меньше очков.

Точный удар.

Две команды выстраиваются в колонны по одному, одна против другой. Между ними на полу обруч. По сигналу первый из одной команды бросает мяч в центр круга под углом так, чтобы он отскочил к первому из другой команды, и отходит в сторону. Бросает первый играющий второй команды. Так, сменяя друг друга, мяч бросают и ловят дети обеих команд. Побеждает команда, раньше завершившая игру или у которой было меньше промахов. Ребёнок, не поймавший мяч, ловит снова, но ему бросает уже следующий в команде.

Попади и поймай.

Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой командой на расстоянии 6 – 7 м на полу лежат картонные квадраты близко друг от друга. По сигналу первые из каждой команды бегут к квадратам и стараются ударить мячом в квадрат и поймать его. После этого мяч передаётся следующему игроку.

Не упусти мяч.

Дети распределяются парами, у каждой пары мяч. Один из пары ударяет мяч о пол условленное число раз (4 – 6) и передаёт второму в паре. Побеждает та пара, которая сумеет дольше других удержать мяч в паре. Передача мяча осуществляется без остановки. Уронивший мяч выбывает из игры, а его партнёр дожидается, пока из какой –либо пары выйдет потерявший мяч, и продолжает игру с оставшимся.

Закати мяч.

Дети выкладывают из кубиков ворота шириной 30 – 40 см. По числу ворот распределяются на команды. У каждого играющего малый мяч. На расстоянии 3 м от ворот ребёнок катит мяч в ворота. По окончании прокатывания один из команды собирает все мячи и раздаёт своим игрокам. Подсчитывается число мячей, попавших в ворота. Наиболее меткая и быстрая команда объявляется победительницей.

Выстрели мячом.

Дети распределяются на две команды и рассаживаются на пол по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В каждом кругу малый мяч. Нужно взять его тремя пальцами (большим, указательным и средним), резко нажать на него и пустить по полу – «выстрелить». Все пальцы должны нажимать на мяч одновременно, равномерно. Играющий, которому направили мяч, старается его поймать и таким же способом послать следующему. Побеждает та команда, у которой «выстрелы» достигали цели.

Не задень мяч.

Дети распределяются на 3 – 4 команды. У каждой команды обруч и мяч. Нужно с силой ударить мяч о пол. играющий в это время несколько раз качает обруч (как маятник) под мячом до тех пор, пока мяч не перестанет подскакивать. Затем мяч и обруч передают следующему в команде. Победителем считается та команда, которая точно соблюдает условия игры.

Стой!

Дети стоят в кругу. Взрослый подбрасывает мяч высоко вверх и называет имя ребёнка. В этот момент все разбегаются в разные стороны. А тот, чьё имя было названо быстро подбегает, ловит мяч и кричит: «Стой!». Все играющие останавливаются на том месте, где их застал сигнал. Водящий бросает мяч в ноги кого-то из играющих. Если он попадёт, ребёнок быстро ловит мяч и кричит: «Стой!» и бросает мячом в кого-то опять и т.д. если водящий ни в кого не попадёт, он бежит за мячом, берёт его и снова бросает до тех пор, пока не осалит кого-то. Когда водящий бросает мяч, все должны находиться на своих местах. Можно увёртываться, подпрыгивать, приседать и т.д.

Гонка мячей по кругу.

Дети стоят в двух кругах. В каждой команде одинаковое количество игроков. У каждого в руках мяч. По сигналу дети начинают передавать мячи в правую сторону. Побеждает та команда, у которой не было ошибок. На второй сигнал мяч передаётся в левую сторону.

Мяч по кочкам.

Дети встают по 5-6 человек в колонну по одному, у первого ребёнка мяч. На полу раскладываются 6-8 обручей диаметром 30-40 см на расстоянии 5-10 см друг от друга. Дети должны провести мяч так, чтобы он скакал по кружкам – «по кочкам», и передать мяч следующему. Выигрывает та команда, которой удалось выполнить задание с наименьшим числом ошибок.

Играй, играй, мячик не теряй.

Дети располагаются по залу в свободном порядке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о пол, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч о стену, в корзину. После сигнала взрослого все должны поднять мяч вверх.

 Проведи мяч.

На полу выкладываются в ряд 8 кубиков на расстоянии 1,5 м один от другого. Играющий проводит мяч ногой по дорожке, обходя кубики то справа, то слева.

Поймай мяч.

Дети распределяются по трое. двое из них становятся на расстоянии 2-3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий встаёт и старается поймать мяч или коснуться его рукой.

Передал – садись.

Играющие становятся в две колонны. Впереди каждой на расстоянии 1 м в кружках водящие, у них по мячу. По сигналу каждый водящий бросает  первому в своей колонне. Поймав мяч, ребёнок перебрасывает его водящему и садится на пол. Водящие бросают мяч вторым, затем третьим играющим и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, водящий поднимает его вверх, а все участники его команды быстро вскакивают. Выигрывает команда, водящий которой первым поднял мяч и все дети успели быстро подняться.

Кто быстрее?

Двое игроков стоят напротив друг друга на расстоянии 10 м. Между ними в кругу стоит высокий кубик. Дети стараются сбить его мячом. Тот, кому это удалось, передвигает кубик на один шаг ближе к себе. Выигрывает тот, кто ближе переставит кубик к себе.

Волейбол с воздушными шарами.

Натянуть верёвку на высоте 1,5 м. связать вместе два воздушных шара, в которые можно влить по несколько капель воды. По обеим сторонам от верёвки находятся команды, по 3-5 детей в каждой. Играющие отбивают шары, стараясь перегнать их на сторону противника и не давая упасть на своей стороне.

Быстро отвечай.

Дети стоят в кругу. В центре взрослый с мячом. Он по очереди задаёт каждому ребёнку вопрос, например: «Как зовут твою маму?» или «Какое число следующее после пяти?» и т.д. Затем бросает ребёнку мяч, он быстро отвечает на вопрос и бросает мяч обратно взрослому. В случае, если ребёнок не отвечает в течение 5 сек., он передаёт мяч соседу и вопрос переадресовывается ему.

Дыхательные упражнения

Носик балуется.

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одно руки на крылья носа.

Смешинка.

Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить: «Ха-ха-ха-ха-ха!».

Шарик лопнул.

Широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ф-ф-ф….», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши, произнося: «ш-ш-ш…».

Подуй на листик.

Сделать глубокий вдох и подуть на воображаемый листик на ладони.

Летят мячи.

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд. При этом на выдохе произнести: «Ух-х-х-х!».

Ветер и листья.

После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произнести: «ф-ф-ф-ф», затем на одном выдохе произнести несколько раз «п-п-п», делая ступенчатый выдох, постепенно опуская руки вниз.

Ёжик.

Сидя на коврике, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги -вдох.

Каша кипит.

Сидя, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох), громко произносить: «пых-х-х-х-х !»

Ветер дует.

Изобразить завывания осеннего ветра: «у-у-у-у-у». Громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер).

Лесной воздух.

Подышать лесным воздухом: вдох носом, выдох ртом.

Маятник.

Стоя, н.ш.п. палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох, произносить: «тух-х-х-х….».

На турнике.

Стоя, палку держать перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – выдох. На выдохе произносить: «ш-ш-ш-ш…».

Подуй на снежинку.

Выполнить глубокий вдох, длинным выдохом подуть на воображаемую снежинку на ладошке.

Хлопушка.

Стоя, н.ш.п. руки в стороны. Сделать глубокий вдох носом, резкий наклон – выдох, произнести: «хлоп!».

Молодцы.

Сделать вдох, задержать дыхание. На выдохе произнести: «мо-лод-цы!».

Дровосек.

Стоя, н.ш.п. руки над головой в замке. Сделать глубокий вдох носом. Резкий наклон – выдох, произнести: «у-у-у-у-у-х!».

Ах!

Сделать вдох, задержать дыхание, на выдохе произнести: «а-а-а-а-х!».

Вырасти большой.

Стоя, руки вверху. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки, опуститься на ступню – выдох, произнести: «у-у-у-х-ты!».

Стёклышко.

Сделать вдох, открытым ртом выполнить выдох, как бы подышать на замёршее окошко.

Мыльные пузыри.

Сделать вдох, на выдохе надувать воображаемый мыльный пузырь, сложив губы трубочкой.

Апчхи!

Выполнить  вдох, вдыхая воздух толчками: «а-а-а». Выполнить выдох, произнести: «пчхи!».

Гармошка.

Положить руки на рёбра, сделать вдох и на выдохе произнести: «ш-ш-ш», как бы выжимая воздух из лёгких.

Партизаны.

Стоя, в руках палка («ружьё»). Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага вдох, на 6-8 шагов – выдох (медленный) с произнесением: «ти-ш-ш-ше».

Обед.

Кто готовит праздничный обед 8 марта? (Папа). Какие запахи на кухне? (Вкусные). Давайте почувствуем эти запахи: вдох через нос – выдох через рот.

Насос.

Стоя, н.ш.п. руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох, наклон – выдох, руки выпрямить и произнести: «с-с-с-с…».

Художники.

Вдох, на выдохе рисовать воображаемые фигуры, сложив губы трубочкой.

Дятел.

На выдохе произнести как можно дольше: «д-д-д-д….», ударяя кулачками друг о друга.

Дуем друг на друга.

Дети стоят в парах. Сделать вдох, на выдохе подуть друг на друга.

Полёт в космос.

Стоя в кругу, дети образуют «ракету», делают дружный вдох. На выдохе произносят: «а-а-а-а…», как бы взлетая на ракете, постепенно повышая голос.

Ныряльщики.

Вдох через нос, присесть – «нырнуть», задержать дыхание. Выпрямиться, выполнить выдох – «вынырнуть».

Осы.

Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносить: «з-з-з-з-з…».

Сирень.

Понюхаем цветущую сирень: вдох носом, выдох – ртом.

Песенка.

Вдох, на выдохе пропеть куплет знакомой песенки со звуком «а-а-а-а…».

Методика обучения игре в баскетбол.

Успешное выполнение игровых действий с мячом связано с овладением детьми наиболее целесообразными приемами перемещения по площадке. В старшей группе детей учат принимать основную стойку баскетболиста: ноги умеренно согнуты в коленях, расставлены на ширину плеч, одна из них выставлена на полшага вперед; тяжесть тела распределяется на обе ноги равномерно; руки согнуты в локтях, прилегают к туловищу.

Передвижение по площадке осуществляется преимущественно бегом, который сочетается с ходьбой, остановками, поворотами и прыжками. Упражнения в перемещении по площадке совмещаются с действиями с мячом. Следует помнить, что, удерживая мяч двумя руками, ребенок должен охватывать его широко расставленными пальцами не совсем сбоку, а несколько сзади. Мяч лучше держать так, чтобы он не закрывал лицо играющего и не ограничивал видимости. При ловле мяча его встречают руками, захватывают пальцами и, сгибая руки, мягко подтягивают к себе, не прижимая к груди. Кисти рук при этом должны быть расслаблены, а ноги надо эластично сгибать. Передача мяча и его ловля выполняются сначала с места, потом в движении, одновременно двумя (от груди) и одной рукой (от плеча). Эти упражнения усложняют последовательно. От индивидуальных действий с мячом детей переводят к упражнениям парами, тройками и группками. В старшей группе детей начинают приучать к правильной технике передачи мяча: в правильной стойке, держа мяч на уровне груди двумя руками, ребенок совершает небольшое дугообразное движение к туловищу по направлению вниз - на грудь, а затем, разгибая одновременно руки и ноги и действуя всем корпусом, он посылает мяч активным движением кистей вперед.

Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передаче мяча, так как эти движения сходны по структуре. Однако в броске мяча, в отличие от передачи, ребенок описывает мячом, который он удерживает в исходном положении у груди, небольшую дугу вниз на себя, а затем бросает его, вьшрямляя руки вверх, но не вперед. Одновременно разгибаются ноги, туловище устремляется вверх - вперед, происходит приподнимание на носки, руки сопровождают полет мяча, отталкивают его кистями, направляя в корзину. Прицеливаясь, следует смотреть в ту точку, в которую хочешь попасть мячом, поднимая при этом голову. Детей упражняют в бросании мяча в цель через веревку, сетку, высота которых постепенно увеличивается.

В старшей группе педагог не добивается от воспитанников целиком правильных движений. Он старается всесторонне подготовить их к усвоению необходимых для игры приемов, формируя навыки самых разнообразных действий с мячом.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 В подготовительной к школе группе продолжается усвоение приемов передачи, ловли, ведения и броска мяча в сторону. Задания постепенно усложняются. От упражнений, выполняемых стоя на месте, переходят к упражнениям с перемещением игрока, с дополнительными заданиями, при противодействии другого игрока. Формируются умения применять названные действия в игровых условиях, сочетать их между собой и с другими действиями с мячом и без него, в зависимости от  игровой ситуации. Целесообразно варьировать условия выполнения этих действий. При этом усложняется взаимодействие игроков между собой.

Упражнения в передаче и ловле мяча дополняются заданиями, выполняемыми при передвижении парами. Когда дети хорошо овладевают способами ловли и передачи мяча, эти действия начинают применять в сочетании с остановками, поворотами, ведением и бросанием мяча в корзину.

В этой возрастной группе значительно расширяется круг упражнений для разучивания приемов ведения мяча. Вырабатываются непринужденность и ритмичность действий. Следует стремиться к тому, чтобы на 2 шага приходился 1 удар мяча о площадку. Совершенствуются навыки отталкивания мяча пальцами и мягким движением кисти, ведение правой и левой рукой. Детей обучают приемам ведения мяча с изменением направления и скорости передвижения, высоты отскока.

Дети осваивают такие важные для игры элементы, как остановка после ведения мяча с удержанием его в руках и с передачей партнеру.

Вначале остановки совершают после ходьбы шагом, затем после медленного бега. Только тогда переходят к разучиванию техники остановок после быстрого бега. А также внезапных - по звуковым и зрительным сигналам. Детей учат останавливаться следующим образом: после энергичного отталкивания одной ногой ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг, несколько отклоняется назад (в сторону) на опорную ногу и делает второй шаг. Ноги плавно сгибаются, тяжесть тела распределяется на обе ноги. Умение останавливаться используется при разучивании броска мяча в корзину после предварительной остановки. Такой бросок часто выполняется одной рукой от плеча. Для выполнения броска рекомендуется выставлять одну ногу на полшага вперед (мяч в это время находится на ладони согнутой в локте руки и придерживается другой рукой), а затем, разгибая ноги и одновременно выпрямляя руку с мячом вверх - вперед, мягким толчком кисти направлять мяч в корзину.

Только после того как дошкольники овладеют умением сочетать разнообразные действия, связанные с ловлей и бросанием мяча, ведением и бросанием мяча, ловлей и ведением мяча, ведением и передачей мяча, ведением и забрасыванием мяча в корзину. Научатся применять их в упражнениях и играх с установленными взаимоотношениями игроков, приступают к разучиванию игры в баскетбол по облегченным правилам. Баскетбол - игра командная. В ней одновременно участвуют 2 команды. В каждой - 5 основных и несколько запасных игроков. Время игры ограничено двумя таймами по 5 мин (всего 10 мин), между которыми дается перерыв в 5 минут.

Цель игры состоит в том. Чтобы забросить в корзину соперника как можно больше мячей, соблюдя при этом правила игры. Команде, забросившей мяч в корзину, начисляется 2 очка. Игра состоит из двух таймов по 5 минут, между которыми делается перерыв. Судейство в игру ведет воспитатель.

Для игры в баскетбол используются резиновые мячи диаметром 18-20 см и мячи для мини-баскетбола. Важно, чтобы мячи хорошо отскакивали от поверхности площадки, пол. Правила игры с мячом заключаются в том, сто мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Случайное касание ногой мяча не считается нарушением. Ударять по мячу ногой или кулаками запрещается. Ребенок, получивший мяч в движении,

                                                   

                                                                                                                                                   может вести его не более 3 шагов, после чего он должен передать его товарищу по команде. Вести мяч одновременно двумя руками не разрешается.

Если мяч попадет за пределы площадки, он считается вышедшим из игры. Виновным в выходе мяча из игры считается тот, кто дотронулся до него последним. Если судья затрудняется определить, кто это сделал, назначается спорный бросок.

Любое несоблюдение перечисленных правил считается нарушением. Команда, нарушившая правила, Лишается мяча, и он передается другой команде. Вбрасывание мяча осуществляется игроком команды, которая его получает, из-за боковой линии против того места на площадке, где было совершено нарушение.

Розыгрыш начального и спорного бросков производится в начале каждого периода, при задержке мяча, а также в тех случаях, когда 2 игрока из соперничающих команд одновременно взялись за мяч, когда воспитатель сомневается, от кого вышел мяч, когда мяч застрял в корзине или же была совершена ошибка игроками обеих команд. Выполнение правил игры имеет большое воспитательное значение и помогает организации поведения детей. Игроки, которые плохо ведут себя, должны быть удалены на время с площадки. В процессе игры дети должны быть внимательны и доброжелательны друг к другу.

 Методика обучения катанию, бросанию и ловле, метанию.

Катание — полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее
мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и
необходимые при этом мышечные усилия. Для успешного прокатывания следует
направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть
сильным и уверенным. В старшей и подготовительной к школе группах дети катают
утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг. Толчок должен выполняться пальцами
выпрямленных  рук, как бы сопровождая  ими движение мяча.        

Бросание и ловля — более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке. При овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска - снизу, сбоку, от плеча. Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной, ровной площадке.

Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка   согнуты,    образуя      как     бы   чашу.    Мяч,    брошенный    сверстником,    надо    ловить

не прижимая к груди, стараясь встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях - сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например, подбрасывать и ловить мяч приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с бегом.

Инструктор должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса.

Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной - щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т.п. в зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку — одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой или левой рукой - это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушения осанки.

Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Часто, бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка (в пределах 0,5,- Дм), детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому инструктор предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Дети располагаются на расстоянии 2 - 3 м. сам инструктор должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо метать. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку.

Вдаль метают мячи, мешочки с песком, шишки, снежки. Вырезанные из картона круги метают способом сбоку, напоминающим метание диска. Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5-6 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Мячи должны хорошо отскакивать.

Методика обучения игре в волейбол.

Детей учат передаче мяча и подаче двумя руками. Обучение игре в волейбол складывается из трех этапов (подготовительный, подводящий, основной). На подготовительном    этапе    нужно   научить    умению    видеть  мяч, быстро реагировать на его                                                                                                                                                  полет, развивать координацию движений. На втором этапе детей учат выполнять упражнения с мячом: перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении. На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением следующего правила:

•    Мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку.

 Методика обучения ведению мяча.

На начальном этапе обучения детям более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений.

Вначале надо вести мяч на небольшой скорости в прямом направлении. Следует
учить отбивать мяч правой и левой рукой, стоя на месте и продвигаясь вперед,
поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из крута, обводя предметы.
При ведении меча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь
несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно
расставленными пальцами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок
выполняет несколько сбоку от себя, равномерно.Основные ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ладонью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что мешает передвижению вперед.

Правила ведения мяча:

  1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
  2. Вести мяч спереди — сбоку, а не прямо перед собой.
  3. Смотреть        вперед, а не вниз на        мяч.

При обучении  ведению мяча целесообразно вначале  использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.

Упражнения:

  1. Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.
  2. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.
  3. Группа располагается по 6 человек, и подгруппы размещаются по всей длине площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третьему и выполняет то же самое. Последний - возвращается на место первого.
  4. Дети строятся в колонны по 4 - 6 человек. Напротив каждой колонны выставляются кегли на расстоянии 1 - 2 м. друг от друга. После сигнала  воспитателя  дети  ведут мяч,    обходя    первую    кеглю справа,     вторую     слева.     Обратно     ведут     мячи     по     прямой,     передают следующему и становятся в конец колонны.

                                                                                                                                                                      

 Методика обучения игре е футбол

Для организации занятий по физическому воспитанию с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол необходимо осуществить ряд последовательных мероприятий. Суть их заключается в подготовке мест и инвентаря в спортивном зале или на спортивной площадке, подборе соответствующих возрастным особенностям способов владения мячом, создании условий выполнения различных движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, использовании упражнений для двигательного действия футболиста (удары по мячу, передачи, остановки, ведения).

Рекомендуется применять специальные упражнения в следующей последовательности: на развитие «чувства мяча»; на обучение ударам; на обучение остановок и передач; на обучение ведения; комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование игры в футбол. Занятия необходимо проводить длительностью по 25-30 минут. Включать элементы игры в футбол в каждое занятие в процентном соотношении 25% от общего времени занятий.

В процессе деятельности необходимо использовать упражнения, в условиях обеспечивающих интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей. Для этого необходимо подготовить спортивный _ инвентарь и оборудование с дидактической символикой (мячи, ворота, ориентиры, мишени, обводки).

Игра в футбол по упрощенным правилам проводится малыми командами от 2 до 4 человек. Рекомендуемая длительность игры - два тайма по 3-5 минут.

Перед игрой детей знакомят с правилами игры в футбол.

Формирование двигательных действий с мячом должно осуществляться на основе повторения упражнений для детей 5-7 лет по 10-12 раз по 4-5 серий.

На каждом этапе обучения необходимо осуществлять анализ вьшолнения детьми двигательных действий и установить основные ошибки. Определить, в какой фазе движений они происходят, использовать подводящие упражнения различными частями тела, таким образом, чтобы достичь согласования отдельных движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.

Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....

Рабочая программа театрально-речевой студии "Звонкий ручеек"

Разнообразная художественно-речевая деятельность имеет огромное значение для развития личности ребенка и человека в целом. Показатели речи и свойства личности и их взаимодействие в центре внимания взр...

Рабочая программа хорового кружка "Веселые звоночки"

Занятия в вокальном кружке - это особая возможность для самовыражения детей, рахвитию их сценических способностей. Узкая направленность и меньший количественный состав позволяют уделять больше внимани...

Рабочая программа кружка математики "Веселый счет"

Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е.В. Колесниковой "Математика для детей 3-4 лет" и В.П. Новиковой "Математики в детском сад...

Рабочая программа по пластилинографии "Веселый пластилин".

Программа разработана для де тей от 3 - 5 лет. Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии....

Рабочая программа школы раннего развития «Уроки в школе радости»

Рабочая программа  школы раннего развития «Уроки в школе радости»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...