Сопровождение дошкольников
презентация на тему
Представлена презентация о сопровождении дошкольников педагогом-психологом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_soprov.ppt | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Значение эмоционального развития ребенка . Эмоциональный интеллект Диагностика и коррекция эмоциональной сферы Роль педагогов и родителей в развитии ребенка Используемые методики Выводы
Эмоцион а льный интелл е кт (ЭИ) (англ. EQ, Emotional Intelligence) Эмоциональный интеллект - группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Этот подход, считающийся наиболее ортодоксальным, получил название модели способностей . П.Сэловей и Дж. Мейер (1990 г.)
Составляющие ЭИ в модели способностей 1 - Восприятие и выражение эмоций Эмоциональный интеллект Модель эмоционального интеллекта Мейера-Сэловея-Карузо 2- Повышение эффективности мышления с помощью эмоций 3 – Понимание своих и чужих эмоций 4 – Управление эмоциями
Биологические предпосылки ЭИ Уровень ЭИ родителей Правополушарный тип мышления Свойства темперамента
Самоосознание - Главная составляющая. Человек, с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоконтроль - Следствие самосознания. Тот, кому свойственна эта черта, не только познал себя, но и научился управлять собой и своими эмоциями. Эмпатия - Умение ставить себя на место другого, чувствовать то же, что и окружающие, а значит, учитывать в процессе принятия решений их эмоции. Коммуникабельность - Способность наладить взаимо-отношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон. Работа в команде - Мастерство сотрудничества, обладание знанием о том, когда и как нужно брать руководство на себя, а когда – следовать руководству других Принятие решений - Умение обдумывать свои поступки и знать их последствия, отслеживать, что влияет на принятие решения, - чувства или разум. Ответственность - Способность признавать последствия своих решений и поступков, выполнять обещания и принятые на себя обязательства. Ассертивность - Умение выражать свои нужды и чувства без гнева и пассивности. Открытость - Способность строить доверительные отношения Из чего состоит эмоциональный интеллект
Структура ЭИ Осознанная регуляция эмоций Понимание (осмысление) эмоций Различение и выражение эмоций Использование эмоций в мыслительной активности
Нарушения в развитии ЭС расстройства настроения; расстройства поведения; нарушения психомоторики
Стендовая информация Лекции Семинары Анализ динамической диагностики Индивидуальные встречи Групповые и клубные мероприятия Родительские собрания Семейные гостиные Групповые и индивидуальные психокоррекцион-ные занятия Тренинговые занятия Игротерапия Релаксация и т.п. Реализация основных направлений работы педагога-психолога МДОУ ДС КВ «Березка» Педагог-психолог Психокоррекция Психологическое консультирование Психологическое просвещение и профилактика Тестовый, диагностический инструментарий Наблюдения Беседы Анкеты Опросы Психодиагностика Статистическая справка: МДОУ ДС КВ «Березка» 10 групп Всего детей: 230 чел. Из них групп: ранний возраст: 1 первая мл.: 2 вторая мл.: 2 старшая: 2 подготовительная: 2 Наличие оборудования: Игровая комната Физкультурный зал Физкабинет Логопункт Сенсорная комната Информационно-методический кабинет Изостудии Зимний сад Русская изба Реализуемые программы: «Детство» «Радуга» Условия успешности: Профессионализм Желание получить результат Система комплексной работы Командная работа Современный диагностический и коррекционный инструментарий Наличие кабинета Современная литература
Октябрь – диагностика Апрель – диагностика В течение года – занятия Все виды готовности В течение года – через групповые занятия, индивидуальные упражнения, диагностику, наблюдения В течение года Агрессивные Тревожные Гиперактивные Конфликтные Не усваивающие программы ДОУ Направления работы по каждому блоку. Формы работы. Ресурс вовлеченности. Развитие эмоциональной сферы Подготовительная к школе группа 1 мл. группы – сентябрь-октябрь В течение года – вновь прибывшие, с тяжелой формой адаптации При смене педагогов (1 мл. – 2 мл.) Адаптация к условиям ДОУ Учет видов работы: Протоколы диагностики, наблюдений Анализ, составление плана работы Конспекты занятий Тетрадь динамического наблюдения Сводная таблица результатов в группе Адаптационный лист Протокол подготовленности к школе Рисунки детей Условия успешности: Контакт с воспитателями Гибкий график работы Система взаимодействия специалистов Дети «Группа риска» Семейная ситуация Развод родителей Рождение второго ребенка Кризис возраста Дети с индивидуальными проблемами
Схема работы с детьми коррекционных групп, имеющими эмоциональные нарушения II этап Углубленная диагностика педагогом психологом, в т.ч. диагностика родителей (опросник Степанова) Ребенок I этап Экспресс-диагностика (воспитатели) VI этап Определение динамики эмоционального развития III этап Разработка коррекционно-развивающего комплекса упражнений IV этап Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей V этап Психологическое просвещение педагогов и родителей
Диагностические методики Участники Метод, автор Дети «Кактус» Проективный тест Панфиловой М.А. « Цветовой тест» Э.Т.Дорофеевой «Рисунок семьи» Р.Бернса и С.Коуфмана или тест Рене, Жиля «Тест тревожности» Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Лесенка» (Демо-Рубинштейн) «Метаморфозы» (М.М.Семаго) Тест «Рука» (М.М.Семаго) Родители Опросник С.Степанова «Определение стиля семейного воспитания» Опросник для выявления агрессивности и тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко Опросник “АСВ”, авт. Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (углубленная диагностика) ОРО А.Я.Варга- В.В.Столина Педагоги Опросник выявления детей с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сфере Определение темперамента ребенка Б.С.Волков ,Н.В.Волкова Опросник для выявления агрессивности и тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
Методы коррекции Сказкотерапия Игротерапия Телесная терапия Арт-терапия Релаксация Концентрация Психологические этюды
Схема работы Обучение конструктивным поведенческим реакциям Обучение навыкам распознавания гнева Обучение техникам и способам отреагирования гнева Развитие эмпатии Коррекция агрессивного поведения детей
Средства отреагирования Мягкие подушки Мячи Резиновые молотки Листок гнева Мешочек для криков Глина , песок Вода Краски, карандаши
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций Таблица эмоций Плакаты Беседы Рисование Уголки настроения
Какое настроение у человечков? Рисунки на тему «Когда я сержусь» «Когда я радуюсь «Когда я счастлив» Проективные методики
Я злюсь! Поиграй в мяч, поскачи, побегай. Отожмись 10 раз. Спой песню, послушай музыку, сказку Нарисуй свое настроение Полистай альбом, книгу с картинками Прими ванну или поиграй с водой Расскажи об этом другу или взрослому «Выжми сок из лимонов»
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию Ролевая игра Групповое обсуждение события Совместное принятие решения Выслушивание сверстников
Советы психологов Самые неэффективные средства - запрет и повышение голоса. Попробуйте отвлечь ребенка, заинтересовать чем-то. Дайте возможность выплеснуть агрессию. Ваше собственное поведение – лучший пример для ребенка. Ребенок должен чувствовать себя любимым вами.
Формы работы с родителями и педагогами Участие в общих и групповых собраниях; Психологические беседы с родителями групповые и индивидуальные; Круглые столы; Тематические консультации; Участие в совместных досугах. Диспуты; Открытые занятия с детьми в МДОУ ; Организация “уголков для родителей”; Занятия с элементами тренинга Закрытые ящики
Работа с родителями Разрешение конфликтных ситуаций Профилактика и психологическое просвещение Родительские собрания Обсуждение результатов диагностики Коррекция нагрузки В течение года: Консультирование Анализ результатов динамической диагностики ПМПК Комплексное сопровождение Семья детей «группы риска» Родители Семьи будущих первоклассников Семейная ситуация Возрастные особенности По индивидуальной проблеме По взаимодействию с педагогами
Взаимодействие со специалистами Занятия с детьми: Агрессивными Гиперактивными Инструктор по «Физо» Психолог Интегрированные занятия по отреагированию эмоционального состояния с использованием арт-терапии (застенчивость, страхи, нерешительность, заниженная самооценка) Педагог ИЗО Интегрированные занятия по преодолению замкнутости, страхов, нерешительности Взаимосвязь эмоций и музыки Музыкальный работник Серия занятий с детьми с детьми, у которых имеются личностные особенности. - страхи, замкнутость, застенчивость Театральная деятельность
Рекомендации родителям ребенка Давайте понять ребенку, что вы его любите Поощряйте его заботу об окружающих Учите его быть честным Воспитываете в нем умение признавать свои ошибки Учите его воспринимать проблемы с оптимизмом Хвалите его, когда он это заслужил Участвуйте во всех его делах Не старайтесь командовать им Приучайте малыша уважать чувства других людей и считаться с ними. Помните! Ребенок – зеркало родительских эмоций!
Литература 1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86. 2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65. 3. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 4. Кабатченко Т. С. Психология управления: — М.,: Педагогическое общество России, 2000. 5. Майкл Джордж. Бережливое производство + шесть сигм: — М.,: Альпина Бизнес Букс, 2006. 6. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент: — М.,: ЮНИТА-ДАНА, 2005. 7. Bradberry, T. & Greaves, J. (2005). The Emotional Intelligence Quick Book, (New York: Simon and Schuster). Bradberry, T. and Greaves J. (2005) "Heartless Bosses, " The Harvard Business Review. 8. Гоулман Д. С чего начинается лидер: С чего начинается лидер. — М. Альпина Бизнес Букс, 2006.
Спасибо за внимание! Сергеева Татьяна Александровна Педагог-психолог д/с «Березка» E-mail: sergeeta@rambler.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.
Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....
Карта индивидуального сопровождения дошкольника «группы риска»
Карта индивидуального сопровождения дошкольника «группы риска» МДОУ «Детский сад №1»...
Психологическое сопровождение дошкольников 4-5 лет в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Материал предоставлен в помощь педагогу-психологу при организации деятельности в ДОУ....
Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.
Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...
Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника и его семьи
Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи....
ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
Цель программы:психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....