ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Цель программы:
психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_let.docx | 89.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
психологического
сопровождения дошкольника
при подготовки к школьному обучению
«Время играть»
Пинтелькина М.В.
Педагог-психолог МБОУ
«Средняя общеобразовательная
школа № 68»
Дзержинск
2013
Раздел 1. Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
Представленная программа психологического сопровождения была разработана и апробирована на развивающих занятиях с будущими первоклассниками в течении 2006-2010 гг. наиболее эффективной будет работа, имеющая своей направленность, именно комплексное сопровождение ребенка на всех этапах его становления: социальном, коммуникативном, мотивационном. Другим важным основанием развивающей работы является удержание субьектной позиции ребенка, создание необходимых условий для становления его субьектности.
Важно подчеркнуть, что ребенку важно объяснить не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке – через систему игровой деятельности. Активность ребенка в процессе познания окружающей действительности, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, является важной задачей на этапе подготовки к школьному обучению.
- Целеполагание и задачи.
Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Указанные цели реализуются через решения следующих задач:
- развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;
- развитие произвольности поведения;
- снижение уровня тревожных переживаний;
- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
- обращение к эмоциональной сфере ребенка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;
- поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
- Целевая группа.
Целевой группой, в отношении которой проектируется и реализуется программа, являются дети в возрасте 5 – 6 лет.
- Методы реализации программы:
игра;
беседа;
рисуночный метод;
методика эмоционального расслабления;
наблюдение.
- Организация занятий.
Занятия могут проводиться психологом один раз в неделю в течении всего года. Продолжительность занятия 15 минут.
- Содержание программы.
Программа включает 8 тематических блоков (на каждый блок – 4 занятия), каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Тематический блок включает занятия на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.
Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира:
1 блок - тема «Знакомьтесь – это Я!»
2 блок – тема «Я-сам и Я-другие»;
3 блок – тема «То, что я чувствую»;
4 блок – тема «То, что меня окружает»;
5 блок – тема «Мои любимые занятия»;
6 блок – тема «Мы все разные, мы все удивительные»;
7 блок – тема «Давайте жить дружно!»;
8 блок – тема «Смотрите, что я умею!»
Содержание занятий
1 блок – тема «Знакомьтесь это Я!»
Цель:
- расширение коммуникативных навыков дошкольников,
- стимулирование познавательных процессов.
Занятие 1.
Упр. «Приветствие – улыбка» [c.12]
Упр. «Рассказ про себя» [c.12]
Упр. «Отдых на берегу» [c.13]
Упр. «Доброе пожелание» [c.14]
Занятие 2.
Упр. «В подарок – хорошее настроение!» [c.14]
Упр. «Оживи круги» [c.15]
Упр. «Подвижная минутка» [c.15]
Упр. «Невесомость» [c.16]
Занятие 3.
Упр. «Цветок» [c.16]
Упр. «Волшебная планета» [c.17]
Упр. «Да и нет» [c.18]
Упр. «Возьмемся за руки» [c.19]
Занятие 4.
Упр. «Цветочное имя» [c.19]
Упр. «Игра с песком» [c.20]
Упр. «Сочиняем сказки» [c.20]
Упр. «Бабочки» [c.21]
2 блок – тема «Я-сам и Я-другие» "
Цель:
- развитие коммуникативных и личностных сфер,
- формирование навыков сотрудничества между детьми.
Занятие 1.
Упр. «Мяч» [c.22]
Упр. «Солнечный лучик» [c.22]
Упр. «Необычный рассказ» [c.23]
Упр. «Подарок другу» [c.23]
Занятие 2.
Упр. «Добрый день» [c.24]
Упр. «Закончи предложение» [c.24]
Упр. «Радуга настроения» [c.25]
Упр. «Цветные домики» [c.26]
Занятие 3.
Упр. «Хвалюшка» [c.26]
Упр. «Нарисуй свою радость» [c.27]
Упр. «Шумелки» [c.27]
Упр. «Мир и Я» [c.28]
Занятие 4.
Упр. «Тропинка» [c.28]
Упр. «Я собираюсь на занятия» [c.29]
Упр. «Фестиваль фантазеров» [c.30]
Упр. «Выдумка» [c.30]
3 блок – тема «То, что я чувствую»
Цель:
- формирование эмоциональной стабильности,
- коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников.
Занятие 1.
Упр. «Буквы алфавита» [c.31]
Упр. «Про веселого кота» [c.31]
Упр. «Общая радость» [c.32]
Упр. «Я радуюсь, когда…»[c.32]
Занятие 2.
Упр. «Улыбка» [c.33]
Упр. «Про кота-злюку» [c.33]
Упр. «Карусель» [c.34]
Упр. «Зеркала» [c.34]
Занятие 3.
Упр. «В магазине» [c.35]
Упр. «Про кота-реву» [c.36]
Упр. «Грустные шарики» [c.37]
Упр. «Чемодан» [c.37]
Занятие 4.
Упр. «Эмоциональная разминка» [c.38]
Упр. «Про кота-лентяя» [c.38]
Упр. «Сюрприз» [c.39]
Упр. «Солнышко и тучка» [c.39]
4 блок – тема «То, что меня окружает»
Цель:
- развитие познавательной сферы дошкольника;
- создание условий для формирования внутренний позиции школьника.
Занятие 1.
Упр. «Приветствие» [c.40]
Упр. «Письмо» [c.41]
Упр. «Ситуации» [c.42]
Упр. «Рисуем школьные правила» [c.43]
Занятие 2.
Упр. «Вода, земля, воздух!» [c.44]
Упр. «Слушаем тишину» [c.44]
Упр. «Дорисуй рисунок» [c.45]
Упр. «Котенок на солнышке» [c.45]
Занятие 3.
Упр. «Цветной алфавит» [c.46]
Упр. «Говори наоборот» [c.46]
Упр. «Про кота друга» [c.46]
Упр. «Лесная школа» [c.47]
Занятие 4.
Упр. «Градусник настроения» [c.48]
Упр. «Приметы зимы» [c.48]
Упр. «Зимний лес» [c.49]
Упр. «Ледышки и веснушки» [c.49]
5 блок – тема «Мои любимые занятия»
Цель:
- развитие личностной и эмоционально-волевой сферы;
- развитие произвольности поведения.
Занятие 1.
Упр. «Угадай предмет» [c.50]
Упр. «Про обидчивого кота» [c.50]
Упр. «Нарисуем обиду!» [c.51]
Упр. «Затейливый узор» [c.51]
Занятие 2.
Упр. «Придумай слова» [c.52]
Упр. «Соедини точки» [c.52]
Упр. «Котята» [c.53]
Упр. «Автопортрет» [c.53]
Занятие 3.
Упр. «Ухо-нос» [c.54]
Упр. «Четвертый лишний» [c.54]
Упр. «Логические концовки» [c.54]
Упр. «Нарисуй с помощью фигур» [c.55]
Занятие 4.
Упр. «Я и не Я» [c.55]
Упр. «Ласковый дождик» [c.56]
Упр. «Таинственные дорожки» [c.56]
Упр. «Мозаика» [c.57]
6 блок – тема «Мы все разные, мы все удивительные!»
Цель:
- развитие коммуникативной сферы дошкольников;
- коррекция особенностей межличностных отношений со сверстниками;
- принятие правил взрослого.
Занятие 1.
Упр. «Идем в магазин» [c.58]
Упр. «Назови одним словом» [c.58]
Упр. «Мои положительные качества» [c.59]
Упр. «Назови противоположное» [c.60]
Занятие 2.
Упр. «Пересядьте все, кто…»[c.61]
Упр. «Телефончик» [c.61]
Упр. «Дорожки» [c.62]
Упр. «Волшебное письмо» [c.62]
Занятие 3.
Упр. Кит или кот?» [c.63]
Упр. «Пляшущие человечки» [c.63]
Упр. «Четвертый лишний» [c.64]
Упр. «Узор из фигур» [c.64]
Занятие 4.
Упр. «Найди ошибки» [c.65]
Упр. «Волшебный лес» [c.66]
Упр. «Журавль» [c.67]
Упр. «Фигура» [c.67]
7 блок – тема «Давайте жить дружно!»
Цель:
- социальное развитие личности дошкольника;
- освоение им разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками.
Занятие 1.
Упр. «Что исчезло?» [c.68]
Упр. «Весенние фантазии» [c.68]
Упр. «Корабли» [c.69]
Упр. «Что мы знаем друг о друге?» [c.69]
Занятие 2.
Упр. «Дотронься до цвета!» [c.70]
Упр. «Нарисуй по образцу» [c.71]
Упр. «Сказка про дружбу» [c.72]
Упр. «Правила дружбы» [c.73]
Занятие 3.
Упр. «Волшебное превращение» [c.73]
Упр. «Смысловые ряды» [c.74]
Упр. «Совы и жаворонки» [c.75]
Упр. «Назови одним словом» [c.75]
Занятие 4.
Упр. «Ответь на вопросы» [c.76]
Упр. «Что потерял художник?» [c.77]
Упр. «Волшебный сон» [c.77]
Упр. «Разрезанные картинки» [c.78]
8 блок – тема «Смотрите, что я умею!»
Цель:
- стимулирование познавательной, личностной, мотивационной и коммуникативной активности дошкольника.
Занятие 1.
Упр. «Наши встречи» [c.78]
Упр. «Путаницы» [c.79]
Упр. «Разминка» [c.80]
Упр. «Продли узор» [c.80]
Занятие 2.
Упр. «Пальчики-мордашки» [c.81]
Упр. «Узоры» [c.81]
Упр. «Веточки» [c.81]
Упр. «Рассказ по картинкам» [c.82]
Занятие 3.
Упр. «Ответь на вопрос!» [c.82]
Упр. «Букет к 1 сентября» [c.83]
Упр. «Привет» [c.83]
Упр. Что мне нравится в себе и в тебе» [c.84]
Занятие 4.
Упр. «Привет» [c.84]
Упр. «Расскажи чему ты научился?» [c.84]
Упр. «Лепестки» [c.85]
Упр. «Букет первоклассника» [c.85]
Список литературы
- Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРОСС», 2011. – 96 с.
- Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М. : Изд-во Московского университета, 1983.
- Готовность к школе: развивающие программы/Под ред. И.В. Дубровиной. М. : Академический проект, 2001.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб.: Дельта, 1998.
- Коваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. М. : ЭКСМО, 2003.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. : Речь, 2003.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе. М. : педагогика, 1991.
Тематический план
«Время играть»
Тема занятий | Количество часов | Дата проведения | |
1 блок – «Знакомьтесь - это Я» | |||
Занятие 1 | 1 | ||
Занятие 2 | 1 | ||
Занятие 3 | 1 | ||
Занятие 4 | 1 | ||
2 блок – «Я-сам и Я-другие» | |||
Занятие 1 | 1 | ||
Занятие 2 | 1 | ||
Занятие 3 | 1 | ||
Занятие 4 | 1 | ||
3 блок – «То, что я чувствую» | |||
Занятие 1 | 1 | ||
Занятие 2 | 1 | ||
Занятие 3 | 1 | ||
Занятие 4 | 1 | ||
4 блок – «То, что меня окружает» | |||
Занятие 1 | 1 | ||
Занятие 2 | 1 | ||
Занятие 3 | 1 | ||
Занятие 4 | 1 | ||
5 блок – «Мои любимые занятия» | |||
Занятие 1 | 1 | ||
Занятие 2 | 1 | ||
Занятие 3 | 1 | ||
Занятие 4 | 1 | ||
6 блок – «Мы все разные, мы все удивительные» | |||
Занятие 1 | 1 | ||
Занятие 2 | 1 | ||
Занятие 3 | 1 | ||
Занятие 4 | 1 | ||
7 блок – «Давайте жить дружно!» | |||
Занятие 1 | 1 | ||
Занятие 2 | 1 | ||
Занятие 3 | 1 | ||
Занятие 4 | 1 | ||
8 блок – «Смотрите, что я умею!» | |||
Занятие 1 | 1 | ||
Занятие 2 | 1 | ||
Занятие 3 | 1 | ||
Занятие 4 | 1 | ||
Всего | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...
Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»
Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу...
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»
1.Целевой раздел 31.1 Пояснительная записка. 31.1.1. Цели и задачи программы. 31.1.2.Направления и принципы реализации программы. 41.2. Планируемые результаты реализации программы. 52. СОДЕРЖАТЕ...
ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
ПРОГРАММАпсихологическогосопровождения дошкольникапри подготовки к школьному обучению«Время играть»...
Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школьному обучению
Начало школьного обучения – новый этап в жизни каждого ребенка, закономерный для каждого дошкольника. Школа с первых дней ставит перед учеником сложные задачи, не связанные с предыдущим оп...
ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...
Психологическое сопровождение дошкольников по подготовке к школьному обучению
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружен...