ПЛАН - ПРОГРАММА «Развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему
План- программа помогает заложить основы культуры здоровья и безопасности дошкольника, формирует представления о здоровом образе жизни, развивает у детей элементарные валеологические понятия, основанные на реальных фактах, строении и работе организма; знания о гигиенических нормах и правилах, способствующих развитию нравственных качеств ребенка и формированию осознанного бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-programma.docx | 888.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - ПРОГРАММА
«Развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
«Здоровье – это то, что нужно беречь».
Из высказываний детей.
Тема «Развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» - особенно актуальна в настоящее время, так как проблема сохранения здоровья детей является одним из важнейших направлений обучения и воспитания. В работе с детьми дошкольного возраста важным является развитие представлений о естественной картине мира, знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения, месте человека в мире природы и взаимодействии его с окружающей средой. Развитие элементарных валеологических понятий, основанных на реальных фактах, строение и работа организма, знания о гигиенических нормах и правилах, способствуют развитию нравственных качеств ребёнка и формированию осознанного бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих все это формирует навыки безопасной жизнедеятельности ребенка.
Жизнедеятельность – это сложный процесс создания человеком условий для своего существования и развития, тесно взаимосвязанный с окружающей средой и социальной реальностью.
Создавая себе условия для существования и развития, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывает его противодействие. Воздействия окружающей среды могут быть благоприятны, а могут и наносить вред.
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера. Человек теряет гармонию с окружающим миром и самим собой. Мы разучились общаться с природой, а это ведет к необратимым последствиям. Отсутствуют навыки правильного поведения в повседневной жизни, различные опасные и чрезвычайные ситуации пагубно отражаются на состоянии здоровья детей.
Тема здоровья дошкольников в последнее время часто обсуждается на страницах печати специалистами разного профиля. Обозначенные проблемы предполагают конкретные рекомендации по выходу из сложившейся кризисной ситуации.
Ученными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину – от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. Возросло число бытовых травм, участилось количество несчастных случаев на водоемах, на дорогах, поэтому перед нами стоит задача – выработать у детей привычку здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания; сформировать у дошкольников целостное представление о безопасности жизнедеятельности, осознанному и мужественному поведению в экстремальных ситуациях.
Однако, в существующей организации работы ДОУ можно заметить следующее противоречие. С одной стороны, роль развития основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого обоснования. С другой стороны, различные формы целенаправленной организации ОБЖ в ДОУ занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Они вынесены на периферию образовательного процесса. Закономерным следствием этого становится неумение укрепления и сохранения здоровья ребенка, незнание возможных опасных ситуаций и влияние их последствий на здоровье, и жизнь человека. Поэтому за основу данной работы взяты положения об охране и укреплении здоровья детей в «Концепции дошкольного воспитания», где сказано, что целостное развитие дошкольника, его безопасности является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. Изучение ОБЖ в ДОУ позволит детям – дошкольникам получить систематизированное представление о здоровом образе жизни, о путях укрепления и сохранения здоровья; о возможных опасных ситуациях и оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека. В детском саду такая подготовка проводится в рамках специального курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), занятие проводится 1 раз в неделю в разделе «Познавательное развитие» и в совместной деятельности педагога детьми, которая включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных ситуациях.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирование представления дошкольника о здоровом образе жизни, развитие у детей элементарных валеологических понятий, основанных на реальных фактах, строении и работе организма; знаний о гигиенических нормах и правилах, способствующих развитию нравственных качеств ребенка и формированию осознанного бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
ЗАДАЧИ:
- Закрепить у детей знание правил дорожного движения; познакомить детей со знаками, расширять знания о правилах поведения детей на улицах, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
- Обучать дошкольников мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные правила об опасности шалости с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме.
- Дать детям знания о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью, предостеречь от несчастных случаев в быту, предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми.
- Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заботиться и охранять свое здоровье, закаляться, заниматься спортом.
Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
- Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
- Наглядность:
- учет особенностей мышления.
- Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности.
- Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения норм
и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ:
- Специально организованное обучение. Занятия ОБЖ включены в раздел «Познавательное развитие» и проводятся 1 раз в неделю по перспективно-тематическому плану.
- Совместная деятельность педагога с детьми по темам: «Я и правила дорожного движения»; «Пожарная безопасность»; «Я и опасные предметы»; «Безопасное поведение в опасных ситуациях»; «Как устроен я?»; «С любовью к природе»; «Спорт – залог здоровья!».
- Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.
- Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады: родитель – ребенок – педагог, для развития культуры здоровья и включает разные формы работы.
- Диагностика. Разработаны и апробированы критерии диагностики усвоения программных задач валеологического образования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и безопасности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
- Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Практические | Словесные | Наглядные |
Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
|
|
|
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
- Я и правила дорожного движения;
- Пожарная безопасность;
- Я и опасные предметы;
- Безопасное поведение в опасных ситуациях;
- Как устроен я?;
- С любовью к природе;
- Спорт – залог здоровья!
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Раздел 1 | Задачи | Занятия |
Я и правила дорожного движения |
| 1.Устройство проезжей части. 2.Дорожные знаки. 3.В городском транспорте. 4.Катание на велосипеде. 5.Безопасное поведение на улице. |
Раздел 2 | Задачи | Занятия |
Пожарная безопасность |
| 1.Пожар. 2. Пожароопасные предметы. 3.Профессия – пожарный. 4.Огонь и вода. Огонь дышит. |
Раздел 3 | Задачи | Занятия |
Я и опасные предметы |
| 1.Предметы, требующие осторожного обращения. 2.Использование и хранение опасных предметов. 3.Открытое окно, балкон и другие бытовые опасности. 4.Знаешь ли ты свой адрес, телефон, и можешь ли объяснить, где живешь?
|
Раздел 4 | Задачи | Занятия |
Безопасное поведение в опасных ситуациях |
| 1. Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома и на улице. 2.Внешность человека может быть обманчива. 3.Как вызвать милицию. 4.Скорая помощь. 5. К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице |
Раздел 5 | Задачи | Занятия |
Как устроен я? |
| 1.Как устроено тело человека. 2.Работа внутренних органов. 3.Экскурсия в анатомический музей. 4.Вирусы и микробы. 5.Личная гигиена. 6.Здоровье и болезнь. |
Раздел 6 | Задачи | Занятия |
С любовью к природе |
| 1.Будем беречь, и охранять природу. 2.Игра – экскурсия: Дружно за руки возьмемся в лес зеленый мы пойдем. 3.Комплексное занятие: Берегите лес. 4.Съедобные и несъедобные грибы. 5.Съедобные ягоды и ядовитые растения. 6.Контакты с животными. |
Раздел 7 | Задачи | Занятия |
Спорт – залог здоровья! |
| 1.Спорт. 2.Игры во дворе. 3.Режим дня. 4.Одежда и здоровье. |
- Алебастрова А.А. «Справочник заведующего дошкольным общеобразовательным учреждением». М: «ВАКО», 2008г.
- Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности.- М: «Аквариум», 1994г.
- Т.А.Тарасова, Л.С.Власова «Я и мое здоровье» М: «Школьная пресса» 2009г.
- Черепанова С.Н. «Правила дорожного движения» М:2008г.
- Козлова С.А. «Я – человек» М: «Школьная пресса» 2004г.
- Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. «Школа здорового человека» М: «Сфера» 2008г.
- Волович В.Г. «Как выжить в экстремальной ситуации». М: Знание, 1990г.
- Все о здоровом образе жизни. Издательский дом «Ридерс Дайджест», 1998г.
- Клименко А.И. «Карта и компас – мои друзья».- М: Д.л.,1985г.
- Латчук В.Н., Марков В.В. «Основы безопасности жизнедеятельности». М: Издательский дом «Дрофа», 1999г.
- Новиков Ю.В.«Природа и человек». М: Просвещение, 1991г.
- Сборник материалов научно – практической конференции педагогических работников №8 «Актуальные проблемы модернизации содержания образования», 2007г.
- Журналы «Воспитатель дошкольного учреждения», «Дошкольное воспитание», «Обруч».
Эйрих Оксана Геннадьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная статья посвещена актуальной проблеме - безопасности детей дошкольного возраста.....
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование представлений в некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них.Приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях.Формирование осторожного и ос...
Доклад «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Проектно – исследовательская деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»...
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...