Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Мартынова Ольга Александровна

Тема:  «Проектно – исследовательская деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_martynovoy_.doc698 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ–МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №88 «ОДУВАНЧИК»

Описание опыта работы

Тема:  «Проектно – исследовательская деятельность

по формированию основ безопасности жизнедеятельности

у детей старшего дошкольного возраста

в рамках реализации ФГОС»

Автор:

                                                Мартынова Ольга Александровна – воспитатель

Нижневартовск 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Основная часть

Глава 1. Теоретические основы формирования основ безопасности жизнедеятельности в психолого-педагогической литературе

6

  1.  Понятие о безопасности. Концептуальные подходы, этапы работы.

6

  1.  Сущность проектной деятельности.

8

Глава 2. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

     10

2.2. Организация педагогического процесса.

10-11

Заключение

19

Список использованных источников

20

Приложение

23

Введение

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. В третьем тысячелетии актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей заболеваемостью, травматизмом. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России.

В определении понятия «безопасность» можно выделить базовые элементы:

  • большая часть авторов (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Р.Б. Стеркиной) под безопасностью понимает состояние потенциальной жертвы, объекта опасности;
  • безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою сущность и основную характеристику в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе;
  • безопасность - категория системная, это свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности;
  • безопасность рассматривается как решающее условие жизнедеятельности личности, общества, государства, что позволяет им сохранять и умножать материальные и духовные ценности;
  • безопасность в абсолютном своем выражении - отсутствие опасностей и угроз в материальной и духовной сферах;
  • угроза - реальный признак отсутствия безопасности.

В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных учреждений.   Этот вопрос нашёл своё отражение и  в  ФГОС от 17.10.2013г. № 1155.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.

Можно констатировать, что эту работу  педагоги ДОУ осуществляют   через интеграцию образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательно - речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое».  Наиболее очевидные проблемы - слабость материально-технической базы, отсутствие проектов образовательной среды, отсутствие  педагогического  работника, ответственного по ОБЖ и т.д.

Для реализации в ДОУ предлагаются вариативные образовательные программы, призванные решить проблему воспитания культуры безопасного поведения детей. Проведенный анализ программ «Развитие», «Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Истоки» и др. показал, что предлагаемые содержание, формы, методы и приемы работы не обеспечивают формирование у дошкольников опыта безопасного поведения в полном объеме. Во всех указанных программах акцент делается на усвоение знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь один из компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей. Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников является актуальной и недостаточно разработанной. Из этого возникают противоречия между необходимостью формирования знаний и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста и отсутствием системы методической работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.

Цель работы: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через проектно – исследовательскую деятельность  в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Формировать представления об опасных для ребенка ситуациях в окружающем мире и способах поведения в них.
  2. Обучать детей старшего дошкольного возраста осторожному и осмотрительному отношению к потенциально опасным для ребенка ситуациям через проектно – исследовательскую деятельность.
  3. Развивать деятельность и умение ориентироваться в информационном пространстве и применять знания в решении исследовательских задач для познания окружающей действительности.
  4. Воспитывать культуру безопасного поведения человека в окружающем мире.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Основная часть

Глава 1. Теоретические основы формирования основ безопасности жизнедеятельности в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие о безопасности. Концептуальные подходы, этапы работы

Безопасность - сложное и многоплановое понятие. Здесь можно говорить о таких взаимодействующих системах, как природа, человек, общество, результаты человеческой деятельности и др. Все эти системы состоят из объектов, требующих обеспечения безопасности, взаимодействующих между собой с позитивными и негативными последствиями. При этом центральным фактором, влияющим на все составляющие системы безопасности, является глобальное взаимодействие в связке «природа-человек-общество», поскольку лишь это взаимодействие определяет в решающей степени перспективы существования жизни на Земле, включая и самого человека.

Необходимость формирования знаний о безопасности продиктована современной ситуацией, именно поэтому, опираясь на разработки программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, ФГОС,  опыта других специалистов в этой области, мы проводим по этим темам досуговую деятельность в нашем детском саду.

Концепцией данной работы является:

  • основы педагогического проектирования и организации образовательных пространств, изложенные в исследованиях В.П. Беспалько, В.В. Гузеева, В.М. Монахова, В.С. Безруковой, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, М.В. Кларина и др;
  • антропоцентрические концепции естественнонаучного и гуманитарного образования и идеи ценностного понимания смысла жизни (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.);
  • идеи становления личности в системе воспитания с позиции формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В. Гринина, Г.К. Зайцев, Д.И. Кича, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицин, В.А. Лищук, Ю.В. Репин, А.В. Сахно, И.Н. Смирнов, В Д Ширшов, Г И Царегородцев, Т Г Хромцова и др.);
  • современные подходы к образованию культурологический, определяющий приоритет ценностей как средств приобщения к культуре и становлению личностных смыслов у ребенка (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, В.И. Слободчиков и др.), средовый, означающий опосредованное управление процессом развития ребенка через среду (Ю.С. Мануйлов, С.Л. Новоселова, Р.Б. Стеркина и др.), деятельностный (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.).

Работа в данном направлении состоит из ряда этапов:

На первом этапе – поисковом, производился анализ нормативных документов, философской, психолого-педагогической и методической литературы.  Был разработан проект образовательной среды формирования безопасного поведения у дошкольников, мобилизующий потенциал педагогического коллектива по формированию безопасности жизнедеятельности у детей;

На втором этапе – организационном, осуществлялся подбор учебного пособия, материала и оборудования для работы, разрабатывались функциональные обязанности участников процесса, научно-методическое обеспечение, актуализировались перспективы самообразования и профессионального взаимодействия;

На третьем этапе – формирующем, внедрен проект образовательной среды дошкольного учреждения по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников;

На четвертом этапе – обобщающем, проводилось обобщение материалов по результатам творческой работы, статистическая обработка результатов, формулирование выводов, оформление работы.

1.2.Сущность проектной деятельности

Обучение детей основам безопасности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире и все, что ребёнок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения) прочно останется у него навсегда.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Применительно к детскому саду проектная деятельность активно используется в экологическом и патриотическом воспитании по познавательному развитию, однако недостаточно используется в образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей.

Метод проектной деятельности – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Старшие дошкольники характеризуются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.

Метод проектной деятельности способствует:

  1. Развитию критического мышления и познавательных умений детей.
  2. Формированию умения ориентироваться в информационном пространстве и применять свои знания для решения новых задач.
  3. Овладению исследовательскими методами познания окружающей действительности.
  4. Приобретению коммуникативных навыков умения работать в группах, исполняя разные социальные роли.    

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей и открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.

В настоящее время для реализации и внедрения в образовательный процесс педагогическую технологию метода проектной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников я адаптировала авторскую программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева Р.Б., Стёркина).

Глава 2. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

С целью выявления уровня знаний по основам безопасной деятельности провела диагностическое обследование детей, используя рекомендации и диагностические материалы под редакцией авторов Авдеевой Н.Н., Князевой, О.Л., Стёркиной Р.Б.

Диагностические обследования проводила с целью определения   знаний об источниках опасности, о мерах предосторожности при обращении с опасными предметами, правильно действовать в различных жизненных ситуациях, о здоровом образе жизни, а также возможность скорректировать дальнейшую работу по воспитанию безопасного поведения детей.

Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как один из перспективных методов.  В проектную деятельность включала дошкольников постепенно. Тему детских проектных работ выбирала из содержания образовательной деятельности.  Учитывала, что проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения дошкольников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов детей и находиться в зоне ближайшего развития.

На этапе разработки содержания образовательной деятельности, связанных с темами проектов по ОБЖ, продумала и организовала предметно -  пространственную развивающую образовательную  среду в группе, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Образовательная среда в группе представляет систему условий социализации и развития детей, включая:

  • пространственно – временные условия (гибкость и трансформируемость предметного пространства);
  • социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения детей и педагогов),
  • деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
  1.  «Центр безопасности» дополнила и систематизировала материалами:
  • практический: щит безопасности, макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор. Пособие для сюжетных игр «Автобус», «Водитель», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.
  • наглядный: «Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план – схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков; плакаты по ОБЖ по темам «Пожарная безопасность для дошкольников», «Твоя безопасность малыш», «Один дома».
  1.  «Игровой центр» дополнила содержанием следующих игр:
  • дидактические игры: «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Так - не так»
  • развивающие настольные игры: «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога!», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода» и др.;
  1. В «Литературный центр» внесла познавательную и художественную литературу по ОБЖ, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций безопасного поведения в окружающем мире.

Описание ресурсов

Особое внимание обращаю на безопасность предметно – пространственной среды: соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Разработала   долгосрочный проект «Формула безопасности», который состоит из шести краткосрочных проектов по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности.

Рисунок 1

Проект представляет собой единую систему взаимосвязанных тем –

краткосрочных проектов, которые учитывают возрастные особенности детей. Содержание, цели и задачи проектов различны, но все они направлены на формирование у дошкольников опыта безопасного поведения в окружающей действительности (Приложение № 1).

Организовала работу с детьми через следующие формы:

Рисунок 2

В своей работе использовала различные виды проектов:

  • исследовательско-творческие
  • информационно - практико-ориентированные
  • творческие
  • игровые

С целью формирование первичных ценностей представлений о здоровье и здоровом образе жизни с детьми защитили исследовательско-творческие проекты «Зимние забавы», «Будь здоров!».  Реализовала поставленные задачи   через беседы «Как работает мой организм», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Пирамида здоровья», развлечение «В стране болючки». Чтобы закрепить у детей правила поведения на участке, горке зимой внедрили краткосрочный – проект «Зимние забавы».

С целью формирования первичных представлений о себе, освоении общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками в контексте безопасного поведения внедрила информационно-практико-ориентированные проекты: «Осторожно: незнакомец!», «О самом главном!».  Для формирования целостной картины мира и расширения кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы в   реализацию проектов включила познавательные минутки, тренинги: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!», «Осторожно: гололёд!», «Как вести себя на горке?», «Ток бежит по проводам».

В реализации творческих проектов проводила конкурсы – выставок рисунков: «Опасные предметы в доме», «Правила на всю жизнь»; «Дорожные истории», «Виды спорта». С детьми разыгрывала тематические сценки «Если ребёнок потерялся на улице», игру «Свой – чужой».

Использовала игры, игровые упражнения, импровизации для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложных и опасные жизненные ситуации. В реализации ролево - игрового проекта "Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!" использовала подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт», «Красный – зеленый». Проводила спортивное развлечение «Дорожные истории», «В стране здоровья». Использовала художественные произведения: Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», К.Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа" А. Кутафин.

Однако есть ограниченные риски, которые нужно минимизировать посредством  организации профилактической работы с родителями. Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если родители сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Старалась направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.  Проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Для выработки единого систематического подхода к реализации проектов, связанных с безопасностью ребёнка, составила план работы   с семьёй. (Приложение 2).

По темам краткосрочных проектов предлагала задания: приготовить альбом с рисунками «Опасности дома», «Зимние забавы», «Полезное – ядовитое», «Азбука безопасности».  Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирали задания.  Старалась, чтобы задания были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.   В процессе совместной работы детей и взрослых над проектом создали книги-самоделки «Зимние забавы», «01 предупреждает», «Разрешается – запрещается».

Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив вдвойне, и его стремление создать проект интереснее.

       Система работы по данному направлению позволила мне утвердиться во мнении о необходимости и своевременности проведения такой целенаправленной работы с детьми и родителями. Это подтверждают родители и разделяют коллеги позицию системы моей работы.   С целью совершенствования образовательного процесса я участвовала в конкурсах профессионального мастерства в ДОУ «Педагог года – 2012», приняла участие в семинаре на темы «Организация работы в ДОУ по изучению ПДД и снижению ДДТТ» и «Формирование безопасной жизнедеятельности дошкольников».  С целью формирования общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности приняла участие в городском конкурсе творческих работ «Современные средства тушения пожара».  Участвовала  в 2013 году в V городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Нижневартовска «Образование – будущее города» я   награждена дипломом  III степени.  В 2014 году  получила   диплом  и благодарственное письмо  за   подготовку участников Межрегионального конкурса-викторины для воспитанников  5 – 7  лет «Это - Я!», а   6 воспитанников награждены дипломами 1 и 2 степени.  В этом же году проявила себя как успешный педагог в международном конкурсе «Пешеходный переход» и   в конкурсе «Наши будни и праздники» всероссийского уровня, за что отмечена сертификатами.  В 2015 году приняла участие и   награждена    дипломом I степени в конкурсе всероссийского уровня  «Наши будни и праздники в ДОУ».

Заключение

Использование в работе метода проектной деятельности способствовало повышению качества образования по развитию основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ результатов обследования воспитанников за 2011 - 2014 учебные года наглядно показывает положительную динамику формирования у детей старшего возраста представлений   об опасных для ребенка ситуациях в окружающем мире и способах поведения в них.

Результатом внедрения проекта является стабильно высокий уровень усвоения программы по образовательной области «Безопасность»: в 2012- 2013 учебном году – 91 %, 2013 -2014 учебном году – 100 %.  

В процессе проектной исследовательской деятельности на 32 % повысился высокий уровень сформированности представлений о пожарной безопасности.  Дети имеют представления о профессиональной деятельности пожарных, об истории создания пожарной службы, о правилах поведения при пожаре. Дети уважительно относятся к людям опасных профессий: спасателям, работникам полиции и МЧС. Знают правила вызова пожарной службы. Имеют представления о пожароопасных предметах и последствиях пожара.

Уровень сформированности представлений о правилах поведения в природе повысился на 26%. Дети знают опасности, которые могут их подстерегать при общении с животными, на водоеме, при гололеде.  У дошкольников сформированы природоведческие знания: о животном и растительном мире родного края; представления о значении природы в жизни людей, природоохранительной деятельности человека.  Дети совместно с родителями участвовали в природоохранных акциях «Марш парков» и «Чистый город».

Воспитанники имеют представления о правилах безопасного поведения в группе, на участке ДОУ, правилах обращения с опасными предметами дома. На 24 % повысился высокий уровень сформированности представлений об опасностях дома и на улице.

В процессе работы на 28% повысился высокий уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения. Воспитанники соблюдают правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.  Способны применять знания в игровой ситуации.

Дошкольники имеют начальные представления о составляющих важных компонентах и факторах, разрушающих здоровье. Воспитанники умеют определять состояние своего здоровья, высказываются о своем самочувствии. Различают полезные и вредные для здоровья продукты питания.

Заключение

Изучив и обобщив опыт педагогов, психологов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность, сделан вывод, что работа над проектом имела немаловажное значение для развития познавательных интересов детей. Главной идеей являлось сотрудничество с ребенком. Ребенок ставился в позицию организатора собственной познавательной деятельности, а педагог - в позицию помощника, консультанта, советчика и наставника.

Данные результаты работы дают основания признать разработанный проект образовательной среды как фактор формирования основы безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников результативным, получившим достоверное подтверждение. Из этого следует, что задачи решены, цель достигнута.

Литература

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. – СПб. 2002.
  2. Анастасова, Л.П., Иванова, И.В., Ижевский, П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
  3. Белая, Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.
  4. Богданов, В.В., Попова, С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.
  5. Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи. – М., 1990.
  6. Все худшее, что может с вами случиться: Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 2001.
  7. Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка. М., 1997.
  8. Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1994.
  9. Григорьева, А.А., Сметанина, В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М., 2003.
  10.  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб, 2011.
  11.  Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб. 1995.
  12.  Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. / JI.A. Парамонова, А.Н. Давидчук и др. – М., 1997.
  13.  Козлова, С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.
  14.  Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.
  15.  Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников. // Детский сад от А до Я. – 2004, №4.
  16.  Маркова, Л.С. Управленческая деятельность руководителя. – М., 2003.
  17.  Маркова, С.М. Методолого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования. – Н. Новгород, 1994.
  18.  Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
  19.  Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2003, №6.
  20.  Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. – М., 2003.
  21.  Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., 1993.
  22.  Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание – 1997, №3.
  23. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. – Омск, 1997.
  24. Фисенко М.А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. – Волгоград. 2006
  25.  ФГОС
  26.  Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997.
  27.  Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. – М., 2007.
  28.  Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб, 1997.
  29.  Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте! Правила пожарные строго соблюдайте! // После уроков. – 2002.
  30.  Шаталин А.А. Огонь – наш друг, огонь – наш враг. // После уроков. – 2003.
  31.  Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград, 2010.

Приложения

Методика проведения диагностики по разделам:

  1. «Ребёнок и другие люди».

 Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»; обсуждение конкретных ситуаций, используя дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».

2. «Ребёнок и природа».  Беседы по картинкам, плакатам; наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий; дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где    живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы).

3. «Ребёнок один дома». Занятие-практикум «Спешим на помощь»; дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,  «Скорая помощь», «Помогите полиция!».

4. «Ребёнок на улицах города». Занятие-практикум «Мы пешеходы»; сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и пассажиры»; дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки», «Найди ошибку».

5. «Здоровье ребёнка».  Беседа «Что вредно, а что полезно». Дидактические игры: «Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции). Обсуждение ситуаций «Пирамида здоровья» (культурно-гигиенические навыки). Беседа «Малыши-крепыши» (закаливание, ЗОЖ).

Беседа: «Мои желания»; дидактические игры: «Что хорошо, что плохо».

Показатели уровня сформированности  ОБЖ:

  • представлений о пожарной безопасности:

2012-2013                                                          2013-2014

  • представлений об опасностях в быту:

 

                  

             2012 -2013                                                2013-2014

  • о правилах дорожного движения:

              2012-2013                                          2013-2014

  • представлений по ЗОЖ

  • представлений о правилах поведения в природе:

         

Подпись участника                         ____________        О.А. Мартынова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвещена актуальной проблеме - безопасности детей дошкольного возраста.....

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование представлений в некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них.Приобщение к правилам безопасного поведения  в стандартных опасных ситуациях.Формирование осторожного и ос...

Доклад «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...