Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему
Тема: «Проектно – исследовательская деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_martynovoy_.doc | 698 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ–МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
ДЕТСКИЙ САД №88 «ОДУВАНЧИК»
Описание опыта работы
Тема: «Проектно – исследовательская деятельность
по формированию основ безопасности жизнедеятельности
у детей старшего дошкольного возраста
в рамках реализации ФГОС»
Автор:
Мартынова Ольга Александровна – воспитатель
Нижневартовск 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ | |
Введение | 3 |
Основная часть Глава 1. Теоретические основы формирования основ безопасности жизнедеятельности в психолого-педагогической литературе | 6 |
| 6 |
| 8 |
Глава 2. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников | 10 |
2.2. Организация педагогического процесса. | 10-11 |
Заключение | 19 |
Список использованных источников | 20 |
Приложение | 23 |
Введение
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. В третьем тысячелетии актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей заболеваемостью, травматизмом. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России.
В определении понятия «безопасность» можно выделить базовые элементы:
- большая часть авторов (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Р.Б. Стеркиной) под безопасностью понимает состояние потенциальной жертвы, объекта опасности;
- безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою сущность и основную характеристику в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе;
- безопасность - категория системная, это свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности;
- безопасность рассматривается как решающее условие жизнедеятельности личности, общества, государства, что позволяет им сохранять и умножать материальные и духовные ценности;
- безопасность в абсолютном своем выражении - отсутствие опасностей и угроз в материальной и духовной сферах;
- угроза - реальный признак отсутствия безопасности.
В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных учреждений. Этот вопрос нашёл своё отражение и в ФГОС от 17.10.2013г. № 1155.
Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.
Можно констатировать, что эту работу педагоги ДОУ осуществляют через интеграцию образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательно - речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое». Наиболее очевидные проблемы - слабость материально-технической базы, отсутствие проектов образовательной среды, отсутствие педагогического работника, ответственного по ОБЖ и т.д.
Для реализации в ДОУ предлагаются вариативные образовательные программы, призванные решить проблему воспитания культуры безопасного поведения детей. Проведенный анализ программ «Развитие», «Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Истоки» и др. показал, что предлагаемые содержание, формы, методы и приемы работы не обеспечивают формирование у дошкольников опыта безопасного поведения в полном объеме. Во всех указанных программах акцент делается на усвоение знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь один из компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей. Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников является актуальной и недостаточно разработанной. Из этого возникают противоречия между необходимостью формирования знаний и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста и отсутствием системы методической работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.
Цель работы: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через проектно – исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
- Формировать представления об опасных для ребенка ситуациях в окружающем мире и способах поведения в них.
- Обучать детей старшего дошкольного возраста осторожному и осмотрительному отношению к потенциально опасным для ребенка ситуациям через проектно – исследовательскую деятельность.
- Развивать деятельность и умение ориентироваться в информационном пространстве и применять знания в решении исследовательских задач для познания окружающей действительности.
- Воспитывать культуру безопасного поведения человека в окружающем мире.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Основная часть
Глава 1. Теоретические основы формирования основ безопасности жизнедеятельности в психолого-педагогической литературе
1.1. Понятие о безопасности. Концептуальные подходы, этапы работы
Безопасность - сложное и многоплановое понятие. Здесь можно говорить о таких взаимодействующих системах, как природа, человек, общество, результаты человеческой деятельности и др. Все эти системы состоят из объектов, требующих обеспечения безопасности, взаимодействующих между собой с позитивными и негативными последствиями. При этом центральным фактором, влияющим на все составляющие системы безопасности, является глобальное взаимодействие в связке «природа-человек-общество», поскольку лишь это взаимодействие определяет в решающей степени перспективы существования жизни на Земле, включая и самого человека.
Необходимость формирования знаний о безопасности продиктована современной ситуацией, именно поэтому, опираясь на разработки программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, ФГОС, опыта других специалистов в этой области, мы проводим по этим темам досуговую деятельность в нашем детском саду.
Концепцией данной работы является:
- основы педагогического проектирования и организации образовательных пространств, изложенные в исследованиях В.П. Беспалько, В.В. Гузеева, В.М. Монахова, В.С. Безруковой, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, М.В. Кларина и др;
- антропоцентрические концепции естественнонаучного и гуманитарного образования и идеи ценностного понимания смысла жизни (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.);
- идеи становления личности в системе воспитания с позиции формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В. Гринина, Г.К. Зайцев, Д.И. Кича, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицин, В.А. Лищук, Ю.В. Репин, А.В. Сахно, И.Н. Смирнов, В Д Ширшов, Г И Царегородцев, Т Г Хромцова и др.);
- современные подходы к образованию культурологический, определяющий приоритет ценностей как средств приобщения к культуре и становлению личностных смыслов у ребенка (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, В.И. Слободчиков и др.), средовый, означающий опосредованное управление процессом развития ребенка через среду (Ю.С. Мануйлов, С.Л. Новоселова, Р.Б. Стеркина и др.), деятельностный (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.).
Работа в данном направлении состоит из ряда этапов:
На первом этапе – поисковом, производился анализ нормативных документов, философской, психолого-педагогической и методической литературы. Был разработан проект образовательной среды формирования безопасного поведения у дошкольников, мобилизующий потенциал педагогического коллектива по формированию безопасности жизнедеятельности у детей;
На втором этапе – организационном, осуществлялся подбор учебного пособия, материала и оборудования для работы, разрабатывались функциональные обязанности участников процесса, научно-методическое обеспечение, актуализировались перспективы самообразования и профессионального взаимодействия;
На третьем этапе – формирующем, внедрен проект образовательной среды дошкольного учреждения по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников;
На четвертом этапе – обобщающем, проводилось обобщение материалов по результатам творческой работы, статистическая обработка результатов, формулирование выводов, оформление работы.
1.2.Сущность проектной деятельности
Обучение детей основам безопасности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире и все, что ребёнок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения) прочно останется у него навсегда.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Применительно к детскому саду проектная деятельность активно используется в экологическом и патриотическом воспитании по познавательному развитию, однако недостаточно используется в образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей.
Метод проектной деятельности – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Старшие дошкольники характеризуются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.
Метод проектной деятельности способствует:
- Развитию критического мышления и познавательных умений детей.
- Формированию умения ориентироваться в информационном пространстве и применять свои знания для решения новых задач.
- Овладению исследовательскими методами познания окружающей действительности.
- Приобретению коммуникативных навыков умения работать в группах, исполняя разные социальные роли.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей и открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.
В настоящее время для реализации и внедрения в образовательный процесс педагогическую технологию метода проектной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников я адаптировала авторскую программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева Р.Б., Стёркина).
Глава 2. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников
С целью выявления уровня знаний по основам безопасной деятельности провела диагностическое обследование детей, используя рекомендации и диагностические материалы под редакцией авторов Авдеевой Н.Н., Князевой, О.Л., Стёркиной Р.Б.
Диагностические обследования проводила с целью определения знаний об источниках опасности, о мерах предосторожности при обращении с опасными предметами, правильно действовать в различных жизненных ситуациях, о здоровом образе жизни, а также возможность скорректировать дальнейшую работу по воспитанию безопасного поведения детей.
Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как один из перспективных методов. В проектную деятельность включала дошкольников постепенно. Тему детских проектных работ выбирала из содержания образовательной деятельности. Учитывала, что проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения дошкольников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов детей и находиться в зоне ближайшего развития.
На этапе разработки содержания образовательной деятельности, связанных с темами проектов по ОБЖ, продумала и организовала предметно - пространственную развивающую образовательную среду в группе, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Образовательная среда в группе представляет систему условий социализации и развития детей, включая:
- пространственно – временные условия (гибкость и трансформируемость предметного пространства);
- социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения детей и педагогов),
- деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
- «Центр безопасности» дополнила и систематизировала материалами:
- практический: щит безопасности, макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор. Пособие для сюжетных игр «Автобус», «Водитель», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.
- наглядный: «Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план – схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков; плакаты по ОБЖ по темам «Пожарная безопасность для дошкольников», «Твоя безопасность малыш», «Один дома».
- «Игровой центр» дополнила содержанием следующих игр:
- дидактические игры: «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Так - не так»
- развивающие настольные игры: «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога!», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода» и др.;
- В «Литературный центр» внесла познавательную и художественную литературу по ОБЖ, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций безопасного поведения в окружающем мире.
Описание ресурсов
Особое внимание обращаю на безопасность предметно – пространственной среды: соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Разработала долгосрочный проект «Формула безопасности», который состоит из шести краткосрочных проектов по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности.
Рисунок 1
Проект представляет собой единую систему взаимосвязанных тем –
краткосрочных проектов, которые учитывают возрастные особенности детей. Содержание, цели и задачи проектов различны, но все они направлены на формирование у дошкольников опыта безопасного поведения в окружающей действительности (Приложение № 1).
Организовала работу с детьми через следующие формы:
Рисунок 2
В своей работе использовала различные виды проектов:
- исследовательско-творческие
- информационно - практико-ориентированные
- творческие
- игровые
С целью формирование первичных ценностей представлений о здоровье и здоровом образе жизни с детьми защитили исследовательско-творческие проекты «Зимние забавы», «Будь здоров!». Реализовала поставленные задачи через беседы «Как работает мой организм», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Пирамида здоровья», развлечение «В стране болючки». Чтобы закрепить у детей правила поведения на участке, горке зимой внедрили краткосрочный – проект «Зимние забавы».
С целью формирования первичных представлений о себе, освоении общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками в контексте безопасного поведения внедрила информационно-практико-ориентированные проекты: «Осторожно: незнакомец!», «О самом главном!». Для формирования целостной картины мира и расширения кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы в реализацию проектов включила познавательные минутки, тренинги: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!», «Осторожно: гололёд!», «Как вести себя на горке?», «Ток бежит по проводам».
В реализации творческих проектов проводила конкурсы – выставок рисунков: «Опасные предметы в доме», «Правила на всю жизнь»; «Дорожные истории», «Виды спорта». С детьми разыгрывала тематические сценки «Если ребёнок потерялся на улице», игру «Свой – чужой».
Использовала игры, игровые упражнения, импровизации для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложных и опасные жизненные ситуации. В реализации ролево - игрового проекта "Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!" использовала подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт», «Красный – зеленый». Проводила спортивное развлечение «Дорожные истории», «В стране здоровья». Использовала художественные произведения: Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», К.Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа" А. Кутафин.
Однако есть ограниченные риски, которые нужно минимизировать посредством организации профилактической работы с родителями. Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если родители сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Старалась направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Для выработки единого систематического подхода к реализации проектов, связанных с безопасностью ребёнка, составила план работы с семьёй. (Приложение 2).
По темам краткосрочных проектов предлагала задания: приготовить альбом с рисунками «Опасности дома», «Зимние забавы», «Полезное – ядовитое», «Азбука безопасности». Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирали задания. Старалась, чтобы задания были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью. В процессе совместной работы детей и взрослых над проектом создали книги-самоделки «Зимние забавы», «01 предупреждает», «Разрешается – запрещается».
Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив вдвойне, и его стремление создать проект интереснее.
Система работы по данному направлению позволила мне утвердиться во мнении о необходимости и своевременности проведения такой целенаправленной работы с детьми и родителями. Это подтверждают родители и разделяют коллеги позицию системы моей работы. С целью совершенствования образовательного процесса я участвовала в конкурсах профессионального мастерства в ДОУ «Педагог года – 2012», приняла участие в семинаре на темы «Организация работы в ДОУ по изучению ПДД и снижению ДДТТ» и «Формирование безопасной жизнедеятельности дошкольников». С целью формирования общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности приняла участие в городском конкурсе творческих работ «Современные средства тушения пожара». Участвовала в 2013 году в V городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Нижневартовска «Образование – будущее города» я награждена дипломом III степени. В 2014 году получила диплом и благодарственное письмо за подготовку участников Межрегионального конкурса-викторины для воспитанников 5 – 7 лет «Это - Я!», а 6 воспитанников награждены дипломами 1 и 2 степени. В этом же году проявила себя как успешный педагог в международном конкурсе «Пешеходный переход» и в конкурсе «Наши будни и праздники» всероссийского уровня, за что отмечена сертификатами. В 2015 году приняла участие и награждена дипломом I степени в конкурсе всероссийского уровня «Наши будни и праздники в ДОУ».
Заключение
Использование в работе метода проектной деятельности способствовало повышению качества образования по развитию основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ результатов обследования воспитанников за 2011 - 2014 учебные года наглядно показывает положительную динамику формирования у детей старшего возраста представлений об опасных для ребенка ситуациях в окружающем мире и способах поведения в них.
Результатом внедрения проекта является стабильно высокий уровень усвоения программы по образовательной области «Безопасность»: в 2012- 2013 учебном году – 91 %, 2013 -2014 учебном году – 100 %.
В процессе проектной исследовательской деятельности на 32 % повысился высокий уровень сформированности представлений о пожарной безопасности. Дети имеют представления о профессиональной деятельности пожарных, об истории создания пожарной службы, о правилах поведения при пожаре. Дети уважительно относятся к людям опасных профессий: спасателям, работникам полиции и МЧС. Знают правила вызова пожарной службы. Имеют представления о пожароопасных предметах и последствиях пожара.
Уровень сформированности представлений о правилах поведения в природе повысился на 26%. Дети знают опасности, которые могут их подстерегать при общении с животными, на водоеме, при гололеде. У дошкольников сформированы природоведческие знания: о животном и растительном мире родного края; представления о значении природы в жизни людей, природоохранительной деятельности человека. Дети совместно с родителями участвовали в природоохранных акциях «Марш парков» и «Чистый город».
Воспитанники имеют представления о правилах безопасного поведения в группе, на участке ДОУ, правилах обращения с опасными предметами дома. На 24 % повысился высокий уровень сформированности представлений об опасностях дома и на улице.
В процессе работы на 28% повысился высокий уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения. Воспитанники соблюдают правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Способны применять знания в игровой ситуации.
Дошкольники имеют начальные представления о составляющих важных компонентах и факторах, разрушающих здоровье. Воспитанники умеют определять состояние своего здоровья, высказываются о своем самочувствии. Различают полезные и вредные для здоровья продукты питания.
Заключение
Изучив и обобщив опыт педагогов, психологов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность, сделан вывод, что работа над проектом имела немаловажное значение для развития познавательных интересов детей. Главной идеей являлось сотрудничество с ребенком. Ребенок ставился в позицию организатора собственной познавательной деятельности, а педагог - в позицию помощника, консультанта, советчика и наставника.
Данные результаты работы дают основания признать разработанный проект образовательной среды как фактор формирования основы безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников результативным, получившим достоверное подтверждение. Из этого следует, что задачи решены, цель достигнута.
Литература
- Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. – СПб. 2002.
- Анастасова, Л.П., Иванова, И.В., Ижевский, П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
- Белая, Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.
- Богданов, В.В., Попова, С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.
- Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи. – М., 1990.
- Все худшее, что может с вами случиться: Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 2001.
- Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка. М., 1997.
- Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1994.
- Григорьева, А.А., Сметанина, В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М., 2003.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб, 2011.
- Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб. 1995.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. / JI.A. Парамонова, А.Н. Давидчук и др. – М., 1997.
- Козлова, С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.
- Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.
- Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников. // Детский сад от А до Я. – 2004, №4.
- Маркова, Л.С. Управленческая деятельность руководителя. – М., 2003.
- Маркова, С.М. Методолого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования. – Н. Новгород, 1994.
- Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
- Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2003, №6.
- Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. – М., 2003.
- Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., 1993.
- Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание – 1997, №3.
- Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. – Омск, 1997.
- Фисенко М.А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. – Волгоград. 2006
- ФГОС
- Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. – М., 2007.
- Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб, 1997.
- Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте! Правила пожарные строго соблюдайте! // После уроков. – 2002.
- Шаталин А.А. Огонь – наш друг, огонь – наш враг. // После уроков. – 2003.
- Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград, 2010.
Приложения
Методика проведения диагностики по разделам:
- «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»; обсуждение конкретных ситуаций, используя дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
2. «Ребёнок и природа». Беседы по картинкам, плакатам; наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий; дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы).
3. «Ребёнок один дома». Занятие-практикум «Спешим на помощь»; дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?», «Скорая помощь», «Помогите полиция!».
4. «Ребёнок на улицах города». Занятие-практикум «Мы пешеходы»; сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и пассажиры»; дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки», «Найди ошибку».
5. «Здоровье ребёнка». Беседа «Что вредно, а что полезно». Дидактические игры: «Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции). Обсуждение ситуаций «Пирамида здоровья» (культурно-гигиенические навыки). Беседа «Малыши-крепыши» (закаливание, ЗОЖ).
Беседа: «Мои желания»; дидактические игры: «Что хорошо, что плохо».
Показатели уровня сформированности ОБЖ:
- представлений о пожарной безопасности:
2012-2013 2013-2014
- представлений об опасностях в быту:
2012 -2013 2013-2014
- о правилах дорожного движения:
2012-2013 2013-2014
- представлений по ЗОЖ
- представлений о правилах поведения в природе:
Подпись участника ____________ О.А. Мартынова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная статья посвещена актуальной проблеме - безопасности детей дошкольного возраста.....
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование представлений в некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них.Приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях.Формирование осторожного и ос...
Доклад «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...