Тропинками родного севера
проект на тему

Сергеева Светлана Михайловна

Программа экологического проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tropinkami_rodnogo_severa.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Программа экологического воспитания

детей дошкольного возраста.

МДОУ «Детский сад № 57 «Родничок» комбинированного вида»

п. Зеленоборский

 

Компоненты содержания экологического образования.

Блоки занятий

Познавательный

Ценностный

Нормативный

Деятельно-стный

Тайны природы

Компоненты природы, природные объекты, явления природы. Космос. Экосистемы Кольского полуострова.   Ребенок как часть природы.

Природа как универсальная ценность, взаимозависимость космоса и природных явлений. Необходимость каждого природного компонента.

Разнообразие отношений человека и природы, варианты поведения ребенка по отношению к окружающей среде.

Изучение   природных явлений в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Мир растений и животных

  Разнообразие растений и животных  в экосистемах Кольского полуострова. Способы размножения.

Значение растений и животных в жизни человека.

Бережное отношение к растениям, животным, птицам, насекомым.

Экскурсии по экологической тропе, наблюдения, подкормка птиц, посадка цветов, кустарников, комнатных растений как очистителей воздуха.

Природа и человек

Строение организма человека. Взаимосвязь  человека с окружающей средой, зависимость его жизни и здоровья от состояния среды.

Природа – друг, источник познания, отдыха и наслаждения.

  Рациональное использование биоресурсов.

Экскурсии на ближайший водоем с целью оценки отношения к нему людей. Помощь обитателям водоема, реализация правил поведения в природе.

Красная книга Мурманской области

Охраняемые территории.   Редкие и исчезающие виды растений и животных

Значение и функции охраняемых территорий.

Охрана природы – охрана здоровья.

Правила поведения в природе. Бережное отношение к животным и растениям.

Охрана природы: необходимость бережного отношения к ней. Совместный поход с родителями на морское побережье: формирование навыков экологически грамотного поведения.

Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 57»

Раздел программы

Тема

Число занятий

I блок

Тайны природы

Явления природы.

  1. «Что такое огонь?»
  2. «Где рождается снег?»
  3. «Может ли мороз убить дерево?»

Тайны космоса.

  1. «Жизнь на Земле».
  2. «Что мы знаем о Солнце».

Экосистемы Кольского полуострова.

  1. «Загадки природы»
  2. «Тундра»
  3. «Морское побережье»

2

1

1

1

1

1

2

1

II блок

Мир растений и животных

Растения.

  1. «Как семена путешествуют по воздуху»
  2. «В мире полезных растений»
  3. «Чудесные преображения на лугу и в огороде»

Животные.

  1. «Как зимуют животные Севера»
  2. «Пищевые цепочки в лесу»
  3. «Доктора леса»
  4. «Чудесные преображения на озере»

1

1

1

1

1

1

2

III блок

Природа и человек

Строение организма человека.

  1. «Как растет человек?»
  2. «Какие мы?»
  3. «Представь себя другим»

Человек в природе.

  1.  «Деревья на нашей улице»
  2. «Маша заблудилась»
  3. «Природа и мы»
  4. «Знатоки природы»

1

1

1

1

1

1

1

 

IV блок

Красная книга  

  1. «Лесные ягоды и грибы  Кольского полуострова»
  2. «Природа нашего края»
  3. «Красная книга Мурманской области»
  4. «Жалобная книга природы»

1

1

2

1

 

Содержание курса

«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста»

Тема

Цель

I блок    Тайны природы

«Что такое огонь?»

Познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле и противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть)

«Где рождается снег и иней?»

Познакомить детей с преобразование воды в снег и иней при воздействии низкими температурами, воспитывать любознательность.

«Может ли мороз убить дерево?»

 Обобщить  знания детей о подготовке деревьев к зиме, подвести к пониманию того, что человек тоже может помочь деревьям.

 «Жизнь на Земле».

Формировать знания детей о Земле как планете солнечной системы, дать знания о происхождении жизни на Земле.

 «Что мы знаем о Солнце».

Сформировать представления детей о Солнце как звезде и планете солнечной системы. Показать зависимость жизни на Земле от солнца.

«Загадки природы»

Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, тундра)

«Тундра»

Формировать знания детей о тундре как экологической системе. Обобщать представления детей о растительном и животном мире тундры.

«Морское побережье»

Уточнить знания детей об обитателях морского побережья, его растительном мире. Совершенствовать навыки экологически грамотного поведения.

II блок    Мир растений и животных

«Как семена путешествуют по воздуху»

Формировать представления детей о форме и строении семян. Расширять знания о способах размножения растений, показать взаимосвязь различных явлений природы.

«В мире полезных растений»

Обобщить знания детей о лекарственных растениях. Научить их различать самые обычные цветущие травы.  Учить ценить и беречь красоту природы.    

«Чудесные преображения на лугу и в огороде»

Формировать знания детей об этапах развития гороха, пшеницы, подсолнуха, одуванчика, бабочки.  Показать разнообразие растений и насекомых  в экосистемах.

«Как зимуют животные Севера»

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.

«Пищевые цепочки в лесу»

Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщенных понятий. Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.

«Доктора леса»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых;  упражнять в умении классифицировать птиц по принципу зимующие - перелетные. Вызвать желание помогать пернатым друзьям.

«Чудесные преображения на озере»

Формировать знания детей об  этапах развития комара, стрекозы, лягушки, рыбы, лебедя. Познакомить детей с явлениями природы, происходящими на озере. Развивать эрудицию, память, внимание.

III блок   Природа и человек

«Как растет человек?»

 Формировать знания о человеке как объекте природы и окружающего мира в целом.  Развивать умение различать проявления возраста и половых особенностей во внешнем облике людей. Закреплять умение устанавливать черты сходства и различия между объектами живой природы.

«Какие мы?»

 Формировать осознание собственной значимости. Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей.

«Представь себя другим»

Учить детей понимать другие живые существа, переживать за них, чутко ощущать трагизм жестокости. Побуждать детей к состраданию.

«Деревья на нашей улице»

 Закреплять и уточнять знания о разновидностях деревьев, кустарников, цветов ближайшего окружения. Воспитывать гуманное отношение к природе.

«Маша заблудилась»

 Формировать у детей умение описывать поведение человека по отношению к объектам природы. Уточнять знания детей о северных грибах и ягодах. Учить бережному и доброму отношению к природе.

«Природа и мы»

 Закреплять представления детей о том, что природа и человек едины;   учить видеть взаимозависимость человека и природы; воспитывать гуманное отношение к окружающему растительному и животному миру.

«Знатоки природы»

 Закреплять природоведческие знания детей. Воспитывать гуманное отношение к природе.

IV блок      Красная книга Мурманской области

«Лесные ягоды и грибы нашей области»

Расширять знания детей о  ягодах и грибах  Кольского полуострова. Вызвать желание вносить посильный вклад в сохранение природы Севера.

«Природа нашего края»

Закреплять и расширять знания детей о природе родного края.

Воспитывать гуманное отношение к природе.

«Красная книга Мурманской области»

 Формировать представление детей о Красной книге, её значении в охране животных и растений. Воспитывать гуманное отношение к окружающему растительному и животному миру.

«Жалобная книга природы»

Расширять знания детей о  природе, об особенностях жизни птиц, рыб, деревьев; формировать умение правильно вести себя в природе, заботиться о ней.

Перспективный план работы на экологических маршрутах

Месяц

Мероприятия

  Программное содержание

Сентябрь

«И сыплет листья лес…» (экскурсия в лес)

Обобщить и систематизировать знания детей о лесе как сообществе животного и растительного мира. Расширять знания детей о лесе. Воспитывать любовь к родному краю.

Октябрь

«Перед долгим сном» (экскурсия к озеру)

Развивать у детей умение наблюдать за сезонными изменениями на озере. Формировать обобщенное представление о водоплавающих птицах

Ноябрь

«В гости к деревьям» (Экскурсия по экологической тропе)

Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках. Обратить внимание детей на зависимость жизни животных от условий окружающей среды.

Декабрь

«В снежном царстве» (экскурсия в лес)

Закреплять знания детей о состоянии зимней природы. Обратить внимание детей на то. Что деревья отличаются друг от друга строение ствола, расположением веток, цветом, внешним видом. Формировать у детей через эмоциональное отношение к природе устойчивый интерес к её явлениям и объектам.

Январь

«Письмо на снегу» (Экскурсия по экологической тропе)

Закреплять знания детей об объектах и явлениях окружающей природы, находящихся в постоянной зависимости. Упорядочить представления детей о жизни диких животных; развивать умение отыскивать на снегу следы животных и птиц, определять, чьи они. Пробуждать интерес к жизни животных.

Февраль

«В царстве льда и снега» (Экскурсия к озеру)

Раскрывать перед детьми новые качества и свойства озера (покрылось толстым льдом, можно ходить по льду; вся растительность по берегам озера покрыта снегом). Обобщить  знания детей о тех животных и растениях озера, которые приспособились к условиям зимы. Закрепить правила поведения на озере зимой, особенно около полыньи или проруби.

Март

«Улыбки теплые весны» (экскурсия в лес)

Устанавливать связи между повышением температуры воздуха, удлинением дня и изменениями в природе. Показать детям переход от зимы к весне, когда уже заметны первые признаки весны. Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом.

Апрель

«Первые проталинки» (экскурсия по экологической тропе)

Углубить знания детей о том, что явления окружающей природы находятся в постоянной зависимости друг от друга (увеличение светового дня, потепление и т.п.). отметить какие изменения произошли по сравнению с зимой. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Май

«Уронило солнце лучик золотой…» (экскурсия на луг)

Продолжать формировать у детей представление о том, что луг это сообщество травянистых растений. Развивать умение замечать и правильно называть первые весенние цветы, выделять их характерные признаки; уточнить знания о месте произрастания и их значения в природе. Воспитывать осознанное. Бережное отношение к первым цветам.

Июнь

«Морские путешествия» (совместный поход с родителями на побережье Белого моря)

 Знакомить детей с обитателями и растениями морского побережья. Показать разницу между морским и озерным берегом и их обитателями. Закреплять у детей знание и осознанное выполнение правил поведения в природе.

Июль

«Уроки Муравейки» (прогулка на луг)

Обратить внимание детей на изменения, произошедшие с растениями и насекомыми в летний период. Развивать у детей умение замечать характерные признаки растений луга; отличать их друг от друга, находить среди других растений по форме листьев, стебля, цветам.

Август

«Путешествие в царство звуков и цветов» (экскурсия по экологической тропе)

Уточнить знания детей о значении существующих взаимосвязей в природе. Формировать умение детей прислушиваться к звукам природы, любоваться красотой цветущих растений. Развивать у детей интерес к наблюдениям за сезонными изменениями в природе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По тропинкам родного села"

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм, просмотру мультфильмов, мало знают о родном селе, стране, особенностях народных промыслов, тради...

Программа : «По тропинкам родного края» (для детей 3-5 лет).

Программа «По тропинкам родного края» рассчитана на 2 года обучения. Цель программы – сформировать представление у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе ...

Проект "Путешествие по тропинкам родной земли"

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы через восприятие произведений  сибирского писателя  В.П. Астафьева...

Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"

    НООД на тему «Арктика, край родной - север мой»                В подготовительной груп...

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Тропинками родного края"

Новизна данной программы заключается в том ,что она захватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простей...

Викторина «По тропинкам родного края»

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:          1) родители являются первыми педагогами. ...

Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уве...