Тропинками родного севера
проект на тему
Программа экологического проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tropinkami_rodnogo_severa.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экологического воспитания
детей дошкольного возраста.
МДОУ «Детский сад № 57 «Родничок» комбинированного вида»
п. Зеленоборский
Компоненты содержания экологического образования.
Блоки занятий | Познавательный | Ценностный | Нормативный | Деятельно-стный |
Тайны природы | Компоненты природы, природные объекты, явления природы. Космос. Экосистемы Кольского полуострова. Ребенок как часть природы. | Природа как универсальная ценность, взаимозависимость космоса и природных явлений. Необходимость каждого природного компонента. | Разнообразие отношений человека и природы, варианты поведения ребенка по отношению к окружающей среде. | Изучение природных явлений в процессе опытно-экспериментальной деятельности. |
Мир растений и животных | Разнообразие растений и животных в экосистемах Кольского полуострова. Способы размножения. | Значение растений и животных в жизни человека. | Бережное отношение к растениям, животным, птицам, насекомым. | Экскурсии по экологической тропе, наблюдения, подкормка птиц, посадка цветов, кустарников, комнатных растений как очистителей воздуха. |
Природа и человек | Строение организма человека. Взаимосвязь человека с окружающей средой, зависимость его жизни и здоровья от состояния среды. | Природа – друг, источник познания, отдыха и наслаждения. | Рациональное использование биоресурсов. | Экскурсии на ближайший водоем с целью оценки отношения к нему людей. Помощь обитателям водоема, реализация правил поведения в природе. |
Красная книга Мурманской области | Охраняемые территории. Редкие и исчезающие виды растений и животных | Значение и функции охраняемых территорий. Охрана природы – охрана здоровья. | Правила поведения в природе. Бережное отношение к животным и растениям. | Охрана природы: необходимость бережного отношения к ней. Совместный поход с родителями на морское побережье: формирование навыков экологически грамотного поведения. |
Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 57»
Раздел программы | Тема | Число занятий |
I блок Тайны природы | Явления природы.
Тайны космоса.
Экосистемы Кольского полуострова.
| 2 1 1 1 1 1 2 1 |
II блок Мир растений и животных | Растения.
Животные.
| 1 1 1 1 1 1 2 |
III блок Природа и человек | Строение организма человека.
Человек в природе.
| 1 1 1 1 1 1 1
|
IV блок Красная книга |
| 1 1 2 1
|
Содержание курса
«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста»
Тема | Цель |
I блок Тайны природы | |
«Что такое огонь?» | Познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле и противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть) |
«Где рождается снег и иней?» | Познакомить детей с преобразование воды в снег и иней при воздействии низкими температурами, воспитывать любознательность. |
«Может ли мороз убить дерево?» | Обобщить знания детей о подготовке деревьев к зиме, подвести к пониманию того, что человек тоже может помочь деревьям. |
«Жизнь на Земле». | Формировать знания детей о Земле как планете солнечной системы, дать знания о происхождении жизни на Земле. |
«Что мы знаем о Солнце». | Сформировать представления детей о Солнце как звезде и планете солнечной системы. Показать зависимость жизни на Земле от солнца. |
«Загадки природы» | Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, тундра) |
«Тундра» | Формировать знания детей о тундре как экологической системе. Обобщать представления детей о растительном и животном мире тундры. |
«Морское побережье» | Уточнить знания детей об обитателях морского побережья, его растительном мире. Совершенствовать навыки экологически грамотного поведения. |
II блок Мир растений и животных | |
«Как семена путешествуют по воздуху» | Формировать представления детей о форме и строении семян. Расширять знания о способах размножения растений, показать взаимосвязь различных явлений природы. |
«В мире полезных растений» | Обобщить знания детей о лекарственных растениях. Научить их различать самые обычные цветущие травы. Учить ценить и беречь красоту природы. |
«Чудесные преображения на лугу и в огороде» | Формировать знания детей об этапах развития гороха, пшеницы, подсолнуха, одуванчика, бабочки. Показать разнообразие растений и насекомых в экосистемах. |
«Как зимуют животные Севера» | Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. |
«Пищевые цепочки в лесу» | Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщенных понятий. Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. |
«Доктора леса» | Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых; упражнять в умении классифицировать птиц по принципу зимующие - перелетные. Вызвать желание помогать пернатым друзьям. |
«Чудесные преображения на озере» | Формировать знания детей об этапах развития комара, стрекозы, лягушки, рыбы, лебедя. Познакомить детей с явлениями природы, происходящими на озере. Развивать эрудицию, память, внимание. |
III блок Природа и человек | |
«Как растет человек?» | Формировать знания о человеке как объекте природы и окружающего мира в целом. Развивать умение различать проявления возраста и половых особенностей во внешнем облике людей. Закреплять умение устанавливать черты сходства и различия между объектами живой природы. |
«Какие мы?» | Формировать осознание собственной значимости. Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей. |
«Представь себя другим» | Учить детей понимать другие живые существа, переживать за них, чутко ощущать трагизм жестокости. Побуждать детей к состраданию. |
«Деревья на нашей улице» | Закреплять и уточнять знания о разновидностях деревьев, кустарников, цветов ближайшего окружения. Воспитывать гуманное отношение к природе. |
«Маша заблудилась» | Формировать у детей умение описывать поведение человека по отношению к объектам природы. Уточнять знания детей о северных грибах и ягодах. Учить бережному и доброму отношению к природе. |
«Природа и мы» | Закреплять представления детей о том, что природа и человек едины; учить видеть взаимозависимость человека и природы; воспитывать гуманное отношение к окружающему растительному и животному миру. |
«Знатоки природы» | Закреплять природоведческие знания детей. Воспитывать гуманное отношение к природе. |
IV блок Красная книга Мурманской области | |
«Лесные ягоды и грибы нашей области» | Расширять знания детей о ягодах и грибах Кольского полуострова. Вызвать желание вносить посильный вклад в сохранение природы Севера. |
«Природа нашего края» | Закреплять и расширять знания детей о природе родного края. Воспитывать гуманное отношение к природе. |
«Красная книга Мурманской области» | Формировать представление детей о Красной книге, её значении в охране животных и растений. Воспитывать гуманное отношение к окружающему растительному и животному миру. |
«Жалобная книга природы» | Расширять знания детей о природе, об особенностях жизни птиц, рыб, деревьев; формировать умение правильно вести себя в природе, заботиться о ней. |
Перспективный план работы на экологических маршрутах
Месяц | Мероприятия | Программное содержание |
Сентябрь | «И сыплет листья лес…» (экскурсия в лес) | Обобщить и систематизировать знания детей о лесе как сообществе животного и растительного мира. Расширять знания детей о лесе. Воспитывать любовь к родному краю. |
Октябрь | «Перед долгим сном» (экскурсия к озеру) | Развивать у детей умение наблюдать за сезонными изменениями на озере. Формировать обобщенное представление о водоплавающих птицах |
Ноябрь | «В гости к деревьям» (Экскурсия по экологической тропе) | Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках. Обратить внимание детей на зависимость жизни животных от условий окружающей среды. |
Декабрь | «В снежном царстве» (экскурсия в лес) | Закреплять знания детей о состоянии зимней природы. Обратить внимание детей на то. Что деревья отличаются друг от друга строение ствола, расположением веток, цветом, внешним видом. Формировать у детей через эмоциональное отношение к природе устойчивый интерес к её явлениям и объектам. |
Январь | «Письмо на снегу» (Экскурсия по экологической тропе) | Закреплять знания детей об объектах и явлениях окружающей природы, находящихся в постоянной зависимости. Упорядочить представления детей о жизни диких животных; развивать умение отыскивать на снегу следы животных и птиц, определять, чьи они. Пробуждать интерес к жизни животных. |
Февраль | «В царстве льда и снега» (Экскурсия к озеру) | Раскрывать перед детьми новые качества и свойства озера (покрылось толстым льдом, можно ходить по льду; вся растительность по берегам озера покрыта снегом). Обобщить знания детей о тех животных и растениях озера, которые приспособились к условиям зимы. Закрепить правила поведения на озере зимой, особенно около полыньи или проруби. |
Март | «Улыбки теплые весны» (экскурсия в лес) | Устанавливать связи между повышением температуры воздуха, удлинением дня и изменениями в природе. Показать детям переход от зимы к весне, когда уже заметны первые признаки весны. Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом. |
Апрель | «Первые проталинки» (экскурсия по экологической тропе) | Углубить знания детей о том, что явления окружающей природы находятся в постоянной зависимости друг от друга (увеличение светового дня, потепление и т.п.). отметить какие изменения произошли по сравнению с зимой. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. |
Май | «Уронило солнце лучик золотой…» (экскурсия на луг) | Продолжать формировать у детей представление о том, что луг это сообщество травянистых растений. Развивать умение замечать и правильно называть первые весенние цветы, выделять их характерные признаки; уточнить знания о месте произрастания и их значения в природе. Воспитывать осознанное. Бережное отношение к первым цветам. |
Июнь | «Морские путешествия» (совместный поход с родителями на побережье Белого моря) | Знакомить детей с обитателями и растениями морского побережья. Показать разницу между морским и озерным берегом и их обитателями. Закреплять у детей знание и осознанное выполнение правил поведения в природе. |
Июль | «Уроки Муравейки» (прогулка на луг) | Обратить внимание детей на изменения, произошедшие с растениями и насекомыми в летний период. Развивать у детей умение замечать характерные признаки растений луга; отличать их друг от друга, находить среди других растений по форме листьев, стебля, цветам. |
Август | «Путешествие в царство звуков и цветов» (экскурсия по экологической тропе) | Уточнить знания детей о значении существующих взаимосвязей в природе. Формировать умение детей прислушиваться к звукам природы, любоваться красотой цветущих растений. Развивать у детей интерес к наблюдениям за сезонными изменениями в природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"По тропинкам родного села"
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм, просмотру мультфильмов, мало знают о родном селе, стране, особенностях народных промыслов, тради...
Программа : «По тропинкам родного края» (для детей 3-5 лет).
Программа «По тропинкам родного края» рассчитана на 2 года обучения. Цель программы – сформировать представление у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе ...
Проект "Путешествие по тропинкам родной земли"
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы через восприятие произведений сибирского писателя В.П. Астафьева...
Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"
НООД на тему «Арктика, край родной - север мой» В подготовительной груп...
Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Тропинками родного края"
Новизна данной программы заключается в том ,что она захватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простей...
Викторина «По тропинкам родного края»
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: 1) родители являются первыми педагогами. ...
Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уве...