Викторина «По тропинкам родного края»
методическая разработка (подготовительная группа)
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
1) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;
2) для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений;
3) отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Следовательно, дошкольное образовательное учреждение в настоящее время является единственным общественным институтом, постоянно взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требования к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного взаимодействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время используются самые разнообразные формы работы с родителями. Выбирая ту или иную форму, очень важно учесть, что родители должны стать не «зрителями и слушателями», а активными участниками. Поэтому для более конструктивного общения наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями будут являться открытые нетрадиционные мероприятия.
Рассмотрим пример организации совместного с родителями нетрадиционного мероприятия – викторины «По тропинкам родного края» Участие родителей в таких мероприятиях способствует развитию их умений взаимодействовать с детьми в различных видах деятельности. Следует отметить, что использование нетрадиционной методики проведения, принципа вариативности позволит добиться положительного результата по взаимодействию с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей.
Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).
Форма проведения: викторина
Подготовка и проведение мероприятия состоит из трех частей.
Алгоритм включения родителей:
- беседы и консультации;
-оформление альбома детских рисунков по теме: «Моя Югра», «Мой любимый Сургут»;
-оформление мини проектов: «Путешествие по родному городу», «Югра спортивная», «Живое серебро Оби».
В соответствии с Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют полное право принимать участие в организации образовательного процесса ДОУ. Для повышения эффективности взаимодействия большое значение имеет обратная связь: разработана рефлексия «Крыша хорошего настроения», по внешней оценке, реализации мероприятия. Для дальнейшего выстраивания конструктивного диалога проведена оценка собственной педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnoe_zadanie_dzhemalievoy_m.a.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: Джемалиева Марзият Алимхановна
воспитатель МБДОУ №7 «Буровичок»
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
1) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;
2) для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений;
3) отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Следовательно, дошкольное образовательное учреждение в настоящее время является единственным общественным институтом, постоянно взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требования к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного взаимодействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время используются самые разнообразные формы работы с родителями. Выбирая ту или иную форму, очень важно учесть, что родители должны стать не «зрителями и слушателями», а активными участниками. Поэтому для более конструктивного общения наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями будут являться открытые нетрадиционные мероприятия.
Рассмотрим пример организации совместного с родителями нетрадиционного мероприятия – викторины «По тропинкам родного края» Участие родителей в таких мероприятиях способствует развитию их умений взаимодействовать с детьми в различных видах деятельности. Следует отметить, что использование нетрадиционной методики проведения, принципа вариативности позволит добиться положительного результата по взаимодействию с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей.
Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).
Форма проведения: викторина
Подготовка и проведение мероприятия состоит из трех частей.
Алгоритм включения родителей:
- беседы и консультации;
-оформление альбома детских рисунков по теме: «Моя Югра», «Мой любимый Сургут»;
-оформление мини проектов: «Путешествие по родному городу», «Югра спортивная», «Живое серебро Оби».
В соответствии с Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют полное право принимать участие в организации образовательного процесса ДОУ. Для повышения эффективности взаимодействия большое значение имеет обратная связь: разработана рефлексия «Крыша хорошего настроения», по внешней оценке, реализации мероприятия. Для дальнейшего выстраивания конструктивного диалога проведена оценка собственной педагогической деятельности.
Викторина «По тропинкам родного края»
Цель: создание условий для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечить права родителей на участие в жизни группы.
Задачи:
Образовательная:
1. Формирование коммуникативных навыков работы при работе в команде: взаимодействие детей и взрослых.
Развивающие:
2. Развитие лексико-грамматического строя при диалоге и монологе.
3. Развитие слухового и зрительного внимания.
Воспитательная:
4. Воспитывать уважение, умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование:
1. Наборы картинок для игры «Отгадай слово» (4 шт.).
2. Цветные карандаши.
3. Разрезные картинки с достопримечательностями Сургута.
4. Фотографии группы детей, сделанные родителями во время прогулок по Сургуту.
5. Иллюстрации для игры «Покажи и расскажи»
6. Конверты с наборами букв для составления слова «Родина»
Ход мероприятия
В викторине участвуют две команды: по 10 детей и шесть родителей. Четверо родителей приглашаются в жюри. За каждое задание команда получает одну букву из слова «Родина»
Ведущий: Добрый вечер команды и болельщики. Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы сейчас узнаете, внимание на экран.
Показ видеоролика «Я – Сургут – Югра – Россия»
Ведущий: Как, по-вашему, мнению, куда мы отправимся в путешествие? Приглашаю команды занять свои места.
1. «Разминка» Разминка состоит из трех частей. Дети и взрослые в команде обсуждают вопрос, договариваются, кто будет отвечать.
Команда 1 Как называются жители нашего города?
Команда 2 Как называется округ, в котором мы живем?
Команда 1 Как называются жители этого округа?
Команда 2 Назовите столицу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Все команды по цепочке отвечают на вопрос
Чем отличается стойбище от города?
Команда 1 Почему Ханты-Мансийский автономный округ – Югры называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югры?
Команда 2 Почему Сургут называют «Соцветие наций»?
Команда 1 Почему Сургут называю Белым Городом?
Команда 2Почему Сургут называют городом большого спорта?
Конкурс «Отгадай слово» каждой команде предлагается отгадать, записать и прочитать слово по первым буквам картинок.
Команда 1 1. На карточке изображены: машина, облако, собака, тапки (мост).
2. На карточке изображены: рак, ель, клубок, автобус (река).
Команда 2. 1. На карточке изображены: ботинки, орел, луна, орех, танк, окно (болото).
2. На карточке изображены: ленточка, игла, синица, индюк, цапля, арбуз (лисица).
Конкурс «Покажи и расскажи» Команде выдаются карточки с вопросами, дети и взрослые обсуждают их, и один человек от команды отвечает, подобрав соответствующую иллюстрацию.
Команда 1 Что означает слово “Югра”?
Назовите столицу нашего округа.
Добыча, какого полезного ископаемого ведется в Югре?
Что производят из нефти?
Назовите заповедники Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?
Дайте определение, заповедник – это…?
Каким зверем богата тайга?
Какая рыба водиться в реке Обь, назови.
Команда 2 Назовите животных тайги?
Какого зверя называют «хозяин тайги»? Почему?
Какой зверь изображен на гербе и флаге Сургута?
Где в Сургуте находиться памятник черному лису?
Назовите, каких птиц тайги вы знаете.
У какого хвойного дерева опадают осенью иголки?
Назови, дикоросы родного края.
И красна, и кисла, на болоте растет, что за ягода?
Конкурс «Сложи картинку» Команды выкладывают картинки с изображением достопримечательностей Сургута, разрезанных на 12 частей. (Памятник Основателям Города Сургута, Памятник черному лису,)
Конкурс «Сургут – красивый город» Команды по очереди называют знакомые им места Сургута, подбирают изображения этих мест на фотографиях, прилепляют на магнитную доску.( Православный храм в честь Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость ,Мечеть Города Сургута, Старый Сургут, Сургутский Памятник Нефтяникам, Парк Сайма, Парк Кедровый Лог)
Конкурс «Герб и флаг» Команды отвечают на вопросы и раскрашивают герб и флаг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (по одному на команду).
Вопросы для команд: Что такое герб? Что такое щит? Что изображено на гербе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры? Что изображено на флаге? В какие цвета раскрашен флаг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?
Ведущий: Наш край – Ханты Мансийский автономный округ - Югра является Родиной для нас, частичкой нашей огромной и великой страны, которая зовется Россия.
Команды выкладывают из полученных букв слово «Россия»
Уважаемые родители! Вспомните вместе с ребенком путешествие по родному городу, краю. Запишите рассказы детей. Вместе с детьми проиллюстрируйте их. Если у вас есть возможность подготовьте фотографии, видеоматериалы, видеофильм о вашем путешествие, привлекая детей к их показу.
Этот эмоционально пережитый ребенком опыт общения с родным городом, краем, и с Вами очень полезен для развития ребенка – его речи (диалогической и монологической), логического мышления, для развития его ориентировке в пространстве и времени, для развития детского творчества.
Принесите работы с детский сад, и Ваш ребенок познакомит с ними своих сверстников.
4. Рефлексия «Крыша хорошего настроения»
Присутствующим выдаются конвертики с кружочками, на которых изображены разные выражения эмоции (смайлы).
Ведущий (выставляя плакат «Россия наш общий дом»): Прислушайтесь к себе, своему внутреннему голосу. Каким было ваше эмоциональное состояние во время игры, было интересно, хотелось творить, познавать, быть добрыми, дружными, задания викторины заставляли вас думать - выберите свой смайлик, соответствующий вашему внутреннему состоянию, и приклейте его на крышу.
Присутствующие приклеивают свои эмоции на крышу общего дома.
Ведущий: Получилась крыша хорошего настроения. Помните:
Югра частица России,
Россия общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках викторины «По тропинкам родного края»
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Интерактивные формы взаимодействия с родителями направлены на реализацию принципа партнерства, диалога.
Использование нетрадиционной формы взаимодействия позволило не только объединить родителей и детей, но и создать атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях между педагогом и родителями. На мероприятии дети были окружены вниманием, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, они чувствовали себя комфортно. Благоприятная обстановка создавала атмосферу для плодотворной работы и сохранению психического здоровья.
Посредством реализации данного мероприятия были выполнены задачи - заложен фундамент взаимопонимания между участниками образовательных отношений, установлены доверительные отношения к детскому саду со стороны родителей. Совместный творческий процесс всегда сближает людей и наше мероприятие не исключение.
Заинтересованность, активность как со стороны родителей так и со стороны детей, позволила успешно выполнить намеченные цели. Проведенная рефлексия «Крыша хорошего настроения» показала: удовлетворенность родителей проведенным мероприятием составила 100%.
Открытое и естественное общение с детьми для меня всегда большая радость. А когда видишь горящие глаза детей, улыбку на их лице, то понимаешь, насколько важны и нужны совместные мероприятия с родителями.
Список нормативных документов
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).
Список используемой литературы
Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6.
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №9.
Доронова Т.Н. Взаимодействие ДОУ с родителями. Пособие для работников ДОУ. - М.: Сфера, 2002.
Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005.
Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» М., Просвещение, 1986 г.
Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада ». – М.: Творческий Центр. 2011 г.
Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. Пособие для воспитателей ДОУ/Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Микляева Н.В. « Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия ».- М.: Творческий Центр. 2010 г.
От рождения до школы Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
Чиркова С. В. Родителькие собрания в детском саду: Средняя группа/Авт-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009.
Я гарантирую, что использованная информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа : «По тропинкам родного края» (для детей 3-5 лет).
Программа «По тропинкам родного края» рассчитана на 2 года обучения. Цель программы – сформировать представление у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе ...
Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Тропинками родного края"
Новизна данной программы заключается в том ,что она захватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простей...
Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уве...
Методическое пособие «По тропинкам родного края».
Лэпбук по экологии «По тропинками родного края» предназначен для педагогов дошкольного учреждения в работе с детьми. Направлен на формирование нравственно – патриотических чувств, ра...
Проект "Тропами родного края"
Цель: Узнать больше о природных памятниках на реке Исеть и проложить маршруты к ним.Задачи:1.Составить план действий.2.Расспросить взрослых о туризме в нашем городе.3.Рассмотреть разн...
Беседа "Тропинками родного края".
Цель: развивать интерес у детей к своему родному краю;систематизировать сведения о живой и неживой природе Республики Мордовия; формировать у учащихся общечеловеческие ценности мира природы, обще...
"Тропинками родного края"
Квест- игра по краеведению для подготовительной группы....