Викторина «По тропинкам родного края»
методическая разработка (подготовительная группа)

Джемалиева Марзият Алимхановна

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

          1) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;

         2) для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений;

         3) отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

         Следовательно, дошкольное образовательное учреждение в настоящее время является единственным общественным институтом, постоянно взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере  зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

         В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требования к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность.

         Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного взаимодействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время используются самые разнообразные формы работы с родителями. Выбирая ту или иную форму, очень важно учесть, что родители должны стать не «зрителями и слушателями», а активными участниками.  Поэтому для более конструктивного общения наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями будут являться открытые нетрадиционные мероприятия. 

         Рассмотрим пример организации совместного с родителями нетрадиционного мероприятия – викторины «По тропинкам родного края» Участие родителей в таких мероприятиях способствует развитию их умений взаимодействовать с детьми в различных видах деятельности. Следует отметить, что использование нетрадиционной методики проведения, принципа вариативности позволит добиться положительного результата по взаимодействию с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей.

         Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).

         Форма проведения: викторина

         Подготовка и проведение мероприятия состоит из трех частей.

    Алгоритм включения родителей:

- беседы и консультации;

-оформление альбома детских рисунков по теме: «Моя Югра», «Мой любимый Сургут»;

-оформление мини проектов: «Путешествие по родному городу», «Югра спортивная», «Живое серебро Оби».

         В соответствии с Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  родители являются заказчиками образовательных услуг и  имеют полное право принимать участие в организации образовательного процесса ДОУ. Для повышения эффективности взаимодействия большое значение имеет обратная связь: разработана рефлексия «Крыша хорошего настроения», по внешней оценке, реализации мероприятия.       Для дальнейшего выстраивания конструктивного диалога проведена оценка собственной педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie_dzhemalievoy_m.a.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Джемалиева Марзият Алимхановна

воспитатель МБДОУ №7 «Буровичок»

Пояснительная записка

        Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

         1) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;

        2) для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений;

        3) отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

        Следовательно, дошкольное образовательное учреждение в настоящее время является единственным общественным институтом, постоянно взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере  зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требования к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность.

        Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного взаимодействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время используются самые разнообразные формы работы с родителями. Выбирая ту или иную форму, очень важно учесть, что родители должны стать не «зрителями и слушателями», а активными участниками.  Поэтому для более конструктивного общения наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями будут являться открытые нетрадиционные мероприятия.  

        Рассмотрим пример организации совместного с родителями нетрадиционного мероприятия – викторины «По тропинкам родного края» Участие родителей в таких мероприятиях способствует развитию их умений взаимодействовать с детьми в различных видах деятельности. Следует отметить, что использование нетрадиционной методики проведения, принципа вариативности позволит добиться положительного результата по взаимодействию с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей.

        Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).

        Форма проведения: викторина

        Подготовка и проведение мероприятия состоит из трех частей.

        Алгоритм включения родителей:

- беседы и консультации;

-оформление альбома детских рисунков по теме: «Моя Югра», «Мой любимый Сургут»;

-оформление мини проектов: «Путешествие по родному городу», «Югра спортивная», «Живое серебро Оби».

        В соответствии с Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  родители являются заказчиками образовательных услуг и  имеют полное право принимать участие в организации образовательного процесса ДОУ. Для повышения эффективности взаимодействия большое значение имеет обратная связь: разработана рефлексия «Крыша хорошего настроения», по внешней оценке, реализации мероприятия.         Для дальнейшего выстраивания конструктивного диалога проведена оценка собственной педагогической деятельности.

Викторина «По тропинкам родного края»

        Цель: создание условий для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечить права родителей на участие в жизни группы.

        Задачи:

        Образовательная:

        1. Формирование коммуникативных навыков работы при работе в команде: взаимодействие детей и взрослых.

        Развивающие:

        2. Развитие лексико-грамматического строя при диалоге и монологе.

        3. Развитие слухового и зрительного внимания.

        Воспитательная:

        4. Воспитывать уважение, умение слушать и слышать друг друга.

        Оборудование:

        1. Наборы картинок для игры «Отгадай слово» (4 шт.).

        2. Цветные карандаши.

        3. Разрезные картинки с достопримечательностями Сургута.

        4. Фотографии группы детей, сделанные родителями во время прогулок по Сургуту.

        5. Иллюстрации для игры «Покажи и расскажи»

        6. Конверты с наборами букв для составления слова «Родина»

        

        Ход мероприятия

        В викторине участвуют две команды: по 10 детей и шесть родителей. Четверо родителей приглашаются в жюри. За каждое задание команда получает одну букву из слова «Родина»

        Ведущий: Добрый вечер команды и болельщики. Сегодня мы  отправимся в путешествие, а куда вы сейчас  узнаете, внимание на экран.

Показ видеоролика «Я – Сургут – Югра – Россия»

        Ведущий: Как, по-вашему, мнению, куда мы отправимся в путешествие? Приглашаю команды занять свои места.

         1. «Разминка» Разминка состоит из трех частей. Дети и взрослые в команде обсуждают вопрос, договариваются, кто будет отвечать.

Команда 1 Как называются жители нашего города?

Команда 2 Как называется округ, в котором мы живем?

Команда 1 Как называются жители этого округа?

Команда 2 Назовите столицу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Все команды по цепочке отвечают на вопрос

Чем отличается стойбище от города?

Команда 1 Почему Ханты-Мансийский автономный округ – Югры называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югры?

Команда 2 Почему Сургут называют «Соцветие наций»?

Команда 1 Почему Сургут называю Белым Городом?

Команда 2Почему Сургут называют городом большого спорта?

        Конкурс «Отгадай слово» каждой команде предлагается отгадать, записать и прочитать слово по первым буквам картинок.

        Команда 1 1. На карточке изображены: машина, облако, собака, тапки (мост).

        2. На карточке изображены: рак, ель, клубок, автобус (река). 

        Команда 2. 1. На карточке изображены: ботинки, орел, луна, орех, танк, окно (болото).

        2. На карточке изображены: ленточка, игла, синица, индюк, цапля, арбуз (лисица).

        Конкурс «Покажи и расскажи» Команде выдаются карточки с вопросами, дети и взрослые обсуждают их, и один человек от команды отвечает, подобрав соответствующую иллюстрацию.

Команда 1 Что означает слово “Югра”?

Назовите столицу нашего округа.

Добыча, какого полезного ископаемого ведется в Югре?

Что производят из нефти?

Назовите заповедники Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?

Дайте определение, заповедник – это…?

Каким зверем богата тайга?

Какая рыба водиться в реке Обь, назови.

Команда 2 Назовите животных тайги?

Какого зверя называют «хозяин тайги»? Почему?

Какой зверь изображен на гербе и флаге Сургута?

Где в Сургуте находиться памятник черному лису?

Назовите, каких птиц тайги вы знаете.

У какого хвойного дерева опадают осенью иголки?

Назови, дикоросы родного края.

И красна, и кисла, на болоте растет, что за ягода?

            Конкурс «Сложи картинку» Команды выкладывают картинки с изображением достопримечательностей Сургута, разрезанных на 12 частей. (Памятник Основателям Города Сургута, Памятник черному  лису,)

        Конкурс «Сургут – красивый город» Команды по очереди называют знакомые им места Сургута, подбирают изображения этих мест на фотографиях, прилепляют на магнитную доску.( Православный храм в честь Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость ,Мечеть Города Сургута, Старый Сургут, Сургутский Памятник Нефтяникам, Парк Сайма, Парк Кедровый Лог)

        Конкурс «Герб и флаг» Команды отвечают на вопросы и раскрашивают герб и флаг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (по одному на команду).

        Вопросы для команд: Что такое герб? Что такое щит? Что изображено на гербе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры? Что изображено на флаге? В какие цвета раскрашен флаг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?

        Ведущий: Наш край – Ханты Мансийский автономный округ - Югра является Родиной для нас, частичкой нашей огромной и великой страны, которая зовется Россия.

        Команды выкладывают из полученных букв слово «Россия»        

Уважаемые родители! Вспомните вместе с ребенком путешествие по родному городу, краю. Запишите рассказы детей. Вместе с детьми проиллюстрируйте их. Если у вас есть возможность подготовьте фотографии, видеоматериалы, видеофильм о вашем путешествие, привлекая детей к их показу.

        Этот эмоционально пережитый ребенком опыт общения с родным городом, краем, и с Вами очень полезен для развития ребенка – его речи (диалогической и монологической), логического мышления, для развития его ориентировке в пространстве и времени, для развития детского творчества.

        Принесите работы с детский сад, и Ваш ребенок познакомит с ними своих сверстников.

        4. Рефлексия «Крыша хорошего настроения»

        Присутствующим выдаются конвертики с кружочками, на которых изображены разные выражения эмоции (смайлы).

        Ведущий (выставляя плакат «Россия наш общий дом»):          Прислушайтесь к себе, своему внутреннему голосу. Каким было ваше эмоциональное состояние во время игры, было интересно, хотелось творить, познавать, быть добрыми, дружными, задания викторины заставляли вас думать - выберите свой смайлик, соответствующий вашему внутреннему состоянию, и приклейте его на крышу.

        Присутствующие приклеивают свои эмоции на крышу общего дома.

        Ведущий: Получилась крыша хорошего настроения. Помните:

        Югра частица России,

        Россия общий наш дом,

        Пусть будет уютно каждому в нем.

        

Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках викторины «По тропинкам родного края»

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Интерактивные формы взаимодействия с родителями направлены на реализацию принципа партнерства, диалога.        

        Использование нетрадиционной формы взаимодействия позволило не только объединить родителей и детей, но и создать атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях между педагогом и родителями.        На мероприятии дети были окружены вниманием, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, они чувствовали себя комфортно. Благоприятная обстановка создавала атмосферу для плодотворной работы и сохранению психического здоровья.

Посредством реализации данного мероприятия были выполнены задачи - заложен фундамент взаимопонимания между участниками образовательных отношений, установлены доверительные отношения к детскому саду со стороны родителей. Совместный творческий процесс всегда сближает людей и наше мероприятие не исключение.

Заинтересованность, активность как со стороны родителей так и со стороны детей, позволила  успешно выполнить намеченные цели. Проведенная рефлексия «Крыша хорошего настроения» показала: удовлетворенность родителей проведенным мероприятием составила 100%.

Открытое и естественное общение с детьми для меня всегда большая радость. А когда видишь горящие глаза детей, улыбку на их лице, то понимаешь, насколько важны и нужны совместные мероприятия с родителями.

Список нормативных документов

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

Список используемой литературы

                

        Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6.

        Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №9.

        Доронова Т.Н. Взаимодействие ДОУ с родителями. Пособие для работников ДОУ. - М.: Сфера, 2002. 

        Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005.

        Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»  М., Просвещение, 1986 г.

        Майер А.А., Давыдова О.И.,  Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада ». – М.: Творческий Центр. 2011 г.

        Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. Пособие для воспитателей ДОУ/Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.

        Микляева Н.В. « Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия ».- М.: Творческий Центр. 2010 г.

        От рождения до школы Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

        Чиркова С. В. Родителькие собрания в детском саду: Средняя группа/Авт-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009.

Я гарантирую, что использованная информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа : «По тропинкам родного края» (для детей 3-5 лет).

Программа «По тропинкам родного края» рассчитана на 2 года обучения. Цель программы – сформировать представление у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе ...

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Тропинками родного края"

Новизна данной программы заключается в том ,что она захватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простей...

Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уве...

Методическое пособие «По тропинкам родного края».

Лэпбук по экологии «По тропинками родного края» предназначен для педагогов дошкольного учреждения в работе с детьми. Направлен на формирование нравственно – патриотических чувств, ра...

Проект "Тропами родного края"

Цель: Узнать больше о природных памятниках на реке Исеть и проложить  маршруты к ним.Задачи:1.Составить план действий.2.Расспросить  взрослых о туризме в нашем городе.3.Рассмотреть разн...

Беседа "Тропинками родного края".

Цель: развивать интерес у детей к своему родному краю;систематизировать сведения о живой и неживой природе Республики Мордовия; формировать у учащихся общечеловеческие ценности мира природы, обще...

"Тропинками родного края"

Квест- игра по краеведению для подготовительной группы....