"По тропинкам родного села"
проект (подготовительная группа) по теме
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм, просмотру мультфильмов, мало знают о родном селе, стране, особенностях народных промыслов, традиций, фольклору, часто равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, не знают свою родословную, редко сострадают чужому горю, равнодушны к природе, проблемам экологии. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации
«Региональный социопсихологический центр»
Итоговая работа
по программе курсов повышения квалификации
«Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГТ»
по теме «Нравсвеннон-потреотическое воспитание дошкольников»
Проект выполнил(а):
Лордугина Елена Николаевна
воспитатель
ГБОУ СОШ с. Алексеевки
СП- детский сад «Солнышко»
м. р. Алексеевский
Работу проверила:
Сечкина Ольга Константиновна,
начальник отдела психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса в ДОУ,
доцент кафедры социально-гуманитарных наук, к. псх. н.
Самара
2013
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
- Актуальность темы:
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм, просмотру мультфильмов, мало знают о родном селе, стране, особенностях народных промыслов, традиций, фольклору, часто равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, не знают свою родословную, редко сострадают чужому горю, равнодушны к природе, проблемам экологии. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории возникновения родного села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил их край, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
- Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к малой Родине, родному краю, людям живущим на родной земле; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям, развивает творчество и музыкальные и физические способности.
- Задачи проекта:
-Дать знания детям о родном селе: история, символика, достопримечательности, социальные культурные объекты, природа родного края, экологическая ситуация в крае.
- Познакомить с основателями Родного села.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Алексеевского края.
- Воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с культурой, традициями, ремёслами Алексеевского края.
- Познакомить с национальностями людей живущих в Алексеевке.
- Воспитывать уважение к ветеранам войны и труженикам села
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Познакомить с интересными людьми нашего края.
- Направления проектной деятельности:
-Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
-Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
-Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
- Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, ветераны войны, работники музея и библиотеке.
- Сроки реализации: апрель, май 2013 года.
- Методы проекта:
Наблюдение,
совместные игры,
анкетирование,
познавательные игровые, занятия,
беседы, изготовление макетов, книжек самоделок, рисунков поделок из природного и бросового материала, экскурсий, слушание музыки, песен и стихов, подвижных игр, посещение музеев и выставок.
- Ожидаемые результат:
*дети расширили и закрепили знания об истории возникновения своего села.
*знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
* герб, флаг Алексеевского района.
*проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
*имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде своих родителей и т.д.;
*имеют представление о творчестве местных поэтов и художников.
*имеют элементарные представления об охране природы, о заповедниках местах своего края.
*понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
-Основной раздел программы: познавательно - исследовательское развитие.
- Разделы программы, содержание которых включено в проект:
развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром, физическая культура.
- Обеспечение проектной деятельности:
-Методическое:
Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Материалы Интернет.
- Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор литературы
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка разного вида бросового и природного материала
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
дидактические игры,
- выставки книг , рисунков, поделок, макетов,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
- музыкальный центр, ноутбук, проектор.
- Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический.
-Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Алексеевка – село родное», «Край в котором мы живем»
- Беседы:
«Я и моя семья»
«Наш детский сад»
«История возникновения нашего села»
«Река Съезжая»
«Животные нашего края»
«Растения»
«Жители нашего села»
«Наши защитники»
«Возникновение названий улиц»
«Кто хлеб растит»
«Чем богат наш край»
- Оформление альбомов:
«Улицы нашего села»,
«Люди прославившие родной край»,
«Парк «Победы»»,
«Флора и фауна нашего края»,
«Национальности людей живущих в нашем селе»,
«Достопримечательности нашего края»,
«Умельцы»
-Словотворчество с родителями:
Сочинение рассказов,
стихов о родном крае,
об интересных людях нашего села.
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?»,
«Собери картинку»,
«Бабушкин сундучок»,
«Мой край родной»,
«Я - фотограф»,
«Вот моя улица, вот мой дом родной».
-Оформление стенгазеты:
«О героях былых времён»
«Мая семья»
-Выставка книг самоделок:
«Я и моя Алексеевка»,
«Времена Года»,
«Степные просторы»,
«О героях земляках».
- Выставка творческих работ:
Рисование «Мой дом »,
«Наш детский сад»,
«Праздник Победы»,
«Природа родного края».
Лепка «Животные и птицы нашего края»,
Пластилинаграфия «То берёзка, то рябина», «Кони в степи»
Аппликация коллективная работа «Улицы нашего села»
Конструирование из бросового материал «Здания нашего села»
- Посещение фотовыставки С.Н.Рязанцева.
-Встреча с ветеранами войны.
-Экскурсии:
Музей краеведения,
библиотека, парк «Победы»,
центральная улица и площадь с памятником Ленину,
доска почёта труженикам села,
церковь Казанской Божьей матери,
мост через реку Съезжая,
стелы Льву Толстову, Титову, Чапаеву,
административные здания.
- Чтение стихов Ф.Вострикова, Р. Хижняк о родном крае,
- Разучивание стихов Ф. Вострикова,
- Слушание степных напевов, звуки степи,
- Изготовление макета села Алексеевки.
- Викторина «Люби и знай свой край»
III. Презентационно - завершающий
- Открытое занятие «Люблю тебя моя Алексеевка»
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
- Необходимые условия реализации проекта:
интерес детей и родителей;
методические разработки,
интеграция со специалистами детского сада, музея, библиотеки.
Выводы: Проведя, работу с детьми и их родителями мы выяснили, что они стали больше проявлять интереса к своей малой родине, внимательнее относится друг к другу и окружающим их людям. Интересуются экологической обстановкой в крае,приняли участие в высадке деревьев на участке детского сада, и парке «Победы».Охотно совместно с детьми посещают музей краеведения, выставки, праздники.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к электронному дидактическому пособию «Люблю тебя моя Алексеевка»
Электронное дидактическое пособие предназначено для формирования патриотического воспитания, чувства любви к родному краю, гордости и уважения к его жителей.
Презентация ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.
Цель электронного дидактического пособия:
Обобщить и систематизировать знания детей об и истории возникновения родного села, достопримечательностях, и людях прославивших родное село.
формировать связную речь детей дошкольного возраста.
Практическое применение презентации «Люблю тебя моя Алексеевка» позволяет решить следующие задачи:
- выразительно, с естественными интонациями читать стихи;
- развивать интерес к поэзии;
-развивать мыслительную активность, умение согласовывать речь с движением тела, память;
- Создавать условия для расширения представлений детей о малой родине;
- Расширить и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о своём селе;
- Активизировать употребление в речи детей название села его улиц, реки, административных зданий;
- Развивать умения поддерживать беседу;
- совершенствовать диалогическую речь;
- закреплять умение слушать и понимать вопрос и давать на него чёткий и полный ответ;
- развивать умения связно и логически последовательно делиться впечатлениями и знаниями не перебивая друг друга, выслушивая своих товарищей;
- Воспитывать любовь к малой родине, уважение к его жителям;
Предварительная работа
Беседы:
-об истории возникновения села
-улицы нашего села
-животный и растительный мир
-достопримечательности нашего села
-о создатели музея краеведения
-об известных людях нашего села
-о транспорте
-о полезных ископаемых
Рассматривание альбомов
- «Наша Алексеевка»
-«Люблю тебя мой край родной»
-«Алексеевскому району 70 лет»
-«Как люди хлеб растят»
Экскурсии
-в «Парк Победы»
-музей
-библиотеку
-к церкви
-к памятнику Ленина ,и зданию администрации
-административным зданиям
Выставки рисунков и поделок
-«Мая Алексеевка»
-«Люблю тебя мой край родной»
-«У родного дома»
-«День Победы в нашем селе»
Чтение
стихи Ф. Вострикова
Народные подвижные игры
- «коршун и наседка»
-«ручеёк»
При разработки электронного дидактического пособия использовала свой фото архив ,фотографии Сергея Ивановича Рязанцева, фотоматериалы музея краеведения села Алексеевка.
№ слай-да | Содержание работы со слайдом | Примечания |
1 | Титульный лист | |
2-10 | Послушайте стихотворение С. Дрожнин. «Привет тебе, мой край родной». О чём говориться в этом стихотворении. Дети говорят о содержании стихотворения, делятся своими впечатлениями. Высказывают свою точку зрения. |
|
11-18 | Педагог организовывает беседу об истории возникновения родного края, о его прошлом и настоящим, задаёт вопросы. Ребята охотно вступают в диалог, отвечая на вопрос педагога. | .Как называется наше село? Почему его так называют? Как наше село называлось раньше? Почему? Как назывались улицы нашего села в далёком прошлом? Как называется самая новая улица нашего села? На какой улице находится старая школа? В честь кого названа одна из старейших улиц нашего села? Как называются улицы где живёте вы? Как называется наша река? Почему? |
18-31 | Воспитатель предлагает физминутку в которой рассказывается о центральной части села. Дети проговаривают слова одновременно выполняя движения. | Любим мы по Алексеевке гулять (ходьба на месте) Любим всё видеть, замечать (повороты в разные стороны) Мы по Ленинской пойдём (обычная ходьба) И на мост большой свернём (поворот налево) Мимо площади центральной (обычная ходьба) В парк «Победы» попадём К обелиску подойдём (ходьба с продвижением вперёд) Имена солдат прочтём (повороты головой влево, и вправо) Мимо церкви с куполами (смыкание рук над головой) На Советскую пройдём (обычная ходьба) В детский сад свой попадём. Много здесь у нас друзей (дети берутся за руки в стают в круг) Сними интересней, веселей. |
32-48 | Педагог рассказывает о людях оставивших свой след в истории села, родного края, ребята дополняют рассказ воспитателя | Афанасьев И. П. создатель музея о нашем крае, родном селе. Востриков Ф.В. поэт прославивший свой край и его жителей. Литвинов В. Я. Заслуженный художник СССР написал много пейзажей о красоте родного края. Ивченко В. И первый лесничий нашего района ,он создал лесничество и под его руководством были посажены лесопосадки озеленившие наш степной край. Л. Н. Толстой известный писатель посещал наш край, его именем названа улица в нашем селе. Несколько лет подряд проводились скачки на кубок «Л. Н. Толстого» в них принимали участие наездники из многих районов и города Самары, на которых присутствовали его потомки. |
49-64 | Дети и воспитатель рассматривают слайды с достопримечательностями, зданиями села. Закрепляют их название ,для чего они предназначены, закрепляют название профессий, учатся обобщать, делать выводы. | |
65 | Подведение итогов, анализ, оценка деятельности, поощрение детей. Исполняется песня «Наша Родина». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/28/picture-21404.jpg)
Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"
Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....
Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по родному селу"
Эта игра очень понравилась детям моей группы. В ходе игры дети закрепили свои знания о родном селе....
Конспект занятия "Мое родное село"
Этот конспект разрабатывался мной для детей старшей разновозрастной группы. Дети знакомятся со своим родным селом....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-94230-1423298831.jpg)
КОНСПЕКТ НОД: «ЗНАКОМИМСЯ С РОДНЫМ СЕЛОМ»
Знакомимся с родным селом. Конспект занятия (старшая – подготовительная группа) Воспитатель: Большакова О. Н. октябрь 2010 год ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжать формировать понятие «Родина», ...
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста
Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....