Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа)
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребенок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной. Патриотическое воспитание проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа
краеведческого кружка
по направлению познавательное развитие
«По тропинкам родного края»
(приобщение к социокультурным ценностям)
на 2021-2022 учебный год
для старших групп дошкольного возраста.
Направление: познавательное развитие
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория: 5-6 лет.
Уровень освоения программы: базовый
Авторы программы: Хасанова Фатима Хазертальевна - воспитатель
г. Майкоп, 2021 г.
Содержание
Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||||
1. | Пояснительная записка. | стр.3 | ||
1.1. | Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) | стр.4 | ||
1.2. | Цель и задачи программыкраеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) | стр.5 | ||
1.3. | Принципы реализациикраеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) | стр.5 | ||
1.4. | Возрастные особенности обучающихся краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) | стр.6 | ||
1.5. | Предполагаемый результат освоения программыкраеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)детьми. | стр.6 | ||
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||||
2 | Перспективно-календарный план краеведческого кружка «По тропинкам родного края» | стр.8 | ||
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||||
3.1. | Расписание занятий кружка | стр.10 | ||
3.2. | Срок реализации и уровень освоения программы | стр.10 | ||
3.3. | Методы и приемы организации познавательной деятельности | стр.10 | ||
3.4. | Материально-техническое обеспечение | стр.10 | ||
3.5. | План работы с родителями | стр.11 | ||
Список литературы | стр.12 |
Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. Сухомлинский
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребенок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной. Патриотическое воспитание проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо- экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.
Программа разработана по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программакраеведческого кружкапо направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)
- Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Закон "Об образовании в Республике Адыгея" № 264 от 27.12.2013 г.
1.2. Цель и задачи программы краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)
Цель: воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей Родине, семье. Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села.
Задачи:
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и вырос, где он живет.
2. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Развивать интерес к культуре и традициям народов проживающих на территории республики Адыгея.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
7. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
1.3. Принципы реализации краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям)
В основу реализации Программы положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающегомира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие;
- принцип научной обоснованности и применимости, т.е. сообщение знаний должно сочетаться с формированием эмоциональной базы и практики поведения;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития детей;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;
- принцип интегративности, как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем и т. п.
1.4. Возрастные особенности детей краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) от 5 до 6 лет (старший возраст) – дети старшей группы.
Ребенок 5-6 лет крайне активен, импульсивен, энергичен. В этом возрасте возрастает познавательная активность - развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
В процессе организации различных видов детской деятельности дети получают информацию о климатических особенностях Республики Адыгея и северного Кавказа, об особенностях растительного и животного мира, знакомятся с традициями и обычаями народов, проживающих на данной территории, историей родного края
1.5. Предполагаемый результат освоения программы краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) детьми.
- Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к традициям народов проживающих на территории Республики Адыгея, к традициям своей семьи.
- Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
- Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков.
- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.
- Сформировано понимание чувство Родины;
- Дети проявляют ценностное отношение к родному городу, республике, имеют представление о дне Победы:
- Имеют представление о коллективе ДОУ, о семье, родственных отношениях, о профессиях родителей. Знают свой адрес, свою фамилию. Имя, отчество, фамилию родителей, имена братьев и сестер.
- Интересуется природой родного края.
- Интересуется животным миром родного края. Ориентируется в окружающем мире растений (деревья, кустарники, травы).
- Интересуется народным творчеством: загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, игры.
- Знают и называют столицу республики, народные праздники, национальные блюда, национальную одежду.
- Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
- Уметь рассказывать о назначении объектов и достопримечательностях Республики Адыгея.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Перспективно-календарный план кружка
«По тропинкам родного края»
Месяц | Темы | ||
Сентябрь |
| ||
Октябрь |
| ||
Ноябрь |
| ||
Декабрь |
| ||
Январь |
| ||
Февраль |
| ||
Март |
| ||
Апрель |
| ||
Май |
|
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Расписание занятий кружка
Вторник - 15.05-15.35
Четверг - 15.05-15.35
- Срок реализации и уровень освоения программы
Срок реализации программы - 1 год.
Количество часов в год –72 часа.
Режим проведения занятий: 2 занятия в неделю по 30 минут каждое.
Сроки реализации программы: с сентября по май.
- Методы и приемы организации познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения.
- Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику кружка: «По тропинкам родного края» необходимо использовать такие формы проведения организации познавательной деятельности как:
- экскурсии,
- занятия-встречи,
- рисования,
- аппликация,
- танцевальные композиции,
- дидактические, подвижные, обрядовые игры,
- праздники,
- развлечения.
Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм.
- Материально-техническое обеспечение
- аудио запись гимнов РФ и РА;
- символы РФ и РА;
- карта РА;
- куклы в национальных костюмах;
- иллюстрации и фотографии с достопримечательностями родного города, республики;
- Наборы демонстрационных материалов: «Мир в картинках» - М.:МозаикаСинтез, 2012:
- дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО (компьютер, проектор);
- методическая, краеведческая, художественная литература;
- репродукции и иллюстрации картин художников;
- художественная литература о родном крае, о ВОВ, о Родине;
- электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
- аудиозаписи;
- буклеты, наборы открыток достопримечательностей Республики Адыгея;
- мини – музей «Мы разные, но мы вместе!»
- План работы с родителями
месяц | Название мероприятий |
сентябрь | Анкетирование родителей «История родного края» |
октябрь | Выставка рисунков «Моя Адыгея» |
ноябрь | Беседа «Воспитание патриотизма через приобщение к адыгской народной культуре» |
декабрь | Консультация «Роль народно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей» |
январь | Участие родителей в организации мини-музея в группе |
февраль | Совместная организация экскурсии в Национальный музей РА |
март | Консультация «Что рассказал музей?» |
апрель | Мастер-класс «Украшение нарукавной подвески в технике «квилинг» |
май | Выставка творческих работ «Это все-моя Адыгея» |
Список литературы.
- Закон РФ «Об образовании»
- ФГОС дошкольного общего образования.
- Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Москва, 2003 г. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ. 2003 г.
- Н.С. Борисов.Методика историко-краеведческой работы в школе.М.:Просвещение. 1982 г.
- А.В. Даринский. Краеведение. М.: Просвещение. 1987 г.
- Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. М.: Просвещение. 1976 г.
- Э. М. Раковская. География: природы России. М.: Просвещение. 2002 г.
- В.В. Титов. Туристско-краеведческие кружки в школе.М.:Просвещение.1988г.
- А. Я. Юдовская и др. Новая история. М.: Просвещение. 2000 г.
- Анфимов Н. В., Джимов Б. М., Емтыль Р. Х. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX в.) — Майкоп, 1993.
- Аутлев М. Г. Адыги : Историко-этнографический очерк — Майкоп, 1957.
- Аутлев М. Г. Адыгея в хронике событий — Майкоп, 1990.
- Бгажноков Б. Х. Адыгский этикет — Нальчик: «Эльбрус», 1978.
- Бгажноков Б. Х. Черкесское игрище — Нальчик, 1991.
- Бгажноков Б. Х. Адыгская этика.
- Земля адыгов — Майкоп, 1996.
- КазиевШапи, Карпеев Игорь. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX в. — М.: Молодая гвардия, 2003.
- Марзей А. С. Черкесское наездничество — «ЗекІуэ» (из истории военного быта черкесов в XVIII — первой половины XIX века) — Нальчик, издание 1-е, 2000; издание 2-е, 2004. —Меретуков К. Х. Адыгский топонимический словарь — Майкоп, 1981.
- Тайсаев Д. М. Этногенез народов Кавказа. — Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых
- Шортанов А. Т. Адыгская мифология — Нальчик, 1982.
- Черкесы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография,
- Народы России: живописный альбом — СПб.: типография Товарищества «Общественная Польза», Адыгская (черкесская) энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект СИОС по познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям. В старшей группе.
Тема: Профессия-животновод. Трудовые династии.Цель: Формирование позитивного отношения к труду взрослых....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
Настоящая рабочая учебная программа составлена в соответствии с ФГОС ДО, п. 2.11.1 и направлена на обеспечение достижения воспитанниками результатов освоения основной образовательной программы, устано...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны».
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны»....
«Социокультурные ценности у детей младшего дошкольного возраста»
Социокультурное развитие - это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опы...
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Домашние птицы» и презентация для интерактивной доски выполненная в программе SMART notebook) для детей с нарушением зрительного восприятия старшей группы дошкольного возраста (5-6 лет)
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку к совместной деятельности по познавательному развитию «Домашние птицы» с использованием информационно-коммуникационной технологии (п...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказками).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТФормирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказк...
Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе на тему: « Мы разные, но мы - одна семья»
Цель: Развитие у детей интерес к родному краю, к людям разных национальностей, живущих в родном городе.Задачи: 1. Познакомить детей с народами города Феодосии.2. Развивать представления дете...