Здоровьесберегающие педагогические технологии
учебно-методический материал на тему
Основной задачей ДОУ - подготовить ребенка к школе, к дальнейшей самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый человек, бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников. Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами здоровьесберегающих педагогических и образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_pedagogicheskie_tekhnologii.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Основной задачей ДОУ - подготовить ребенка к школе, к дальнейшей самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый человек, бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников. Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами здоровьесберегающих педагогических и образовательных технологий.
1). Здоровьесберегающие технологии. Данное понятие остается дискуссионным, у разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н.К. Смирнов, который утверждает, что ЗОТ можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья. Под ЗТ будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающие важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.
Технологии ЗП рассматриваются как совокупность приемов методов организации воспитательнообразовательного процесса без ущерба для здоровья и детей и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с детьми, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников педагогического процесса. ЗТ - совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
- Здоровьесберегащие педагогические технологии (ЗПТ)
Цель педагогической технологии - достижение гарантированного заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. ЗПТ - можно рассматривать как:
-технологическую основу здоровьесберегающей педагогики (ЗП)- одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века;
-совокупность приемов, форм и методов образования, воспитания и развития дошкольников без ущерба для их здоровья;
Качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье детей и воспитателей.
- Технологическую основу ЗП составляют здоровьесберегательные образовательные технологии (ЗОТ).
ЗОТ - это совокупность многих из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приёмов методов работы, технологий, подходов к решению проблем здоровьесбережения плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Понятие «ЗОТ» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. По-разному понимают этот термин и педагоги образовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ – это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативной всем другим.
Нет какой-то одной единой уникальной образовательной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса.
Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ребёнок); физкультурно-оздоровительной (отдаётся приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической направленности (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Но только благодаря комплексному подходу к образованию дошкольников , на наш взгляд, могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья детей. ЗОТ можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать дошкольников, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Напомним, что задача ДОУ не «дотянуть» ребёнка до школы, а полноценно подготовить его к самостоятельной, в том числе школьной жизни.
Цель ЗОТ – обеспечить ребёнка и условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания и повседневной жизни.
Принципы ЗОТ:
1.Не навреди
2.Принцип сознательности и активности
3.Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.
4.Систематичности и последовательности
5.Принцип доступности и индивидуальности
6.Всестороннего и гармоничного развития личности.
7.Системного чередования нагрузок и отдыха.
8.Постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
9.Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса и др.
5. Средства ЗТ (здоровьесберегающих технологий).
Все основные средства в системе ЗТ можно разделить на 3 группы:
1.Средства двигательной направленности:
-элементы движения (ходьба, бег, прыжки , метание);
-физ. упражнения;
-физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.оздоровительные силы природы:
-солнечные и воздушные ванны;
-водные процедуры;
- фитотерапия;
-ингаляция и многое другое
3.Гигиенические факторы:
-выполнение санитарно-гигиенических требований;
-личная и общественная гигиена;
-проветривание и влажная уборка помещений;
-соблюдение режима дня и др.
6. Формы занятий в системе ЗТ.
Среди эффективных форм занятий в системе ЗТ можно выделить следующие:
-с использованием профилактических методик;
-с применением функциональной музыки;
-с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
-с проведением оздоровительных мероприятий;
-с использованием элементов здоровьесберегающей среды и др.
7. Методы и приёмы как компоненты ЗОТ
7.1 Методы ЗТ
-практический метод
-игровой метод
-соревновательный метод
-моделирующий метод и др.
7.2. Приёмы ЗТ
-защитно-профилактический (личная гигиена и гигиена обучения)
-компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж и др.)
-стимулирующие (приёмы закаливания, фитотерапии, психотерапии)
-информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам и др.).
Критерии оценки здоровья
1.Уровень работоспособности
2.Отсутствие вредных привычек
3.Наличие физ.дефектов
4.Оптимальный двигательный режим
5.Рациональное питание
6.Закаливание и личная гигиена
7.Положительные эмоции
8. Социальное благополучие
ЗТ в ДОУ – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, воспитателей, родителей.
Цель ЗТ в ДОУ применительно к ребёнку обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников. ЗТ применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Таким образом обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает педагогам отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий. Цели, средства педагогической диагностики и анализ результативности помогают оценить технологию со стороны её эффективности и целесообразности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровь...
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье предлагаются здоровьесберегающие технологии для применения их в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, указаны цели, времня проведения в режиме дня, особенности методики проведения, пр...
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их приминения в ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий...
Внедрение и рациональное использование здоровьесберегающих педагогических технологий в педагогическом процессе ДОУ
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий, классификация....