Парциальная авторская программа ДОУ "Безопасный маршрут"
методическая разработка по теме
Парциальная авторская программа ДОУ по формированию безопасного поведения детей на дорогах и улицах города регламентирует содержание образовательной деятельности с детьми по профилактике ПДД по всем возрастным группам. Вариант для сайта имеет разработку только для младшей группы. При появлении заинтересованности прошу написать мне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsilnaya_programma_bezopasnyy_marshrut_-1.doc | 892 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонек»
«Безопасный маршрут» - программа формирования безопасного поведения детей на дорогах и улицах города»
Содержание:
раздел | страница |
Объяснительная записка | 3 |
Основное содержание программы | 5 |
Структура, цели и задачи программы | 6 |
Организационно-методические рекомендации по реализации программы | 12 |
Принципы | 13 |
Рекомендации по работе с родителями | 14 |
Формы взаимодействия с родителями по знакомству детей с основами безопасного поведения на дорогах и улицах. | 14 |
Учебный план реализации программы | 15 |
Порядок введения дорожных знаков при обучении детей основам безопасного поведения на дорогах, улицах. | 16 |
Содержание работы с детьми второй младшей группы по знакомству с основами безопасности на дорогах, улицах. | 17 |
Содержание работы с детьми средней группы по знакомству с основами безопасного поведения на дорогах и улицах | 22 |
Содержание работы с детьми старшей группы по знакомству с основами безопасного поведения на дорогах, улицах | 33 |
Содержание работы с детьми подготовительной к школе группы по знакомству с основами безопасного поведения на дорогах и улицах | 45 |
Перспективный план деятельности МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №8 «Огонек» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на период 2009 – 2014г. | 54 |
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы | 60 |
Литература | 65 |
Безопасный маршрут» -
авторская программа педагогического коллектива муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонёк»
- Разработана и апробирована в 2007 году творческой группой в составе: Тришина С.В.- заведующая
Якушева Е.Н. – старший воспитатель
Белова Л.Е.– учитель-логопед,
Чижова Л.В. – воспитатель по познавательному развитию детей.
В 2012 годах программа скорректирована с учетом федеральных государственных требований в области дошкольного образования творческой группой в составе:
Тришина С. В. – заведующая ДОУ,
Фунтова А.Г. – старший воспитатель,
Щурова О. И. - воспитатель
- Программа создана для системного углубленного изучения основ безопасного поведения ребенка на дорогах и улицах города, в своем дворе.
Ее создание так же вызвано необходимостью научить детей провинциального города не теряться в условиях крупных мегаполисов, уметь ориентироваться на больших и малых улицах, вести разговор с посторонними людьми, принимать правильное решение в нестандартной ситуации.
- Безопасность ребенка, охрана его жизни и здоровья – основная идея программы, отражающая содержание федеральных государственных требований (образовательные области «Безопасность», «Здоровье») которые, в свою очередь, реализуются в интеграции с другими областями.
- Программа адресована работникам дошкольных образовательных учреждений для использования в работе с детьми, семьей, общественностью.
Объяснительная записка
Необходимость разработки программы по расширению представлений у детей о дорожном транспорте, возможных сложных для ребенка ситуациях на дороге и в транспорте назрела давно. Ситуация на дорогах города меняется: увеличился не только поток транспорта, но и возросло количество скоростных машин. Все это создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем несчастные случаи все чаще происходят на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
В «Правилах дорожного движения Российской Федерации» 1994 года есть определение того, кто является участником дорожного движения - это «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства». То есть, выйдя из дома, ребенок сразу становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасного движения становится важной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей.
Дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии определить расстояние до ближайшей машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути движущегося транспорта. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде и затеять здесь веселую игру.
Зачастую малыши живут далеко от детского сада, поликлиники, дедушки с бабушкой и им приходится пользоваться городским транспортом. В этих случаях ребенок выступает в роли пассажира и должен знать основные правила поведения в автобусе.
Таким образом, проблема «ребенок и автомобиль» или «ребенок на улице города» приобретает все большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения. Некоторые направления развития нашли свое отражение в отечественной литературе. Это Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения», И.Г. Миландин «Внимание – дети!»
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком. Поэтому воспитатель должен знакомить малыша не только с правилами дорожного движения, но и уделять внимание поведению ребенка во дворе дома, по дороге в детский сад, в городском транспорте, учитывая при этом индивидуальность каждого дошкольника, поддерживая его интересы, опираясь на его потребности, развивая его способности и заботясь о его психофизическом благополучии. Решать эту проблему надо совместно с родителями и службами, ответственными и заинтересованными в этой работе.
Последнее время этой проблемой занимались практические работники детских садов Москвы, Нижнего Новгорода: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Миханева - пособие «Безопасность на улицах и дорогах».
Накопленный в результате многолетней работы опыт детского сада №8 «Огонек» г. Вязники по знакомству детей с основами правил дорожного движения лег в основу данной программы.
Содержание этой программы поможет воспитателям научить детей дошкольного возраста правильно вести себя на улицах города провинциального и областного значения, во дворе и городском транспорте, привлечь к этой работе родителей (лиц их заменяющих).
Педагоги дошкольных образовательных учреждений найдут здесь практический материал по организации педагогической деятельности с детьми, изменению предметной развивающей среды групповых ячеек ДОУ, организационно – педагогической деятельности с родителями и социумом.
Содержание программы можно использовать в работе с детьми, не охваченными общественным дошкольным воспитанием.
Структура, цели и задачи программы
Настоящая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
- знакомство с улицей
- устройство проезжей части
- участники дорожного движения
- виды транспорта
- правила поведения .
В программе содержатся методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ и по работе с родителями.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: обеспечить развитие детей в области основ безопасной жизнедеятельности, безопасного поведения на дорогах, воспитать ответственность за свое поведение на улице, в транспорте, уважение к другим людям.
ЗАДАЧИ:
- Расширять представления детей об окружающей действительности: улице, на которой живешь, по которой приходится ходить; видах транспорта; профессиях, связанных с дорожным движением, дорожных знаках.
- Способствовать становлению причинно – следственных связей ситуаций возникающих на проезжей части, во дворе, на улицах.
- Обучать детей этически ценным формам и способам поведения в отношении с другими людьми. Научить осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей.
- Выработать единый подход у взрослых в воспитании грамотного и ответственного участника дорожного движения.
Основное содержание программы
Пока ребенок мал, взрослые не задумываются, о том что станет в его жизни главным, каково его поведение на улице и во дворе, вырастит ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям, будет ли он законопослушным гражданином своей страны, не потеряет ли свое здоровье от случайной ситуации, возникшей на проезжей части, тротуаре, во дворе, в городском транспорте.
РАЗДЕЛ I. ЗНАКОМСТВО С УЛИЦЕЙ.
Темы этого раздела предполагают расширение представлений у детей об окружающей действительности: об улицах, на которых живут, их составных частях. Малыши проходят длительный путь ориентировки в пространстве: то элементарных понятий «впереди», «сзади» - до умения описать свое местожительство или местонахождение. Ребенок постигает знания об общих и характерных чертах улиц, их назначении, разнообразии, неповторимости. Малыши постепенно открывают для себя, чем похож один город на другой и, в то же время, чем отличается. Содержание материала способствует формированию у детей гордости за свой город, свою страну.
Начать лучше с улицы, на которой живешь, а затем определить с каждым его предпочтение в выборе улицы, дома, города. Этому способствуют экскурсии, наблюдения, беседы, фантастические совместные рассказы, занятия по изобразительной деятельности и конструированию. Дети начинают понимать, что не только люди, но и улицы имеют название – это то же самое, что имя, которое может рассказать об истории этой улицы, ее расположении, ближайшем окружении, людях, живущих и работающих на ней. Организуя экспериментальную деятельность в центре песка, изготавливая макеты, педагоги создают условия для понимания детьми того, что улица хранит опасность, как для воспитателей, водителей, так и для пешеходов и пассажиров. Дети старшего возраста становятся творцами предупредительных знаков об опасных ситуациях, возникающих в действительности. Это способствует формированию у детей уверенности в себе, воспитывает заботливое отношение к другим людям.
РАЗДЕЛ II. УСТРОЙСТВО ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ.
Знания по устройству проезжей части наиболее важны при формировании грамотного и послушного пешехода и водителя. Дети осваивают разные понятия, в том числе и «проезжая часть», познают особенности строения дороги, виды и назначения дорожной разметки. Особое внимание уделяется знакомству дошкольников со строением светофора, его разнообразием. Учить детей понимать сигналы светофора – важнейшая задача взрослых. Этому будет способствовать не только разучивание стихов, но и создание проблемных ситуаций, проведение тренинговых упражнений. Проезжая часть – это большая книга, которая может оказать большую помощь и водителю и пешеходу. Умение читать дорожные знаки, знать их назначение – во многом определяет безопасное движение, как для себя, так и для других. Функции дорожных знаков разнообразны: они предупреждают о дорожной опасности, дают информацию о сервисных услугах. Детям старшего дошкольного возраста доступно содержание и запрещающих, и предписывающих знаков. Мы считаем, что общее количество дорожных знаков, доступных для детского восприятия колеблется от 20 до 25.
Дети не живут обособленной жизнью. Они вынуждены ежедневно передвигаться по разным улицам, а значит и разным дорогам. Это вызвано необходимостью общаться с друзьями, родственниками и т.п. Поэтому отдельно выделена тема по знакомству дошкольников с сельской дорогой, ее строением, особенностями поведения на ней. Для детей, живущих в нашем городе, метро не является привычным видом транспорта. Однако эта тема включена в содержание раздела, т.к. расширяет представление детей о видах транспорта. Ознакомление с метро предполагает использование наглядности (плакатов, репродукций, фотографий).
РАЗДЕЛ III. УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Участниками дорожного движения признано считать водителей, пешеходов, пассажиров. Формирование представлений у детей об участниках дорожного движения осуществляется постоянно с учетом возрастных особенностей детей. Постепенно дошкольники понимают о назначении пешеходов в дорожном движении, об ответственности за поведение на тротуаре, при пересечении дорог имеющих и не имеющих дорожных знаков.
Уточняются знания о профессии водителя. Дети знакомятся с профессиональной деятельностью водителей городского и грузового транспорта. Тематика занятий предусматривает знакомство детей с личностными качествами, необходимыми для работы водителя: внимательность, вежливость, общительность, аккуратность. При знакомстве малышей с участниками дорожного движения, необходимо формировать чувство эмпатии – умение встать на позицию одного из участников дорожного движения, понять его сложности и проблемы в работе. Ребенок может стать активным участником дорожного движения при катании на велосипеде, роликовых коньках, на самокате, скейте. Беседы с опорой на опыт детей, случаи из жизни помогут осознать опасные ситуации для пешеходов и для самих катающихся детей. Постепенно у детей формируется ответственность за свое поведение.
Особое внимание в программе уделяется знакомству с работниками ДПС. Игры – тренинги помогут дошкольникам осознать действия регулировщика, понять контролирующие и регулирующие функции автоинспекции, а встречи с работниками ДПС – убедят в необходимости быть выдержанными, справедливыми, вежливыми. С целью осуществления личностно – ориентированного подхода предлагается изготовление с детьми водительских прав, удостоверений.
РАЗДЕЛ IV. ВИДЫ ТРАНСПОРТА.
Тематика этого раздела наиболее доступна и интересна для детского восприятия, поскольку знакомство с машиной начинается с самого раннего возраста. Играя с машиной, ребенок знакомится с видами транспорта, их составными частями, отличительными особенностями, основными видами и характеристиками движения (скорость, направление и др.) Изучение составляющих элементов разных видов транспорта лучше осуществлять в игровой и конструктивной деятельности – именно эта деятельность по «сбору» и «разбору» машин удовлетворяет естественную детскую любознательность, помогает малышу осознать радость от созидания.
В разделе представлена система работы по ознакомлению дошкольников с разными видами транспорта: грузовым, легковым, пассажирским, гужевым, специализированным, наземным, подземным, водным, воздушным. Дети учатся выделять характерные особенности транспорта, движущегося по автодорогам и по рельсам, устанавливать зависимость средств передвижения от вида топлива.
Педагог помогает ребенку и в установлении зависимости выбора транспортного средства от условий проживания: где и почему местные жители выбирают в качестве средства передвижения оленей, ослов, верблюдов и т.п. Постепенно дети осознают, что какой бы вид транспорта не был, он служит на благо людей: помогает в передвижении, в благоустройстве, строительстве, в обеспечении продуктами питания и т.д. В беседе с детьми педагог должен употреблять общепринятые термины, а не житейские аналоги - "транспортные средства".
Дети старшего возраста проявляет особый интерес к разнообразию легковых автомашин. Современные изменения в мире техники, приток транспорта зарубежного производства значительно расширили детский словарь названиями иномарок, вместе с тем их надо знакомить и с названиями отечественного транспорта. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, вносят существенные изменения в понятие "личный транспорт". Это не только личные легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, но и пассажирские автобусы, такси, грузовые автомашины. Индивидуальные беседы, просмотр альбомов и журналов, занятия по изобразительной деятельности помогут педагогу выявить предпочтения каждого ребенка к определенному виду транспорта, его окраске и т.д.
Немаловажное значение отводится ознакомлению малышей с особенностями пассажирского транспорта, как наиболее доступного для использования при передвижении. Поэтапное знакомство с внутренним строением городского транспорта (салоном), правилами поведения пассажиров способствуют формированию у детей уверенности в себе, умению проявлять заботу об окружающих людях, помогает осознать важность правильного поведения пассажира. Одним из направлений этого раздела является ознакомление дошкольников с железнодорожным транспортом: видами, особенностями движения, строении железной дороги, регулировании, позволяющем обеспечить безопасное передвижение, как для пассажиров железнодорожного транспорта, так и для участников транспорта, движущегося по дороге.
РАЗДЕЛ V. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Социально-эмоциональное развитие детей является одним из магистральных направлений развития личности, помогающее овладеть общечеловеческими нормами поведения, в том числе, безопасного поведения на дорогах, во дворе, на улицах. Маленький человек отличается особой искренностью и непосредственностью. Педагогу важно специально знакомить ребенка со своеобразным эмоциональны букварем, т.к. передать наши чувства другим, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций. Учить понимать эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позе, жестам, соотносить все это с возникшей ситуацией - такова задача педагогов и родителей.
Раздел предполагает знакомство и обучение детей нормам и правилам этического и безопасного поведения на улице, в транспорте, на дорогах: кому уступать место, как вести себя в салоне и на автобусной остановке и т.п. Постепенно дети осознают необходимость соблюдения правил поведения, сигналов светофора, указаний дорожных знаков и, как следствие, ответственности за свою безопасность и безопасность других людей. Эта работа будет иметь успех, если к ней будут привлечены родители, которые своим личным примером окажут влияние на детей.
Особое внимание уделяется тому, как должен поступить ребенок, если он потерялся, к кому можно обратиться за помощью. Совместная деятельность педагогов и родителей должна быть направлена на то, чтобы дети поняли, кто для них является "своим", кто - "чужим", какие опасности подстерегают при контактах на улицах с незнакомыми взрослыми. Индивидуальные беседы с малышами дадут возможность узнать, разрешают ли детям родители одним гулять, ходить в магазин, ездить на транспорте, а если нет, нарушают ли они эти запреты. Доверительные беседы позволят малышам прийти к выводу о реальных опасностях, которые подстерегают их на улице, как можно выйти из сложной ситуации. А для этого ребенок должен запомнить и твердо знать свой адрес, или уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительство.
Организационно-методические рекомендации по реализации программы
Представленная на основе 5 разделов структура программы задает основу планирования педагогического процесса. Разделы тесно связаны между собой, их содержание постоянно перекликается. Поэтому воспитатель вправе варьировать программное содержание и его последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры.
Надо иметь в виду, что содержание разделов должно плавно перекликаться с комплексным тематическим планированием
Количество тем подобрано таким образом, чтобы к проблеме безопасного поведения на дорогах, улицах педагог возвращался еженедельно в процессе непосредственной организованной деятельности, в совместной деятельности педагога с ребенком, в самостоятельной деятельности детей, а так же во взаимодействии с родителями. Причем, необязательно этому вопросу посвящать целиком занятие, это может быть составная часть. Изучение и закрепление материала по предупреждению детского травматизма предусмотрено через совместную деятельность педагога с детьми: чтение книг, разучивание стихотворений, изготовление книжек - малышек и альбомов, рассматривание фотоматериала, иллюстраций. Особое внимание уделяется проведению игр-тренингов. Их основная цель: через практическую деятельность, специально созданную проблемную ситуацию, не только объяснить опасность этих ситуаций, но и научить детей предвидеть их появление и негативные последствия.
Содержание работы по обучению дошкольников основам безопасного поведения на улицах и дорогах невозможно без организации самостоятельной детской деятельности. Предложенная параллель между занятиями и обновлением предметной развивающей среды дает педагогу возможность максимально наполнить центры развития атрибутами игр и дидактическим материалом, позволяющим детям самостоятельно организовать игровую деятельность.
Принципы
СИСТЕМНОСТЬ: В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически. Педагоги могут гибко распределять ее содержание в течение дня. В этом случае целесообразна НОД в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной деятельности, других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Для целенаправленного обучения выбран определенный день недели - вторник.
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА: Содержание программы интегрировано с другими образовательными областями в соответствии с ФГТ.
Выбор наиболее подходящей модели зависит от педагога.
КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕДАГОГОВ. Этот принцип тесно связан с принципом, интеграции. Отработанная и скоординированная в ДОУ система планирования между воспитателями и воспитателями-специалистами позволяет четко распределить содержание материала таким образом, чтобы не допустить повторов и дублирования в изучении программного материала.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ С РЕБЕНКОМ В УСЛОВИЯХ ДОУ И В СЕМЬЕ. Единство требований к детям со стороны взрослых, четкое взаимодействие – наиболее важные требования в условиях усвоения детьми основ поведение на улице, дороге.
Рекомендации по работе с родителями
Преемственность в воспитании и обучении детей в ДОУ и в семье является непременным условием воспитания сознательного пешехода, пассажира. Основное внимание в программе уделяется воспитанию, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. По данной теме необходимо достичь общего понимания: нельзя требовать от детей выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Перед педагогом стоит особая задача: заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. В работе с детьми необходимо использовать дифференцированный подход, активно использовать аналитико-диагностическую деятельность.
Формы взаимодействия
педагогов детского сада №8 «Огонек» центр развития ребенка
с родителями по знакомству детей с основами безопасного поведения на дорогах и улицах.
- Родительские собрания.
- Встречи с интересными людьми.
- Индивидуальные беседы.
- Родительский всеобуч.
- Интервьюирование.
- Домашние задания.
- Анкетирование.
- Экспонирование фотоматериала, рисунков, поделок.
- Организация совместных выставок.
- Организация экскурсий, поездок за пределы ДОУ.
- Совместное проведение праздников, досугов.
- Совместная постановка спектаклей.
- Изготовление дидактических игр, книжек – малышек.
- Изготовление транспорта.
Учебный план реализации содержания программы
Группа | НОД | Организация совместной и самостоятельной деятельности. | Совместно с родителями | Всего в неделю | Всего в месяц | Всего в год |
гр. ран. возраста. | Не более 10 мин. 1в 2 недели | 1 раз в 2 недели
| 1 раз в 2 недели | 2 | 6 | 72 |
2 мл. | Не более15 мин. 1в неделю | 1 раз в неделю
| 1 раз в неделю | 3 | 12 | 144 |
Ср.гр. | Не более 20 мин. 1 раз в неделю
| 1раз в неделю
| 1раз в неделю | 3 | 12 | 144 |
Ст. гр | Не более 25 мин. | 1раз в неделю
| 1раз в неделю | 3 | 12 | 144 |
Подг. гр. | Не более 30 мин.
| 1раз в неделю
| 1раз в неделю | 3 | 12 | 144 |
Порядок введения дорожных знаков при обучении детей основам безопасного поведения на дорогах, улицах.
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа. | ||||||||||
Предупреждаю щие | пешеходный переход |
пересечение дорог | дети | ж/д переезд со шлагбаумом | ж/д переезд без шлагбаума | |||||||
Предписывающие | пешеходная дорожка | велосипедная дорожка | ||||||||||
Запрещающие | движение пешеходов запрещено | въезд запрещен | движение велосип. запрещено | обгон запрещен | ||||||||
Информационно- указательные | пешеходный переход | Подземный пешеходный переход | Начало населенного пункта | Пункт технического обслуживания | Автозаправочная станция | пост ДПС | больница | телефон | пункт скорой помощи | |||
место стоян. такси | гостиница | место остан. авт.тр. | ||||||||||
Детское творчество | сосулька открытый люк скользко улицы родн. города |
Содержание работы с детьми второй младшей группы по знакомству с основами безопасности на дорогах, улицах.
Раздел | Тема | Обр. область | Задачи | Доп.образов.. | Совместная деятельность. | Самостоят. деятельность. | Обновление ПРС | Работа с семьей | |||
1. Вид транспорта | «Эти разные машины». | Познание Безопасн. Социализ. Коммун. Физ.культ
| 1. Расширять представление детей о разнообразии грузовых машин, их назначении. | Экскурсия (наблюдение) за транспортом. | П/и «Кто быстрей приве-зет кирпич». Д/и «Дорожное лото». | Разные виды грузовых машин. | Рассказ о грузовой машине | ||||
«Для кого нужны машины». | Познание Здоровье Безопасн. Музыка Социализ. Коммун. Худ.тв. | 1. Упорядочить знания детей о видах городского транспорта (легковые, автобус, трамвай), их назначении. | Коллективная работа – «Машины на улицах города». | С/р игра «Водитель автобуса». | Сюж.игра «Шофер» | Альбом о тран-спорте. | Консультация о поведении в транспорте | ||||
«Поможем машине». | Познание Безопасн. Социализ. Коммун. Худ.тв. | 1. Упорядочить знания о составных частях автомашин (колеса, кабина, кузов, руль). 2. Вызвать желание помочь устр.неисправн.. | Аппликация машины. | Строительство машины из крупного напольного строителя | Д/и «Собери машину». | ТРИЗовский куб. Молоток, отвертка. | Конкурс книжки- малышки | ||||
«Где ночует машина». | Познание Безопасн. Социализ. Коммун. Худ.тв. | 1. Формировать представление о гараже. | Конструкция гаража. | Рассмотреть иллюстрации разных гаражей, экскурсия. | Д/и «Загони машину в гараж» (лабиринт). | Схема гаража. | Рисование «Моя машина». | ||||
2. Участ-ники дорожного движения. | «Чтобы не быть беде». | Познание Безопасн. Социализ. Коммун. Чтение х/лит | 1. Формировать представление об участниках дорожного движения – пешеходах, их роли в дорожном движении (ходят по тратуару, не нарушают правил). | Наблюдение из окна | С-ролевая игра «Автобус» | Д/и «Кто что возит». Д/и - ситуации с пешеходами, с/р игры. | Книги о транспорте, мини-светофор, зебра. | Буклет «Родители в ответе..» | |||
«Мой папа водитель». | Познание Безопасн. Социализ. Коммун. Худ.тв. | 1. Закрепить знания о назначении легковых машин, роли каждого, кто находится в машине | Беседа о поездках в машине | Рисование папиной машины | Д/и «Знак потерялся». | Разные виды грузовых машин | Д/з «Машина, которую я видел (рисунок). | ||||
«Пешеход и водитель». | Познание Безопасн. Социализ. Коммун. Физ.культ | 1. Учить детей выделять характерные (общие) обязанности пешехода и водителя. | Наблюдение на прогулке | П/и «Воробушки и автомобиль». | П/и «Воробушки и автомобиль». | Шапки, фуражки. | НОД для родителей | ||||
«Прокатим Кота». | Познание Здоровье Безопасн. Социализ. Коммун. Чтение х/лит Физ.культ | 1. Помочь понять причины возникновения страха у Кота, путешествующего в машине. | Заучивание стихотв. А.Барто «Прокачу кота в машине» | Инсценировка стихов про Кота (Барто). | Наблюдение из окна | Травмированный Кот. | |||||
3. Устрой-ство проезжей части. | «Какого цвета глаза у светофора». | Познание Безопасн. Социализ. Чтение х/лит Физ.культ Худ.тв. | 1. Знакомить детей с назначением светофора и его сигналами. | НОД «Худ.тв-во» | Чтение стихов. | П/и «Найди свой цвет». | Светофор, макет улицы (тротуар, дороги). | Прогулка с родителями на перекресток | |||
«У кого что под ногами». | Познание Здоровье Безопасн. Социализ. Коммун. Худ.тв. | 1. Закрепить понятия «тротуар» - «дорога». | Дид. Игра «Перекресток» | Наблюдение на прогулке за поведением людей | Д/и «Собери картинку». Д/и «Я шагаю в детский сад». | Игровое дорожное полотно | Изготовление игров.дор. полотна | ||||
«Оторвали Мишке лапу». | Познание Здоровье Безопасн. Труд Социализ. Коммун. Чтение х/лит Худ.тв. | 1. Формировать элементарные представления о необходимости соблюдение правил «Не играть на проезжей части» 2. Помочь понять причины возникновения аварийной ситуации, оказание первой помощи. | НОД «Худ.тв-во, Познание» Изготовление запрещающего знака. | Обыгрывать на прогулке. | с/ролевая игра «Поликлиника» | Подбор стих Барто. Знак на прогулку. | Разучивание стихов о транспорте | ||||
4. Знаком-ство с улицей | «Впереди -сзади». | Познание Безопасн. Музыка Социализ. Коммун. Физ.культ | 1. Расширять у детей ориентировку в пространстве (впереди - сзади) на примере транспорта . | НОД «Познание» | Д\и «Кто за мной» Разучивание песни «Мы едем..» | П/и «Чья машина быстрей» (закрутить на палку). |
Окно из машины. | ||||
«Какой мы видим улицу». | Познание Музыка Социализ. Коммун. Худ.тв. | 1. Расширять представления о составных частях улицы (дома, дорога, тротуар) их отношении друг к другу. | НОД. Коллективное худ.тв-во» «Улица». | Центр песка «Улица». | Пение песни «В машине..» Настольный театр «Мы едем, едем.» | Дид.полотно «Перекресток» | Совместное пение песни «Мы едем…» | ||||
«Ехали медведи на велосипеде». | Познание Безопасн. Социализ. Коммун. Худ.тв. | 1. Закреплять понятия «широкая», «узкая» улицы, какой вид транспорта соответствует каждой улице. |
НОД (РЭМП) | Строительство широких и узких дорог . | Д/и «Прокатись на машине». (широкая, узкая) | Игрушка «Светофор» | Беседа о правилах перехода улицы совместно с ребенком | ||||
5. Правила поведения. | «Ребята и зверята». | Познание Безопасн. Музыка Социализ. Коммун. Физ.культ Худ.тв. | 1. Формировать понятия о необходимости соблюдения правил поведения на улице (переходить улицу на зеленый свет). | Развлечение «По дороге в зоопарк». | Центр песка «Зоопарк». | С/ролевая игра «Поехали в лес» | Подвижная игра «Цветные рули» | ||||
«Волшебный светофор». | Познание Здоровье Безопасн. Социализ. Коммун. | 1. Формировать осознание отношения к выполнению указаний светофора. 2. Формировать уверенность в себе. | НОД «Светофор | Д/игра «Красный, желтый, зеленый». |
Целевая прогулка | Минисветофор. | Экскурсия с родителями к светофору | ||||
«Твоя любимая сказка». | Познание Здоровье Безопасн. Музыка Социализ. Коммун. Чтение х/лит Худ.тв. | 1. Помочь в безопасности движения 3 Медведям, использующим разный вид транспорта. | Развлечение «Ехали медведи»
| Д/и «3 Медве-дя». | Приглашение родителей к участию в развлечении | ||||||
«Как мы выражаем чувства». | Познание Здоровье Безопасн. Музыка Социализ. Коммун. Чт.е х/лит Физ.культ Худ.тв. | 1. Учить понимать эмоциональное состояние других по выражению лица, позе, жестам, соотносить все с возникшей ситуацией. | Колобок грустный, веселый. Картинки, книги с проблемными ситуациями. |
Перспективный план деятельности
МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №8 «Огонек»
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
на период 2009 – 2014г.
Содержание. | Сроки. | Ответственные. |
-Групповое родительское собрание по ПДДТТ . - Развлечение для детей «Уроки Светофорика». - Групповое родительское собрание «Школа безопасных наук». - Викторина «Этот знак ты должен знать» - Общее родительское собрание «Работаем по авторской программе «Безопасный маршрут». - Кукольный спектакль: «В стране Светофории» - Групповое родительское собрание «ОБЖ в жизни малыша». - Праздник «Игры и игрушки». - Групповое родительское собрание «Безопасность Вашего ребенка в Ваших руках» - Развлечение «Дядя Степа –постовой». - Групповое родительское собрание «Школа вежливости». - Спортивный праздник «Выше, быстрее».
- мониторинг достижения детьми итоговых результатов, - социальных навыков поведения, - планирование деятельности, использование а/п «Безопасный маршрут», - содержания центров по ПДДТТ, - содержания папки по ПДДТТ, - деятельности с родителями, - разнообразия мероприятий с детьми, - выполнение решений педсоветов.
3.3. Пополнение дидактического материала для совместной и самостоятельной деятельности детей по авторской программе.
- «Реализация авторской программы «Безопасный маршрут». - «Интерактивные формы взаимодействия с родителями по сохранению жизни и здоровья детей». 3.5. Консультации: - «Планирование деятельности с детьми по ПДДТТ»,
- «Использование содержания а/п «Безопасный маршрут», - «Обработка анкет родителей», - «Вариативность игрового материала по обучению детей основам безопасного поведения», - Содержание центров по ПДДТТ в свете ФГТ - «Самоанализ деятельности воспитателя по воспитанию дисциплинированного пешехода», - «Сменяемость информационного материала в родительских уголках», - «Требования к содержанию материала по родительскому всеобучу», - «Проведение педагогической диагностики детей по усвоению программного материала», - «Требования к проведению игр – тренингов с детьми». - «Информационно- коммуникационные технологии в работе с детьми.
- составление дидактической книжки из рисунков, сделанных воспитанниками ДОУ. - выставка детских рисунков по правилам дорожного движения, - выставка транспорта из бросового материала, - конкурс книжек – малышек по обучению детей основам безопасного поведения на улице, дороге, - конкурс рисунков на асфальте, - выставка наглядного материала, сделанного детьми совместно с родителями «Люди героических профессий», - смотр авторских игр по программе «Безопасный маршрут».
У. Связь с социумом
| ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно с 1.05 – 30.09 ежегодно с 1.10 – 1.11 2010 ежегодно 2012 2011 2011 2009 2012 2011 2012 2011 2012 2013 ежегодно ежегодно ежегодно
2012 ежегодно 2009 – 2014 (по плану работы ДОУ на год) ежегодно 2011 2012 2009-2010 2009 – 2010 2011 2014 2009 – 2014 2011 2012 2013 2013 2014 2012 2013 2011 2013 2013 2012 Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно 2012 Ежегодно 2012 2009-2014 2012-2013 2013-2014 2008 – 20014 ежегодно
| администрация воспитатели ст. воспитатель воспитатели ст. воспитатель воспитатели ст. воспитатель ст. воспитатель администрация педагоги администрация ДОУ администрация педагоги администрация воспитатели воспитатели специалисты воспитатели воспитатель администрация педагоги воспитатели специалисты воспитатели специалисты воспитатели специалисты воспитатели специалисты воспитатели специалисты воспитатели специалисты воспитатели специалисты воспитатели администрация воспитатели ст.воспитатель творческая группа администрация специалисты администрация воспитатели администрация воспитатели ст. воспитатель воспитатели твор. группа воспитатели ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель воспитатели ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель психолог ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель ст.воспитатель ст. воспитатель воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели ст.воспитатель воспитатели ст.воспитатель творческая группа
заведующая воспитатели |
Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения программы
Мониторинг детского развития проводится согласно ниже приведенного графика.
В проведении мониторинга участвуют воспитатели, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, инструктор физической культуры, старший воспитатель, педагог – психолог, учитель- логопед.
Цель мониторинга:
1.мониторинг уровня развития детей (достижений результатов освоения программы);
2.мониторинг качества образовательной деятельности( формирование интегративных качеств).
Все виды мониторинга способствуют получению комплексной картины реализации образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдения за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально- ориентированных методик нетестового типа, критериально- ориентированного тестирования и т.д.
Обязательным условием системы мониторинга является сочетание низко формализованных(наблюдение, беседа, экспертная оценка..) и высоко формализованных( тесты, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
Процедура и содержание диагностической работы осуществляются в рамках Договора с родителями на основе их согласия на изучение тех или иных сторон личности и результатов развития ребенка.
Выявленная информация является конфиденциальной (основание: Методическое письмо «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» МО РФ от 07.04.1999, № 70\23-16)
1.Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы
*- мониторинг отражающий результаты программы «Безопасный маршрут»
Интегративное качество | Содержание | Форма (метод/методика) | Периодичность | Сроки | Ответственный |
1.Здоровье | -антропометрические данные; -показатели заболеваемости; -другие индивидуальные особенности организма; -прививки | Плановая деятельность | В соответствии с графиком | В соответствии с графиком | Старшая мед.сестра |
2. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыкам *осознанное формирование потребности к здоровому образу жизни; | -Основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость) Соблюдение правил здорового образа жизни - | -Экспресс-анализ и оценка детской деятельности. (О.А.Сафонова -Общероссийский мониторинг физ. развития детей, -наблюдение
| 2 раза в год 2 раза в год 1 раз в год 3 раза в год | Сентябрь, май Октябрь, май Май Сентябрь, январь, май | Инструктор по ФИЗО, мед.сестра Инструктор по ФИЗО, Воспитатели Воспитатели ст. воспитатель Инструктор по ФИЗО, Воспитатели |
3.Любознательный, активный | -Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. -Принимает живое участие в образовательном процессе. -Способен самостоятельно действовать - | О.А.Сафонова «Экспресс- оценка детской деятельности»
| 2 раза в год
| Сентябрь, май Сентябрь, январь, май | Воспитатели Воспитатели |
4.Эмоционально отзывчивый | -Откликается на эмоциональные состояния людей и персонажей. -Эмоционально реагирует на изобр., муз. и художественные произведения | О.А.Сафонова «Экспресс- оценка детской деятельности»
|
3 раза в год
|
Сентябрь, январь, май
| муз.рук., воспитатели
|
5.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия *толерантно взаимодействует с детьми с ОВЗ | -Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью, конструктивными способами взаимодействия с окружающими. -адекватное отношение к детям с ОВЗ |
О.А.Сафонова «Экспресс- оценка детской деятельности» Наблюдения
|
2 раза в год 2 раза в год
|
Сентябрь, май Сентябрь, май
|
Воспитатели Воспитатели, психолог, ст. в
|
6.Способный управлять своим поведением | - Способен подчинять свое поведение требованиям взрослых и первичным ценностным представлениям - Способен планировать свои действия. Напр. на достижение конкретной цели. - | «Нормативная карта развития дошкольника» Н.А.Короткова П.Г.Нежнов
|
2 раза в год
|
Ноябрь, апрель
|
Воспитатели
|
7.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | -Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения задач и проблем. в зависимости от ситуации может преобразовывать способы их решения. -Способен предложить собственный замысел и воплотить его в сам.деятельности. - | М.А.Битянова «Изучение дошкольной зрелости» Н.Г.Гуткина «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
| 1 раз в год 1 раз в год
| Апрель Апрель
| психолог, ст. воспитатель Психолог
|
8.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе государстве, мире и природе | - Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. - | О.А.Сафонова «Экспресс- оценка детской деятельности»
| 2 раза в год
| Сентябрь, май
| Воспитатели
|
9. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | -Умение работать по правилу -Умение работать по образцу -Умение слушать взрослого -Умение выполнять инструкции взрослого - | О.А.Сафонова «Экспресс- оценка д. деятельности» М.А.Битянова «Изучение дошкольной зрелости» Н.Г.Гуткина «Психологическая гот. Дет. к шк. обучению методика | 2 раза в год 1 раз в год 1 раз в год 3 раза в год | Сентябрь, май Апрель Май Сентябрь, январь, май | Воспитатели Психолог,. Воспитатель Воспитатели
|
10. Овладевший необходимыми умениями и навыками | -сформированы умения и навыки необходимые для осуществления различных видов детской деятельности в образовательных областях:«Здоровье»,«Физическая культура», «Социализация»,«Труд», «Безопасность»,«Познание», Коммуникация». «Чтение худ. литературы», «Худ. творчество», «Музыка».
| Используется весь выше заявленный диагностический инструментарий в комплексе
| 2 -3 раза в год
| Сентябрь- май
| Воспитатели, психолог, специалисты ДОУ, мед. работник.
|
Литература.
- Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина, М. Маханева.
- Программа «От рождения до школы»» М.Веракса
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. Васильевой/,
- Программа «ОБЖ» Р.Стеркина
- . Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. В.Р. Клименко
- . Внимание - дети. И. Маландин
- Правила дорожного движения в Российской Федерации.
- ОБЖ (подготовительная группа, разработки занятий) М Фисенко
- ОБЖ (старшая группа, разработки занятий) М Фисенко
- ОБЖ (средняя группа, разработки занятий) М Фисенко
- Юный велосипедист (100 вопросов дорожной безопасности) ГИБДД УВД Владимирской области
- Пособие по организации обучения дошкольников ПДД
- Три сигнала светофора (дидактические игры) Т. Саулина
- Дошкольникам о правилах дорожного движения Э. Степаненкова
- ОБЖ (пособие для уч-ся 1 класса) Г. .Гринева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная авторская программа ДОУ "Моя земля - мой дом"
Программа "Моя земля - мой дом" позволяет реализовать региональный компанент в образовательной деятельности с детьми...
Парциальная авторская программа оздоровлени детей в МБДОУ "ЦРР- детский сад 8 "Огонек"
Программа "Крепыш" отражает основные пути оздоровления детей в ДОУ 8 "Огонек"...
Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Крымский калейдоскоп»
Программа «Крымский калейдоскоп» предназначена для организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУПрограмма разработана с учётом концептуальных положений...
Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Мой родной край - моя малая Родина»
Проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является наиболее актуальной. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это воспитание любви к родному дому, с...
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР III уровня РР, на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет по авторской программе "В мире эмоций".
Нами разработана коррекционно-развивающая программа "В мире эмоций", направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, на снижение уровня тревожности и развитие личностных качеств по...
Парциальная авторская программа МЭР – лаборатории модуль «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» для детей 3 – 5 лет
Цель программы: Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, и обеспечение возможно...
Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»
Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...