Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Мой родной край - моя малая Родина»
проект (старшая группа)
Проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является наиболее актуальной. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей. Немаловажным является и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Знакомство детей с родным краем даёт им представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях своего края. Формирует у них такие черты характера, которые помогут им в будущем стать патриотом и гражданином своей Родины.
Яркие впечатления о родной природе, об истории своего края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, взаимопомощь, дружбу, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Стоит отметить, что быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием толерантного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. И начинается оно с самого раннего возраста под влиянием среды и образа жизни; с воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_patriot._vospitaeiyu_.docx | 78.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Керчи Республики Крым
«Детский сад №40 «Колобок»
298300, Республика Крым, г. Керчь, ул. Мирошника, д.10 т. 8(36561) 5-72-05 |
Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента
«Мой родной край - моя малая Родина»
Составил: старший воспитатель
МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад №40 «Колобок»
Самарина Е.В.
Керчь 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел…………………………………………………………………..3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.2 Актуальность программы………………………………………………………4
1.3 Цели и задачи программы………………………………………………………5
1.4 Педагогические принципы реализации программы………………………….5
1.5 Структура и разделы программы………………………………………………6
1.6 Формы организации образовательного процесса…………………………….6
1.7. Методы и приемы………………………………………………………………6
1.8 Тематическое планирование по возрастам……………………………………7
1.9 Планируемые результаты освоения……………………………………………12
1.10Особенности организации взаимодействия ДОУ
с семьями воспитанников………………………………………………………….13
II. Содержательный раздел……………………………………………………….15
2.1 Раздел «Вместе дружная семья»………………………………………………..15
2.2 Раздел «Родная природа»……………………………………………………….16
2.3 Раздел «Город, в котором я живу»………………………………………………16
2.4 Раздел «Наша кладовая»…………………………………………………………16
III. Заключение…………………………………………………………………… 16
IV. Список литературы……………………………………………………………17
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь
к Родине, её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству»
Д.С. Лихачёв.
Проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является наиболее актуальной. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей. Немаловажным является и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Знакомство детей с родным краем даёт им представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях своего края. Формирует у них такие черты характера, которые помогут им в будущем стать патриотом и гражданином своей Родины.
Яркие впечатления о родной природе, об истории своего края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, взаимопомощь, дружбу, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Стоит отметить, что быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием толерантного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. И начинается оно с самого раннего возраста под влиянием среды и образа жизни; с воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
1.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом.
Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
1.3.Цели и задачи программы.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей
Задачи патриотического воспитания детей:
1.Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
2.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4.Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5.Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6.Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
7.Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
8.Воспитание чувств уважения к профессиям и труду взрослых.
1.4.Педагогические принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
- Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
- Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
- Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
- Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
1.5.Структура программы:
Программа составлена для детей 3-7, и определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Реализация Программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет - 15 минут, 4-5 лет - 20 минут, 5-7 лет - 25 - 30 минут. Количество детей в группе не более 10 человек.
1.6.Формы организации образовательного процесса.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Реализация программы должна осуществляться во всех образовательных областях развития ребенка: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно- эстетическом, физическом развитии. В основе программы лежит системно-деятельностный подход.
1.7.Методы и приемы:
- целевые прогулки и экскурсии;
- наблюдения;
- рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
- беседы с детьми;
- игры-головоломки;
- использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
- обучение игре на русских народных инструментах (ложках);
- проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому» и др.
- использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
- проекты;
- разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
- приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День города» и т.д.).
1.8.Тематическое планирование
2 МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года) | |||||||||||
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||||
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду( знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохранная акция «Сохраним цветок» | Сюжетно–ролевая игра «Семья» | |||||||
Октябрь | Рисование «Я люблю свою семью» | Беседа «Как я помогаю родителям» | Выставка семейных фотографий | Проект «Как животные Крыма к зиме готовятся» | |||||||
Ноябрь | Целевая прогулка «Дорога в детский сад» | Беседа «Где я живу. Мой адрес». | Просмотр слайдов «Мой город Керчь» | Игры со строительным материалом «Строим дом» | |||||||
Декабрь | Природохраняемая акция: «Покормите птиц зимой» | Рисование «Листопад в нашем городе» | Игровая ситуация «Кто в домике живет?» | Беседа «Дикие животные родного края» | |||||||
Январь | Проект «Мой родной город» | Проект «Времена года» | Беседа «Добрые дела» | Презентация «Природа родного края» | |||||||
Февраль | Заучивание потешки «Как у наших у ворот..» Познакомить детей с прикладным творчеством. | Развлечение «В гости к хозяюшке» | Русская народная игра «Карусель» | Рассматривание игрушек народно-прикладного искусства | |||||||
Март | Рисование «Нарядный сарафан» | Чтение сказки «Бычок – смоляной бочок» | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых | Игра–инсценировка «У матрешки новоселье» | |||||||
Апрель | Хороводная игра «Солнышко и дождик» | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный» | Презентация «Изучаем правила дорожного движения» | Беседа: «Дом, в котором мы живем» | |||||||
Май | Проект ( рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Совместная деятельность «Летящие голуби» | Чтение стихотворений В.Степанова «Наша природа» | Беседа: «Мой любимый город Керчь» | |||||||
Июнь | Природоохранная акция «Посади цветок» | Экскурсия на площадку в старшую группу | Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю» | |||||||
Июль | Беседа на тему «Труд работников в детском саду» | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух» | Знакомство с животными Крыма занесенные в «Красную книгу» | Презентация на тему: «Керчь- моя Родина» | |||||||
Август | НОД (лепка) «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите» | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья» | Рассматривание фотоальбом «Мой любимый город Керчь» | НОД ( развитие речи) «Мой любимый город «Керчь» | |||||||
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет) | |||||||||||
Сентябрь | «Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье). | Беседа «Мы помощники» (об обязанностях, которые дети выполняют дома) | НОД «Осень наступила в Крыму» | Беседа о младших членах семьи. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» | |||||||
Октябрь | Заучивание домашних адресов | Прохождение экологической тропы в детском саду | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Проект «Семейная фотография» | |||||||
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» | Беседа по произведению С.Черный «Когда никого нет дома»- | Создание с детьми фотоальбома «Мой родной город Керчь» | НОД по теме: «Достопримечательности родного города» | |||||||
Декабрь | Проект ( рисование) «Построим большой дом» | Беседа «Мое здоровье» | НОД по теме: «Зимующие птицы Крыма | Природоохранная акция «Помоги птицам» | |||||||
Январь | Природоохранная акция «Покорми птиц зимой» | Проект «Дружат дети на планете» | Рисование «Ветка рябины» | Просмотр видеофильма о природе Крыма. | |||||||
Февраль | Рассматривание изделий крымских мастеров. | Детская игра «Что матрешка расскажет о себе» | Рисование «Украшение платочка»(по мотивам дымковской росписи) | НОД по теме: «Защитники Отечества» | |||||||
Март | Наши праздники «Наши мамы лучше всех» | НОД по теме: «Люблю березку русскую»(Природа родного края) | Виртуальная экскурсия «Быт и традиции Крыма» | Проект «Формирование патриотических чувств через культуру и традиции Крыма» | |||||||
Апрель | НОД «Растим патриотов России» | Беседа «Путешествие по легендам Крыма | Акция «Сделай доброе дело» | НОД «Моя Родина-Россия» | |||||||
Май | Целевая экскурсия к памятнику павшим воинам в Великой Отечественной войне. | Проект «Вечный огонь». | НОД «День Победы» | СРИ «Защитники Отечества» | |||||||
Июнь | Акция «Озелени участок» | Проект (рисование) «Салют в честь праздника России» | Физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Беседа на тему «Лекарственные растения Крыма» | |||||||
Июль | НОД (Рисование ) «Мой детский сад» | Физкультурный досуг «Преодоление препятствий» | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Керчи» | День выходного дня в библиотеку им. В.Дубинина | |||||||
Август | Акция «Природа просит защиты» | Чтение рассказа В. Осеева «Кто хозяин» | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья» | Викторина на тему «Мой край задумчивый и нежный» | |||||||
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет) | |||||||||||
Сентябрь | НОД по теме: «Моя семья». | Чтение произведения Я. Акима «Моя родня». | Составление рассказа по теме «Много у бабушки с нами хлопот» | Беседа с детьми о летнем отдыхе(«Моя большая Родина» | |||||||
Октябрь | Разучивание стихотворения А. Плещеева «Мой садик» | Чтение произведения С. Михалкова «Кем быть?» | Разучивание стихотворения А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» | Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». | |||||||
Ноябрь | Знакомство с достопримечательностями родного края. «Чем славиться город Керчь) | Беседа на тему «Чтобы не заблудиться, надо хорошо знать свой район» | Неделя игры «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) | Проведение праздника «День мамы», выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю» | |||||||
Декабрь | Круглый стол: «Панорама добрых дел» | Проект «Земля — наш общий дом». | Беседа «Красная книга Крыма» | Природоохранная акция «Не рубите елочки» | |||||||
Январь | Создание группового альбома : «Все профессии важны, все профессии нужны» | Пересказ рассказа В.Осеева «Кто хозяин?» | Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща» | Изготовление с детьми герба г.Керчи | |||||||
Февраль | Чтение произведения Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (перевод с польского С. Михалкова). | Чтение былинного произведения «Никита Кожемяка» (русская сказка в пересказе К.Д. Ушинского). | К Дню защитника Отечества игры-эстафеты «Веселые соревнования» | Чтение произведения Я. Акима «Моя родня». | |||||||
Март | Праздник посвященный международному женскому дню 8 марта | Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» | Природоохранная акция «Берегите птиц» | Составление рассказа на основе опыта по теме «Много у бабушки с нами хлопот» | |||||||
Апрель | Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город» | Обобщение представлений о жанрах устного народного творчества | Изготовление фотоальбома «Достопримечательности города Керчи» | Экскурсия в библиотеку имени В.Дубинина «Встреча со знаменитыми людьми города Керчи» | |||||||
Май | Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» | Тема «Красота природы и родного края». | Беседа «Национальная одежда коренных народов» | Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | |||||||
Июнь | «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада) | Выставка рисунков «Дом в котором я живу» | Физкультурный досуг «Зарница» | Путешествие по экологической тропе «Лесные приключения» | |||||||
Июль | Беседа: «Рыбы наших водоемов» | Экскурсия по территории детского сада | Развлечение сказке» Приключения капельки» | НОД по теме: «Красная книга Крыма» | |||||||
Август | Игровая обучающая ситуация «По дороге в детский сад» | Составление описательных рассказов по «Красной книги» | НОД (аппликация) «Символика Крыма и Керчи» | Рассматривание иллюстраций по теме: «Наша дружная семья» (о коренных народах Крыма) | |||||||
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет) | |||||||||||
Сентябрь | Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию произведения. Чтение стихов о дружбе по выбору детей | Беседа на тему: «Родные просторы» (знакомство с местоположением г. Керчи на карте) | Беседа по теме «Права (право на игру, занятия, прогулку) и обязанности | Беседа о животных (приурочена к Всемирному дню животных ( | |||||||
Октябрь | «Дом, в котором ты живешь» — составление последовательного рассказа о своем доме. | Посещение библиотеки им. В.Дубинина «Как все начиналось?» | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города» | Подготовка театрального действия на тему «Легенды Крыма» | |||||||
Ноябрь | Обсуждение темы любви к родной стране, гордости за нее. Мое Отечество — Россия. Чтение стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная...» | «Родная земля — кормилица». Беседа по серии сюжетных картин по теме «Откуда хлеб пришел». Малые фольклорные формы. | Беседа «Лес- многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря | Проведение праздника «День мамы». Выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю» | |||||||
Декабрь | Беседа на тему: «Важные даты города Керчи» | Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья» | Изготовление плакатов на тему: «Сохраним красавицу ёлку» | Творческая гостиная для детей и родителей «Культура народов» | |||||||
Январь | Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте» | Знакомство с историей создания города Керчь. Рассматривание иллюстраций. | Знакомство с историей республики Крым, его достопримечательностями. | Сбор информации об участниках войны- жителей нашего города, встреча с советом ветеранов города. | |||||||
Февраль | Природоохранная акция «Помогите птицам зимой» | Народные праздники на Руси. «Масленица» | Защитники Отечества. Чтение стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» | Тематические занятия. История в событиях и лицах. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | |||||||
Март | Обучение составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама». | Беседы на тему» Все профессии нужны, все профессии важны» | Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый! (климатические особенности) | Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее. Формирование интереса к судьбам родственников, истории семьи | |||||||
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» ( к всероссийскому дню здоровья) | Экскурсия совместно с родителями в Керченский историко-археологический музей. | НОД (Рисование) на тему : «Язык орнаментов» | Беседа на тему: «Архитектура родного города». Акция «Спасти и сохранить» | |||||||
Май | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». Воспитание любви к природе родного края | Разучивание стихотворения М.Исаковского «Навек запомни» | Викторина «Конкурс знатоков родного города» | Развлечение на тему «Я и мой город» ( с использованием поэтических произведений искусств» | |||||||
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада) | Беседа на тему: «Красная книга Крыма» | СРИ «Путешествие по городу» | Игра-фестиваль «Загадки Лешего» | |||||||
Июль | Тренировочные упражнения «Учимся радоваться природе» | Физкультурный досуг «Зарница» | Беседа: «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих рассказов:«Мой город» | |||||||
Август | Беседа на тему: «Государственная символика. Символика города Керчь и Крыма» | Праздник : «Прекрасная Деметра» | Беседа о развитии мореходства и рыболовства Керчи. | Театрализованная постановка с использованием музыкальных фрагментов «Легенды Крыма» |
1.9. Планируемые результаты освоения.
Младшая группа: У детей появится чувство ответственности и гордости за свою Родину, за людей прославивших её, чувства сострадания, доброты к окружающим.
У детей сформируются:
- первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - чувство гражданственности; -патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достижения, - чувство понимания того, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим; - элементарные представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Средняя группа: У детей сформируются:
- чувства любви к родному краю, к Родине, уважение к защитникам отечества; - представления о самых красивых местах родного поселка, его достопримечательностях; - представления о культурных явлениях, их атрибутами связанными с ними профессиями, правилами поведения; - доступные представления о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);- представления о Российской армии.
Старшая группа: У детей сформируются:
-представления о малой Родине, любовь к Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край; -представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.); - представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна, Москва — главный город, столица нашей Родины; -представления о флаге и гербе России, мелодии гимна; -расширяться представления о Российской армии, уважение к защитникам отечества, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; - элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времён (одежда, утварь, традиции).
Подготовительная группа: У детей сформируются:
- представления о родном крае, о достопримечательностях региона, в котором живут дети; - патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, представления о Родине – России;- представления о событиях, происходящих в стране, чувство гордости за ее достижения; - знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы); - представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна; -расширятся знания о государственных праздниках; -углубляться знания о Российской армии»; -элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности;-что Земля- наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
1.10.Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивая нормы, правила и формы социального поведения
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Формы взаимодействия с семьями
- Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.
- Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Я живу в Керчи», «Как мы отдыхаем» и др.
- Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
- Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
- Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
- Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
- Открытые мероприятия с детьми для родителей.
- Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.
- Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
- Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
- Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
- Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
- Встречи с родителями в «Художественной гостиной».
- Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
- Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет.
- Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
План работы по взаимодействию с родителями
№ | Мероприятия | Сроки выполнения |
1.1. | Проведение родительского всеобуча | По план ДОУ |
2.2. | Выставка цветов и композиций посвященных Дню города Керчи | Сентябрь |
3.3. | Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» | Октябрь |
4.4. | Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех» | Ноябрь |
5.5. | Конкурс чтецов, посвященный «Дню матери» | Ноябрь |
6.6. | День открытых дверей «Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» | Декабрь |
7.7. | Оформление стенда «Древо моей семьи» | Январь |
8.8. | Конкурс лейбуков «Защитники Отечества» | Февраль |
9.9. | Проект: «Папа, мама, я – спортивная семья» | По плану ДОУ |
110. | Театрализованная деятельность для родителей : «Легенды Крыма» | Апрель |
111. | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада) | Июнь, июль, август |
II Содержательный раздел
Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей. Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.
Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей. В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина своей Родины. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам:
1 раздел «Вместе дружная семья»
2 раздел «Родная природа»
3 раздел «Город, в котором я живу»
4 раздел «Наша кладовая»
2.1 Раздел «Вместе дружная семья.»
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: воспитывать любовь и уважения к семье, родным и близким людям
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «семья»; учить называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью
- учить рассказывать о своих родственниках; формировать интерес к своей родословной
- формировать доброжелательное отношение к членам семьи;
- вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями;
- воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь
- познакомить детей с историей детского сада
2.2 Раздел «Родная природа.»
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
Цель: дать представление детям о родной природе.
Задачи:
- знакомить детей с растительным и животным миром края; исчезающими видами растений;
- учить видеть красоту природы;
- воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.
2.3 Раздел «Город, в котором я живу».
Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках.
Цель: воспитание бережного отношения к малой родине через ее познание.
Задачи: закрепить название родного города, домашний адрес;формировать у детей чувство любви к родному городу; познакомить с достопримечательностями родного города; формировать патриотические чувства.
2.4 Раздел «Наша кладовая»
Цель: Формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.
Задачи: формировать у детей представления о России как о родной стране; формировать интерес к жизни людей разных национальностях и коренных народов округа, их жизни, быта, культуре, языку, традициям; познакомить с государственным флагом, гербом и гимном; воспитывать чувство гордости за свою страну.
III .Заключение
Проблема воспитания патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания будущего гражданина, как часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Каждому дошкольнику необходимо знать родную природу, историю своей Родины и культуру народа, к которому он принадлежит, осознавать свое место в окружающем мире.
Патриотическое воспитание должно быть систематической и целенаправленной деятельностью органов государственной власти и общественных организаций по формированию у маленьких граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных и патриотических чувств дошкольников.
Список литературы:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2013 г.
- О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
- Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек»
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., 2013 г
- Дерягина Л.Б.. Моя Родина – Россия, «Литера», СПб.,2007 г.
- Комарова Т,, «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю, «Дошкольное воспитание», №2, 2006 г.. с. 3-8.
- Казакова Н.В., Большая река начинается с родничка. Любовь к Родине – с детского сада, « Воспитатель ДОУ», 2008, №12, с.31-36.
- Пряхина С.А.. Мне посчастливилось родиться на Руси, «Воспитатель ДОУ», №8, 2008 г., с.27-28.
- «Маленькие россияне» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Мозаика-Синтез Москва 2005г.
- С.М.Щербак «Боевая слава Керчи»
- Т.А.Шорыгина «Беседы о Великой Отечественной войне»
- Т.А. Шорыгина «О детях- героях великой Отечественной войны»
- Т.А.Шорыгина «Наша Родина Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная образовательная программа по патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя, мой Акбулак»
Парциальная образовательная программапо патриотическому воспитаниюи ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя, мой Акбулак»...
ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...
Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Крымский калейдоскоп»
Программа «Крымский калейдоскоп» предназначена для организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУПрограмма разработана с учётом концептуальных положений...
2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...
Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»...