Парциальная авторская программа ДОУ "Моя земля - мой дом"
методическая разработка по теме
Программа "Моя земля - мой дом" позволяет реализовать региональный компанент в образовательной деятельности с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_avtorskaya_programma_dou_moya_zemlya_-_moy_dom.doc | 721.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ -
ДЕТСКИЙ САД № 8 «ОГОНЕК»
г.Вязники 2010 год
Программа разработана творческой группой в составе:
Руководитель творческой группы А.Г.Фунтова
Члены творческой группы:
Щурова О.И.
Тришина С.В.
Рубе О.А.
При написании программы использовались материалы передового педагогического опыта педагогов ДОУ г. Ю-Польский
Введение
Благополучие и благосостояние любой страны зависит от того, насколько сильно у живущих в ней гражданах развито чувство патриотизма: любви к Родине, желания ее оберегать, защищать и улучшать.
«Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе взаимодействия объектов и субъектов воспитания» - гласит Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренная на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам … от 21.05.2003 года.
Являясь официально принятым государственным документом, Концепция «содержит совокупность взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания».
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России…»
Реализация такой системы невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края, познания своих корней связывающих ребенка с его родным домом, ближайшим окружением, семьей…
Воспитанию патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, К.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В.А.Сухомлинский отмечал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять желание с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости никогда не станет человеком и гражданином.
Чувство Родины…Его воспитание начинается с отношения к семье, самым близким людям, ко всему, что его окружает.
Оно связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления им еще глубоко не осознаны, но «пропущенные» через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности маленького патриота.
Обоснование
Временный стандарт дошкольного образования требует от педагогов глубокой работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в гражданско-патриотическом воспитании.
В обществе доминирует приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются более современными, западными образцами. Широкое распространение в общественном сознании получили равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Анализ контингента семей детей, посещающих детский сад, отмечает большой процент имеющих невысокий уровень личностной культуры, который обоснован низким социальным статусом, недостаточностью образованности и невостребованностью на рынке труда. Неустроенность родителей отражается на воспитании детей: содержание передаваемого ребенку родительского опыта ограничено, а зачастую, родители вообще не желают заниматься проблемами детей и их воспитанием.
Педагогический коллектив, осуществляющий целенаправленную профессиональную деятельность по привитию детям знаний по гражданско-патриотическому воспитанию, за последние годы сменился на 80 %. В коллективе появились молодые сотрудники; педагоги, приехавшие из других регионов нашей страны. Они не знают традиций детского сада, микрорайона, города.
Поэтому возникла необходимость в разработке системы работы по гражданско- патриотическому воспитанию (программа «Моя земля, мой дом»), которая объединит в себе уже имеющийся опыт детского сада по данному вопросу; поддержит имеющиеся традиции, внесет инновации и позволит реализовать все это на практике в новых социально-экономических условиях.
Необходимо отметить, что данная работа достаточно многогранна и включает в себя деятельность по формированию таких патриотических чувств как любовь к родным местам, гордость за семью и свой народ, ощущение неразрывности с миром, желание сохранять и преумножать богатство своей Родины.
Осуществление вышеназванной деятельности будет наиболее эффективным, если будет построено на том, что ребенку особенно близко (семья; малая Родина; микрорайон «Текмаш»; история, люди, традиции, культурное наследие, города).Это позволяет не только значительно расширить знания ребенка об окружающем, но и сформировать чувства глубокой привязанности к Вязниковскому краю.
Цель программы:
Формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству через изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Родины, Владимирского края, России.
Данная работа включает в себя комплекс задач:
- Воспитание у детей любви к Родине, родному краю, его истории; развитие умения видеть историю вокруг себя в домах, предметах быта, в названиях улиц, парков;
- Приобщение к культуре и традициям русского народа, жителям земли Вязниковской;
- Воспитание нравственных качеств, присущих русскому человеку: трудолюбие, милосердие, жизнерадостность, доброту, отвагу, сочувствие, взаимовыручку;
- Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, их речевой культуры;
- Культивирование эмоционального отношения к природе, свойственное нашим землякам.
Ожидаемые результаты:
- Использование детьми первичных знаний об истории, природе и культуре родного города, обычаев и традиций земляков в повседневной жизни;
- Повышение качества образовательных услуг;
- Превышение государственного стандарта образования по 3 направлениям: познавательное развитие, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание;
- Рост профессионального личностного и культурного уровня педагогов;
- Участие МДОУ в фестивалях, конкурсах регионального и районного масштабов;
- Повышение ответственности родителей за свои поступки, за воспитание своих детей.
Нормативно – правовые документы:
- Закон «Об образовании» от 10.07.1992 г.№ 3 3266-1
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
(одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2 (12) – П4 от 21 мая 2003 г.))
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2006 – 2010 годы»
- Федеральный закон « О днях воинской славы ( победных днях России).
- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Огонек»
от 05.11.2008 года
Основные принципы
- Дифференциация педагогического процесса, максимальный учет психофизических особенностей ребенка, его семьи и ближайшего окружения.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности при адекватном возрасту балансе интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
- Обеспечение деятельностного подхода всех участников педагогического процесса (родителей, педагогов, социума) к приобщению детей к истории, культуре, природе родного города.
- Постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
Методические указания по реализации программы
Организация работы с детьми в рамках данной программы начинается со второй младшей группы. Последовательность работы с детьми построена от простого к сложному, с учетом возраста ребенка и содержания образовательного стандарта.
Система и последовательность работы осуществляется в определенном алгоритме:
Схема деятельности | Содержание деятельности |
Я Семья Улица, район, детский сад Родной город Горожане | Знание своего имени, отчества, фамилии, своих прав и обязанностей по отношению к себе и другим людям. |
Знание членов своей семьи, их имени отчества, построение взаимоотношений в семье, гениологического прошлого | |
Знание улицы, дома, микрорайона, где проживает ребенок, названия близлежащих улиц, своего детского сада, основных административных зданий в микрорайоне. | |
Знание названия родного города, области, микрорайонов, символик и города, окружающей флоры и фауны, памятников истории и культуры. | |
Знания о людях проживающих в микрорайоне, городе их достижениях в различных сферах деятельности. | |
Для организации деятельности по данной программе необходимо обеспечить следующие условия: | |
4. повышение профессионального и личностного уровня педагогов, сотрудников ДОУ, их мотивации на выполнение программы. |
Содержание программы наиболее полно реализуется при комплексном подходе к осуществлению задач интеллектуального, нравственного, трудового, а так же художественно-эстетического воспитания.
Отбор материала и систематизация знаний, осуществляется с учетом уровня способностей детей, развития их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д.
Искусство – живоехудожественное слово, музыка, изобразительная деятельность помогают детям по-новому увидеть и воспринять окружающее.
Трудовая деятельность способствует развитию нравственности, гражданских чувств - ответственности, долга, осознанию личных прав и обязанностей; ормирует причастность к происходящим событиям, действиям.
Многолетний опыт работы МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонёк» выявил следующие направления, как наиболее эффективные и целесообразные:
Реализация задач программы «Моя земля – мой дом» через разделы воспитания и развития дошкольников
Интеграция содержания различных разделов воспитания является основой при реализации задач по гражданско-патриотическому воспитанию.
Основные формы
организации детской деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию
в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Огонек».
I. В специально организованной деятельности:
- тематические занятия;
-экскурсии;
- беседы;
- праздники и развлечения;
- проведение акций;
- установление традиций;
- организация спектаклей;
- выездные занятия с сотрудниками музея, библиотеки;
- просмотр видеоматериалов;
- занятие с использованием фонда и возможностей музея, библиотеки.
II. В совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями:
- трудовые акции, десанты;
- походы, поездки за пределы территории;
- выставки-передвижки;
- выставки поделок из природного и дополнительно материала;
- экспонирование фотоматериала;
- коллекционирование;
- музейная деятельность;
- книгоиздательство;
- интервьюирование;
- диагностирование детей;
- анкетирование родителей;
- встречи с интересными людьми.
Распределение программного материала с учетом возраста детей.
II младшая группа | |||
Направление | Содержание, пути достижения | Формы закрепления | Результат |
Мир людей | Я и моя семья. Специально организованные занятия, беседы, игры, рассматривание семейных альбомов, спектакли, просмотры видеоматериалов. | Дидактические игры: «Я – человек», «Кто потерялся?»; беседы «Я и моя семья». | Знает и называет свое имя, знает имена всех членов семьи. Беседа о семье вызывает положительные эмоции. На фотографии узнает свое изображение и родственников. |
Гражданство | Знания о родном городе. Специально организованные занятия «Мой дом», «Моя улица», Детский сад. Экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями медицинская сестра, повар. | Строительные игры «Моя улица»; беседы о детском саде, о труде взрослых, о семье. | Называет название города, улицу, на которой живет, знает назначение детского сада, знает, как зовут взрослых, работающих на группе, знает расположение административных зданий в микрорайоне (школа, почта, детский сад). |
Знание о стране. Как часть занятия, вне занятия – рассказ о стране, городе, народе, просмотр видеоматериалов. | Рассматривание альбомов, беседы. | Читает стихи к праздникам, называет праздники «Папин день», «Мамин день», «Новый год». | |
Мир природы | Природа на участке детского сада. Занятия на прогулке, занятия в уголке природы, наблюдения за животными | Беседы, дидактические игры, ботаническое лото, зоологическое домино, пазлы, подбор иллюстраций. | Знает различие деревьев от растений, знает домашних животных –кошка, собака |
Культура | Фольклор. Народные сказки, потешки. Использование их в игровой деятельности. | Настольные театры, просмотр видеофильмов. | Знает 2 народные сказки, 2 потешки. |
История | Знакомство с предметами русского быта. Знакомство с предметом –люлька и его назначением. | Использование в игровой деятельности. | Знает название и назначение предмета, использует по назначению. |
Средняя группа | |||
Направление | Содержание, пути достижения | Формы закрепления | Результат |
Мир людей. | Я и моя семья, мой дом, адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду. Специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников, целевые прогулки в ближайшем окружении, книгоиздательство, экспонирование фотоматериалов, занятия. | Дидактические словесные игры: «Радио», «Расскажи мне о себе», «Кто потерялся?». Музыкальное познавательное развлечение «Поле чудес» (совместно с родителями). | Знает и называет свое имя, имена близких родственников, знает и называет адрес проживания, адрес детского сада, знает и называет сотрудников детского сада, чем они занимаются. |
Мир природы. | Природа на участке детского сада, в парке. Экскурсии в парк, наблюдения на прогулке, занятия в кабинете экологии, работа и наблюдения в уголке природы, чтение художественных произведений о природе Е.Чарушина, М.Пришвина, стихов, пословиц, загадок, трудовые акции, десанты, выставки, коллекционирование. | Отражение наблюдение в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа края. | Знает названия деревьев – вяз, тополь, береза. Знает 2-3 представителей местной флоры и фауны. |
Культура. | Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки, загадки. Использование их на занятиях (заучивание в совместной деятельности), в режимных моментах, драматизация сказок, кукольные, пальчиковый и настольный театр, спектакли, просмотр диафильмов, DVD. | Театрализованные игры по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой». Музыкальное развлечение «Бабушкины сказки» | Знает и рассказывает 2-3 народные пословицы, поговорки, потешки. Знает содержание пройденных сказок. |
Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, частушки, пляски в хороводе. Музыкальные занятия, дни народной музыки, прослушивание народных мелодий в грамзаписи в свободное время, музейная деятельность, экспонирование. | Музыкальные праздники и развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность детей. | Знает и исполняет 2-3 народных песенки. | |
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Владимирского края. Рассматривание вышивки на полотенцах, подушках, народных глиняных и декоративных игрушек, посуды, изделий народного ткачества, коллекционирование. | Отражение впечатлений в рисунках, играх. Сюжетно-ролевая дидактическая игра «Мы пришли в музей». | Знает дымковскую игрушку, изделия г. Гусь-Хрустальный, Владимирскую вышивку, Мстерскую роспись. | |
Знакомство с деятелями культуры – земляками (С.Байгулова, Р.Гаврилов, А.Фатьянов). Рассказ воспитателя о А.Фатьянове, его жизни, его улицы. Заучивание стихов А.Фатьянова, просмотр видеофильмов, встреча с интересными людьми. | Театрализованные и творческие игры по стихам С.Байгуловой, отражение впечатлений в рисунках. | Знает 2-3 стихотворения местных авторов. | |
История. | Знакомство с предметами русского народного быта, упоминаемыми в сказках. Рассматривание экспонатов музея народного быта (в группе на специально организованных занятиях), иллюстраций Ю.Васницова к русским народным сказкам, рассказ воспитателя, беседа с детьми, просмотр DVD, занятие с приглашением работников музея. | Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта в свободное время, сюжетно-ролевая дидактическая игра «Мы пришли в музей» (экскурсовод, кассир, смотритель зала) | Знает и называет 2-3 предмета народного быта и его предназначение. |
Знакомство с Владимирским народным костюмом (общий вид). Специально организованное занятие. | Отражение впечатлений в рисунках, играх. | Знает отличие народного костюма от современного | |
Гражданство. | Знания о родном городе. Специально организованные занятия «Мой дом», «Моя улица», Детский сад. Экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями швея, дворник. | Строительные игры «Моя улица»; беседы о детском саде, о труде взрослых, о семье. | Называет название города, улицу, на которой живет, знает назначение детского сада, знает, как зовут взрослых, работающих в детском саду (5), знает расположение административных зданий в микрорайоне (школа, почта, детский сад). |
Знание о стране. Как часть занятия, вне занятия – рассказ о стране, городе, народе, просмотр видеоматериалов. | Рассматривание альбомов, беседы. | Читает стихи к праздникам. |
Старшая группа | |||
Направление | Содержание, пути достижения | Формы закрепления | Результат |
Гражданство. | Вязники – его улицы, площади и памятные места. Наш район – Текмаш. Специально организованные занятия, экскурсии с родителями по городу, рассматривание фотографий с видами Вязников, нашего района. Целевые прогулки по улице Металлистов, выездные занятия со специалистами музея, занятия с использованием библиотеки. | Сюжетно-ролевые игры «Строим город», «Путешествуем по городу», развивающие игры «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты-схемы), «Разбитая картина» (сложи виды Вязников из мозаики). | Знает и называет свое имя, имена близких родственников, знает и называет адрес проживания, адрес детского сада, адрес бабушки. Знает и называет главные улицы микрорайона, города, его основные достопримечательности, музеи. |
Виды транспорта в городе: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Занятия, беседы с воспитателем, рассматривание карты города, экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, выставки, книгоиздательство, коллекционирование. | Сюжетно-ролевые игры «Путешествует по городу», «На чем приехали к нам в гости». Отражение впечатлений в рисунках, моделировании, конструировании, лепке. | Знает и называет основные виды транспорта в городе, знает правила поведения в транспорте. | |
Мир природы. | Леса, реки края. Элементарные географические сведения. Занятия в кабинете экологии; наблюдения, опыты; труд в природе и уголке природы. Рассматривание физической карты области, иллюстраций в книгах о природе Вязниковского рая. Чтение, заучивание стихов о природе. Трудовые акции, коллекционирование, книгоиздательство, выставки, музейная деятельность. | Творческие игры «На уроке географии», «Путешествуем по реке Дон», «Что увидели в лесу». | Знает название города, области, страны. На карте Владимирской области показывает расположение города. Знает 5-6 представителей местной флоры и фауны. Читает 2-3 стихотворения местных авторов о природе. |
История. | Краеведческие сведения о Вязниках. Рассказ воспитателя на занятии, посещение с родителями краеведческого музея, исторических мест г. Вязники. Сбор краеведческого и познавательного материала о городе и крае для своего музея. Рассматривание иллюстраций в исторических книгах о г.Вязники, музейная деятельность, занятия с работниками музея, занятия с использованием фонда библиотеки | Творческие игры «Мы пришли в музей», «Машина времени – путешествуем в прошлое города». Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка, ручной труд). Сюжетно0-ролевая игра «Мы археологи». | Знает легенду о возникновении и названии города. Знает расположение музеев в городе, содержание их экспозиций. |
Знакомство с историей России через народные былины, сказания, сказки. Чтение и рассказывание былин, сказок о русских богатырях, защитниках Отечества. Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». Беседы о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах русских богатырей. Отражение истории в названиях улиц города, просмотр DVD, спектаклей. | Театрализованные игры «Русские богатыри», «Мы русичи», игры по сказкам. Отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисунки, лепка, коллажи). Развлечение «Что за прелесть эти сказки!». | Знает об историческом прошлом России. | |
Культура. | Русское народное музыкальное творчество г. Вязники. Обучение детей пению народных песен, исполнению народных мелодий на металлофоне, ложках. Знакомство с народными инструментами (балалайка, рожок,бубен, дудка). Танцы, хороводы, частушки. Слушание народных музыкальных произведений в грамзаписи. Игра «Бояре, а мы к вам пришли…», просмотр DVD, устройство концертной деятельности. | Самостоятельное использование детьми песен, плясок, игра на музыкальных инструментах. Театрализованные игры «Артисты из Вязников», «Концерт». Спортивная русская народная игра «городки». | Знает 2-3 народные песни. Знает месторасположение Школы искусств, ГЦКиО «Спутник», «Дом искусств». |
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры и искусства наших земляков: А.Фатьянова и Б.Симонова. Рассказ воспитателя на занятии, чтение произведений, рассматривание портов, беседа о жизни и творчестве писателей, поэтов, их вкладе в культуру края, России. Заучивание детьми и родителями мест, связанных с именами поэтов. Рассказы детей об увиденном, занятия с сотрудниками «Музея песни 20 века». | Тематический вечер «Поэты-вязниковцы» (с участием родителей). Чтение детьми стихов поэтов, рассматривание иллюстраций к книгам. Занятия в Доме искусств XX в. | Знает выдающихся людей г. Вязники, микрорайона, их деятельности на благо страны. Знает творчество А.Фатьянова. | |
Мир людей. | Труд родителей, промышленность района, г.Вязники. Знания, беседы с воспитателем, родителями, посещение мест работы родителей, рассматривание альбома, просмотр фото-, видеоархивов, занятия с работниками музея, трудовые акции, музейная деятельность. | Творческая игра «Мы строители», строительные и конструктивные игры, сюжетно-ролевые игры «Торговый центр», «Салон красоты», «Медицинский центр», «Ателье». | Знает и называет профессии родителей, основные виды производств города. |
Отражение полученных знаний и впечатлений в изобразительной и трудовой деятельности. Занятия в кабинете ИЗО, в изостудии «Творчество». Работа с деревом, изготовление панно из соломки по мотивам сказок, аппликация из ткани совместно с воспитателем, занятия в кружке вышивания, лоскутной техники (с родителями), коллекционирование, экспонирование, занятия в музее, музейная деятельность, выставки-передвижки. | Самостоятельная художественная деятельность детей. Выставки работ по темам «На вязниковских просторах», «Любим город свой родной!» (город в разные времена года, в праздники и будни). Выставка творческих работ кружков вышивания и лоскутной техники. | Знает и использует в работе основные:
| |
Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей, бабушек, дедушек. | «Завалинка» - досуг, основанный на фольклоре. Семейные викторины «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город». Экологический турнир «Знаете ли вы природу родного края?». | Принимает участие в мероприятиях. Знает и рассказывает 2-3 стихотворения, песенки, потешки… |
Подготовительная к школе группа | |||
Направление | Содержание, пути достижения | Формы закрепления | Результат |
Гражданство. | Вязники – город трудовой славы. Беседа с детьми о предприятиях тяжелой и легкой промышленности, где работают их родители, рассматривание фотографий, продукции вязниковских предприятий, занятия с работниками музея, использование фондов библиотеки. | Посещение детьми и родителями краеведческого музея (экспозиция, посвященная современной промышленности города). Рассказы родителей, рисунки детей на тему «Кем я хочу быть, когда вырасту». | Знает и называет город, страну, область, основные предприятия города, микрорайона, продукты их производства. |
Комплексные занятия «почему так назвали улицу», «Прогулка по родному городу», «Что я покажу в городу друзьям из других стран». Творческие рассказы детей об улицах, скверах. Рассматривание слайдов, фотографий, чтение стихов о городе, пение песен, просмотр DVD, выездные экскурсии. | Создание альбома «Дети о своем родном городе» (фотографии, рисунки детей). Творческая игра «Машина времени» (путешествие в будущее). | Знает расположение улиц в микрорайоне, их название. | |
Мир людей. | Сельское хозяйство Вязниковского края, его значение для России. Рассказы воспитателя, беседы. Главные сельскохозяйственные культуры: пшеница, овощи; животноводство, просмотр DVD, экспонирование, встречи с интересными людьми. | Развлечение «Хлеб – всему голова» (пение песен, хороводы, стихи). | Знает содержание деятельности работников сельского хозяйства Вязниковского района. Знает 2-3 о сельскохозяйственном труде. |
Краткие сведения о космосе. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций «Первый русский космонавт». Рассказ детей о впечатлениях от посещения музея космонавтики, музейная деятельность. | Посещение детьми и родителями музея космонавтики. Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты», отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисунки, аппликации). | Знает и называет фамилию космонавта – вязниковца В.Кубасова. | |
Тематические праздники, вечера с привлечением родителей, бабушек, дедушек. | Фольклорный праздник «Играй, гармонь» (игра детей на музыкальных и шумовых инструментах), пение народных песен, исполнение танцев «Кадриль», «Прялица», хороводов, чай у самовара. Вечер русских народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки» (считалки, игры, состязания в ловкости). Обобщающая викторина «Что? Где? Когда?» (в команде – дети из разных подготовительных групп), «Колесо истории» - заключительный тематический костюмированный праздник с вручением призов, дипломов (с участием родителей). | Принимает участие в проведении мероприятий. | |
История. | Места боевой славы г.Вязники. Рассказ воспитателя на знания о мужественной борьбе русского народа в Великую Отечественную войну, о героях-вязниковцах, чьими именами названы улицы. Места боевой славы. Чтение стихов, рассматривание иллюстраций, встречи с интересными людьми, выездные экскурсии по городу, проведение акций. | Посещение музея. Творческая игра «Мы пришли в музей» (дети – экскурсоводы в своем музее). Пение детьми песен военных лет, рассматривание фотографий родных, которые были на войне. | Знает расположение мест прославляющих боевую славу вязниковцев. Знает имена героев вязниковцев (называет 2-3- имени). Знает о боевых и трудовых подвигах своих родственников. |
Мир природы. | Флора и фауна. Занятия в кабинете познавательного развития, музее, рассказ воспитателя о природоохранной деятельности вязниковцев; редкие реликтовые животные наших заповедников. Редкие дендрологические экземпляры растительного мира, музейная деятельность, коллекционирование, экспонирование, встречи с интересными людьми. | Тематическое развлечение «Край родной, навек любимый». Посещение музея леса. | Знает о представителях флоры и фауны Вязниковского района. Называет по 5-6 представителей, их польза и вред. Знает 2-3 представителя красной книги. |
Культура. | Вязники – культурный центр. Экскурсия в детскую библиотеку района. Знакомство с произведениями современных детских Вязниковских писателей. Рассказ воспитателя современных художников, композиторах, прославивших город. Рассказ библиотекаря о творчестве современных поэтов и писателей. Осмотр выставки книг. Чтение детьми стихов, книг о Вязниках. | Посещение вместе с родителями Музея Фатьянова, художественных выставок. Самостоятельное художественное творчество детей. Чтение произведений, встреча с поэтами. | Знает расположение и местонахождение учреждений культуры. С родителями посещаю мероприятия Учреждений культуры. |
Художественное творчество детей, посвященное родному краю. Конкурс работ на тему «В моей душе твой образ сохраню» в изостудии детского творчества. | Выставка творческих работ детей «Город мой, любимейший на свете!», «На просторах широки поля». | Отражает в работе отношение к городу. Использует народное творчество, образы любимых для ребят людей. |
Методика оценки уровня развития детей
по гражданско-патриотическому воспитанию.
(автор Малыгина С.С.)
Методика предполагает общую систему оценки детской деятельности по 4-бальной шкале.
- балла – деятельность соответствует уровню нормы;
- балла – незначительное отклонение от уровня нормы;
- балла – существенное отклонение от уровня нормы;
1 балл – практически не соответствует уровню нормы.
Если по совокупности выполненных заданий баллы, набранные ребенком, попадают в диапазон от 3,5 до 4 баллов, его деятельность находится на оптимальном уровне;
От 2,4 до 3,4 балла – деятельность высокого уровня;
От 1,3 до 2,3 балла – деятельность среднего уровня;
Ниже 1,2 балла – деятельность низкого уровня.
Результаты оценки детской деятельности заносятся в информационные карты. На основании данных, показанных каждым ребенком, выводится средний показатель. Для этого количество детей каждого уровня умножается на соответствующий числовой показатель, и полученная сумма делится на общее количество обследованных детей.
Анкеты для детей 2 младшей группы.
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу «Мир людей»
1,Как зовут маму? Папу?
2.Кто еще проживает с вами? Как их зовут?
3.Какие они?
4.Покажи на фотографии где мама, папа,…
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу «Гражданство»
1.Как называется наш город?
2.Как называется улица на которой ты живешь?
3.Что это за здание?(детский сад, школа, почта)
4.Для чего оно? Кто его посещает?
5.Кто здесь работает? Как их зовут?
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу «Мир природы»
1.Показывает иллюстрацию: Что это?(дерево, растение)
2.Показывает иллюстрацию: Кто это?(кошка, собака)
3.Какие животные живут у вас дома?
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу «Культура»
1.Какие народные сказки ты любишь? А какие знаешь? Расскажи…
2.Какие потешки ты знаешь? Расскажи…
Цель: выявление знаний детей по разделу «История»
1.Что это?(люлька)
2.Для чего она? Покажи..
Анкеты для детей старшей группы детского сада.
Цель : выявление уровня знаний детей по разделу « Гражданство»
1.Назови свое имя, имена твоих близких.
2.Назови адрес вашего проживания.
3.Ты знаешь, где проживает твоя бабушка?
4.Назови адрес детского сада, который ты посещаешь.
5.Какие еще улицы города тебе знакомы?
6.А микрорайоны?
7.Какие достопримечательности есть в вашем городе?
8.Какие виды транспорта перевозят пассажиров в нашем городе?
9.Какие виды транспорта могут использоваться детьми.
10.Назови самые главные правила поведения в общественном транспорте.
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу « Мир природы»
1.Назови страну, в которой живешь, город, область.
2.Покажи расположение города Вязники на карте Владимирской области.
3.Какие растения произрастают во Владимирской области?
4.Какие животные проживают в лесах Владимирской области?
5.Расскажи несколько стихотворений об этих животных.
6.Ты знаешь кто их написал?
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу « История»
1.Почему город получил название –ВЯЗНИКИ?
2.Какие учреждения сохраняют память о прошлом?
3.Где они находятся?
4.О чем рассказывает конкретно каждый музей?
5.Что ты знаешь о прошлом нашей страны? Каких былинных героев знаешь?
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу « Культура»
1.В каких учреждениях в городе можно услышать народную музыку, песни, увидеть народные танцы?
2.Где они располагаются?
3.Какие народные песни тебе нравятся больше всего и почему?
4.Какие поэты прославили город Вязники?
5.Какие люди, назови, героически трудились на благо нашего города и нашей страны?
6.В чем заключается героизм их труда?
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу « Мир людей»
1.Кем работают твои родители и где?
2.Какие предприятия города ты еще знаешь?
3.Что они производят?
4.Где используются продукты производства?
5.Чем они полезны?
Анкеты для детей подготовительной к школе группы
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу «Гражданство»
1.Назови страну ,область, город, микрорайон в котором ты живешь.
2.Какие большие предприятия работают в нашем городе?
3.Что они изготавливают?
4.Для чего?
5.Какие улицы еще есть в вашем микрорайоне?
6.Какие улицы микрорайона тебе нравятся и почему?
7.В городе есть места для отдыха детей и взрослых? Где они расположены?
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу « Мир людей»
1.Какой сельскохозяйственный труд ты знаешь?
2.Какие виды сельскохозяйственного труда применяются в Вязниковском районе?
3.Какие профессии заняты в сельском хозяйстве?
4.Каким видом сельскохозяйственного труда занимаются твои родные :мама, папа, бабушка, дедушка?
5.Люди каких героических профессий проживают в нашем городе?
6.Кто из них, назови, прославил город Вязники?
7.Какие праздники проводятся в городе?
8.Какие праздники в городе ты посетил вместе с родителями?
9.Где принимал конкретное участие?
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу «История»
1.Где в городе расположены учреждения, прославляющие боевую славу Вязниковцев?
2.Как они называются?
3.Кого из героев ты можешь назвать?
4.Что ты знаешь об их подвиге?
5.Что ты знаешь о боевых и трудовых подвигах твоих родственников? Расскажи...
Цель : выявление уровня знаний детей по разделу «Мир природы»
1.Где расположены в городе учреждения, рассказывающие о редких животных и растениях нашего края?
2.Как они называются? Почему?
3.Назови 5-6 животных. Расскажи об их пользе и вреде. Какие животные занесены в Красную книгу?
4.Назови 5-6 видов растений произрастающих в нашем крае. Расскажи об их пользе и вреде. Какие растения занесены в Красную книгу? Почему?
Цель: выявление уровня знаний детей по разделу «Культура»
1.Где в городе расположены учреждения культуры?
2.Для чего предназначены учреждения культуры? Какие мероприятия проводят учреждения культуры?
3.Какие мероприятия в учреждениях культуры вы посетили вместе с родителями?
4.Какие мероприятия учреждений культуры вы посетили с группой детского сада?
5.В каких мероприятиях учреждений культуры вы приняли участие?
6.В каких конкурсах детского сада, группы ,посвященных родному краю ты принял участие?
7.Расскажи, что ты хотел отобразить в своей работе?
8.Какие элементы народного творчества ты при этом использовал?
9.Кого из близких тебе людей ты отобразил?
Предметно-развивающая среда:
I. Содержание центров групп по ознакомлению детей с родным городом, Владимирским краем.
1. Литературный центр
- история образования Вязников (книга Лебедева А.В.);
- альбом г.Вязники (улицы, дома, памятные места);
- дидактические игры по словотворчеству «Название улицы»;
- альбом об И. Симонове (портрет, стихи), стихи детских поэтесс С.В. Байгуловой, Н.Г. Гавриловой,В. Герасимова, Л. Никифоровой.
- картотека русских народных пословиц;
- альбом о Владимире – областном центре (план области, фотоматериал);
- альбом со значками городов Владимирской области;
- газета «Маяк»;
- альбом с родами войск.
- Музыкальный центр:
- альбом об А. Фатьянове (портрет, песни, дом, музей песни XX века);
- фотоматериал о Фатьяновских праздниках.
3. Центр самостоятельной художественной деятельности:
- альбом о Мстере, мстерской вышивке;
- экспонаты лаковой миниатюры;
- фото домов, разных наличников;
- альбом «Архитектура г.Вязники» (соборы, здания, дома);
- альбом «Памятники г. Вязники».
4. Познавательный центр:
- герб страны, герб города Вязники, флаг России, флаг области, флаг города, портреты президента и главы Вязниковского района;
- фотоматериал о предприятиях г.Вязники;
- продукция предприятий г.Вязники;
- альбом о космосе, о космонавте В. Кубасове;
- карта (группы, территории детского сада, микрорайона, города, области,
России;
- альбом песен ансамбля «Золотое кольцо России»
5.Центр природы:
- гербарий растений Владимирской области;
- лекарственные растения Владимирской области;
- «Красная книга» Владимирской области;
- коллекция камней, плодов, соцветий;
- птицы Владимирской области.
6.Центр ряжения:
- костюмы Владимирской области.
7.Центр сюжетно-ролевых игр :
-атрибуты по профессиям сотрудников детского сада, по профессиям родителей;
-атрибуты героических профессий: военный, космонавт, милиционер, спасатель, пожарный.
II. Содержание дополнительных помещений МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонек» по гражданско-патриотическому воспитанию.
1.Музей:
- предметы мебели;
- кухонная утварь;
- одежда;
- фотографии;
- предметы быта;
- орудия труда;
- украшения;
- игрушки.
2.Кабинет познавательного развития:
- набор картин;
- набор эстампов;
- картотека загадок;
- картотека опытов;
- дидактические игры на основе методов ТРИЗ и РТВ;
- оборудование для экспериментальной деятельности;
- образцы природных материалов местного региона;
- муляжи овощей и фруктов;
- образцы сельскохозяйственного труда местного региона;
- гербарии;
- «Красная книга» Владимирской области.
3.Изостудия:
- картины художников Вязниковского края, России;
- образцы Мстерской вышивки;
- работы Мстерских мастеров - шкатулочников;
- авторские выставки народных умельцев;
- образцы народных игрушек (Дымка, Городец, Богородская игрушка…)
- изделия Владимирской росписи, Хохломской росписи, Гуся Хрустального;
- изделия из глины, керамика;
- скульптуры малых форм;
- изделия Гжельской посуды.
4.Музыкальный зал:
- подбор детских народных инструментов;
- подбор народных костюмов;
- подбор детских костюмов;
- фонотека песен, в том числе поэта-песенника А. Фатьянова, вязниковского поэта и композитора И.Н.Федотова;
- аудио-, видеотехника;
- видеоматериалы «Алешиных праздников».
Схема взаимодействия
МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонёк» с социумом
по реализации программы «Моя земля – мой дом»
Социум | Задачи | Формы взаимодействия |
|
|
|
|
|
с использованием фонда и возможностей библиотеки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема
активизации родителей в реализации программы
«Моя земля – мой дом»
МДОУ «ЦРР - детский сад № 8 «Огонёк» Цель: Формирование основ самосознания и любви к Отечеству через изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Владимирского края, России |
Повышение духовной культуры родителей, вовлечение их в процесс патриотического воспитания детей |
Анкетирование,
План работы с родителями
Мероприятия | Срок | Ответственный |
Организовать видеосъемку различных мероприятий в детском саду.
13.Традиции: оформление выставок творческих работ детей по теме. 14. Традиции: Выпуск информационного буклета | Сентябрь – май Сентябрь – декабрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Март Апрель Май Апрель Май В течении года Декабрь Постоянно 2 раза в год Октябрь, март Декабрь, апрель Сентябрь – май | Воспитатели Воспитатели групп Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель Воспитатели Муз. руководитель Муз. руководитель Старший воспитатель Зав. детским садом Зав. детским садом Муз. руководитель Воспитатели Воспитатели Воспитатели Старший |
АНКЕТА для родителей
«Что знает ваш ребенок о родном городе?»
Цель: выявление проводимой в семье работы по гражданско-патриотическому воспитанию, ознакомлению с родным городом, формированию у ребенка патриотических чувств. Формирование позитивных детско-родительских отношений.
- Проявляет ли Ваш ребенок интерес к Вязникам, микрорайону, в котором живет?
- Как проявляется этот интерес?
- Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, люди, родственники).
- Интересуется ли ребенок историей города? В связи с чем?
- Как часто Вы совершаете прогулки-экскурсии по городу с ребенком?
- Какую помощь Вы хотели бы получить по этому вопросу от детского сада?
Формы работы с педагогами, сотрудниками
МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонек»
по формированию у детей гражданско-патриотических чувств.
- Диагностика, анкетирование.
- Семинары, педсоветы, консультации.
- Обыгрывание проблемной ситуации.
- Музейная деятельность.
- Персональные и семейные выставки.
- Формирование традиций.
- Разработка «Кодекса чести сотрудника ДОУ».
- Разработка «Кодекса жизни группы».
- Проведение конкурсов профессионального мастерства.
- Разработка проектных методов.
- Изучение художественной, познавательной, исторической литературы, написанных земляками-вязниковцами.
Основные показатели развития детей по гражданско-патриотическому воспитанию во 2-ой младшей групп
Дата ________________ Воспитатель___________________________
БЛОКИ | ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||||||||||||||||||||||
Я и моя семья | 1. Знает и называет свое имя. 2. Знает имена членов семьи. 3. Узнает на фотографии свое изображение и изображения родственников. 4. Беседы о семье вызывают положительные эмоции. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Знания о родном городе. | 1. Называет название города. 2. Называет улицу на которой живет. 3. Знает назначение детского сада. 4. Знает как зовут взрослых, работающих на группе. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Знания о стране. | 1. Читает стихи, выученные к праздникам. 2. Называет праздники «Папин день», «Мамин день» | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
ОБЩАЯ ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ОБЩИЙ ИТОГ |
Основные показатели развития детей по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе
Дата ________________ Воспитатель___________________________
БЛОКИ | ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||||||||||||||||||||||
Я и моя семья | 1. Знает и называет свое имя. 2. Знает имена близких родственников. 3. Знает и называет адрес проживания. 4. Знает адрес детского сада. 5. Знает и называет сотрудников детского сада. 6. Знает содержание труда сотрудников детского сада (мед.сестра, повар, прачка) | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Природа. | 1. Знает названия деревьев (вяз, тополь, береза). 2. Знает 2-3 представителя местной флоры. 3. Знает 2-3 представителя местной фауны. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Предметы народного быта. | 1. Знает и называет 2-3 предмета народного быта. 2. Знает и рассказывает о его предназначении. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Фольклор. | 1. Знает и рассказывает 2-3 народные пословицы. 2. Знает и рассказывает 2-3 поговорки и потешки. 3. Знает содержание пройденных сказок. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Народная музыка. | 1. Знает и исполняет 2-3 народных песенки. 2. Выполняет 2 плясовых движения. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Народное искусство. | 1. Знает отличие народного костюма от современного. 2. Знает и называет хотя бы один вид ткани. 3. Знает Дымковскую игрушку, изделия г.Гусь-Хрустальный, Мстерскую роспись | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Культура. | 1. Знает 2-3 стихотворения местных авторов. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
ОБЩАЯ ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ОБЩИЙ ИТОГ |
Основные показатели развития детей по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе
Дата ________________ Воспитатель___________________________
БЛОКИ | ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||||||||||||||||||||||
Город Вязники, микрорайон Текмаш. Семья. | 1. Знает и называет свое имя. 2. Знает и называет имена близких родственников. 3. Знает и называет адрес проживания. 4. Знает адрес бабушки. 5. Знает и называет адрес детского сада. 6. Знает и называет главные улицы микрорайона, города. 7. Знает достопримечательности города. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Краеведение. | 1. Знает легенду о возникновении и названии города. 2. Знает расположение музеев в городе, содержание их композиции. 3. Знает об историческом прошлом России. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Природа, геграфичес-кие знания. | 1. Знает название города, области, страны. 2. На карте Владимирской области показывает расположение города. 3. Знает 5-6 представителей местной флоры и фауны. 4. Читает 2-3 стихотворения местных авторов о природе. 5. Использует в продуктивной деятельности природный материал края. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Промышленность района. | 1. Знает и называет профессии родителей. 2. Знает и называет основные виды производств города. 3. Использует в продуктивной деятельности продукты трудовой деятельности родителей (брезент, мешковина, нетканка) | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Транспорт. | 1. Знает и называет основные виды транспорта в городе. 2. Знает правила поведения в каждом виде транспорта. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Народное искусство, культура. | 1. Знает 2-3 народных песни. 2. Знает место расположения школы искусств, домов культуры. 3. Принимает участие в общественных городских мероприятиях. 4. Знает и рассказывает 2-3 стихотворения местных авторов. 5. Знает о творчестве А.Фатьянова. 6. Знает и называет 2-х выдающихся людей, представителей г.Вязники. 7. Знает и исполняет 2-3 песенки, потешки. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
ОБЩАЯ ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ОБЩИЙ ИТОГ |
Основные показатели развития детей по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Дата ________________ Воспитатель___________________________
БЛОКИ | ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||||||||||||||||||||||
Вязники, микрорайон Текмаш, семья. | 1. Знает и называет город, страну, область. 2. Знает основные предприятия города, микрорайона и продукты их производства. 3. Знает профессии ближайших родственников и содержание их труда. 4. Знает расположение улиц в микрорайоне, их название. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Природа. | 1. Знает и называет по 5-6 представителей флоры и фауны местного региона. 2. Знает и рассказывает об их пользе и вреде. 3. Знает и называет по 2-3 представителя флоры и фауны местного региона, находящихся в Красной книге. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Сельское хозяйство. | 1. Знает содержание деятельности работников сельского хозяйства Вязниковского района. 2. Знает 2-3 профессии сельскохозяйственного труда и их содержание. 3. Знает и рассказывает о ценности продуктов производства сельского хозяйства. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Вязники – город трудовой и боевой славы. | 1. Знает и называет фамилии: космонавта Кубасова, 2-3 героев труда, 2-3 героев ВОВ. 2. Знает расположение мест, прославляющих боевую славу вязниковцев, место расположения музея космонавтики, место расположения доски почета. 3. Знает о боевых и трудовых подвигах своих родственников. | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
Вязники – культурный центр. | 1. Знает расположение и место нахождения учреждений культуры, музеев. 2. Посещает с родителями мероприятия учреждений культуры. 3. Принимает активное участие в проведении городских мероприятий, мероприятий микрорайона, детского сада. 4. Знает и исполняет 4-5 произведения местных поэтов. 5. В прикладной деятельности использует образы любимых людей, народное творчество, отражает историческое прошлое города. 6. Знает и играет в 5-6 народных игр. 7. Знает и исполняет 5-6 народных произведений (потешки, скороговорки, народные песенки и т.п.) | |||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||
ОБЩАЯ ОЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||
ОБЩИЙ ИТОГ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная авторская программа ДОУ "Безопасный маршрут"
Парциальная авторская программа ДОУ по формированию безопасного поведения детей на дорогах и улицах города регламентирует содержание образовательной деятельности с детьми по профилактике ПДД по всем в...
Парциальная авторская программа оздоровлени детей в МБДОУ "ЦРР- детский сад 8 "Огонек"
Программа "Крепыш" отражает основные пути оздоровления детей в ДОУ 8 "Огонек"...
Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Крымский калейдоскоп»
Программа «Крымский калейдоскоп» предназначена для организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУПрограмма разработана с учётом концептуальных положений...
Парциальная образовательная программа «Земля – наш общий дом» (2022г)
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Старший дошкольный возраст &nda...
Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Мой родной край - моя малая Родина»
Проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является наиболее актуальной. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это воспитание любви к родному дому, с...
Парциальная авторская программа МЭР – лаборатории модуль «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» для детей 3 – 5 лет
Цель программы: Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, и обеспечение возможно...
Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»
Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...