Парциальная авторская программа оздоровлени детей в МБДОУ "ЦРР- детский сад 8 "Огонек"
методическая разработка по теме
Программа "Крепыш" отражает основные пути оздоровления детей в ДОУ 8 "Огонек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ozdorovleniya_detey_krepysh.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
оздоровления детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения
«Крепыш»
- Введение
Программа «Крепыш» - программа оздоровления детей дошкольного возраста в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонёк» разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному системному решению вопросов оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении с учетом местных условий, возможностей детского сада. Программа определяет основные направления и задачи деятельности учреждения.
Программа «Крепыш» - адаптивная модель программы оздоровления детей в условиях дошкольного образовательного учреждения разработанная на базе программы оздоровления детей «Здоровый малыш» (автор З.И. Береснева).
Программа разработана старшим воспитателе А.Г.Фунтовой, старшей медицинской сестрой Н.В.Мироновой.
2. Общие положения
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 80% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий организации системной оздоровительной работы.
3. Цель программы
Программа «Крепыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- Создание оптимальных условий для правильного физического развития детей;
- Осуществление комплексного подхода в оздоровлении детей, способствующего воспитанию здорового ребенка, развитию физических качеств.
- Оказание коррекционных услуг.
- Взаимодействие с семьей и социумом с целью формирования потребности к здоровому образу жизни.
4. Объекты программы
- Дети дошкольного образовательного учреждения.
- Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
- Педагогический коллектив образовательного учреждения.
5. Ожидаемые результаты
- Снижение уровня заболеваемости.
- Овладение навыками самооздоровления.
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Повышение у детей и взрослых уровня ориентации к современным условиям жизни.
- Повышение уровня физического здоровья.
- Наличие оптимальных условий для оздоровления детей.
6. Нормативно-правовое обеспечение программы
- Закон Российской Федерации «Об образовании». № 3266-1 от 10.07.92г. Дополнения и изменения к Закону РФ «Об образовании».
- Закон Владимирской области «Об образовании» от 18.08.1995 № 230, Дополнения и изменения к закону Владимирской области «Об образовании»
- Типовое положение о дошкольном образовании № 666 от 12.09.08г.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН – 2.4.1.1249-03)
7. Основные принципы программы
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья каждого ребенка.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Направления программы
Профилактическое
- Обеспечение благоприятного течения адаптации ребенка к условиям ДОУ;
- Выполнение санитарно-эпидемиологического режима;
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
- Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
- Организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении;
- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности; - как объективных и субъективных критериев здоровья ребенка;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное
- Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье доступными средствами с учетом условий детского сада;
- Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
9. Мероприятия по обеспечению реализации основных направлений программы «Крепыш»
1. Техническое и кадровое обеспечение | Срок | ||
1 | Приобретение необходимого оборудования: - медицинского (люстры Чижевского); - спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн, модули); - детской мебели (стулья), игровой мебели | 2009г. ежегодно по мере необходимости - // - | Заведующая ДОУ. Завхоз. |
2 | Осуществление ремонта: - медицинского кабинета; - пищеблока; - кабинета логопеда; - прачечного комплекса; - коридоров; - игровых площадок; - обновление спортивной площадки | II кв. 2009г. 2008г. II кв. 2009г. 2008г. 2010г. 2009г. 2010г. | Заведующая ДОУ. Завхоз. |
3 | Пополнение игровым и дидактическим материалом: - центров природы; - центров двигательной активности; - спортивных центров; - уголков ОБЖ; | ежегодно | Старший воспитатель, специалисты, воспитатели. |
3.1 | - оборудование мини-музея русского быта | 2009г. | Старший воспитатель. |
4 | Кадровое обеспечение - введение ставки психолога; - предоставление услуг учителем-логопедом; - повышение квалификации медсестры; - вовлечение специалистов «Дворца спорта»; - распространения опыта инструктора по физическому воспитанию | 2009г. ежегодно по графику по потребности 2010г. | Заведующая ДОУ |
5 | Пополнение среды нестандартными пособиями: - объемными модулями; - чудо-ковриками; - тренажерами В.Ф.Базарного | ежегодно | Воспитатели. |
6 | Введение дополнительных услуг: - музыкально-театральной деятельности; - познавательной деятельности; - спортивной деятельности; - художественно-эстетической деятельности | По потребности | Специалисты, воспитатели, старший воспитатель. |
7 | Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда» | 2009г. | Инструктор по физ.воспитанию |
8 | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ) Обновление детской игровой мебели. | Постоянно По потребности | Завхоз, воспитатели |
2.Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение | |||
1 | Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | 2008г. | Заведующая воспитатели мед/сестра. |
2 | Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в ВОП | 2008г. | Старший воспитатель |
3 | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: - ароматерапия Г. Лавреновой; - сеансы самооздоровления В.Т.Кудрявцева; - логоритмическая гимнастика - психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В.Базарного; - лечебные игры Галанова - оздоровительная гимнастика В. Чупаха. | ежегодно | Старший воспитатель, заведующая, инструктор по физическому развитию, мед. сестра, воспитатели |
4 | Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам. Осуществление мониторинга физического развития детей. | 2008г. ежегодно | Старший воспитатель Инструктор по физ.воспитанию |
5 | Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение каникул, гибкого графика занятий, обеспечение оптимальной ДА) | 2008г. | Старший воспитатель, воспитатели |
6 | Создание здорового психологического и эмоционального микроклимата в коллективе взрослых и детей на основе «Кодекса жизни группы», «Кодекс чести педагога» | 2009г. | Администрация, воспитатели |
7 | Введение специальных занятий (ОБЖ, ритмика, маленький гимнаст, логопедических) | 2008-2010г. | Специалисты |
8 | Проведение валеологизации всего учебного процесса (положительный психологический фон занятий, обоснованный выбор методов и форм обучения, оптимальная длительность занятий, санитарно-гигиенические условия, обеспечение деятельностного подхода, учет индивидуальных возможностей) | постоянно | Старший воспитатель, старший медицинский работник, воспитатели |
9 | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей | постоянно | Воспитатели, старший воспитатель |
10 | Организации работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, памяток, буклетов, оказание помощи через консультативный пункт, телефон доверия) | постоянно | Воспитатели, специалисты, администрация |
11 | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | по мере проведения | Заведующая ДОУ |
12 | Разработка буклетов, визиток по оздоровлению детей для воспитателей. | Постоянно | Заведующая, старший воспитатель, мед. сестра |
10.Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (адаптационный период.); -гибкий режим; - организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса; - учет лунного ритма; | все группы - // - - // - - // - |
2 | Физические упражнения | - гимнастика (утренняя, расслабляющая, двигательная) -физкультурно-оздоровительные занятия; (в зале, на воздухе, в бассейне) - подвижные и динамичные игры; -профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение); - спортивные игры; - терренкур (дозированная ходьба); - пешие прогулки (турпоход); - секции | все группы - // - - // - ст., подг. к шк. гр. ср., ст., подг. гр. подг. к шк. гр. - // - ср., ст., подг. гр.
|
3 | Гигиенические и водные процедуры | - умывание; - мытье рук; - игры с водой; - обеспечение чистоты среды; - посещение бассейна | все группы - // - - // - - // - подг. к шк. гр. |
4 | Свето-воздушные ванны - воздушные ванны в сочетании с упражнениями дыхательной гимнастики | - проветривание помещений (в том числе сквозное); - прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | все группы - // - - // - |
5 | Активный отдых | - развлечения, праздники; - игры-забавы; - дни здоровья; - каникулы (летние); - походы; - самостоятельная двигательная деятельность | все группы - // - - // - - // - - // - - // - |
6 | Диетотерапия | - рациональное питание | все группы |
7 | Свето- и цветотерапия | - обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождения | все группы - // - |
8 | Музтерапия | - музсопровождение режимных моментов; - музоформление фона занятий; - музтеатральная деятельность; - хоровое пение (в том числе звуковое) | все группы
- // - - // - |
9 | Аутотренинг и психогимнастика | - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; - игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; - коррекция поведения | яс. гр. подг. к шк. гр. Ст., кл. ш. |
10 | Спецзакаливание | - дыхательная гимнастика | все группы |
11 | Пропаганда ЗОЖ | - периодическая печать; - курс лекций и бесед; - спецзанятия (ОБЖ) | - // - ср., ст., подг. к шк. гр. |
12 | Стимулирующая терапия | - сеанс фитоаэроионизации (15 мин 1 р. в день ежедн.); - «Волшебная приправа» (обед 1 блюдо ежедн.); - физиопроцедура «Свежесть»(30 мин ежедн.) - самомасаж | все дети все дети все дети |
13 | Оздоровление окружающей среды | - кварцевание; - использование дезинфицирующих трав при влажной уборке; - аэрозольное орошение воздуха настоями лекарственных трав | все дети |
1. Скрининг-программа обследования детей поступающих в МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 « Огонёк»
12. Модель взаимодействия воспитателя с родителями для повышения эффективности коррекционной работы
13. Тактика внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в образовательный процесс МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонёк»
14. Модель взаимодействия МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонек»
с социумом по реализации основных направлений программы «Крепыш»
15. Основные направления деятельности по реализации программы «Крепыш»
- Аналитико-прогностическая и диагностическая деятельность;
- Создание условий для психофизического развития и снижения заболеваемости;
- Медико-педагогический контроль;
- Профилактическая работа;
- Работа с семьей, кадрами.
16. Стратегия реализации основных направлений деятельности программы «Крепыш»
в МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонёк» на 2006-2010г.
17. Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и обеспечение двигательной активности детей в течении дня в ДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонёк» на 2008-2009г.
Виды деятельности. | Ранний возраст. | Младший возраст (4-й год жизни). | Средняя группа (5-й год жизни). | Старшая подготовительная группа 6-7 год жизни. | |||||
Время в режиме дня | длительность | Время в режиме дня | длительность | Время в режиме дня | длительность | Время в режиме дня | длительность | ||
Самостоятельная игровая деятельность | 7.00 - 8.20. | 1ч. 25 мин. | 7.00 - 8.20. | 1ч. 20 мин. | 7.00 – 8.30. | 1ч. 20 мин. | 7.00 – 8.30. | 1ч. 20 мин. | |
| 5 мин. | 10 мин. | 10 мин. | 10 мин. | |||||
| 8.20 – 9.00. | 40 мин. | 8.30 – 9.00. | 30 мин. | 8.30 – 9.00. | 30 мин. | 8.30 – 9.00. | 30 мин. | |
| 10 занятий | 11 занятий | 11 занятий | 16 занятий | |||||
| 10 мин. | 15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | |||||
| 9.00 – 9.10. 16.00 – 16.10. | 20 мин. | 9.00 – 9.15. 9.25 – 9.40. | 40 мин. | 9.00 – 9.20. 9.30 – 9.50. | 50 мин. | 9.00 – 9.25. 9.35 – 10.00. 10.10 – 10.35. | 1ч. 35 мин. | |
| в.т.ч. 5 мин. | в.т.ч. 5 мин. | в.т.ч. 5 мин. | в.т.ч. 10 мин. | |||||
| 9.15 – 10.00. | 45 мин. | 9.40 – 10.10. | 30 мин. | 9.50 – 10.20 | 30 мин. | 10.35 – 10.50. | 15 мин. | |
| 10.00 – 12.00. | 2ч. 5 мин. 15 мин. | 10.10 – 12.20. | 2ч. 10 мин. 8 мин. 20 мин. | 10.20 – 12.20. | 2ч. 10 мин. 25 мин. | 10.50 – 12.30. | 1ч. 40 мин. 15 мин. 30 мин. | |
| 12.00 – 12.30. | 30 мин. | 12.20 - 13.00. | 40 мин. | 12.20 – 13.00 | 40 мин. | 12.30 -13.00. | 30 мин. | |
| 12.30 – 15.00. | 2ч. 30 мин. | 13.00 – 15.00. | 2ч. | 13.00 – 15.00 | 2ч. | 13.00 -15.00. | 2ч. | |
| 15.00 – 15.15 | 15 мин. | 15.00 – 15.15. | 15 мин. | 15.00 – 15.15. | 15 мин. | 15.00 – 15.20. | 20 мин. | |
| 15.30 – 16.00. | 30 мин. | 15.30 – 16.00. | 30 мин. | 15.30 – 16.00. | 30 мин. | 15.30 – 15.55. | 25 мин. | |
| 15.15 – 19.00. | 1ч. 15 мин. | 15.15 – 19.00. | 1ч. 25 мин. | 15.15 – 19.00. | 1ч. 15 мин. | 15.20 – 19.00. | 1ч. | |
|
|
|
|
|
| 15 мин. |
| 20 мин | |
| 16.30 – 19.00. | 2ч. | 16.40 – 19.00. | 1ч 50 мин. | 16.40 – 19.00. | 1ч. 50 мин. | 17.00 – 19.00. | 2ч. | |
Общий подсчет времени | на занятия | 20 мин. | 40 мин. | 50 мин. | 1ч. 35 мин. | ||||
на игровую деятельность, в.т.ч. самостоятельную деятельность. | 3ч. 20 мин. | 3ч. 25 мин. | 3ч. 10 мин. | 2ч. 45 мин. | |||||
На оздоровительную специалезированую деятельность | 45 мин. | 38 мин. | 40 мин. | 55 мин. | |||||
сон и прием пищи | 4ч. 10 мин. | 3ч. 40 мин. | 3ч. 40 мин. | 3ч. 25 мин. | |||||
на прогулку | 4ч. | 4ч. | 3ч. 50 мин. | 3ч. 40 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ №6 «СОЛНЫШКО
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. В уставе Всемирной орга...
Программа оздоровления детей в условиях ДОУ
программа...
Программа оздоровления "За здоровьем в детский сад"
Оздоровительная программа с использованием современных здоровьесберегающих технологий. Цель программы: Формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через прим...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2018-2022 учебный год
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но...
Программа "Здоровый дошкольник". Программа оздоровления детей в ДОУ.
Комплексно- целевая программа "Здоровый дошкольник направлена на сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранения собственного ...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2026 учебный год
ПРОГРАММА«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»программа оздоровления детей в ДОУна 2022-2026 учебный год...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год...