Парциальная авторская программа оздоровлени детей в МБДОУ "ЦРР- детский сад 8 "Огонек"
методическая разработка по теме

Фунтова Александра Геннадьевна

Программа "Крепыш" отражает основные пути оздоровления детей в ДОУ 8 "Огонек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ozdorovleniya_detey_krepysh.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

оздоровления детей в условиях

дошкольного образовательного учреждения

«Крепыш»

  1. Введение

Программа «Крепыш» - программа оздоровления детей дошкольного возраста в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонёк» разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы  к комплексному системному решению вопросов оздоровления детей  в дошкольном образовательном учреждении  с учетом местных условий, возможностей детского сада. Программа определяет основные направления  и задачи деятельности учреждения.

Программа «Крепыш» - адаптивная модель программы оздоровления детей в условиях дошкольного образовательного учреждения разработанная на базе программы оздоровления детей «Здоровый малыш» (автор З.И. Береснева).

Программа разработана  старшим воспитателе А.Г.Фунтовой, старшей медицинской сестрой Н.В.Мироновой.

2. Общие положения

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 80% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому  развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья  детей.

Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий  организации системной оздоровительной работы.

3. Цель программы

Программа «Крепыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  1. Создание оптимальных условий для правильного физического развития детей;
  2. Осуществление комплексного подхода в оздоровлении детей, способствующего воспитанию здорового ребенка, развитию физических качеств.
  3. Оказание коррекционных услуг.
  4. Взаимодействие с семьей и социумом с целью формирования потребности к здоровому образу жизни.

 

4. Объекты программы  

  • Дети дошкольного образовательного учреждения.
  • Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
  • Педагогический коллектив образовательного учреждения.

5. Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня заболеваемости.
  2. Овладение навыками самооздоровления.
  3. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  4. Повышение у детей и взрослых уровня ориентации к современным условиям жизни.
  5. Повышение уровня физического здоровья.
  6. Наличие оптимальных условий для оздоровления детей.

6. Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». № 3266-1 от 10.07.92г. Дополнения и изменения к Закону РФ «Об образовании».
  2. Закон Владимирской области «Об образовании» от 18.08.1995 № 230, Дополнения и изменения к закону Владимирской области «Об образовании»
  3. Типовое положение о дошкольном образовании № 666 от 12.09.08г.
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН – 2.4.1.1249-03)

7. Основные принципы  программы

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  1. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

  1. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

  1. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья каждого ребенка.

  1. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Направления программы

Профилактическое

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации ребенка к условиям ДОУ;
  2. Выполнение санитарно-эпидемиологического  режима;
  3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  4. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
  5. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

     

Организационное

  1. Организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении;
  2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности; - как объективных и субъективных критериев здоровья ребенка;
  3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  4. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
  5. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей,  сотрудников.

      Лечебное

  1. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье доступными средствами с учетом условий детского сада;
  2. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

9. Мероприятия по обеспечению реализации основных направлений программы «Крепыш»

 1. Техническое и кадровое обеспечение

Срок

1

Приобретение необходимого оборудования:

 - медицинского  (люстры Чижевского);

 - спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн, модули);

 - детской мебели (стулья), игровой мебели

2009г.

ежегодно по мере необходимости

 - // -

Заведующая ДОУ.

Завхоз.

2

Осуществление ремонта:

 - медицинского кабинета;  

 - пищеблока;

 - кабинета логопеда;

 - прачечного комплекса;

 - коридоров;

 - игровых площадок;

 - обновление спортивной площадки

II кв. 2009г.

2008г.

II кв. 2009г.

2008г.

2010г.

2009г.

2010г.

Заведующая ДОУ.

Завхоз.

3

Пополнение игровым и дидактическим материалом:

 - центров природы;

 - центров двигательной активности;

 - спортивных центров;

 - уголков ОБЖ;

ежегодно

Старший воспитатель,

специалисты,

воспитатели.

3.1

 - оборудование мини-музея русского быта

2009г.

Старший воспитатель.

4

Кадровое обеспечение

 - введение ставки психолога;

 - предоставление услуг учителем-логопедом;

 - повышение квалификации медсестры;

 - вовлечение специалистов «Дворца спорта»;

 - распространения опыта инструктора по физическому воспитанию  

2009г.

ежегодно

по графику

по потребности

2010г.

Заведующая ДОУ

5

Пополнение среды нестандартными пособиями:

 - объемными модулями;

 - чудо-ковриками;

 - тренажерами В.Ф.Базарного

ежегодно

Воспитатели.

6

Введение дополнительных услуг:

 - музыкально-театральной деятельности;

 - познавательной деятельности;

 - спортивной деятельности;

 - художественно-эстетической деятельности

По потребности

Специалисты,

воспитатели,

старший воспитатель.

7

Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда»

2009г.

Инструктор по физ.воспитанию

8

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ)

Обновление детской игровой мебели.

Постоянно

По потребности

Завхоз, воспитатели

2.Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение

1

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля  за  выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей

2008г.

Заведующая

воспитатели

мед/сестра.

2

Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в ВОП

2008г.

Старший воспитатель

3

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

 - ароматерапия Г. Лавреновой;

 - сеансы самооздоровления В.Т.Кудрявцева;

 - логоритмическая гимнастика  

 - психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В.Базарного;

 - лечебные игры Галанова  

 - оздоровительная гимнастика В. Чупаха.

ежегодно

Старший воспитатель,

заведующая,

инструктор по физическому развитию,

мед. сестра, воспитатели

4

Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам.

Осуществление мониторинга физического развития детей.

2008г.

ежегодно

Старший воспитатель

Инструктор по физ.воспитанию

5

Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение каникул, гибкого графика занятий, обеспечение оптимальной ДА)

2008г.

Старший воспитатель,

воспитатели

6

Создание здорового психологического и эмоционального микроклимата в коллективе взрослых  и детей на основе «Кодекса жизни группы», «Кодекс чести педагога»

2009г.

Администрация, воспитатели

7

Введение специальных занятий (ОБЖ, ритмика, маленький гимнаст, логопедических)

2008-2010г.

Специалисты

8

Проведение валеологизации всего учебного процесса (положительный психологический фон занятий, обоснованный выбор методов и форм обучения, оптимальная длительность занятий, санитарно-гигиенические условия, обеспечение деятельностного подхода, учет индивидуальных возможностей)  

постоянно

Старший воспитатель,

старший медицинский работник, воспитатели

9

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей  

постоянно

Воспитатели,

старший воспитатель

10

Организации работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, памяток, буклетов, оказание помощи через консультативный пункт, телефон доверия)

постоянно

Воспитатели, специалисты, администрация

11

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях  различного уровня по вопросам оздоровления детей

по мере проведения

Заведующая ДОУ

12

Разработка буклетов, визиток по оздоровлению детей для воспитателей.

Постоянно

Заведующая, старший воспитатель,

мед. сестра

10.Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1

Обеспечение здорового ритма жизни

 - щадящий режим (адаптационный период.);

 -гибкий режим;

 - организация микроклимата и стиля жизни группы на основании Кодекса;

 - учет лунного ритма;

все группы

 - // -

 - // -

 - // -

2

Физические упражнения

 - гимнастика (утренняя, расслабляющая, двигательная)  

 -физкультурно-оздоровительные занятия; (в зале, на воздухе, в бассейне)

 - подвижные и динамичные игры;

 -профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

 - спортивные игры;

 - терренкур (дозированная ходьба);

 - пешие прогулки (турпоход);

 - секции  

все группы

 - // -

 - // -

ст., подг. к шк. гр.

ср., ст., подг. гр.

 подг. к шк. гр.

 - // -

ср., ст., подг. гр.

 

3

Гигиенические и водные процедуры

 - умывание;

 - мытье рук;

 - игры с водой;

 - обеспечение чистоты среды;

 - посещение бассейна

все группы

 - // -

 - // -

- // -

подг. к шк. гр.

4

Свето-воздушные ванны

 - воздушные ванны в сочетании с упражнениями дыхательной гимнастики

 - проветривание помещений (в том числе сквозное);

 - прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);

 - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

все группы

- // -

 - // -

5

Активный отдых

 - развлечения, праздники;

 - игры-забавы;

 - дни здоровья;

 - каникулы (летние);

 - походы;

 - самостоятельная двигательная  деятельность

все группы

 - // -

 - // -

 - // -

 - // -

 - // -

6

Диетотерапия

 - рациональное питание

все группы

7

Свето- и цветотерапия

 - обеспечение светового режима;

 - цветовое и световое сопровождения

все группы

 - // -

8

Музтерапия

 - музсопровождение режимных моментов;

 - музоформление фона занятий;

 - музтеатральная деятельность;

 - хоровое пение (в том числе звуковое)    

все группы

 

 - // -

 - // -

9

Аутотренинг и психогимнастика

 - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

 - игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;

 - коррекция поведения  

яс. гр.

подг. к шк. гр.

Ст., кл. ш.

10

Спецзакаливание

 - дыхательная гимнастика

все группы

11

Пропаганда ЗОЖ

 - периодическая печать;

 - курс лекций и бесед;

 - спецзанятия (ОБЖ)  

 - // -

 ср., ст., подг. к шк. гр.

12

Стимулирующая терапия

 - сеанс  фитоаэроионизации (15 мин 1 р. в день ежедн.);

 - «Волшебная приправа» (обед 1 блюдо ежедн.);

 - физиопроцедура «Свежесть»(30 мин ежедн.)

 - самомасаж      

все дети

все дети

все дети                                

13

Оздоровление окружающей среды

 - кварцевание;

 - использование дезинфицирующих трав при влажной уборке;

 - аэрозольное орошение воздуха настоями лекарственных трав  

все дети

1. Скрининг-программа обследования детей поступающих в МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 « Огонёк»  

 


12. Модель взаимодействия  воспитателя с родителями для повышения эффективности коррекционной работы

        


13. Тактика внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в образовательный процесс МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонёк»


14. Модель взаимодействия МДОУ «ЦРР – детский сад  № 8 «Огонек»

с социумом по реализации основных направлений программы «Крепыш»

 


15. Основные направления деятельности по реализации программы «Крепыш»

  1. Аналитико-прогностическая и диагностическая деятельность;
  2. Создание условий для психофизического развития и снижения заболеваемости;
  3. Медико-педагогический контроль;
  4. Профилактическая работа;
  5. Работа с семьей, кадрами.


16. Стратегия реализации основных направлений деятельности программы «Крепыш»

в МДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонёк» на 2006-2010г.

                     

        

17. Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и обеспечение двигательной активности детей в течении дня в ДОУ «ЦРР – детский сад № 8 «Огонёк» на 2008-2009г.

Виды деятельности.

Ранний возраст.

Младший возраст (4-й год жизни).

Средняя группа (5-й год жизни).

Старшая подготовительная группа 6-7 год жизни.

Время в режиме дня

длительность

Время в режиме дня

длительность

Время в режиме дня

длительность

Время в режиме дня

длительность

Самостоятельная игровая деятельность

7.00 - 8.20.

1ч. 25 мин.

7.00 - 8.20.

1ч. 20 мин.

7.00 – 8.30.

1ч.  20 мин.

7.00 – 8.30.

1ч. 20 мин.

  • утренняя гимнастика

5 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

  • завтрак

8.20 – 9.00.

40 мин.

8.30 – 9.00.

30 мин.

8.30 – 9.00.

30 мин.

8.30 – 9.00.

30 мин.

  • занятия:
  • количество в неделю.

10 занятий

11 занятий

11 занятий

16 занятий

  • длительность 1-ого занятия

10 мин.

15 мин.

20 мин.

25 мин.

  • Длительность образовательного процесса включая перерывы в день

9.00 – 9.10.

16.00 – 16.10.

20 мин.

9.00 – 9.15.

9.25 – 9.40.

40 мин.

9.00 – 9.20.

9.30 – 9.50.

50 мин.

9.00 – 9.25.

9.35 – 10.00.

10.10 – 10.35.

1ч. 35 мин.

  • Корригирующая гимнастика

в.т.ч. 5 мин.

в.т.ч. 5 мин.

в.т.ч. 5 мин.

в.т.ч. 10 мин.

  • самостоятельная игровая деятельность.

9.15 – 10.00.

45 мин.

9.40 – 10.10.

30 мин.

9.50 – 10.20

30 мин.

10.35 – 10.50.

15 мин.

  • Подготовка к прогулке: в.т.ч.
  • Специальные оздоровительные мероприятия.
  • п/игры

10.00 – 12.00.

2ч.

5 мин.

15 мин.

10.10 – 12.20.

2ч. 10 мин.

8 мин.

20 мин.

10.20 – 12.20.

2ч.

10 мин.

25 мин.

10.50 – 12.30.

1ч. 40 мин.

15 мин.

30 мин.

  • обед

12.00 – 12.30.

30 мин.

12.20 -  13.00.

40 мин.

12.20 – 13.00

40 мин.

12.30 -13.00.

30 мин.

  • сон

12.30 – 15.00.

2ч. 30 мин.

13.00 – 15.00.

2ч.

13.00 – 15.00

2ч.

13.00 -15.00.

2ч.

  • гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

15.00 – 15.15

15 мин.

15.00 – 15.15.

15 мин.

15.00 – 15.15.

15 мин.

15.00 – 15.20.

20 мин.

  • полдник

15.30 – 16.00.

30 мин.

15.30 – 16.00.

30 мин.

15.30 – 16.00.

30 мин.

15.30 – 15.55.

25 мин.

  • игровая деятельность

15.15 – 19.00.

1ч. 15 мин.

15.15 – 19.00.

1ч. 25 мин.

15.15 – 19.00.

1ч. 15 мин.

15.20 – 19.00.

1ч.

  • дополнительное образование

       

   

 

 

   

15 мин.

 

20 мин

  • прогулка вечерняя

16.30 – 19.00.

2ч.

16.40 – 19.00.

1ч 50 мин.

16.40 – 19.00.

1ч. 50 мин.

17.00 – 19.00.

2ч.

Общий подсчет времени

на занятия

20 мин.

40 мин.

50 мин.

1ч. 35 мин.

на игровую деятельность, в.т.ч. самостоятельную деятельность.

3ч. 20 мин.

3ч. 25 мин.

3ч. 10 мин.

2ч. 45 мин.

На оздоровительную специалезированую деятельность

45 мин.

38 мин.

40 мин.

55 мин.

сон и прием пищи

4ч. 10 мин.

3ч. 40 мин.

3ч. 40 мин.

3ч. 25 мин.

на прогулку

4ч.

4ч.

3ч. 50 мин.

3ч. 40 мин.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ №6 «СОЛНЫШКО

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.    В уставе Всемирной орга...

Программа оздоровления "За здоровьем в детский сад"

Оздоровительная программа  с использованием современных здоровьесберегающих технологий. Цель программы:  Формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через прим...

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2018-2022 учебный год

           В Уставе Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических  дефектов, но...

Программа "Здоровый дошкольник". Программа оздоровления детей в ДОУ.

Комплексно- целевая программа "Здоровый дошкольник направлена на сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранения собственного ...

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2026 учебный год

ПРОГРАММА«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»программа оздоровления детей в ДОУна 2022-2026 учебный год...

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ  на 2022-2024 учебный год...