Психопрофилактическая работа старшего воспитателя по оптимизации психологического здоровья педагогов.
статья на тему
Психопрофилактическая работа способствует позитивному самовосприятию, самораскрытию педагогов, снижению эмоционального истощении, негативизма, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний, об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психопрофилактическая работа старшего воспитателя по оптимизации психологического здоровья педагогов.
Причины нарушения психологического здоровья:
- Конфликтные, психотравмирующие ситуации в коллективе, во взаимоотношениях с родителями, приводящие к стрессу и как следствие к неврозам. 60% заболеваний имеет психосоматическую основу, т.е. заболевания являются реакцией организма на физиологические стрессы и психологические травмы.
- «Эмоциональное выгорание» педагогов, проявляющееся в виде повышенной тревожности, вспыльчивости, подавленного настроения, бессонницы.
Под действием этих факторов личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.п.
Угрозы психологическому здоровью педагогов
Внешние источники:
- Физические
- неблагоприятные погодные условия
- недооценка значения закаливания
- несоблюдение правил психогигиены незнание способов саморегуляции)
- снижение физической активности, сидячий образ жизни
- нерациональный режим труда и отдыха
- Социальные
- межличностные отношения в коллективе
- интеллектуально-физические психоэмоциональные перегрузки
- неправильная организация общения, преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ, отсутствие поддержки коллег
- психотравмирующие моменты в личной, семейной и общественной жизни
- высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
Внутренние источники:
- индивидуально-личностные особенности воспитателей: эмоциональная возбудимость, неустойчивость эмоций, заниженная самооценка и т.д.
- отсутствие положительного отношения к себе, неумение любить и принимать себя
- факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции, длительно текущие соматические заболевания
- физическое и умственное переутомление
Для исследования эмоционального состояния педагогов – синдрома психологического выгорания и вероятности возникновения неврозов применимы следующие методики: опросник «Психологическое выгорание» Е.С. Старченковой, Н.Е, Водопьяновой и методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.
Основываясь на результатах исследования, строится поэтапная тренинговая работа, где педагоги шаг за шагом учатся самопознанию, позитивному самовосприятию и самораскрытию, развивают коммуникативные навыки и умения, ищут выходы из конфликтных ситуаций и эффективные способы педагогического воздействия, используют различные методы саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.
Психопрофилактическая работа:
Арт-терапевтический техники создают условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога.
Деловые игры, упражнения, психотехники способствуют гармонизации внутреннего мира педагогов, ослаблению его психической напряженности.
Телесно-ориентированные техники позволяют управлять своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Игры, упражнения и техники
для тренинговой работы с педагогами
Арт-терапевтические техники:
Упражнение «Рисунок настроения»
Перед тем как приступить к самому упражнению, педагогам нужно описать свое состояние на данный момент и это настроение перенести на листок бумаги с помощью цвета. Сюжет изображать не надо, а просто выбирать цвет по настроению. При этом нет никаких ограничений и правил.
Проективный рисунок
Предложить участникам нарисовать коллективный портрет группы, при этом каждый имеет право изобразить только один элемент. Данную процедуру целесообразно проводить на первом и на последнем занятиях, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.
Поочередное рисование
Инструкция: один из партнеров рисует в течение двух минут, затем другой продолжает рисовать то же в течение двух минут, затем снова первый и т.д. Заканчивается работа после того, как оба партнера посчитают работу завершенной. Если получается целостная картина, то у пары психологическая совместимость и они способны уступать друг другу. Если рисует каждый свое, то у них разная психофизика и им необходима работа по срабатываемости в парах.
Рисунок музыки
Слушание медитативной музыки сопровождается дыхательной гимнастикой, а затем предлагается изобразить те ассоциации, которые возникли в процессе работы.
Метафорические портреты
Данная техника предлагает нарисовать себя в виде какого-нибудь предмета или животного, изобразить и фон. После создания рисунка педагогам можно предложить рассказать о нем от первого лица или нарисовать, каким предметом или животным им хотелось бы быть.
Можно изобразить себя в виде предмета, отражающего сегодняшнее состояние, или:
- нарисовать себя на одной стороне листа в виде предмета, на другой – виде животного, постараться понять, как эти изображения соотносятся с отношением окружающих к конкретному педагогу и его отношением к окружающим;
- изобразить себя в виде растения на том или ином этапе его роста и развития, при этом обратить внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста этого растения;
- выбрать несколько цветов и передать с их помощью особенности своей личности.
Составление волшебных красок Самотерапия
(методика Т.Д. Зикевич-Евстигнеевой):
Сначала участники группы делают тесто из муки, соли, подсолнечного масла, клея ПВА; потом добавляют в него гуашь. Такими красками, созданными своими руками, приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять следы рук. Лучше рисовать на грубом картоне. В процессе рисования краски не размазываются, а выливаются на картон. Данный сказкотерапевтический тренинг проводится с целью:
- изучения и изменения психоэмоционального состояния;
- развития креативных, созидающих возможностей личности с использованием творческих видов деятельности;
- выявления актуальной проблематики личности путем анализа эмоционального состояния в процессе создания «волшебных красок»
Деловые игры и упражнения
Игра «Атомы»
Проводится в качестве разминки и с целью создания работоспособности. Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это атом. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг другом в зависимости от его команд – встают лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.
Игра-разминка «Баржа»
Проводится с целью снятия эмоционального напряжения, развития скорости мыслительных процессов, преодоления неуверенности в себе. Участники становятся в круг и называют слова, обозначающие психологические характеристики личности (добрый, веселый…) , перебрасывая при этом мяч, т.е. «грузят баржу»
Игра «машины»
Направлена на налаживание физического контакта между участниками, развитие тактильных ощущений. Участники группы разбиваются на пары. Один выступает в роли машины, другой – в роли ее мойщика. У «мойщика» глаза закрыты или завязаны. В течение пяти минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.
Упражнение «Доброе животное»
Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, укрепления единства группы и умения действовать сообща. Все участники становятся друг за другом, они – большое доброе животное. Ведущий просит всех вместе полетать, походить, попрыгать, подышать и т.д. После выполнения упражнения игроки говорят о своих чувствах.
Рефлексия «Ваши ассоциации»
Цель: развитие ассоциативных механизмов, умения давать обратную связь. Каждому участнику предлагается сосредоточиться на своем соседе по тренингу и за две минуты вспомнить все, что он говорил, делал при выполнении задний, как себя проявлял; вспомнить свои чувства, которые возникали по отношению к этому человеку. Через две минуты предлагается описать природное явление, время года, которые соответствуют впечатлениям об этом человеке.
Телесно-ориентированные техники.
Игра «Сорви яблоки»
Цель: психоэмоциональное, мышечное расслабление и успокоение. Участники встают так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места. Ведущий предлагает представить и собрать яблоки в саду, которые растут очень высоко. Затем педагоги срывают яблоки, делая при этом вздох, кладут в корзину – медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз.
Аутотренинг «Мобилизация»
Проводится с целью восстановления сил, общей готовности к продолжению выполняемой работы. Педагоги делают глубокий вдох-выдох, медленно повторяя следующие формулы:
- Я хорошо отдохнул
- Мои силы восстановились
- Во всем теле я ощущаю прилив энергии
- Мысли четкие, ясные
- Мышцы наполняются жизненной силой. Я готов действовать. Я словно принял освежающий душ.
- По всему телу пробегает приятный озноб и прохлада.
- Делаю глубокий вдох, резкий выдох и ощущаю прохладу
- Поднимаю голову (встаю)
Визуализация «Целительные воспоминания»
Предлагается удобно сесть или лечь, сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10 сек., а затем выдохнуть. Повторить упражнение 3 раза и затем восстановить естественный темп дыхания. С каждым вдохом нужно почувствовать, как расслабляется тело и сознание, уплывают шум, звуки, лица, проблемы.
В прошлом произошло много приятных событий. Одни были значительные, другие – не очень. Но все они радовали, приносили счастье. Нужно вспомнить свой радостный день, Вернуть к жизни ушедшие часы, минуты, когда было ощущение счастья, любви и необходимости кому-то. Предлагается пережить заново это счастливое прошлое, увидеть, услышать, ощутить и почувствовать его. Нужно не повторяться, не торопиться, дать каждому образу возможность появиться вновь.
По окончании сеанса нужно сосчитать до пяти и медленно вернуться к окружающей реальности.
Визуализация «Избавление от тревог»
Цели: Снятие тревоги, беспокойства; подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.
Расслабьтесь, представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысячи солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, прогревают тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются все ваши огорчения и тревоги., все отрицательные мысли и чувства. , страхи и переживания. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно.
Визуализация «Хрустальное путешествие»
Цели: Эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их преодоление, получение положительных эмоций.
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе следующее: вы медленно входите в весенний яблоневый сад, медленно идете по аллее, вдыхая запах нежных бело-розовых кустов и наслаждаясь им. По узкой тропинке вы подходите к калитке, открываете ее и попадаете на душистый зеленый луг. Мягкая трава качается, приятно жужжат насекомые, веерок качает ваше лицо, волосы. Перед вами озеро. Вода его прозрачна и серебриста, гоняются друг за другом солнечные зайчики. Вы медленно идете к острову, по берегу, вдоль озорного ручейка и подходите к водопаду. Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняют энергией. За водопадом – грот, тихий, теплый, уютный; в нем вы останетесь один на один с собой. А теперь пора возвращаться. Мысленно проделайте свой путь в обратном направлении, выйдете из яблоневого сада и только тогда откройте глаза.
Упражнение «Гора с плеч»
Цели: Сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.
Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, плавно и широко развести их назад и опустить. Такой осанка должна быть постоянно.
Упражнение «Руки»
Цели: Снятие усталости, установление психического равновесия.
Вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз. Необходимо представить, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Нужно отчетливо физически ощутить теплую тяжесть, скользящую по рукам. Посидите так 1-2 мин, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости.
Психопрофилактическая работа способствует позитивному самовосприятию, самораскрытию педагогов, снижению эмоционального истощении, негативизма, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний, об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.
Данные занятия способствуют повышению качества выполняемой работы педагогов, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно влиять на психологический климат в коллективе ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/10/picture-147492-1489125485.jpg)
Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов
Проблема профессионального стресса особенно остро заявила о себе в настоящее время. В современном обществе меняется отношение людей к работе. Работающие теряю...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/10/picture-147492-1489125485.jpg)
Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов
Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную Проблема профе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-467533-1443863741.jpg)
Из опыта работы старшего воспитателя Всероссийский урок - занятие «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»
Конспект «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»Цель: способствовать развитию и популяризации здорового образа жизни и Олимпийского движения среди педагогов и воспитанников ДОУ.Задачи:1. Формирова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-230225-1364403981.jpg)
Консультация "Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов"
Психолого-педагогический семинар для педагогов«Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов».1. Настрой на работу....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-353951-1477838403.png)
Релаксационные техники, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов.
Релаксационные техники, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов....
Реализация проекта по оптимизации психологического здоровья педагогов «Стресс в нашей жизни»
laquo;Стресс в нашей жизни».Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного...
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»
В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...