Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»
методическая разработка
В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
старшего воспитателя Успановой Марины Ивановны
по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»
Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Глубокие общественные преобразования неизбежно сопровождаются сменой мировоззренческих парадигм, рождением новых идей. В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческой личности.
Проблеме развития творческого человека уделялось внимание на всех этапах становления общества, она интересовала философов, психологов, культурологов, социологов, педагогов (Н.В. Гришина [13], Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Л. Рубинштейн [34], Б.М. Теплов, С.Л. Франк).
На настоящий момент разработаны важные теоретические положения, раскрывающие концептуальные подходы к проблеме развития творческого потенциала личности. Проблема творческого потенциала рассматривается исследователями как способность человека изменять и преображать окружающий мир (Теплов Б.М.); как сложная динамическая система взаимодействия человека с обществом (Аверченко Л.К.) [2], В.Н. Дружинин); как активность человека (Богоявленская Д.Б., Никулин А.Н., Савченко А.Я.); как особый вид мыслительной и практической деятельности (Платонов К.К. [30]); как способность человека творить добро и оказывать поддержку другому человеку (Л.В. Мардахаев).
В процессе анализа и практики можно выделить следующие противоречия:
- между теорией развития творческого потенциала личности и недостаточным преломлением этой теории в практике педагога ДОУ;
- между традиционным методическим подходом к развитию творческого потенциала педагога и слабой разработанностью психологической технологии продуктивности данного процесса.
Названные противоречия актуализируют проблему психологического сопровождения развития творческого потенциала педагога и организации возможных психологических условий для его осуществления и позволили определить тему нашего исследования: «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала персонала образовательного учреждения».
Объект исследования – педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – психологический климат коллектива как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования состоит в разработке методических рекомендаций по созданию психологического климата с позиций развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была разработана следующая гипотеза: качество образовательного процесса зависит от уровня творческого потенциала, условием развития которого является психологический климат в коллективе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- Выявить состояние разработанности проблемы исследования.
- Изучить особенности психологического климата и творческого потенциала педагогов.
- Выявить и обосновать условия формирования психологического климата, влияющего на развитие творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения.
- Разработать методические рекомендации по созданию психологического климата с позиций развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения.
- Сделать краткие выводы и предложения по результатам исследования.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературы, анализ отечественных и зарубежных теорий, изучающих психологию коллектива, в том числе и педагогического коллектива, обобщение;
- практические: методы изучения составляющих психологического климата коллектива, влияющих на развитие творческого потенциала педагогов
Практическая значимость данного опыта работы обусловлена возможностью применения предложенных автором методических рекомендаций по созданию психологического климата с позиций развития творческого потенциала педагогов для любого дошкольного образовательного учреждения.
База исследовательской работы: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 п. Каменский, Увельского района.
Педагогический коллектив как социальное и профессиональное объединение людей воплощает в себе все общие признаки коллектива. Для педагогического коллектива, как особой группы людей характерны также общественно и профессионально значимые цели деятельности, организованность, наличие руководства, сплоченность, относительная устойчивость и продолжительность функционирования.
Психологический климат в дошкольном учреждении оказывает мощное влияние на успехи и неудачи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность воспитанников. Формирование психологического климата это одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы. Психологический климат в коллективе зависит от сложившейся в нём системы отношений.
Дошкольное учреждение - это открытая система, в которой педагогический коллектив призван служить обществу, воспитывая и образовывая подрастающее поколение. Специфика психологического климата в педагогическом коллективе дошкольного учреждения обусловлена современными тенденциями в дошкольном образовании, так как успех в воспитании детей в детском саду в значительной мере зависит от умения взрослых общаться. Основным социальным заказчиком выступают, прежде всего, родители, общество и школа. В современном дошкольном учреждении изменения работы педагогического коллектива (изменение технологий воспитания и обучения) происходит одновременно с изменением характера отношений «детский сад – родители - воспитатель», в основе которых лежат взаимное уважение и доверие. Педагогический коллектив реагирует на имеющиеся и формирующиеся образовательные потребности родителей, через предоставление семье выбора программ, технологий, форм дошкольного образования. В этой связи отметим, что одним из показателей коллектива является взаимодействие с семьёй – заказчиком категорий услуг, в своей работе педагогический коллектив должен ориентироваться не на «усреднённого» потребителя, а учитывать индивидуальные особенности отдельных детей, родителей.
В соответствии с гипотезой и задачами был определён ход исследования, который состоял из трёх этапов: аналитический (апрель 2011 года – март 2012 года); организационный (разработка, внедрение) и контрольный (с апреля 2013года).
В связи с этим для изучения эффективности управления психологическим климатом в педагогическом коллективе были взяты методики, направленные на изучение ценностно-ориентационного единства (сплоченности) и совместимости педагогов.
- Методика «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе» позволила определить уровень социально-психологического климат в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.
- Методика оценки уровня творческого потенциала педагогов.
Исследование проводилось на базе муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 п. Каменский.
В образовательном учреждении работает 8 педагога, среди которых 4 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 5 педагогов имеют специальное высшее образование. Возрастные границы педагогов – от 30 до 54 лет, профессиональный стаж от 7 - 32 лет. Исследование проводилось на принципах добровольности, согласие на участие в диагностических процедурах было получено от 8 педагогов.
Для осуществления данной цели были решены следующие задачи:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу выявления уровня творческого потенциала педагогов.
2. Изучение и подбор эффективных методов для исследовательской работы.
3.Составление и реализация программы по формированию психологического климата в педагогическом коллективе.
С целью создания системы работы с кадрами в образовательном учреждении по формированию благоприятного психологического климата, формированию сплоченности, совместимости в педагогическом коллективе, осмыслению процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности; создания в коллективе атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, формирования позитивного, доброжелательного микроклимата для роста и развития профессионального творческого мастерства педагогов была разработана и апробирована Программа формирования климата в педагогическом коллективе.
Программа, направленная на формирование сплочённости коллектива, формирование команды.
Задачи программы:
- формирование сплоченности, совместимости в коллективе на основе ценностно-ориентационного единства;
- снятие психического и физического напряжения воспитателей;
- обучение основным приёмам коллективной работы;
- создание атмосферы эмоциональной стабильности, доброжелательности, сотрудничества и взаимопонимания;
- развитие коммуникативных и организаторских способностей;
- обучение педагогов способам саморегуляции;
- повышение самооценки воспитателей;
- развитие уверенности в себе.
Принципы, лежащие в основе программы:
- учёт индивидуальных, возрастно-психологических особенностей педагога;
- принцип системности;
- принцип программированного обучения;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип усложнения;
- принцип учёта эмоциональной сложности материала.
Ожидаемые результаты.
Программа рассчитана на три года и состоит из 3 разделов:
1 раздел – диагностический: направлен на изучение психологического климата в педагогическом коллективе, выявление причин неустойчивого психологического климата, на основе описанных выше методик;
2 раздел – рекомендуемые мероприятия: включает в себя рекомендации руководителю образовательного учреждения по проведению мероприятий, направленных на формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
3 раздел - направлен на формирование благоприятного психологического климата в коллективе, формирование ценностно-ориентационного единства, на сплочение коллектива, повышение совместимости педагогов.
Творческий рост педагога может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов. Роль руководителя образовательного учреждения должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), но и в создании в педагогическом коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Психологический климат в коллективе: Тренинг на развитие команды»
Тренинг для педагогов...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.
Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из факторов развития творческого потенциала педагого...
Описание опыта работы по методической теме: «Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии звуковой культуры речи дошкольников»
« Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский)...
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
Семинар для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогическое творчество – волшебный ключ к развитию творческого потенциала ребенка дошкольного возраста»
Духовная жизнь ребенка полноценналишь тогда, когда он живет в мире игры,сказки, музыки, фантазии, творчества.Без этого он – засушенный цветок.В. А. Сухомлинский Доброе утро, сегодня я, вмес...
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье раскрыта необходимость совершенствования системы управления кадрами в области образования, призванной активизировать новые грани профессионального поведения педагога дошкольного образовательн...