"Мы растём здоровыми"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Мы растем здоровыми».
(старший дошкольный возраст)
Актуальность проекта.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека.
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа, как в детском саду, так и в семье.
Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относится к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье –эти слова часто звучат в нашей жизни. Их нужно довести до сознания каждого ребенка. Здоровью надо учить. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека.
Проект направлен на решение вопросов по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья.
Цель проекта:
Разработка новых эффективных форм совместной здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста.
Планируя работу по здоровьесбережению, мы должны учесть, что воспитание практических приемов и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни зависит от целенаправленно- образовательной работы в дошкольном учреждении и семье, создании условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия ребенок- педагог- родитель.
Задачи:
Формировать первичные ценностные представления о здоровье, желание его сохранить.
Сформировать потребность в двигательной активности.
Разработать и внедрить систему работы по приобщению детей и родителей к традициям и ценностям здорового образа жизни.
Тип проекта:
Долгосрочный (срок реализации: сентябрь - май, познавательно- творческий.(2014-2015у.г.)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, их родители, воспитатели.
Место реализации проекта МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»
Ожидаемые результаты:
1. Сформировать у детей начальное представление о здоровом образе жизни.
2. Устойчивое желание сохранять и укреплять свое здоровье у детей и родителей.
3. Освоение практических навыков, умений поддержания и приумножения собственного здоровья.
Продукт проектной деятельности:
- «Энциклопедия здоровья», созданная совместно с детьми и родителями (рисунки, фотографии, семейные рецепты для сохранения и укрепления здоровья).
- Информационный стенд для родителей «Мы за здоровый образ жизни».
- Картотека игр по здоровьесбережению.
Интеграция образовательных областей:
«Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка».
Краткое описание проекта:
Подготовительный этап:
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2. Первичная диагностика культуры здоровья детей и анкетирование родителей, позволяющее изучить культуру здоровья семей.
3. Подбор художественной и познавательной литературы по теме «Здоровый образ жизни».
4. Разработка плана совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, работы с родителями старшей группы в рамках проекта.
5. Оформление «Уголка здоровья для детей»
6. Подбор материалов для оформления информационного стенда для родителей.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста
№ | Работа с детьми | Сроки исполнения |
Раздел №1. «Наш организм»: 1. Строение тела. 2. Органы чувств. 3. Внутренние органы. | Беседа «Что такое энциклопедия». Рассматривание с детьми различных детских энциклопедий. Обсуждение названия энциклопедии и рубрик в ней. Принятие решения о создании «Энциклопедии здоровья». Рассматривание плакатов «Что внутри человека? », «Строение тела человека».. Эксперимент «Органы чувств». Опыты: «Сухой язык», «Из чего мы сделаны? », «Дорожка ощущений», «Почему кровь движется? ». Д/и игры: «Анатомический фартук» Рисование «Из чего сделан я? » | Сентябрь. |
Раздел №2. «Правильное питание» 1. Что такое витамины. 2. Куда исчезает моя еда. 3. Здоровье и питание. | Ситуативный разговор «Что такое «здоровый образ жизни». Экскурсия в аптеку. Исследовательская деятельность «Как определить пригодность продукта». Беседа «Что такое витамины». Изготовление коллажей с изображением продуктов,содержащих витамины А, В, С.. Отгадывание и придумывание загадок об овощах и фруктах. Оформление «Книги рецептов». Приготовление витаминных салатов и сладких блюд». Рассматривание плаката «Пищеварительная система». Беседа- размышление «Полезная и вредная еда». Встреча с поваром. Разработка «Правил здорового питания» ОО «Чтение художественной литературы» Алхазова Ф. «Что такое витамины», «Витамины», «Ягоды», Коростелев Н. «Когда и что»Д/и: «Полезно-вредно», «Витаминный салат», «Овощи-Фрукты», Д/и «Найди свой витаминный домик». С/р игры: «Магазин», «Аптека» | Октябрь. |
Раздел №3. «Гигиена и режим дня» 1. Правила Чистюли. 2. Режим дня и здоровье. 3. Закаливание и здоровье. | Беседа «Чистота и здоровье» Исследовательская деятельность «Как я себя чувствую» Загадки о предметах гигиены. Рассматривание фотоизображений микробов. Игра- драматизация произведения Агнии и Павла Барто «Девочка Чумазая». Обсуждение пословиц о здоровье. Ситуативный разговор: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Опыт «Загорелое яблоко». Закаливающие мероприятия: влажное обтирание после дневного сна, ходьба босиком по влажным дорожкам, воздушные ванны. ОО «Чтение художественной литературы» Чуковский К. И. «Мойдодыр», Благинина Е. «Почему кот моется после еды? », Остер Г. «Нарушение правил этикета: правила личной гигиены», Коростелев Н. «А ты не забыл носовой платок? ». Дидактические игра: «Подбери одежду по сезону». Рисование на тему «Как вы себе представляете микробы? | Ноябрь. |
Раздел №4. «Движение - это жизнь» 1. Спорт, спорт, спорт. 2. Движение и здоровье. 3. Олимпийские игры. | Беседа «Для чего мы делаем гимнастику и занимаемся спортом? » Рассматривание иллюстраций о спорте. Отгадывание и придумывание загадок (о спорте) Рассказ воспитателя о первых Олимпийских играх. Беседы «Знаменитые олимпийцы современности», «Олимпийская символика и традиции». Составление рассказов детьми о любимом виде спорта. Обсуждение пословиц и поговорок о спорте. Фоторепортаж «Мы занимаемся спортом». Прослушивание и заучивание песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Физкульт-Ура! », «Трус не играет в хоккей» . Экскурсия в спортивный зал школы.№27. ОО «Чтение художественной литературы» Барто А. «Зарядка», Галявкин В. «Про Вовкину физкультуру», Граубин Г. «Физзарядка», Афонькин С. «Зачем делать зарядку». Д/ игры: «Зимние и летние виды спорта», «Назови вид спорта». Д/у : «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! » С/р игры: «В спортзале» Рисование на тему: «Мой любимый вид спорта» П/и: «Попади в цель», «Кто дальше прыгнет», «Перетяжки» (с гимнастической палкой) | Декабрь. |
Раздел №5. «Возможности здорового человека» 1. Сам себе я помогу и здоровье сберегу (профилактика РВИ и гриппа) 2. Правила ухода за больным, вызов врача. 3. Полезные и вредные привычки человека. | Ситуативный разговор «Откуда берутся болезни». Беседа «Кто нас лечит? ». Посадка огорода на окне. Обсуждение примеров из жизни и правил поведения во время болезни. Беседа «Как плохо быть больным» Тренинг «Как вызвать скорую помощь по телефону». Беседа «Полезные и вредные привычки» ОО «Чтение художественной литературы» Михалков С. «Прививка», Барто А. «Мы с Тамарой- санитары», «Тридцать шесть и пять», Токмакова И. «Мне грустно, я лежу больной». Д/у «Что делать, если… » (порезал палец, обжегся ) С/р игры: «Поликлиника», «В кабинете врача», «В нашем доме больной», «Скорая помощь», «Аптека». Рисование «Что делать, если человек заболел? » | Январь. |
Раздел №6. «Мое здоровье в моих руках» 1. Здоровые зубы - здоровый организм. 2. Хорошее зрение- возможность обозрения. 3. Как прекрасно слышать мир! 4. Правильная осанка- залог здоровья. | Составление коллажа «Что полезно для зубов». «Почему болят зубы? ». Игра- эксперимент «Как правильно чистить зубы». Составление правил ухода за зубами. Рассматривание плаката «Строение глаза» Придумывание правил «Гигиена глаз». Составление коллажа «Что полезно для глаз» Гимнастика для глаз «Утром дети ,как проснутся…..» Опыты: «Темно- светло», «Если не видишь». Беседа с ЛОР- врачом о правилах ухода за ушами. Самомассаж ушных раковин. Опыты: «Кто что слышит», «Проверим слух». Эксперименты «Как мы слышим звук». Упражнения на проверку осанки и ее укрепление. ОО «Чтение художественной литературы» Бойко Г. «Зубы», Усачев А. «Баллада о конфете», Михалков С. «Как у нашей Любы», Коростелев В. «Королева- зубная щетка». Д/и:«Что полезно, а что вредно для зубов» (глаз) С/р игры: «Больница», «На приеме у окулиста» Рисование «Друзья моих зубов». Подвижные игры: «Жмурки», «Угадай, кто позвал» Д/и «Что лишнее», «Определи по звуку», «Не пропусти свой звук». | Февраль. |
Раздел №7. «Чистая природа – здоровые мы» 1. Как мы дышим, чем мы дышим? 2. Без растений жить нельзя. | Рассматривание плаката «Как мы дышим». Дыхательная гимнастика. Эксперименты: «Значение воздуха для организма», «Послушаем свое дыхание» Отгадывание загадок о лекарственных растениях. Моделирование «Рост, развитие, размножение растений». Коллективное оформление коллажа «Что нужно дереву». ОО «Чтение художественной литературы» Бианки В. «Чей нос? », Михалков С. «Как медведь трубку курил? », Д/и: «Отгадай, чей листик», «Времена года», «Во саду ли, в огороде», С/р «Магазин», «Семья». Рисование на тему: «Зеленый наряд Земли». Рассматривание «Красной Книги». Д/и «Что будет, если.», «Узнай по описанию», «Отгадай-ка» Рассматривание природоохранных знаков и составление рассказов детьми о правилах поведения в природе. Д/и «Ядовитые растения и ягоды», Д/и: «Живая и неживая природа», «Съедобное- несъедобное» С/р: «Магазин», «Семья». Сочинение «Экологической сказки» о бережном отношении к окружающему миру. ОО «Чтение художественной литературы» Статьи из «Красной Книги», Бианки В. «Лесная газета» Рисование на тему: «Чистая планета». П/и «Живая цепочка» Рассматривание иллюстраций и обсуждение опасных для жизни и здоровья ситуаций. Экскурсия на кухню, прачечную, медицинский кабинет. Беседа о правилах пожарной безопасности. Рассказ о электрических приборах, электрическом токе. Моделирование ситуации «Если случилась беда», «Если ты получил травму», «Таблетки дома». Ситуативный разговор на темы: «На детской площадке», Правила катания на велосипеде, роликах, самокате». Экскурсии, целевые прогулки к светофору, пешеходному переходу. ОО «Чтение художественной литературы» Толстой Л. Н. «Пожар», «Пожарные собаки». Д/и: «Опасно- неопасно», «Найди пару»(карточки 01, 02, 03, специальные автомобили) . С/р: игра: «Транспорт», «Скорая помощь». П/и : «Пожарные на учении». Рисование на тему: «На улицах города». | Март. Апрель. Май. |
Раздел№ 8. «День здоровья» 1. Чистая планета - здоровые мы. 2. «День Земли». 3. Правила поведения в природе. Раздел № 9. 1. Правила поведения на улице. 2. Правила поведения в спортзале. 3. Правила поведения в быту. |
Планирование работы с родителями
№ | Работа с родителями | Сроки исполнения |
1. | Информирование родителей о теме, целях и задачах проекта. Анкета «Вы и здоровый образ жизни». | Сентябрь. |
2. | Практикум «Здоровое питание для дошкольников». Участие в конкурсе поделок из природного материала «Краски осени» Фотовыставке «Дары природы». | Октябрь. |
3. | Конференция «Закаливание – путь к здоровью» (выступление родителей по обмену опытом закаливания в семье). Консультации: «Закаливание детского организма», «Профилактика ОРВИ» | Ноябрь. |
4. | «Семейные спортивные традиции», подбор стихов и загадок о спорте (оформление в форме альбома Консультации: «Спорт в жизни людей», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка». | Декабрь. |
5. | Консультация «Здоровый малыш», пополнение картотеки: «Гимнастика для глаз» Разработка олимпийской символики. Спортивный праздник «Открытие Олимпиады» | Январь. |
6. | Папка - раскладушка «Профилактика кариеса» | Февраль. |
7. | Организовать дома посадку лука, вести наблюдение за его ростом, вести «Дневник наблюдений» Обсуждение с детьми, правильно ли расположены цветы, благоприятны ли условия для жизнедеятельности растений, Познакомить с названиями комнатных цветов. | Март. |
8. 9. | Участие в выставке совместных с детьми рисунков, плакатов на тему «Сбережем природу! », в конкурсе поделок из бросового материала «Чудесные превращения». Заучивание стихотворений к празднику «День Земли». Изготовление природоохранных знаков. Консультация «Прогулки с детьми в лес». Итоговое мероприятие: «Викторина «Мама, папа, я – здоровая семья». Заключительный этап: Презентация «Энциклопедии здоровья» (совместных работ детей и родителей) 1,Анализ повседневной работы, соотнесение результатов с поставленными задачами. 2. Проведение итогового мероприятия «Викторины «Мама, папа, я – здоровая семья» 3. Презентация «Энциклопедии здоровья» (совместных работ детей и родителей) | Апрель. Май. |
Работа с педагогами:
Консультация на тему: «Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни».
Презентация книжки малышки: «Бабушкины рецепты (народная аптечка).
Ожидаемые результаты:
1. Сформировали у детей начальное представление о здоровом образе жизни .
2. Устойчивое желание сохранять и укреплять свое здоровье у детей и родителей.
3. Освоение практических навыков, умений поддержания и приумножения собственного здоровья.
Используемая литература:
- «Детство» Бабаева Т.И. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» «Детство-пресс»,2011г.
- Спиричев В.Б. «Что могут и чего не могут витамины? Москва, 2003г.
3. Калитановой Г.В. «Лечебная физкультура и массаж», Москва,2006г.
4. Козырева О. В. «Лечебная физкультура для дошкольников».
5 .Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» , Волгоград, 2010г.
6.Чемашенцева О. В. «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград, 2008.
7.Козлова С.А. программа «Я - человек», Москва, 2001г.
8.Сигимова М. Н. «Формирование представлений о себе у старших дошкольников»,
Волгоград, 2009г.
9.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс.Мы растём здоровыми
ü учить детей правильной посадки на мячах,ü развивать координацию движений,ü способствовать формированию правильной осанки,ü выз...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию на тему "Мы растём здоровыми" в средней группе
Возраст: средняя группа (4– 5 лет).Образовательные области: здоровье, физическая культура, познание, коммуникация, труд, безопасность.Цель: формировать потребность в здоровом образе ж...
"Мы растём здоровыми"
Сценарий спортивного праздника для старших групп....
Проект по валеологии «Растём здоровыми» в средней группе.
Проект по валеологии «Растём здоровыми» в средней группе.Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологи...
программа оздоровления детей в ДОУ "Растём здоровыми"
программа оздоровления детей в ДОУ "Растём здоровыми"...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МЫ РАСТЁМ ЗДОРОВЫМИ»
Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни...
Проект тематического дня здоровья «Мы растём здоровыми, счастливыми, весёлыми!»
Цель:формирование культуры здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков.Задачи:Приобщить детей и их...