Принципы оздоровительной деятельности с ослабленными детьми в детском саду
консультация (старшая группа) по теме
Анализ причин ухудшения здоровья дошкольников. Рекомендации по профилактике, закаливанию и укреплению здоровья детей..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_ozdorovleniya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.Ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей. Преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, регламентация режима дня в дошкольном учреждении и отсутствие такового в семье; перегруженность групп; отсутствие должной материально-технической базы увеличивают количество ослабленных и часто болеющих детей. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов. В отечественной медицине часто болеющими считаются: дети до 1 года, если случаи (ОРЗ) - 4 и более в год; дети от 1 до 3 лет - 6 и более ОРЗ в год; дети от 3 до 5 лет - 5 и более ОРЗ в год; дети старше 5 лет - 4 и более ОРЗ в год. Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10-14 дней одно ОРЗ). По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России лишь около 40% детей можно считать условно здоровыми. Длительно болеющие дети также могут быть отнесены к категории часто болеющих. Поэтому в дошкольном учреждении с детьми проводится оздоровительная работа.
Принципы, которых следует придерживаться:
- Учет влияния психологических факторов на здоровье ослабленного ребенка;
- Пристальное изучение детской индивидуальности, т.к. индивидуальные различия среди ослабленных детей более выражены, чем среди здоровых;
- Организация отдыха и деятельности (включая двигательную);
- Культивирование специфических для детей дошкольного возраста форм деятельности;
- Выделение активизации положительных эмоций, формирования здоровой осанки и правильного дыхания в качестве приоритетов физического воспитания;
- Обеспечение хорошего питания в количественном и качественном отношении;
- Осуществление закаливания с постепенностью и осмотрительностью, при участии медицинского работника ДОУ.
Одна из важнейших особенностей растущего организма - наличие критических периодов развития у детей, когда наблюдается массовый всплеск нарушений сердечно- сосудистой, пищеварительной, эндокринной, кровеносной, нервной и др. систем, даже угроза заболевания туберкулезом.
Занятия по физическому воспитанию должны включать упражнения дыхательной гимнастики (например, Б. Толкачева, М.А. Лазарева и А. Стрельниковой). Например, Методика дыхательной релаксации М.А. Лазарева: «Ложимся на спину... Закроем глаза... Представим, что мы вдыхаем аромат цветка... Нежный аромат цветка... Бодрость... Хорошее настроение...».
Или дыхательное упражнение «Волки» (по Б. Толкачеву): дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук «у - у - у - у...». В дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, поворачиваемся - нюхаем: «Ладошки», «Насос», «Большой маятник», «Перекаты» и другие. Таким образом, на занятиях оздоровительной направленности можно использовать различные дыхательные методики. Целесообразно их проводить в стихотворной игровой форме. Эффективность этих упражнений в том, что укрепляется дыхательная мускулатура в целом, регулируется состояние нервной системы ребенка.
Дыхательные упражнения можно проводить для снятия напряжения и усталости, во время физкультминуток, в гимнастике пробуждения, на индивидуальных занятиях с дидактическим материалом и т.д. ). Дыхательные и звуковые упражнения: имитация через дыхание (ураган, легкий ветерок, пылесос, велосипедный насос, надувание шариков и др.); дыхание в разном ритме (короткие и прерывистые, медленные и размеренные вдохи и выдохи); вдох через левую ноздрю, выдох через правую и наоборот; произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок; "рисование" дыханием в воздухе воображаемых фигур; вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны в положении стоя и сидя по-турецки. Только при взаимодействии педагога и родителей элементы дыхательной гимнастики дадут положительный результат в оздоровлении ребенка.
В процессе физкультурных занятий дети с ослабленным здоровьем быстро устают. Особого подхода требуют дети с заболеваниями органов дыхания и кровообращения, а также с функциональными отклонениями со стороны нервной системы. При организации двигательного режима необходимо определить оптимальные пределы физических нагрузок, позволяющие без ущерба здоровью улучшить физическую подготовленность и повысить функциональные возможности этих детей. Необходимо выполнять упражнения, требующие проявления решительности, координации движений, использовать методы поощрения, отмечая их успехи. Наибольшее влияние на детей оказывает сочетание активных движений с пребыванием на воздухе. Круглогодичное проведение физкультурных занятий и прогулок позволяет обеспечить достаточный уровень двигательной активности. Для развития выносливости постепенно увеличивают продолжительность бега. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям. Большое внимание уделяют воспитанию правильной осанки детей.
Упражнения для формирования и коррекции осанки: подъем рук и ног, прогибание туловища, потягивание, шаги из положения стоя у стены, игровое упражнение "Росточки", наклоны, повороты, ходьба с предметами (мешочком, деревянным кубиком, резиновым кругом, резиновым мячом) на голове, подъем головы, отведение плеч, прогибание туловища в положении лежа. Напряжение и расслабление мышц спины через вхождение в образы (медведь, слон, бабочка, зайчик), игровые упражнения "Гордая походка", "Балерина", "Птица перед взлетом". Рекомендуется проводить такие упражнения в утренней гимнастике, на специальных физкультурных занятиях, в играх, спортивных состязаниях. Например, игры с мячом способствуют улучшению кровообращения в легких, увеличивают подвижность суставов грудной клетки и эластичности легочной ткани, повышают мышечный тонус. Особо эффективны водные процедуры - после их приема улучшаются аппетит и сон.
Для ослабленного ребенка большое значение имеет закаливание, так как он отличается пониженной сопротивляемостью инфекции. Усилить сопротивляемость организма ослабленных детей можно через систему закаливания.
Принципы закаливания впервые сформулированы в 1910 г. Г.Н. Сперанским:
- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;
- интенсивность закаливающих процедур увеличивать постепенно, соответственно возможностям растущего организма;
- требуется систематичность и последовательность при проведении закаливания.
Закаливание в саду должно вестись под контролем медицинского работника и должно быть индивидуализировано.
Формы закаливания воздухом: дневной сон летом на воздухе и воздушные ванны (зимой в помещении, весной и летом на участке), обтирание, обливания, солнечные ванны и др. средства. Наиболее эффективны контрастные воздушные и водные ванны. С помощью контрастного закаливания путем тренировки создаются условия для повышения сопротивляемости детского организма.
Важнейшее значение имеет режим – это последовательное распределение во времени основных физиологических потребностей дошкольника (сон, прием пищи, бодрствование) и оздоровительных мероприятий (закаливающие процедуры, массаж, гимнастика, подвижные игры и т.д.). Особое требование к режиму - в разумном балансе между двигательной активностью и отдыхом. Это связано с тем, что ослабленные дети в большей степени нуждаются в отдыхе, чем здоровые, дефицит движений негативно сказывается на их психофизическом состоянии. Выход из этой ситуации - прежде всего в удлинении времени сна.
Перерывы для отдыха во время занятий, прогулок, подвижных игр должны быть чаще, чем для здоровых детей. Даже короткие промежутки отдыха (по 3-5 мин.) имеют для ребенка благотворное значение. Рекомендуется использовать процедуры в комплексе: босохождение - обширное умывание - ходьба босиком по мокрым дорожкам - обмывание стоп ног душем; полоскание рта с солью, отварами трав (водой комнатной температуры); воздушные ванны в трусиках и босиком; контрастные воздушные ванны - гимнастика на улице в весенне-летний период.
Осуществление профилактической работы: кислородные коктейли; кварцевание групп; прием поливитаминов; обучение детей и их родителей технике самомассажа для воздействия на биологически активные точки кожи (БАТК) в целях профилактики респираторных заболеваний. Например, игровые упражнения "Скульптор замешивает глину" /массаж живота для нормализации работы кишечника/; "Буратино" (укрепление шейного отдела позвоночника); "Качалочка" (улучшение работы позвоночных дисков, активизация шлаковыводящих процессов в организме); "Велосипед" (улучшение кровообращения в ногах, нормализация работы кишечника); "Массаж рук" (нормализация работы сердца, легких, печени, кишечника); "Заводим машину" (БАТК между грудными отделами); "Чебурашка" (БАТК ушных раковин); "Массаж головы" (БАТК головы); массаж передней и боковой части шеи). Используются нетрадиционные методы и методики: звукотерапия, корригирующая гимнастика, полоскание слизистых оболочек носоглотки 1,5%-ным раствором морской соли (способствует также сохранению зубов и профилактике стоматитов).
Упражнения для профилактики плоскостопия: Ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекаты с пятки на носок, на месте- не отрывая носка от пола, перекаты с носка на пятку- стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика, захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек), игровое упражнение «Если бы ноги стали руками».
.Литература:
1. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М., 2004.
2. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1991. - №10. - С.8.
3. Нурмухаметова Л.Р. Дыхательная гимнастика в детском саду // Логопед. - 2008. - №3. - С. 116-119.
4. Пензулаева Л.И Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 - 7 лет). - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 255 с.
6. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - С.39-42.
7. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 33-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)
Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...
Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада
В статье раскрывается опыт работы коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....
Конспекты совместной деятельности педагога с детьми в детском саду
В данном разделе публикуются конспекты занятий для воспитанников старших групп (с использованием современных технологий)....
Памятка для воспитателей "Организация летней оздоровительной работы с детьми в детском саду"
Данная памятка поможет воспитателям старшей группы правильно организовать деятельность детей в летний период....
Аналитическая справка по результатам летне-оздоровительной работы в МБДОУ ПГО «Пышминского детского сада №7» с детьми подготовительной к школе группе
справка за летний период подготовильной группы....
Организация оздоровительной работы с детьми в детском саду в летний период.
данный материал можно использовать в качестве доклада на педсовете или для консультации родителей....
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду
Организация занятий по физическому воспитанию и здоровью для детей детского сада может быть, как увлекательной, так и образовательной. Главное — убедиться, что занятия соответствуют возрасту, ув...