Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада
материал по теме

Игнатьева Анжелика Викторовна

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ignateva_a.v_statya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Условия успешной организации образовательной,  

коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности

в условиях   начальной школы – детского сада

А.В. Игнатьева, директор

государственного бюджетного образовательного учреждения  

      Белебеевская  специальная  (коррекционная) начальная

 школа – детский сад  № 37 «Ягодка»  IV вида

                                                                       

         Ранняя коррекция зрительного дефекта и обеспечение комплексной офтальмологической и педагогической помощи в настоящее время является наиболее актуальной проблемой.  Опыт  показывает,  что  у  детей  с  нарушениями  зрения  часто  имеют  место  и  общепатологические  процессы.  Зрительный  дефект  еще  в  ранний  период  жизни  ребенка  снижает  у  него  не  только  познавательную  активность,  но  и  двигательную.  Лечение  косоглазия  и  амблиопии  в  условиях поликлиник  сопряжено  со  многими  бытовыми  трудностями;  эффективность  этого  лечения  недостаточна.  Положительный  результат  достигается,  как  правило,  лишь  в  процессе  многолетнего  регулярного  лечения.      

        Государственное бюджетное образовательное учреждение   Белебеевская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад   «Ягодка»   IV  вида    - учреждение для детей с нарушениями зрения.   В данное время у нас действует 3 дошкольные группы и 5 классов начальной школы, всего 93 воспитанника в возрасте  от 3-х до  11 лет.

         Целью учреждения является решение задач дошкольного и начального школьного образования, а также лечение и коррекция зрительных нарушений.

        Основные направления работы учреждения: коррекция зрительного восприятия, интеллектуальное развитие, национально-патриотическое воспитание,  эмоционально-волевое воспитание, физическое развитие и воспитание, духовно-нравственное, трудовое воспитание, художественно-эстетическое и музыкальное воспитание. 

         В учреждении - 25 педагогов. Это: воспитатели, учителя начальных классов, учитель башкирского языка, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель. Коррекционную работу в учреждении ведут: учителя – дефектологи (тифлопедагоги), учитель - логопед, педагог – психолог. Кроме этого,  коррекционная направленность обучения и воспитания обеспечивается  на уроках, занятиях и во внеурочной деятельности.          

         Основа  всей  коррекционной  работы  -  нарушенное  зрение. Восстановление  зрения - сложный  и  длительный  процесс.   Регулярное  лечение  требует  постоянного  контакта  между  медицинскими  и  педагогическими  работниками.   У  детей,  находящихся  на  лечении,  имеются  специальные  медицинские  предписания  и  рекомендации,  которые  необходимо учитывать   педагогам.  Без  знания  степени  выраженности  дефекта,  характера,  содержания,  медицинских  мероприятий,  осуществлять  психолого-педагогическую  помощь  невозможно.   Врач  дает  указания  по  дозировке  зрительной  нагрузки,  рекомендует  тренировочные  упражнения,  преследующие  лечебные  цели.

           Медицинское обеспечение воспитанников осуществляется  медицинским персоналом, который  состоит в штате  учреждения. Работают  и прикрепленные врачи  лечебно-профилактических учреждений. Лечебно – оздоровительная работа включает: контроль за санитарно – гигиеническими условиями среды,  режимом дня,  питанием, физическим воспитанием, закаливанием детей, специальные меры профилактики острых респираторных  заболеваний.

          Дети, поступающие в наше учреждение имеют такие зрительные  нарушения  как:   гиперметропия,  амблиопия,  косоглазие,   смешанный астигматизм,  миопия,  афакия,  врожденная патология зрительного нерва и сетчатки, катаракта, спазм аккомодации.

          Врач-офтальмолог и медицинские сестры занимаются коррекцией и лечением зрительных нарушений, проводят плеопто-ортоптическое и диплоптическое лечение.  Врач-офтальмолог оказывает детям постоянную медицинскую помощь,  направленную на профилактику раннего выявления отклонений в состоянии здоровья и своевременное лечение, экстренную и неотложную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы  профилактики, диагностики, лечения и реабилитации детей с нарушениями зрения.  

         Обследование детей, поступающих в учреждение ведется по следующей схеме: сбор анамнестических данных (время появления косоглазия или снижения остроты зрения, сопутствующие заболевания, наследственность), исследование остроты зрения (без очков, в очках), определение бинокулярного зрения – на цветотесте (для дали, для близи), дается характеристика косоглазия.

         Лечение воспитанников проходит в хорошо оборудованном  офтальмологическом кабинете, который   оснащен  следующими аппаратами:  макулотестер, мускулотренер, конвергенц-мускулотренер,  синоптофор,    электростимулятор  «ЭСОМ-КОМЕТ»,  аппарат магнитной терапии «Атос» с приставкой «Амблио-1», устройство фотомагнитной стимуляции   «Амблио-2», аппараты «КРОТа», «Ручеек»,   амблиотренер, бивизиотренер, «АСИР», «ЛАСТ - 01», «СОКОЛ», «ФОРБИС», монобиноскоп, «Визотроник», «Инфита-М» и другие.  Кроме этого,  у нас успешно используются компьютерные программы для лечения зрительных нарушений: «Плеоптика», «EYE»,  «RELAX».  

          Во  всех  группах  и  классах  специалисты  и  педагоги  проводят  работу  по  выявлению  и  ранней  диагностики  отклонений  в  развитии  детей,  определении  актуальных  и  резервных  возможностей  ребенка,  обеспечению  индивидуального  подхода,  отслеживанию  динамики  развития  и  эффективности  коррекционно - развивающих  программ. Разработанная коллективом модель коррекционной работы позволяет проводить успешную комплексную психолого-педагогическую коррекцию в тесном единстве с лечением зрения.  Работа по коррекции зрительного восприятия  направлена на активизацию  и  стимуляцию  зрительных  функций,  развитию  различных  способностей зрения: цветоразличение, движение глаз, фиксации, локализации  взора,  конвергенции  и  аккомодации. Особое внимание уделяется гигиене зрения в соответствии с требованиями  лечебно – восстановительной  работы.  

         У нас созданы все условия для успешного  лечения,  воспитания  и  обучения  детей  с  нарушениями  зрения, а также условия для коррекционно-развивающей среды во всем пространстве учреждения. Это: специальные зрительные яркие ориентиры,  лабиринты, схемы, условные цветовые сигналы. Действуют  кабинеты тифлопедагогической помощи, кабинет сенсорного развития, которые оснащены необходимым оборудованием, дидактическими материалами и тифлоприборами, такими как «Светлячок», «Графика».       

          По рекомендации тифлопедагогов  учителя и воспитатели проводят коррекционные минутки на уроках и занятиях, коррекционные динамические паузы, соблюдают режим зрительной нагрузки, для детей готовится специальный раздаточный в материал, в котором учитывают величину, цвет, форму и фон. Одной из основных целей занятий тифлопедагогов является развитие мелкой моторики, осязания, всех сохранных анализаторов для формирования целостного представления  об окружающем мире. На занятиях используются элементы моделирования, схемы, планы, знаки-символы, задания с  применением шаблонов, трафаретов, штриховки.

         Практика  показывает,  что  эффективность  лечения  глазных  заболеваний  в  нашем  учреждении  выше,  чем  в  глазных  кабинетах  детских  поликлиник,  кабинетах  охраны  зрения.  Это  обусловлено   сочетанием  интенсивной  длительной  комплексной  лечебной  работы  с  коррекционно-педагогическими  мероприятиями, проводимыми в нашем учреждении, а также тесное взаимодействие всех специалистов учреждения.

         Хотелось бы поделиться  мыслями об активной жизненной позиции наших коллег, работающих в учреждении. Коллектив педагогов учреждения –  участник и победитель многих муниципальных, республиканских   и всероссийских конкурсов и мероприятий. Результаты работы нашего коллектива, достижения  наших воспитанников и учащихся не раз отмечались   дипломами и грамотами.

         Воспитанники школы – сада, так же принимают активное участие в школьных и муниципальных олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных состязаниях, являются победителями и призёрами  муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

         В  учреждении сложился сплочённый коллектив, основу которого составляют квалифицированные специалисты. Педагоги учреждения являются  участниками, победителями и призёрами городских, республиканских и всероссийских конкурсов педагогического мастерства. Ежегодно педагоги делятся опытом работы на курсах повышения квалификации в Институте развития образования Республики Башкортостан,  на республиканских семинарах, проводимых Министерством образования Республики Башкортостан,        становятся активными участниками республиканских, всероссийских и международных конференций  и семинаров, имеют многочисленные публикации по проблемам образования. Участие в подобных конференциях и семинарах расширяет знания, педагогический опыт, умение  общаться, повышает профессиональную компетентность. Темы последних республиканских научно-практических конференций, в которых участвовали педагоги, это: «Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях», «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы», проводимых на базе Института образования    Республики Башкортостан, и  ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы  г. Уфа;  всероссийских: «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы», г.Уфа, «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика»,  г. Казань;   международных: «Психология и педагогика в системе гуманитарного знания», «Современная психология: теория и практика»,  «Теоретические и методологические проблемы современного образования», г. Москва; «Психолого-педагогическое сопровождение  детей с ограниченными возможностями здоровья», г.Уфа; «Перспективы развития науки и образования» г. Тамбов.

        Учителя, воспитатели  учреждения идут в ногу со временем,  активно принимая участие  во Всероссийских педагогических видеоконференциях, которые  проводятся через сеть Интернет с использованием компьютерной программы «Skype». Так, учителя начальных классов  участвовали в IV Всероссийской педагогической видеоконференции на тему: «Новые образовательные стандарты начальной школы. Пути реализации».      

        Педагоги школы-сада «Ягодка»  представляют свой опыт работы на  Всероссийском  Фестивале педагогических идей «Открытый урок», проводимым Издательским домом «Первое сентября». Неоднократно были  отмечены дипломами и сертификатами учителя начальных классов: Зиязова Н. В., Юсеева Л. Н., Никишина О. Н., учитель-дефектолог  Калимуллина Р. И.

        Педагогический коллектив учреждения  активный  участник  общероссийского проекта «Школа цифрового века» и в  2012-2013 учебном году  учреждение награждено дипломом «Школа цифрового века» за использование  коллективом современных возможностей информационных технологий и цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках проекта.        

        Осенью 2012 года, творческая группа  педагогов в составе Игнатьевой А.В., директора, Кадыровой З.В., заместителя директора, Калимуллиной Р.И., учителя-дефектолога, Шалупкиной Г.Х., учителя-логопеда  стали конкурсантами    Всероссийских заочных конкурсов: «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и опыта обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста и «ПАТРИОТ РОССИИ» инновационных идей и опыта патриотического воспитания детей и молодежи, проводимых под эгидой Международной славянской   академии наук, образования, искусств и культуры, г. Новосибирск.  Члены творческой группы награждены Дипломами  лауреатов.

        Авторский коллектив в том же составе принял участие в III Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку по патриотической проблематике с представлением  конкурсной работы PR – проекта «Мы патриоты - дети России!» и удостоен  диплома  III степени, г. Ярославль.  В 2012 году эта же творческая группа приняли активное участие во Всероссийском  конкурсе Национальной премии «Элита российского образования» «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании - 2012», представив на конкурс проект «Быть гражданином и патриотом!». Творческая группа награждена Дипломом I степени.

        Игнатьева А. В. стала конкурсанткой   Всероссийского  конкурса Национальной премии «Элита российского образования» «Качественное образование – будущее России - 2012»,  по направлению: «За инновации в области науки и технологии образования»,  в   номинации: «Лучшее научное исследование в области педагогики и психологии»,  удостоена  Золотой медали  Национальной премии «Элита российского образования»  «Н.И.Пирогов»  («За заслуги в педагогической и общественной деятельности»). Также в 2012 году –  лауреат I степени  Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Теоретические разработки в области образования»   с темой работы: «Теоретическая разработка  «О методах коррекции зрения средствами тренировочных упражнений для глаз», награждена Дипломом. Конкурс проводился Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», г. Обнинск.

        Альмухаметова Г. В., руководитель физического воспитания приняла участие  во Всероссийском конкурсе презентаций в 2012 году, проводимым Издательским домом «Воспитание дошкольника» и  редакцией журнала «Здоровье дошкольника», в номинации: «Физкультурное оборудование своими руками», награждена Дипломом. Она же, став конкурсанткой   в муниципальном конкурсе  профессионального мастерства «Тайны успеха-2013» и муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года - 2013», получила почетный диплом победителя в номинации «Сердце отдаю детям»

        Педагог-психолог и  профсоюзный лидер  учреждения Маннанова З.М. за  активное участие в республиканском отраслевом форуме «Профлидер- 2012» награждена Почетной грамотой Президиума Башкирского республиканского комитета Профсоюза.        

        Наиболее активными участниками в жизни коллектива являются: Ипатова С. Р., музыкальный руководитель, Альмухаметова Г. В., руководитель физического воспитания, Зиязова Н. В., учитель начальных классов, Маннанова З. М., педагог - психолог.  Хотелось бы отметить, что нас радуют своими достижениями и успехами  молодые педагоги:  воспитатель Сулейманова О. А, получила почетный диплом III степени за участие в муниципальном конкурсе  профессионального мастерства «Тайны успеха-2013».   Сидорова В. В., воспитатель, также принявшая участие в  конкурсе,  получила почетный диплом участника.   А  Федотова Л.Ф.,    учитель начальных классов, которая  всего 2 года работает в нашем учреждении    творчески готовит   обучающихся к участию в  различных школьных, муниципальных, олимпиадах. Так её воспитанники принимали участие в командном муниципальном интеллектуальном марафоне «Первые шаги», награждены благодарственным письмом Управления образования муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, в муниципальных предметных олимпиадах, в интеллектуально-личностном марафоне «Мозаика знаний», в общероссийских предметных олимпиадах Олимпус, организованных Институтом Развития школьного Образования (ИРШО), г. Калининград, по итогам которых награждены  дипломами лауреатов.  

          Думаем, что   у коллектива педагогов имеется прекрасный потенциал для творческой  и эффективной работы, дальнейшего повышения качества образовательной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной и лечебно-оздоровительной работы в условиях начальной школы – детского сада IV вида

В статье рассказывается об организации коррекционной и лечебно-оздоровительной работы, проводимой  на базе комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

"Свободная самостоятельная деятельность детей:характеристика компонентов,условий успешной организации"

ФГОС дошкольного образования ставят перед педагогами целевые ориентиры, важнейшими из которых являются развитие у ребенка инициативности, самостоятельности, умения взаимодействовать со взрослыми...

Конспект сюжетно – ролевой игры: «Открываем кафе «Вкусняшка» для открытого показа на городском методическом объединении по теме: «Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников» для педагогов дошкольных образовательных учреждени

Конспект сюжетно – ролевой игры:«Открываем кафе «Вкусняшка»для открытого показа на городском методическом объединениипо теме: «Игровая деятельность как условие успешной с...

Проект образовательной программы для детского сада МОУ "Начальная школа-детский сад г. Можайска"

       Программа  включает  конкретное  содержание   образовательных  областей  с  учётом возрастных  и индивидуальных  осо...

Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, инте...

Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией МОУ начальная школа-детский сад п. Красная Горка

Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организациейМОУ начальная школа-детский сад п. Красная Горка...