Упражнения и физкультминутки для детей с нарушением зрения
картотека на тему

Новикова Ирина Николаевна

Упражнения для детей с нарушение зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_na_ukreplenie_glaznykh_myshts.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на укрепление глазных мышц.

Сигнальные метки- картинки, игрушки, развешанные в разных углах комнаты, под потолком (мяч под потолком, фокусник на стене, на противоположной стороне – матрешка).

Играть глазами, не двигая головой, туловищем.

«Дети вышли на лужок поиграть с мячом. Высоко его подбросили и поймали» (глазами).

«Делу время, потехе час» - фокусник приглашает отыскать буквы (2-3). Матрешка приглашает детей на чай с пирогами. Она яркая, нарядная, а пироги у нее мягкие, душистые. Снова выйти на лужок, поиграть с веселым разноцветным мячом.

   Упражнения с сигнальными метками.

  1. Поищем глазами матрешек на полках. Где матрешка в синем сарафане? Найдите матрешку в красном сарафане.
  2. В гости пришел Петрушка и принес чудесный мешочек. Петрушка показывает детям картинку с буквой. Дети ищут глазами эту букву в окружающей обстановке.

Упражнения с меткой на стекле.

Дети подходят к окну и выполняют команды воспитателя: «Посмотрите глазами на дорогу, по которой движутся машины, а теперь - на цветочек на окне». Повторять упражнение 2-3 раза.

   Игры.

  1. «Моргунчики»

 Мы играли, мы читали,

Наши глазки так устали,

Мы немножко поморгаем.

На минуточку замрем

И опять играть начнем.

У детей глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

  1. «Золотые лучики»

     Выглянуло солнышко,

Пташечки запели,

Золотые лучики

Всех ребят согрели.

Дети широко раскрыли глаза. Спрятали под «зонтик» или в свои  «домики».

         Тут со всех сторон

         Тучки набежали,

         И лица ребятишек

         Мокрыми вдруг стали.

Повороты глазами вправо, влево, вниз, вверх за движениями пальчика.

  1. «Игра с пальчиком»

–Мальчик – с мальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил

С  этим братцем кашу ел,

А на этот я смотрел.

  1. Загадки

Воспитатель загадывает загадки. А дети глазами ищут отгадки на шкафах, потолке, стенах:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле, на старом дубе,

Орехи я  грызу. (Белка.)

Не влезает в книжку

Косолапый… (Мишка.)

Хвост крючком,

Нос пятачком. (Поросенок.)

С хозяином дружит.

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвостик - колечком. (Собака.)

Я колючий, меня не возьмешь.

А зовут меня… (Еж.)

Мохнатенькая, усатенькая,

Ест и пьет, песенки поет.(Кошка.)

Бью его, а он не злится,

Он все больше веселится. (Мяч.)

   

  Гимнастика для глаз (из методики Э.С.Аветисова).

Сидя, крепко зажмурить глаза на 5 сек, открыть.Повторить8-10 раз.

Сидя, быстро моргать глазами (1-2 мин.)

Игра «Поймай бабочку». На конце длинной указки закреплена яркая бабочка. Воспитатель водит указкой, а дети следят за бабочкой.

Комплексы коррекционных физкультминуток

для детей с нарушением зрения.

  1. «Дождик».

Капля первая упала - кап!          (Сверху пальцем показывает

И вторая прибежала – кап!                траекторию ее движения).

Мы на небо посмотрели,           (Смотрят наверх).

Капельки кап – кап запели.

Намочились лица.

Мы их вытираем.                          (Вытирают лицо руками).

Туфли, посмотрите,                      (Показывают вниз руками

Мокрыми стали.                            и смотрят).

Плечами дружно поведем         (Движения плечами).

И все капельки стряхнем.

От дождя мы убежим,

Под кусточком посидим.            (Приседают).

2. «Зарядка»

    А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.            (Встают, руки на поясе).

Руки в стороны – согнули,                 (Выполняют данные движения).

Вверх подняли – помахали.

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо

Через левое еще.

Дружно присели –

Пяточки задели.

На носочки поднялись.

 Опустили руки вниз.

3.«Самолет»

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет.               (Смотрят вверх и водят пальцем

                                                                за пролетающим самолетом).

Правое крыло отвел –

Посмотрел.                                          (Отводят вверх руки попеременно

Левое крыло отвел -                          и прослеживают взглядом.)

Поглядел.

Я мотор завожу                                  (Делают вращательные движение

И внимательно гляжу.        перед грудью и прослеживают взглядом)

Поднимаюсь,  ввысь лечу,              (Встают на носочки и выполняют

Возвращаться не хочу.                         летательное движение).

4.«Жук»

В группу к нам жук влетел,               (Грозят пальцем).

Зажужжал и запел: «ж- ж- ж»

Вот он вправо полетел,                      (указывают рукой направление и

                                                                  прослеживают взглядом).

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел.

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,                       (Правой рукой указывают  напр.

Не дадим ему присесть.                       движения к носу со стороны).

Жук наш приземлился.                        (Направление движения вниз и

                                                                    приседание).

Зажужжал и приземлился.               (Делают вращательное движение

«Ж-ж –ж –ж –ж –ж» .                          руками типа волчка и встают).

Жук ,вот правая ладошка,

Посиди немножко.                               (Поочередно протягивают руки

Жук, вот левая ладошка,                     и смотрят на них).

Посиди немножко.

Жук вверх полетел                                (Поднимают руки вверх и

И на потолок присел.                            смотрят).

На носочки мы привстали,                  (Поднимаются на носочки и

                                                                   вытягивают руки вверх).

Хлопнем дружно                                  (Хлопки над головой).

Хлоп –хлоп –хлоп,                                (Имитируется полет жука и

Чтобы улететь он смог.                        садятся на стульчики).

Ж –ж –ж –ж –ж –ж.

«Прогулка в зимний лес»

Мы пришли в зимний лес.                 (Ходьба по комнате).

Сколько здесь вокруг чудес!              (Разводят руками).

Справа –березка в шубке стоит,        (Руки отводят в указанную

Слева –елка на нас глядит.                   сторону и смотрят).

Снежинки на небе кружатся.              (Движения «фонарики» и

                                                                     смотрят вверх).

На землю красиво ложатся.                (Приседают).

Вот зайка проскакал,                              (Прыжки).

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,                          (Руки на поясе, наклоны в

Он себе добычу ищет.                             стороны).

Все мы спрячемся сейчас,                    (Приседают , прячась).

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,             (Имитируют сон).

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!                                    (Имитируют полет птицы)

В лесу красота и покой,                         (Разводят руки в стороны)

А нам уже пора домой.                         (Садятся на свои места.)

Конспект индивидуального занятия с ребенком-инвалидом (ДЦП)

  Задачи:

1.Восстановить врожденную потребность в двигательной активности.

               2. Учить осуществлять движения слитно и в нужном темпе.

               3.Развивать согласованность движения рук,  туловища ,ног.

               4.Стимулировать становление двигательных функций.

               5.Воспитывать положительные эмоции в результате                                                                        

                совместной двигательной деятельности.

1 Упражнение «Ходьба»

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи отведены назад, грудная клетка развернута (проверить осанку перед зеркалом).

Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружном своде стопы (30-60 сек.)

Повторить все упражнения в ходьбе. Меняя направление движения. Следить за осанкой, правильным выполнением задания.

   Бег обычный.

Упражнение на восстановление дыхания (на выдохе Ах!)

ОРУ Упражнения с гимнастической палкой.

1.ИП-лежа на спине, руки вдоль туловища, держать палку хватом сверху. По сигналу «Сядем!» .взрослый поднимает палку .Ребенок подтягивается, держась за палку, и садится. По сигналу «Ляжем!» взрослый медленно опускает палку (7-8 раз).

2.ИП-лежа на спине, руки вдоль туловища? Взрослый держит палку на высоте выпрямленных ног ребенка. По сигналу «Подними ноги, достань палку!» ребенок поднимает ноги, так чтобы они образовывали прямой угол с туловищем, и дотрагивается до палки. (8 раз).

3.ИП-лежа на животе, руки вдоль туловища, держать палку хватом сверху. Взрослый немного приподнимает палку. Ребенок должен поднять голову с корпусом (подтянуться)  и медленно в ИП. (8-9 раз).

4.ИП- стоя, палка за плечи. Приседание. Взрослый выполняет упражнение вместе с ним. (8-9 раз).

5.ИП- сидя, палка сверху. Завести палку за спину- вернуться в ИП. Взрослый сзади(помогает).

ОД.

1. «Не упади в реку».

Взрослый и ребенок идут по гимнастической скамейке, взявшись за руки.

2. «Пройди по кочкам».

Ходьба по массажным коврикам, массажным дорожкам.

3.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...

Упражнения и физкультминутки для детей с нарушением зрения.

Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения....

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения (часть 1)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....

Картотека игр и игровых упражнений по познавательному развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Учить детей соотносить натуральный объект и его силуэтное изображение,активизировать фиксацию, локализацию, развивать зрительную память.Закрепить знания о разных видах предметов: игрушки, мебель, одеж...

Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Картотека игр и игровых упражнений по речевому  развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения...

Игры, упражнения, зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения

Игры, упражнения и зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения, представленные в виде таблиц, соотнесеных с календарно-тематическим планированием по разным возрастным категориям...