Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предлагаем вашему вниманию технологию формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре. Мы разработали алгоритм действия с дошкольниками в различные режимные моменты: в группе, на занятиях, на прогулке... Предлагаем его Вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_tematicheskoe_planirovanie_na_nedelyu.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
на тему:
«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО»
в средней группе
время обучения 02.06 - 06.06 2014
Выполнила:
Женухова Светлана Анатольевна
воспитатель МБОУ СОШ №27
г.о. Самара
Самара, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
- Актуальность проблемы по формированию здорового образа жизни в дошкольном воспитании.
- Технология формирования основ здорового образа жизни в средней группе.
- Правильное питание и витамины.
- Знаю ли я свое тело.
- Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.
- Я и другие.
- Здоровье. Безопасность.
- Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.
Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
Тема дня: «Я и другие» | |||
Алгоритм деятельности | |||
В группе | В физкультурном зале | В музыкальном зале | На улице |
Художественное творчество «Я и мои друзья». Цель: выявить характер взаимодействия детей в группе при помощи рисунка. Задача: способствовать закреплению навыков по изодеятельности, ввыражению в рисунке отношения к сверстникам. Игра малой подвижности «Улитка». Задачи: снять эмоциональное напряжение, агрессию и физическую импульсивность Чтение Г-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Задачи: развивать умение понимать чувства другого человека, бережно относиться к его здоровью. Словесная игра «Подарок для мамы». Задачи: развивать симпатию по отношению к другому человеку – маме, научить делать приятное, радовать близкого человека. Беседа «Глаза – зеркало души». Задачи: развивать наблюдательность, видеть психофизическое состояние окружающих. | Физкультурный досуг «Я и мои друзья». Цель: прививать любовь к спорту. Задачи: развивать физические качества, умение гордиться своими достижениями и достижениями своих товарищей. Просмотр спортивных праздников в старших группах. Цель: прививать любовь к спорту и ЗОЖ. Задачи: заинтересовать, вызвать активное желание заниматься спортом. | Совместное развлечение детей и родителей «Знаем ли мы друг друга». Цель: описать своих маму и папу выделяя особенности близких людей. Игра – драматизация «Кто есть кто». Задача: учить с помощью мимики и пантомимики передавать наиболее характерные черты персонажей сказки. | Игровая ситуация «Знакомство». Задачи: воспитывать доброжелательное отношение кдруг другу, умение организовывать совместные игры. Словесная игра «Я другой – мы разные. Задачи: учить быть внимательным, отличать мальчиков и девочек, видеть особенности других, выделяя себя в социуме. Игровая ситуация «Упал». Задачи: вызвать чувства сопереживания к товарищу, желание прийти на помощь. Спортивная игра «Смелые, сильные, ловкие». Цель: дать детям представление, что вместе мы сила, все делать легче и быстрее. Задачи: развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений, получать эмоциональный отклик от совместных действия полезных для здоровья. |
Тема дня: «Правильное питание, витамины в нашем рационе» | |||
Алгоритм деятельности | |||
В группе | В физкультурном зале | В музыкальном зале | На улице |
Беседа «Правильный приём пищи». Цель: формировать у детей понятие о ЗОЖ. Задачи: совершенствовать навыки поведения за столом, умение правильно пользоваться столовыми приборами, закреплять умение тщательно пережёвывать пищу, заботясь о своём здоровье. Практический опыт «Витамины на окне». Цель: предложить вырастить витамины на окне для себя и для попугайчика. Задача: закрепить названия зелени (укроп, петрушка и т.д.) полезной для человека и птиц. Дидактическая игра «Овощи и фрукты – полезные продукты». Задачи: закрепить названия овощей и фруктов, систематизировать знания о пользе данных продуктов в нашем рационе питания. Отгадывание загадок. Цель: конкретизировать знания детей о наиболее полезных продуктах. Задача: активизировать словарь и закрепить названия (лук, чеснок, лимон, апельсин). Игровое упражнение «Полезно – неполезно». Цель: конкретизировать знания о полезных продуктах. Чтение произведений К.И.Чуковского «Айболит», «Букварь здоровья» Л.В.Баль. Цель: помочь понять мысль произведений о ЗОЖ. Задача: вызвать желание к ЗОЖ. Художественное творчество «Витамины на нашем столе». Цель: через рисунок закреплять представления о естественных витаминах на нашем столе. | Утренняя гимнастика «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». Цель: совершенствовать работу основных групп мышц. Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на физкультурные упражнения, желание заниматься ими постоянно для поддержания своего здоровья. Физкультурный досуг «Движение – это жизнь». Цель: прививать любовь к спорту, как к одному из критерий ЗОЖ. | Игра – инсценировка «Витаминки в гостях у ребят». Цель: помочь понять необходимость наличия витаминов в нашем питании. Задача: закрепить названия знакомых продуктов. Викторина для родителей «Знаете ли вы…». Цель: с помощью вопросов подвести родителей к выводу о здоровом о ЗОЖ в разных видах деятельности с детьми. | Развлечение «Лето красное – для здоровья время прекрасное». Цель: создать эмоционально радостное настроение от совместных действий. Довести до сознания детей мысль о том, что занятия спортом не только веселы, но и полезны, а само лето богато множеством витаминных продуктов. Подвижна игра «Умею – не умею». Цель: активизировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма, отметить, что важную роль в этом играет правильное питание. Индивидуальная работа по метанию. Цель: раскрыть физические способности каждого. Задача: вызвать желание хорошо есть, употребляя в пищу витамины. Сюжетная игра «Магазин полезных продуктов». Цель: формировать знания о правильном питании. Задачи: закрепить знания детей о полезных продуктах питания, развивать ролевое взаимодействие и диалогическую речь. |
Тема дня: «Знаю ли я своё тело» | |||
Алгоритм деятельности | |||
В группе | В физкультурном зале | В музыкальном зале | На улице |
Беседа с врачом о гигиене тела. Цель: продолжать знакомить детей с правилами ухода за телом, как неотъемлемой частью, составляющей ЗОЖ. Игровое упражнение «Для чего нужны руки и ноги». Цель: продолжать знакомить с частями тела. Задачи: закрепить правильный уход за данными частями тела, умение бережно относиться к ним. Игра – драматизация «Почему у крокодила зубы болят». Задачи: закрепит знания детей о вредном влиянии микробов на разрушение зубов, формировать практические навыки пользования зубной щёткой. Опыт с листочками. Цель: подвести к пониманию, что всё живое дышит. | Физкультурный досуг «Моя красивая осанка». Цель: познакомит детей с понятием «осанка» и важностью её сохранения для здоровья. | Настольный театр «Зубики и конфетки». Цель: помочь понять детям, что зубы самая крепкая часть тела, но и они нуждаются в уходе и защите. Задача: закрепление навыков пользования зубной щёткой. Слушание музыки разных жанров. Цель: помочь понять детям, что различить музыку нам помогают органы слуха. Задача: воспитывать бережное отношение к данным частям тела. Игровое музыкальное упражнение «Отгадай, когда человеку легче дышится». Цель: дать представление о благоприятных и трудных условиях для дыхания. Задачи: закрепить названия органов, участвующих в процессе дыхания, воспитывать желание ухаживать за ними, заботиться о своём здоровье. | Наблюдение «Кто как дышит». Задачи: дать понятие о том, что дышит не только человек, расширить знания детей о растениях, поглощающих углекислый газ, воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними. Экскурсия в аптеку. Цель: познакомить детей с работой аптеки и аптекаря. Пояснить необходимость таблеток и витаминов в современном мире. Дидактическая игра «Полезно – вредно». Задачи: приучать беречь свои зубы, правильно ухаживать за полостью рта. Игра с мячом «Хорошо – плохо». Задача: закрепить знания о пользе и вреде для зубов. В гости к медсестре – пьём кислородный коктейль. Цель: продолжать напоминать детям о пользе витаминизированных продуктов. Подвижные игры «Найди то, что назову», «Пройди по дорожке». Задачи: показать значение зрения, дать почувствовать трудности при ориентировке в пространстве с закрытыми глазами, воспитывать заботливое отношение к своему телу и его частям. |
Тема дня: «Здоровье. Безопасность.» | |||
Алгоритм деятельности | |||
В группе | В физкультурном зале | В музыкальном зале | На улице |
Беседа «Ожоги и детские шалости с огнём». Цель: познакомить детей с тем, к чему приводят шалости с огнём. Задачи: помочь запомнить, что детям с огнём играть нельзя, это опасно для жизни. Дидактическая игра «Правила уличного движения». Цель: познакомить детей с тем, что порядок на улице соблюдается благодаря дорожным знаком. Настольная игра «Грязи — нет! И пыли — нет!» Цель: приучать детей помогать своим родным в работе по дому, учить совместной деятельности и общению, видеть необходимость чистоты для своего здоровья. Дидактическая игра «Виды транспорта». Цель: познакомить детей со спец.транспортом в помощь людям. Задачи: закрепить названия машин (полиция, пожарная, скорая помощь, МЧС, аварийная газовая служба). Закрепить правила поведения в чрезвычайных ситуациях. | Физкультурный досуг «Играем в домашних животных» Цель: познакомить детей с ролью домашних животных в нашем окружении. Задачи: закреплять основные виды деятельности (прыжки, лазание, ползание, бег), закрепить умение детей правильно вести себя с домашними животными: не убегать от собаки, не гладить незнакомых животных, не нападать в шутку на хозяина собаки, не трогать кошку или собаку, когда они едят, прививать навык обязательного мытья рук после общения с животными. | Музыкальный театр «Кошкин дом». Цель: понять смысл, что огонь может быть не только другом, но и врагом. Обучающая ситуация «Узнай себя» | Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Задачи: закрепление правил дорожного движения, знания сигналов светофора. Художественное творчество «Рисуем любимых животных». Цель: понять смысл осторожного обращения с любыми домашними животными. Задачи: закрепить названия животных, совершенствовать навыки полученные на занятиях, активизировать словарь и диалогическую речь. Индивидуальная работа «Чужая машина». Цель: продолжать учить детей заботиться о своём здоровье и безопасности. Задачи: помочь запомнить правила поведения с чужими людьми. Наблюдение за машинами. Цель: научить отличать специализированый транспорт от обычных проезжающих машин. Задачи: закрепить правила поведения на улице. Подвижная игра «Ручеёк». Цель: расширить знания детей о безопасности на воде. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном выше направлении дает хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы.
Анализ показателей педагогического процесса в группе, результатов пропаганды ЗОЖ среди родителей, успешности привития навыков ЗОЖ детям в учебно-воспитательного процесса на первом этапе дошкольного детства позволяет нам заявить, что все воспитательно-оздоровительные мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, помочь ребенку приспособить к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Нужно отметить, что у нас нет травматизма и других нарушений здоровья, связанных с отравлениями, электроприборами и т.д. Дети физически развиты и очень подвижны. Сократились случаи ОРВИ, повысился индекс здоровья. Кроме этого, дети и их родители с каждым днем становятся валеологически грамотней. Малыши знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в младшей группе»
Планирование НОД на неделю с большим количеством подвижных игр, проведение утренней гимнастики с приглашенными в гости различных персонажей, индивидуальная работа по физическому развитию....
«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО» в средней группе
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО»
«Формирование основ здорового образа жизниу детей дошкольного возраста»...
Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО
Неделя здоровья «Вырастем здоровыми» старшая группа...
Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОУ в старшей группе
Цель: создание здоровьесберегающего пространства в группе ДОУ....
Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...