Консультация для родителей "Значение психического и физического здоровья в познавательном развитии детей раннего возраста".
консультация на тему
Здоровье ребёнка - категория многограннаяг и динамическая, она включает в себя физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие взрастные периоды, а также спсобность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znach._psikh._i_fiz._zdor.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Красносельский детский сад
«Рябинушка» Высокогорского
муниципального района РТ.
«Значение психического и физического
здоровья в познавательном развитии
детей раннего возраста».
Воспитатель Золотова Ю.Е.
Здоровье ребёнка – категория многогранная и динамическая, она включает в себя физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды, а также способность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Рост и развитие должны оцениваться не только морфофункциональными и психофизиологическими величинами, но и способностью ребёнка контактировать со сверстниками и взрослыми, воспринимать и усваивать необходимую информацию, реально оценивать и развивать свои возможности.
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Именно проблемы здоровья следует рассматривать комплексно и в широком социальном аспекте.
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней заложено в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста болеет в течение года более четырёх раз(данные М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян и д.р.). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а в следствии плохого состояния здоровья. В физическом развитии отклонения имеются у 70% детей: низкая или сниженная длина тела, тенденция к избыточной массе, у 10% детей отмечается дефицит массы тела. Среди причин: неправильное питание, наличие каких-либо заболеваний, плохая регуляция роста со стороны нервной и эндокринной систем, отсутствие условий способствующих росту костей и мышц.
Заболеваемость детей в детских дошкольных учреждениях остаётся высокой: 50-60% всех заболеваний – заболевания органов дыхания.
Причинами такого положения в системе развития ребёнка являются:
- Особенности детского развития в натальном и постанатальном периоде развития
- Психофизиологические особенности, связанные с физиологической незрелостью новорожденных
- Гиподинамия – своеобразная болезнь(нарушение функций организма - опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
- Детские стрессы – следствие дефицита положительных эмоций и частой в некоторых семьях отрицательной психологической обстановки, излишнего шума
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка, в целом и деятельности мозговых структур в частности используется кинезиологический подход. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Истоки этой науки можно проследить в философских системах древности и прогрессивных течениях современности: вращение шаров в руках в системе Конфуция(2700 лет до н.э.), система Гиппократа в Древней Греции(460 лет до н. э.), индийская ийога(мудры), фольклорные пальчиковые игры во времена Древней Руси и т.д. Для профилактики нарушений у нормативно развивающихся детей и коррекции деятельности детей с нарушением речевых функций в содержание программы по физическому воспитанию целесообразно ввести несколько комплексов кинезиологических упражнений: фольклорные пальчиковые игры, ритмика, шары Су Джок.
Исследования учёных свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.
Врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым, у малоподвижных детей чаще всего наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития, они в большей степени подвержены простудным заболеваниям и нарушениям опорно-двигательного аппарата.
В детском саду должны присутствовать все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях и прогулке: оборудованный спортивный зал, спортивная площадка на территории детского сада, спортивный инвентарь и т.д.
В процессе воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении формирование у ребёнка потребности в физическом самосовершенствовании происходит при помощи игры.
Игра – один из удивительных феноменов развития цивилизации. Игровые позы, жесты, мимика, ритуалы, церемониальные действия присутствуют в жизни и животных, и человека. В игре формируются основные социальные умения ребёнка: умение общаться, обучаться, осваивать новые социальные роли и формировать свой индивидуальный социальный имидж. Вместе с тем игра – прекрасное средство развития. Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Повторяя многообразные элементы игры, ребёнок начинает «чувствовать» своё движение, «видеть» свои размеры, ощущать себя ловким, подвижным, учится ориентироваться в пространстве.
Современная информация ближайшего окружения носит для ребёнка преимущественно негативный характер. Многие дети испытывают недоверие к миру, «образ мира» в их воображении деформируется, тяготит их, вызывает различные психические недуги, настроение безверия и бесперспективности. Компенсировать недостаточность положительной информации можно, расширяя реальную и воображаемую среду обитания детей, ориентируясь на общечеловеческие ценности. Именно в наше время важно придать «образу мира», воспринимаемому ребёнком, оптимистическую окраску, обогатить связи и формы общения ребёнка со взрослым.
Отношения детей первых трёх лет жизни и их родителей характеризуются полной зависимостью ребёнка. Рождение новой личности во второй половине третьего года жизни знаменует собой возникновение вопроса вопросов «почему?». Если нет возможности ответить на вопросы малыша сразу, нужно уговорить его подождать немного, а освободившись, ответить на все интересующие ребёнка вопросы. Ответы на вопросы не только помогают познавать мир, но и формируют отношение к нему, а также личность ребёнка.
Ласковое обращение с детьми порождает доброту, требование соблюдения порядка – дисциплинированность; систематическое проведении гимнастических упражнений – выносливость и волю; посильный домашний труд – сознание необходимости повседневной работы; доведение любой игры или занятия до конца – настойчивость и упорство; уход за домашними животными, растениями, помощь взрослым – чуткость и теплоту человеческих отношений, способность в любом коллективе чувствовать себя своим и располагать к себе людей. В процессе общения надо отмечать любое достижение ребёнка, поощерять его лаской, улыбкой, одобрительным словом, а не одёргивать и делать замечания, если он как-то неправильно поступил. Для малыша важно ощущение успеха, оно помогает поверить в себя и побуждает стремиться к большему. Однако необходимо всегда учитывать, что изнеживание расслабляет, суровость подавляет и ожесточает. Требования, которые ребёнок выполнить не может, вызывают в нём чувства беспомощности, бессилия и ожесточённости по отношению к взрослым.
Взрослые порой недооценивают свою роль в развитии характера ребёнка. В тех семьях, где взрослые по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети привыкают быть недовольными, становятся скрытными, угрюмыми, боязливыми.
В три года в поведении малыша часто проявляются черты своеволия и упрямства. За этим кроется вступление ребёнка в фазу самосознания. Укрепляются самоуверенность и самообладание ребёнка, он понимает запреты и советы и следует им, если они оправданы ситуацией.
Желания и действия ребёнка должны реализовываться в рамках, установленных окружающим миром. Чем больше стремление взрослых сузить эти рамки, тем чаще возникает упрямство ребёнка.
Бесспорно, что всем взрослым, кто непосредственно взаимодействует с детьми, необходимо помнить: ребёнок, пусть даже самый маленький, это вполне полноправная личность, имеющая свои потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов« РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Развитие творческих способностей детей раннего возраста...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Консультация для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты
Познавательное развитие детей раннего возрастачерез игры – эксперименты...
Консультация для воспитателя " Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста"
Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников....
Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...
Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...
Консультация «Познавательное развитие детей раннего возраста»
Познавательное развитие очень важно для ребёнка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в ...