Консультация для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты
консультация (младшая группа)

Познавательное развитие детей раннего возраста

через игры – эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx60.39 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей раннего возраста

через игры – эксперименты

«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игр»
                                                                                            Н.Н. Поддъяков.

Доказано, что лишение возможности ребенка экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.

Основная особенность детской познавательной деятельности заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты проводимые ребенком.

Цель внедрения экспериментов в работу дошкольного учреждения - поддержка и развитие познавательной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании.

Эксперимент развивает: память, речь, воображение, логическое  мышление, систему знаний об окружающем мире.

В ходе эксперимента ребенок охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный.

Ребенок, исследуя предмет, познает мир.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

1. активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность. Осваивая навыки действия с предметами, дети учатся культуре общения друг с другом. В целом эксперименты не только развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, но  и дают положительные эмоции.

Детское игровое экспериментирование включает эксперименты с:

-песком;

-водой;

-объектами живой природы;

-предметами и материалами.

Для игр-экспериментов необходимо организовать предметно-развивающую среду (уголок экспериментирования):
- подбор игр-экспериментов;
- подбор необходимых материалов и пособий для экспериментирования:
а) емкость с песком,  разнообразные некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, колечки), совки, формочки, грабельки.
б) для игр с водой емкости, набор резиновых и пластмассовых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, набор игрушек из различных материалов для игр «Что плавает», набор камушков, ракушек).

Основные особенности детского экспериментирования.

Ведущая роль принадлежит взрослому, как носителю образцов действий с предметами и материалами и речевых образцов.

Свобода.

Продолжительность опыта не регламентируется.

Беседа во время эксперимента.

Преимущество метода детского экспериментирования состоит в том, что в большинстве случаев даже не требуется специального оборудования, так как исследованию подвергаются не только окружающие предметы, но и объекты неживой природы.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку). В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.


        В процессе работы малыши учатся наблюдать, активно воспринимают окружающие предметы, правильно называют свойства и качество предметов.
Освоение новых понятий и слов происходит через приём обследования предметов (тактильное чувство) и возможность сравнивать предметы по признакам, например, камень твёрдый, не мнётся, стучит; пластилин мнётся, он мягкий.

Таким образом, в ходе эксперимента мы не просто знакомим детей с окружающим миром, а ставим чисто речевые задачи, дети:
        -  узнают, различают и называют предметы рукотворного мира, их свойства и качества (дерево, бумага, металл);
        -  знают природные материалы (песок, вода, снег, лед), их свойства и качества;
        -   слушают и понимают речь воспитателя, отвечают на вопросы в процессе игр;
        -  используют в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения;
       -  проявляют  самостоятельность и инициативу;
       - расширяют словарный запас.

Эксперимент расширяет в сознании детей смысловое содержание слова и помогает им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.

В нашей группе есть центр «Вода-песок» - это помогает в одной из важных задач в развитии детей от 1, 6 -3лет. Организуя игры с песком и водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и расширяем познавательный интерес ребенка, при этом развивается мелкая моторика рук. Дети очень любят такие игры.

Игры с песком и водой можно организовывать в любое время. В этих играх воспитывается устойчивое поведение, активность, общительность, доброжелательное отношение к товарищам.

В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство «заземлять » отрицательную энергию.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развития умственных способностей, сенсорного воспитания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6 города Нового Оскола Белгородской области»

Дата проведения:18.05.2016 г.

Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты

(Доклад на районный семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений)

Подготовили:

Власова Н.И.,

воспитатель

Бездетко Н.В.,

воспитатель

2016г

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Актуальность:

  Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

    Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать  и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

    Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

    Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность.

    Приобщение детей к исследовательской деятельности и экспериментированию обеспечивает развитие детского творчества.

    Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребенку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

    Экспериментирование – форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движения воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.

    Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способа реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребенком с помощью поисковых действий.

    Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Дошкольник упорядочивает опыт познания, постигает способы установления причинно-следственных, родовидовых, пространственных, временных, количественных отношений.

    Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

    В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

Актуальность темы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».

Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира

Практическое содержание разделов

Проанализировав требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой), изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.

На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).

Также проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2).

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4).

Тема: «Вода»

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Тема: «Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

Тема: «Камни»

На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

Сотрудничество с семьями воспитанников

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.

Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» (Приложение 5).

В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» (Приложение 6).

Была создана фотовыставка детской экспериментаторской деятельности.

В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях.

Заключение.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Приложение 1.

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего возраста.

ТЕМА:
Д/Упражнения:
«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки».

Цель: Учить детей манипулировать с водой . Дать представление о том , что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. ( Форма организации – предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты).

Вода:

«Водичка-водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. (форма организации – режимные моменты).

«Напоим куклу чаем»
Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. (форма организации — часть занятий).

«Чистые ручки»
Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. (форма организации игра).

«Помощники»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. (форма организации- режимные моменты).

«Найди пингвинёнка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная. (Форма организации- опыт).

«Прятки»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.(форма организации опыт).

«Разноцветная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. (форма организации часть занятия).

«Будем пить»
Цель: Дать детям представление о том, что вода имеет вкуса. (форма организации- режимные моменты).

«Что получится»
Цель: Дать детям представление о том , что некоторые вещества в воде растворяются. (форма организации опыт).

«Вкусная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус. (форма организации-опыт).

«Заморозили»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд. (форма организации опыт).

«Разогреем»
Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду. (форма организации опыт).

«Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной.(форма организации-часть занятия).

«Куда делась вода?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться. (форма организации – опыт).

«Откуда берётся вода?»
Цель: Познакомить детей с процессом конденсации. (форма организации — опыт).

«Высушим»
Цель: Дать детям представление о том , что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. (форма организации – часть развлечения).

Песок:

«Песочек»
Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.(форма организации игра).

«Посыпалки»
Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт).

«Испечём угощение»
Цель: Дать детям представление о том , что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации – часть занятия)

«Следы»
Цель: Дать детям представление о том , что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра).

«Песчинки»
Цель: Дать детям представления о том , песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение на прогулке).

Воздух:

«Поймаем воздух»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден. (форма организации — игра).

«Наберём воздух в стакан»
Цель: Дать представление детям о том , что воздух не пропускает воду. (форма организации – опыт).

«Выпустим воздух из стакана»
Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух. (форма организации – опыт)

«Буря в стакане»
Цель: Дать детям представление о том , что воздух легче воды. (форма организации –игра).

«Утопим игрушку»
Цель: Дать представление детям о том , что воздух легче воды. (форма организации – режимные моменты).

«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. (форма организации – игра)

«Лодочка плыви»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. (форма организации — часть занятия).

«Сделаем ветерок»
Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха. (форма организации – наблюдение на прогулке).

Камни:

«Помоем камешки»
Цель: Дать детям представление о том ,что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. (форма организации- опыт).

«Тёплые-холодные»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми.(форма организации — опыт).

«Лёгкий – тяжёлый»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые.(форма организации – часть занятия)

«Какой формы камень?»
Цель: Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму. (форма организации – часть занятия).

«Помоем камешки»
Цель: Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. (форма организации — опыт).

«Твёрдый-мягкий»
Цель: Дать детям представление о том, что камни твёрдые. (форма организации -опыт).

Бумага:

«Бумажные листочки»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага лёгкая. (форма организации – опыт).

«Тонкая-толстая»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.(форма организации — опыт).

«Порвём бумагу»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться. (форма организации – опыт).

«Кораблик»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. (форма организации — опыт).

Приложение 2

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители пищевые и не пищевые;
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
11. Схемы проведения опытов.

2. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:

1. Свойства воды;
2. Воздух и его свойства;
3. Твердое тело: камень; песок
4. Свойства бумаги

Приложение 3

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим

Занятие 1

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.
Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные
Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.

Ход занятия

Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости , в свою лабораторию. Пойдём? и Да. Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного. Дети одеваются и проходят.

1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины). Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много. (ответы детей). А в песочнице сколько песчинок? Много . Песок состоит из множества песчинок .

Вывод: Песок состоится из множества песчинок.

2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые.

А теперь давайте проведём эксперимент с песком. Дети поливают песок водой. Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? Ответы детей – Потому что мы полили песок водой.

Песок бывает сухой , но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами стоят два тазика , один с сухим песком , другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.

Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. (Ответы детей). А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей).

Вывод: Из мокрого песка можно лепить , а из сухого нельзя.

Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте прощаться с профессором Знайкиным.

Занятие 2

Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.
Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.
Воспитывать желание помогать близким.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Спецодежда; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.
Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей

Ход занятия

Ребята, к нам в гости пришёл профессор Знайкин. Знайкин приглашает нас снова провести опыты, одевайте халаты. Дети одевают халаты и проходят к столу. На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие).

Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? Ответы детей. А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие Ответы детей. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.

А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на подокойник, а другой мешочек положем на батарею.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. Ответы детей. Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя. Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и сини. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями. Что сегодня узнали? Давайте прощаться с профессором.

Занятие 3

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.
Дать представление о том, что воздух невидим.
Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.
Обогащать словарь.
Вызвать положительные эмоции настроя.
Оборудование: телефон, халаты, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.
Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая
Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей

Ход занятия

Позвонил телефон, звонит профессор Знайкин. Он снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем халаты. Дети одевают халаты. Ребята ,посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята , посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.

Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Анечка, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.

Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.

Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй». Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.

Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.

А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.

Тоже самое проделать с толстой бумагой.

Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.

Ребята, вам понравились опыты с профессором Знайкиным. Дети повторяют чем они сегодня занимались. Прощаются, снимают халаты.

Приложение 4

Картотека опытов

Эксперименты с водой
Тема: 
«Что получиться?»
Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.
Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком
Тема: 
«Следы»
Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается?(Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (По тому что песок намочили).

Вывод: На мок ром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом
Тема: 
«Утопим игрушки»
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.
Эксперименты с камнями
Тема: 
«Легкий – тяжелый»
Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.
Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой
Тема:
 «Бумажные листочки»
Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.
Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула?(Потому что она легкая).

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

Приложение 5

Сценарий родительского собрания

Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста
Форма проведения собрания: семинар-практикум
Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.
Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания

1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».
2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания

1 часть.

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

2 часть.

Элементарные опыты:
Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»

Приложение 6

Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Статья «Развитие экспериментально-опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой»

Опубликовано 2 года назад

В период раннего детства у ребёнка появляются элементы практического экспериментирования, развивается ориентировочно — исследовательская деятельность. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б.Годовикова, М.И.Лисина, С.Л.Новоселова, А.Н.Поддьяков.)

Академик Н.Н. Поддъяков доказал: «Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Актуальность данной проблемы обусловлена ещё и тем, что в современной педагогике недостаточно внимания уделяется экспериментальной деятельности детей раннего возраста. Недостаточно методической литературы, разработанных перспективных планов, конспектов игр-занятий по данному направлению

Взрослые, к сожалению, очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу — изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.

Мы считаем невозможным развитие экспериментально- опытнической деятельности детей без участия воспитателя и поставленных м экспериментальных целей и задач т.к, без поставленных задач ребёнок будет просто манипулировать предметами. Для реализации этого раздела нами были разработаны перспективные планы, игры- эксперименты с песком и водой, для детей с 1,6 до 3-х лет направленные на развитие экспериментально- опытнической деятельности. Игры разрабатывались с учётом возраста и возрастных особенностей, от простого к сложному.

Важнейшим условием для организации практического экспериментирования является оборудование. В группе имеется центр «Вода-песок» наполненный прокаленным песком. Вначале ребенку доставляет большое удовольствие знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большей ёмкости в меньшую и наоборот. Для этих целей предлагаем детям сита, совочки, воронки, стаканчики, мельнички, ложки, дощечки, бутылочки. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков, используем пластмассовые формочки, ведёрки, лопатки, совочки.

Для экспериментов с водой используем пластиковые тазы, лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки, изготовленные из пенопласта и коры и т.д. Во избежание намокания одежды, особенно в зимнее время, для игр с водой были изготовлены клеенчатые передники. Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, заботимся о температуре (+ 18°, +20°), следим за длительностью игры и состоянием одежды детей.

В играх дети закрепляли знания о сухом (сыпется) и влажном (лепиться) песке («Сыпем, лепим»). Научились выкладывать формы из влажного песка («День рожденья куклы Маши») самостоятельно определять качества песка — сухой, влажный. («В гости к мышке). Получали знания о свойствах воды — окрашиваться («Разноцветная водичка»), превращаться в лёд («Какая разная вода») познакомились с разной температурой воды («Кто разбудил китёнка») и т.д.

Кроме того, в своей работе мы использовали разнообразные методы.

Игровые — они ведущие в данном возрасте, без героя или сюрпризного момента не обошлась ни одна игра- эксперимент, дети с удовольствием помогали матрёшке найти бусинки, отсеивая сухой песок через сито. Взбивали мыльную пену для куклы («Мыльные пузыри). Делали снежные пирожные из снега для снеговика. Наши герои играли с детьми в подвижные игры- с целью снятия психомоторного напряжения и создания положительных эмоций. Дети показывали героям, как они умеют играть пальчиками (пальчиковая гимнастика «Водичка, водичка», «Ветер дует нам в лицо» и т.д). Наряду с игровыми использовались словесные методы — разъяснение, пояснение, объяснение, художественное слово (стишки, потешки, загадки), указание к действию. Используя репродуктивные методы, такие как зеркальные действия — «Налей водичку в стаканчик» и синхронные действия «Давай вместе, насыплем песок в ведёрко» развивали в детях уверенность в себе, умение повторить то, что делает взрослый.

Применяя исследовательский метод — наблюдение развивали внимание ребёнка. Наблюдая за происходящим экспериментом, ребёнок сам участвовал в элементарных опытах и экспериментах, делал на основе наблюдений элементарные, простейшие умозаключения — тем самым развивая мышление.

Главная задача опытническо- экспериментальной предметно- развивающей среды- формирование у ребёнка навыков практического экспериментирования как во время игры- занятия, так и в свободной деятельности, на прогулке, а также соблюдение правил безопасности при работе с песком и водой (не кидать песок в товарища, не разливать воду на пол и т.д).

Свою работу я строила не только с детьми, но и родителями. На базе группы был создан родительский клуб «Маленький исследователь» в него вошли родители, желающие научиться экспериментировать, играть со своим ребёнком. Для них проводился конкурс «Игрушки для игр с песком и водой из бросового материала» по итогам конкурса был проведён мастер- класс по изготовлению понравившихся игрушек, где родители с удовольствием делились опытом по изготовлению игрушек из бросового материала. Вниманию родителей предлагались папки — передвижки «Игры с песком», «Игры с водой», «Картотека игр- экспериментов» все папки- передвижки получили положительные отзывы родителей.

Опытно – экспериментальная деятельность

в группе раннего возраста.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Я работаю воспитателем в группе раннего возраста, мне моя работа очень нравится, это так здорово открывать для малышей такой большой и непонятный для них мир. Все мои детки очень подвижные и любознательные. Они очень любят поэкспериментировать, поэтому в своей группе мы оборудовали центр песка и воды.

Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

Также мы проводим опыты и с другими предметами: с мыльными пузырями, бумагой, магнитами. Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажая огород на окне.

При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста я стараюсь учитывать возрастные особенности детей поэтому:

- Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

- Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами. Благодаря целенаправленной работе по опытно - экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными.

Экспериментирование с водой:

1«Вода теплая – холодная».

Закрепление понятий «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой».Здесь у нас работает осязание. Что получится, если смешать холодную и горячею воду (теплая).

2. « Окрашивание воды».

Используем разноцветную гуашь.

3. « Рябь на воде» -тренируем дыхательный аппарат.

4. «Круги на воде».

Наливаем воду и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем, по воде пойдут круги. Наблюдаем, как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя «круги на воде».

5. «Дождик».
Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду. 
6 . «Веселые пузыри».

Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.

7. «Мыльные пузыри».

7.«Тонет - не тонет» 
Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы тяжелее или легче воды.

8. «Разноцветные кораблики» 
Ребенку предлагается опускать в воду разноцветные кораблики- В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, формировать умение группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому — с красными. 
9. «Бросаем камешки в воду».
Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой. 
10. « Собери большие и маленькие камешки».
В емкости находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую

11. «Следы на доске».
Взрослый предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.
12. «Ловим рыбу сачком и удочкой».
Продолжать знакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек; развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из водыВзрослый обращает на них внимание ребенка, предлагая ему поймать их с помощью заранее приготов¬ленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специаль¬но приготовленное ведро.
Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом

13. «Игра - забава заводными игрушками для воды ».

Экспериментирование с песком.

Игры на поверхности сухого песка.

1«Здравствуй, песок! (Знакомство с песком). 
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.
2. « Песочный дождик»
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого, на свою ладонь.
3. «Угадай, что спрятано в песке». (используются мелкие игрушки).

4. «Цветные заборчики» (цветные счетные палочки). Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
4. «Необыкновенные следы».
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты

«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игр»...

Статья "Развитие детей раннего возраста через игры с песком"

"Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!" К.Д. Ушинский...

Сенсорное развитие детей раннего возраста, через игры на восприятие цвета

Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в...

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"

Сенсорное   развитие-это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

Статья "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты"

В статье кратко описывается для чего надо заниматься экспериментированием с детьми раннего возраста .«Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действен...

Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты

laquo;Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение иг...