Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"
методическая разработка на тему
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года.
Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы, волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности снижена. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики, способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bos.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод биологической обратной связи
в коррекционной работе логопеда
с
детьми с ОВЗ
Консультацию подготовила
Учитель - логопед ГБДОУ №32
Пушкинского района СПб
Богданова А.А.
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года.
Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы, волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности снижена. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики, способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Особый интерес для меня, как логопеда, представляет метод биологической обратной связи (БОС) по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный.
Применяемый мною метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными логопедическими методиками и коррекционными мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные результаты. Данный метод успешно применяется при работе с детьми
Речь - сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы (поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи). Применение метода БОС позволяет разрушить патологические стереотипы речи и сформировать новые стереотипы, соответствующие индивидуальной норме ребенка.
По мнению Л.С.Выготского ,речь немыслима без речевого дыхания. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Таким образом, здоровое дыхание, а на его основе речевое дыхание являются непременной основой экспрессивной речи. Правильное речевое дыхание у до школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи.
Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма, помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями
Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) - современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором пациенту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов.
Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация предлагаемого нетрадиционного метода позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:
- способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению;
- позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;
- помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги ;
- стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;
- улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;
Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ:
- Заикание,логоневрозы.
- Нарушение звукопроизношения, темпа речи.
- Дисграфии и дислексии.
- Дислалии,дизартрии.
- Функцианальные нарушения голоса.
Противопоказания:
- Эпилепсия.
- Повышенная судорожная готовность.
- Вирусные заболевания.
- Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.
Методика проведения занятий БОС в практике логопеда.
Цели методики: Формирование, совершенствование, коррекция речи и функционального состояния организма у детей с ОВЗ.
Задачи:
- Обеспечение оптимального физиологического дыхания ,с наименьшей энергетической затратой.
- Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования.
- Формирование диафрагмально-релаксационного дыхания, способствующего понижению уровня речевой тревоги и, как следствие естественное включение в речевой акт.
- Включение резервных возможностей организма у детей с ОВЗ.
- Приобретение навыков самоконтороля и снятие психологического напряжения.
Этапы работы:
Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:[2]
- 1 этап - Диагностический (Обследование, знакомство детей с программой)
- 2 этап– Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).
- 3 этап – Работа над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования)
- 4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).
- 5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы.(Итоговая диагностика)
Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи. Обучив ребенка навыкам ДРД, можно приступать к формирование речевого дыхания на речевом материале:
Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Это в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Включив логотерапевтический метод БОС в работу, как часть логопедического занятия, я убедилась в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Методы и приемы мотивации и стимулирования мыслительных способностей дошкольников".
В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него “интеллектуальные эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательност...
Методическая разработка на тему: Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.
В этой работе я говорю о влиянии музыки на чувственно-эмоциональную сферу жизни ребёнка, о том, как воспитывать интерес к слушанию музыки,о культуре слушания....
Методическая разработка на тему: Методы обучения плаванию
Методическая разработка на тему: Методы обучения плаванию...
Методическая разработка «Мое творчество в стихах в системе коррекционной работы с детьми с ОНР»
Игорвые упражнения в стихах на развитие общей и речевой моторики....
Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)
Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...
Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...
Методическая разработка воспитателя логопедической группы «Использование логорисования в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Методическая разработка воспитателя логопедической группы...