Методическая разработка «Мое творчество в стихах в системе коррекционной работы с детьми с ОНР»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Падур Валентина Петровна

Игорвые упражнения в стихах на развитие общей и речевой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мое творчество в стихах в системе

коррекционной  работы с детьми с ОНР».

        Задачи:

        Знакомить детей с содержанием стихов поэтического творчества воспитателя

        группы компенсирующей направленности (ОНР) В.П. Падур;

        Через игровые упр-я на развитие координации речи с движением,

        стимулировать речь детей и развивать общую моторику.

Высоко оценивая воспитательную роль художественного слова (сказок, рассказов, потешек, загадок, стихотворений,  песенок, скороговорок),  в процессе коррекционной работы с детьми  я позволила себе использовать свои стихи и тексты в стихотворной форме, которые  нашли свое   применение в разных образовательных областях.  Например, во время утренней гимнастики и в  физминутках часто использую упражнение «Буратино». Это упражнение очень нравится детям. Они с большим удовольствием выполняют движения.  Первая часть текста сочила не я:

                          Буратино потянулся,

                          Раз нагнулся, два нагнулся.

                          Руки в стороны развел:

                          Ключик видно не нашел…

                          Чтобы ключик нам достать         

                          Надо на носочки встать.

Но мне показалось это упражнение  не законченным  и к этому тексту пришлось сочинить продолжение. Что я и сделала с большим удовольствием.

                      А потом подскок на месте

                        Сделал быстро с нами вместе.

                        Ножку выставил на пятку,

                        По - дразнился, сел в присядку.

На занятиях по формированию целостной картины мира и развитию всех компонентов устной речи, накапливая словарь по теме «Овощи» дети испытывали трудности в запоминании разных способов уборки урожая. Для того, чтобы детям легче было запомнить название овощей и как по-разному их убирают, я сочинила  упражнение «Собираем урожай», в котором речь  согласовывается с нужным действом.

«Собираем урожай».

Срежем мы капусту, тыкву, кабачок,               дети сидят на корточках,

                                                                              срезают овощи, согласно

                                                                              перечислению.

Крупную картошку выкопаем в срок.             встают, имитируют

                                                                             движения

                                                                             выкапывания.

Выдернем морковку, репчатый лучок,             глубокий наклон, ноги на                         

Репу, редьку, свеклу, редис и чесночок            ширине плеч, имитируют

                                                                              движения выдергивания        

                                                                              овощей.

Сорвем мы баклажаны, томаты и горох,          сидят на корточках,

                                                                              имитируют                                                                        

Огурчики и перцы -                                            движения срывания овощей.

Наш урожай неплох!                                           встают, разводят руки  в

                                                                              стороны.

По теме «Фрукты» я сочинила стихотворение «Айвовое варенье»,

которое так же использовала как речь с движением:

                 Мы айву нарежем смело, непростое это дело

                 К ней добавим мы песок, чтоб дала айвовый сок.

                 Варим, варим мы варенье, будет всем нам угощенье.

 По звуковой культуре речи для обыгрывания упражнения «Легкий ветерок», отрабатывая с детьми плавный длительный  выдох  я использовала  четверостишье собственного сочинения:

Ветер с листочками нежно играет,        (плавный бесшумный вдох,

                                                                   не поднимая плечи)

Дует легонько и не срывает.                  (длительный выдох, нежное

      дутье  с округлыми губами,

                                                                   не раздувая щеки)

Вот ветерок снова воздух вдохнул,      (плавный бесшумный вдох)

И на листочки тихонько подул.             (плавный длительный выдох).

               

Далее, планируя работу на декабрь месяц, я просматривала игровой материал

«Подвижным игры».  Игры на приветствие «Зимы» на данный момент у меня не оказалось. Пришлось сочинить текст  для подвижной игры с правилами «Здравствуй, Зимушка – Зима!».

                                            П/И «Здравствуй, Зимушка – Зима!».

Задачи: совершенствовать двигательную и речевую активность детей, соблюдая правила игры; развивать быстроту реакции на словесный сигнал; упражнять в согласование речи с движениями.

Здравствуй, Зимушка-Зима!           дети идут по кругу, взявшись за руки

До чего ж ты хороша,                       разводят руки в стороны

Твой морозец и снежок                   обхватывают себя руками, потирая

                                                           предплечья, затем имитируют

                                                           движения падающего снега

Вызывает лишь смешок.                  произносится весело

Хочешь, с нами в круг вставай,       протягивают руки вперед

И в пятнашки поиграй.                    

Мы считаем раз, два, три          

Ну, попробуй, догони!

                     

 Как – то на прогулке, выбирая считалкой водящего этой игры, был выбран мальчик (сложный ребенок в поведенческом плане). Но он отказался быть водящим и сказал: «Не буду «Зимой», потому что я «он», а «Зима» - «она»». Я отреагировала мгновенно: «Хорошо, девочки у нас в этой игре будут «Зимушкой», а мальчики «Дедом Морозом» и изменила первую строчку этой игры».

Здравствуй, Дедушка Мороз!

До чего же ты хорош.

Твой морозец и снежок                  

Вызывает лишь смешок.                  

Хочешь, с нами в круг вставай      

И в пятнашки поиграй.                    

Мы считаем раз, два, три-

Ну, попробуй, догони!    

Сколько радости и счастья было у этого ребенка, и он великолепно справился с ролью водящего. Игра очень понравилась детям, и они с большим удовольствием играли в эту игру.

 В дальнейшем  эту игру мы использовали на Новогоднем представлении, играя с Зимушкой и Дедом морозом.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой тесно взаимосвязаны со всеми видами продуктивной деятельности. Дети с большим удовольствием отражают полученные знания и свои впечатления о прочитанном произведении в рисунках, лепке, аппликации. Приведу пример: в начале года готовясь к занятию по рисованию, я просматривала печатный материал Н.В.Нищевой и остановилась на стихотворении П.Праунза «Я рисую лето».  Но в этом стихотворении, на мой взгляд, чего-то не хватало.  Пришлось включать свое творчество. Используя за образец работу по аппликации, родились стихи о лете с названием «Будем лето вспоминать!», в тексте которого отражен весь сюжет данной картины. Используя метод «рисуночного письма» дети выучили это стихотворение.  Я предложила ребятам нарисовать любой сюжет из этого стихотворения, который им запомнился больше всего. Рисунки у детей получились замечательные.

                            Стихотворение « Будем лето вспоминать! »

 1,2,3,4,5…                                            Мы раскрасим в цвет зеленый,

Будем лето вспоминать!                     Парус где-то  вдалеке нарисуем на реке.          

                                                                   .                                                                                                                                                                                                         Луг, зеленый, весь в цветах,              И, конечно домик с крышей,

 Много ягод на кустах.                       И летящих птиц чуть выше.

Нарисуем наше лето –                       Ярких бабочек, цветы – небывалой красоты

 А какого оно цвета?                          Мы рисуем наше лето -

 Красок много расписных:                Нам совсем не трудно (не сложно) это.

 Желтых, красных, голубых.             По рисункам мы опять

 Лес, луга, кусты газоны                    Будем лето вспоминать!  

                 

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи, для развития личностных качеств детей является театрализованная деятельность. Выстраивая систему работы в этой деятельности, мне часто приходится менять содержание сценариев для разыгрывания сказок. Так как стихотворный текст легче запоминается детьми, подбираю сценарии в стихотворной форме и дополняю их своими сюжетами собственного сочинения.  А порой  полностью сочиняю  весь текст.  Приведу пример:  прежде чем познакомить детей со сказкой  «Зарядка и Простуда»  я пришла к выводу, что эту сказку можно не просто рассказать, а разыграть кукольное представление.  Показав эту сказку детям, мне захотелось написать сценарий в стихах. Сюжет  этой сказки полностью сохранен.  

К юбилею 80-летию нашего  Приморского района я сочинила стихотворение

 «Я люблю район Приморский» и использую его в работе с детьми, в беседах по теме «Что я знаю о своем городе Санкт- Петербурге»

                           Петербург – красивый город!

                           И районов в нем не счесть –

                           Есть и Невский, и Московский,

                           И Приморский тоже есть.

                           Гордость нашего района –

                           И проспекты и метро!

                           Есть  Елагин мост, просторный, -

                           Главный вход в ЦПКиО.

                           Можно в парке 300 – летия  

                           В выходные погулять,

                           Побывать на Черной речке,

                           О дуэли все узнать.                    

                           Есть театр «За Черной речкой»,

                           До него рукой подать.

                           Очень хочется достойно

                           О театре рассказать.          

                           Я люблю район Приморский,

                           Для меня, он, лучше всех!

                           Строится и процветает       

                           В этом есть его успех.

Это только часть моей творческой поэтической работы. Я не останавливаюсь на достигнутых результатах, продолжаю сочинять и использовать свои стихи  в коррекционной работе с детьм.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Методическая разработка по творчеству С. В. Михалкова в подготовительной к школе группе

Методическая разработка по творчествуС. В. МихалковаКонспект ООД в подготовительной к школе группе «Потерянные страницы» Задачи НОД:Образовательные: Закреплять знания детей о тво...

Методическая разработка "Народное творчество"

laquo;Народное творчество»Вид проекта:   познавательно - игровойПродолжительность:  долгосрочный (феврвль- май 2019)Участники проекта: дети подготовительной  группы.Основные...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

Методическая разработка, мнемотаблица "Правила чтения стихов"

Мнемотаблица, помогающая детям научиться правильно читать стихи....

Методическая разработка Развивающий куб "Учим стихи Агнии Барто"

https://disk.yandex.ru/i/ovI42PIbOw9iUAАктуальность.     В настоящее время проблема приобщения дошкольников к чтению художественной литературы становится все актуальнее. Любовь к чтению...