Программа "Оздоровительная гимнастика с использованием метода БОС"
материал (старшая группа) по теме
Программа направлена на массовое обучение детей старшего дошкольного возраста навыкам восстановления, сохранения и укрепления собственного здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_vystavku_po_bos.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ
МДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик»
От «__» ___________2008 г.
Программа
«Оздоровительная дыхательная гимнастика
с использованием метода БОС в дошкольном учреждении»
Авторы: творческая группа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 52 «Самолётик»:
Шайнурова И.Р. – педагог – психолог,
специалист кабинета «БОС - Здоровье»;
Самохвалова Н.М. – зам. зав. по ВМР;
Щербинина И.В. – старший воспитатель;
Волжина Ю.А. – инструктор по плаванию;
Лунева С.Л. – музыкальный руководитель.
ПАСПОРТ
Программы «Оздоровительная дыхательная гимнастика
с использованием метода БОС в дошкольном учреждении».
Наименование программы | Рабочая программа «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в дошкольном учреждении». Программа направлена на массовое обучение детей старшего дошкольного возраста навыкам восстановления, сохранения и укрепления собственного здоровья. |
Дата принятия решения о разработке программы | 15.01.2007 года |
Заказчик программы | Педагогический совет МДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик» |
Разработчики программы, должность | Творческая группа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 52 «Самолётик»: Шайнурова И.Р. – педагог – психолог, специалист кабинета «БОС - Здоровье»; Самохвалова Н.М. – зам. зав. по ВМР; Щербинина И.В. – старший воспитатель; Волжина Ю.А. – инструктор по плаванию; Лунева С.Л. – музыкальный руководитель. |
Руководитель | Самохвалова Н.М. – зам. зав. по ВМР. |
Исполнители программы | МДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик» г.Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская 35-А. |
Телефон | 8(3466)455797 |
География | г.Нижневартовск, ХМАО-Югра |
Целевые группы | Программа рассчитана на подгрупповые теоретические занятия, индивидуальные практические занятия, возраст детей 5-7 лет. |
Цели программы | Профилактика заболеваний дыхательной, сердечно – сосудистой и нервной системы. Улучшение показателей здоровья воспитанников и педагогов ДОУ. |
Задачи программы |
|
Направленность | Здоровьесберегающая технология |
Срок реализации программы | Реализация программы за два учебных года |
Целевая группа | Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) |
Форма реализации | Оздоровительный курс проводится 2 раза в год и включает 3 теоретических и 12 практических занятий с использованием аппаратно – программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи КАПфс – БОС – «Биосвязь». |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Ожидаемые конечные результаты |
|
Организация контроля за реализацией программы | Контроль за исполнением программы осуществляет администрация МДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик» |
Механизм контроля | 1. Анализ результатов использования технологии «БОС – Здоровье»:
2. Сбор информации в компьютерную программу «Журнал Здоровья 2.0». 3. Отправка данных через Internet Explore в НОУ «Институт БОС» для анализа специалистами ЗАО «Биосвязь». |
Краткое содержание программы | Первый курс из 3 теоретических и 12 практических занятий с использованием аппаратно – программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи КАПфс – БОС – «Биосвязь» и второй курс из 12 практических занятий проводятся в течение учебного года, начиная с детьми старших групп. Теоретические уроки посвящены изучению процесса дыхания, как главной составляющей высокого уровня здоровья, умению с помощью дыхательных упражнений справляться с последствиями стресса. На этом этапе детям объясняется в доступной форме понятия о здоровом образе жизни, правильном дыхании и методе биологической обратной связи. Формируется положительная настроенность ребенка и мотивация к занятиям. На втором этапе производится постановка нового типа дыхания с помощью приборов - тренажеров БОС, которые позволяют ребенку самостоятельно обучиться диафрагмальному дыханию, дающему главный оздоровительный эффект. Каждое занятие состоит из чередующихся периодов БОС – тренинга и периодов отдыха. В конце каждого занятия качество занятий Вашего ребенка оценивается компьютером по пятибалльной шкале. На третьем этапе проводится основной курс оздоровительных занятий для формирования и закрепления освоенного навыка дыхания, где формируется и закрепляется новый дыхательный стереотип. По окончанию курса ребенку вручается паспорт здоровья – документ, в котором в виде оценки отражается уровень резервных возможностей его организма. |
Пояснительная записка
В начале 70-х годов двадцатого века русский физиолог А.А. Сметанкин начал исследования в области биологической обратной связи (БОС) и физиологии человека. В результате 30 лет научной работы, поисков и открытий учеными и его коллегами была создана технология БОС, суть которой – обучение человека навыкам сознательного управления своим здоровьем. В 1988г. была организована фирма «Биосвязь», а в 1996г. появилась общественная организация – Российская Ассоциация БОС. В 2001г. в Санкт – Петербурге начал работу Институт биологической обратной связи. В 2002 году в системе образования России появилась новая оздоровительная технология, получившая название «БОС - Здоровье». Данная технология использует принцип биологической обратной связи. БОС позволяет увидеть и услышать работу органов и систем человека, и обучить его организм совершенной работе.
Сегодня в России решение проблем в социальной сфере является приоритетным. Особое внимание государства уделяется проблемам демографии, охраны материнства и детства, сохранению здоровья россиян. Оздоровление граждан России, детей и молодежи – это национальная идея возрождения страны, которая успешно воплощается в жизнь. Уникальный метод БОС помогает здоровым людям оставаться здоровыми, продлевает жизнь, борется с болезнями без лекарств.
По статистическим данным, только 10% детей поступает в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема в сохранении детского здоровья для северных регионов России. Ханты – Мансийский автономный округ создает дополнительные дискомфортные условия для жизни человека. За последние годы состояние здоровья дошкольников постоянно ухудшается.
В законе “Об образовании” указано, что “образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников (закон РФ “Об образовании” от 12.05.95г. глава 5, стр 51)”.
В вязи этим проблемы сохранения и укрепления здоровья детей становится особо актуальным во всех сферах человеческой деятельности, особенно в образовательной области.
В силу этих причин созрела необходимость создания программы «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в дошкольном учреждении» посредством внедрения здоровьесберегающей технологий «БОС - Здоровье».
Программа разработана в соответствие с требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетное направление российского образования, образовательной системы ХМАО-Югры, Программы развития г. Нижневартовска на 2008-2011 г. в части сохранения и укрепления здоровья детей, и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих позитивные изменения в содержании, технологиях и материально-техническом оснащении образовательного процесса ДОУ.
Законодательно – нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249 – 03. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2.542 – 96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным и электронно – вычислительным машинам и организация работы», утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от14.07.1996г. №14.
- Международные акты в области защиты прав детства – «Конвенция о правах ребёнка».
- Программа «Развития образования города Нижневартовска 2006-2011 г.»
- Устав образовательного учреждения.
- Приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
- Приказ МЗ РФ №156 от 10.05.2000г. «О разрешении на применение в медицинских целях изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественно и зарубежного производства в Российской Федерации».
- Приказ МО РФ от 05.03. 2001г. №800 «Об основных направлениях деятельности Министерства Образования РФ и первоочередных мерах по их реализации».
- Приказ МО РФ от 15.05.2000г. №1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения».
- Постановление правительства РФ от 29.12.2001г. №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
- Приказ МЗ РФ №320 от 18.10.2002г. «О реализации Постановления правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития детей, подростков и молодежи».
- Письмо начальнику управления научно – исследовательских медицинских учреждений МЗ РФ с С.Б. Ткаченко от 08.04.2002г. №16-14/168.
- «Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления» от 07.03.2003г.
- Приказ МЗ РФ и МО РФ от 31.05.2002г. № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ».
Этапы и сроки реализации:
1 этап – подготовительный – январь – май 2007г.
Систематизировать нормативно – правовые документы по защите прав на охрану здоровья воспитанников ДОУ.
Обеспечить изучение нормативно – правовых документов со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ.
Повышать педагогическую компетентность педагогов ДОУ по изучению эффективных подходов к организации физического воспитания в ДОУ.
Внедрить в деятельность ДОУ систему анализа результатов использования технологии «БОС – Здоровье» через:
- индивидуальный отчет (анализ результатов для каждого воспитанника);
- индивидуальный отчет – Паспорт здоровья (диагностика уровня здоровья сотрудников);
- отчет по группе;
- отчет по ДОУ.
2 этап – организационный – май – сентябрь 2007г.
Разработать и утвердить план по внедрению программы: «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в дошкольном учреждении».
Познакомить родителей с оздоровительной технологией «БОС - Здровья».
Разработать Паспорт здоровья ребёнка и внедрить в работу.
Разработка и внедрение информационного обеспечения для родителей по вопросам обучения диафрагмально – релаксационному дыханию детей старшего дошкольного возраста через родительские собрания и печатную продукцию.
Модификация и адаптация занятий «БОС - Здоровье» из «Конспектов теоретических уроков» (под ред. А.А. Сметанкина) для детей старшей и подготовительной группы.
3 этап – деятельностный – сентябрь 2007г. – март 2009г.
Промежуточный анализ результатов использования технологии «БОС – Здоровье».
Разработка плана мероприятий с педагогами по организации оздоровительной работы в группах.
Разработка рекомендаций для родителей по закреплению диафрагмально – релаксационного дыхания у детей в домашних условиях.
Проведение родительских собраний, лекций, консультаций для сотрудников.
4 этап – аналитический – апрель – май 2009г.
Анализа результатов использования технологии «БОС – Здоровье» воспитанников и сотрудников.
Организация дополнительных занятий с воспитанниками, показавших низкие результаты.
Изучение мнения родителей об организации в ДОУ работы по здоровьесберегающей технологии «БОС - Здоровье».
Проведение родительских собраний с анализом результатов использования технологии «БОС – Здоровье».
Проведение конференции для педагогов групп ДОУ по обмену опытом использования гимнастики по формированию диафрагмально – релаксационного дыхания.
Ресурсное обеспечение
Кадровая обеспеченность
Занятия «БОС - Здоровье» в дошкольных образовательных учреждениях проводит педагог - психолог с высшим педагогическим образованием, член Российской Ассоциации БОС.
Вопросы допуска к проведению занятий регулируются приказами Министерства Здравоохранения РФ №249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» и №337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры», а также соответствующими распоряжениями Министерства Образования РФ.
Материально-техническая оснащенность
В соответствии с лицензией муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 52 является детским садом компенсирующего вида первой категории.
МДОУ ДСКВ № 52 открыт в 1985 года, учредителем ДОУ является Комитет по имуществу администрации города Нижневартовска.
Юридический адрес: 628620, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Нижневартовск, ул. Ханты – Мансийская, дом 35 – А.
Телефоны: 45–24-75, 45–57-97; тел./факс (3466) 45-57-97.
В октябре 2006г. в МДОУ открыт и функционирует кабинет «БОС - Здоровье», рассчитанный на два посадочных места и имеет следующее оснащение:
Прибор «Тренажер дыхания «Биосвязь» | 2 шт. |
Датчики частоты сердечных сокращений | 4 шт. |
Наушники | 2 шт. |
Системный блок ПК с программным обеспечением Microsoft Windows, 17- дюймовый ЖК монитор, клавиатура и манипулятор «Мышь» | 2 комп-лекта |
Колонки для компьютера | 1 комп-лект |
Компьютерный столик | 2 шт. |
Компьютерное кресло (детское) | 2 шт. |
Подставка для ног | 2 шт. |
Стол детский полукруглый | 2 шт. |
Стул детский | 4 шт. |
Стул взрослый | 1 шт. |
Мольберт | 1 шт. |
Стеллаж (пластмассовый) | 1 шт. |
Ковер | 1 шт. |
Карниз | 2 шт. |
Бра настенное | 2 шт. |
Шторы | 1 шт. |
Установочный диск с программой «Дыхание 2.12» («БОС - Здоровье») | 1 комп-лект |
Документация специалиста кабинета «БОС - Здоровье» | 3 папки |
Методическое обеспечение занятий:
Мультимедийные презентации для проведения теоретических уроков, педсоветов, родительских собраний, тематических семинаров. | На все занятия |
Комплект методических материалов:
| 24 шт. 2 шт. 1 шт. 1 шт. 6 шт. 1 шт. 1 шт. |
Научно – популярные фильмы о технологии БОС | 6 шт. |
Оздоровительный курс проводится 2 раза в год и включает 3 теоретических и 12 практических занятий с использованием аппаратно – программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи КАПфс – БОС – «Биосвязь».
Анализ результатов использования технологии «БОС – Здоровье» осуществляется 2 раза в год: январь – за первое полугодие, май – за второе полугодие.
Объекты программы:
- дети старшего дошкольного возраста МДОУ ДСКВ №52 «Самолетик»;
- сотрудники МДОУ ДСКВ №52 «Самолетик».
Сроки реализации программы: 2007 – 2009г.г.
Основные этапы программы:
Первый этап. Теоретические уроки посвящены изучению процесса дыхания, как главной составляющей высокого уровня здоровья, умению с помощью дыхательных упражнений справляться с последствиями стресса. На этом этапе детям объясняется в доступной форме понятия о здоровом образе жизни, правильном дыхании и методе биологической обратной связи. Формируется положительная настроенность ребенка и мотивация к занятиям.
Второй этап. На втором этапе производится постановка нового типа дыхания с помощью приборов - тренажеров БОС, которые позволяют ребенку самостоятельно обучиться диафрагмальному дыханию, дающему главный оздоровительный эффект. Каждое занятие состоит из чередующихся периодов БОС – тренинга и периодов отдыха. В конце каждого занятия качество занятий Вашего ребенка оценивается компьютером по пятибалльной шкале.
Третий этап. На третьем этапе проводится основной курс оздоровительных занятий для формирования и закрепления освоенного навыка дыхания, где формируется и закрепляется новый дыхательный стереотип.
По окончанию курса ребенку вручается Паспорт здоровья – документ, в котором в виде оценки отражается уровень резервных возможностей его организма.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Профилактика заболеваний дыхательной, сердечно – сосудистой и нервной системы.
Улучшение показателей здоровья воспитанников и педагогов ДОУ
Задачи программы:
- Обучение гармоничной работе дыхательной системы и сердца, правильной речи и другим навыкам, необходимым для здоровой жизни, восстановление, сохранения и укрепления собственного здоровья.
- Повышение уровня концентрации внимания.
- Обучение произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.
- Профилактика нарушений голоса и речи.
- Нормализация темпов биологического созревания и показателей физического развития.
Содержание программы
Программа «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в дошкольном учреждении» создана на основе метода биологической обратной связи (БОС) – обучение сознательному управлению механизмами здоровья.
Оздоровительная дыхательная гимнастика назначается детям, отнесенным к 1-3 группам здоровья и имеющим допуск к занятиям физической культурой в основной и подготовительной группе, дети с 4 группой – по допуску врача.
Метод БОС безопасен и не имеет абсолютных противопоказаний.
Программа «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в дошкольном учреждении» состоит из двух курсов в год и рассчитана на 2 учебных года.
Первый курс включает в себя 3 теоретических и 12 практических занятий с использованием аппаратно – программного комплекса «Биосвязь» и второй курс – 12 практических занятий, которые проводятся в течение учебного года, начиная с детей старших групп.
Занятия на тренажере «БОС - Здоровье» имеют продолжительность от 7 до 12 минут, что превышает нормативы СанПиН, поэтому по истечении времени 6-8 минут (по возрасту) программа прекращается.
Особенности организации работы с родителями
Приступая к реализации программы «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в дошкольном учреждении» необходимо:
- Провести родительские собрания с целью информационного обеспечения родителей по вопросам обучения диафрагмально – релаксационному дыханию детей старшего дошкольного возраста.
- Оформить допуск врача – педиатра, эндокринолога, которые закреплены за дошкольным учреждением. В случае необходимости уточнения по диагнозу родители с направлением от специалиста БОС оформляют допуск в медицинском учреждении.
- Заключить «Договора» с родителями на проведение занятий «БОС - Здоровье».
Особенности организации работы с детьми
Организация обучающих и оздоровительных занятий предполагает
- Проведение теоретических занятий в подгрупповой форме с использованием мультимедийного проектора.
- Проведение индивидуальных практических занятий с воспитанниками с использованием тренажера ПБС-БОС аппаратно – программного комплекса «Биосвязь».
- Формы предоставления демонстративного материала, время показа слайдов, их чередование сделано с учетом психофизиологических особенностей восприятия данного возраста.
Форма организации теоретических занятий – подгрупповая (численность 10 - 12 человек). Занятия проводятся в игровой форме с использованием иллюстраций, карточек, картинок, элементов экспериментирования, динамических пауз, художественной литературы и др. Во время занятий дети сидят перед мультимедийным экраном на расстоянии доступным для просмотра. Продолжительность занятий для детей старшей группы – 25 минут, для подготовительных групп – 30 минут.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Форма организации практических занятий – индивидуальная.
Продолжительность практических занятий для детей старшей группы – 6-7 минут, для подготовительных групп – 7-8 минут (в соответствии с нормативами СанПиН).
Индивидуальное практическое занятие состоит из нескольких этапов:
- Период тренировки:
Во время тренировки управления дыханием и величина дыхательной аритмии сердца (ДАС) контролируется звуковыми и зрительными сигналами обратной связи, т.е. ребенок видит и слышит, как он дышит. Зрительные сигналы обратной связи представляют собой набор игровых компьютерных сюжетов. Успех проведения игрового сюжета зависит от правильности вдоха и выдоха.
- Периодов отдыха:
В период отдыха сигналы обратной связи отключены. Ребенок отдыхает, при этом переключает свое внимание: на экране компьютера появляются красивые слайды с видами городов мира, животных, рыб или природы. Звучит приятная спокойная музыка.
В конце занятия на экране появляются результаты проведенного занятия. За выполненную работу, программа выставляет две отметки: одну за выполнение работы, который педагог фиксирует в «Журнале Здоровья 2.0.», а другую за проведение отдыха. Ребенку сообщается количество максимально набранных баллов (частоты сердечных сокращений) за занятие и выдается цветовой индикатор:
♛ | ✌ | ✿ | ☃ | ☁ |
Больше 33 ДАС, уд. / мин. | 25 – 32 ДАС, уд. / мин. | 17 – 24 ДАС, уд. / мин. | 9 – 16 ДАС, уд. / мин. | 0 – 8 ДАС, уд. / мин. |
Цветовой индикатор позволяет родителям проследить успехи ребенка на занятиях «БОС - Здоровье».
Если в ходе реализации программы не удалось выработать стойкий навык диафрагмально – релаксационное дыхание, то с ребенком планируется краткий (5-6 сеансов) повторный курс через 1-2 месяца.
Результативность занятий проявляется:
в понижение уровня заболеваний дыхательной и сердечно – сосудистой систем у воспитанников;
в выработке навыка расслабления: ребенок становится более спокойным и уверенным в себе;
в снижении уровня гиперактивности, улучшении психоэмоционального состояния: дети становятся более сосредоточенными, концентрация внимания увеличивается, повышается работоспособность;
в повышении заинтересованности к занятиям по закреплению диафрагмально – релаксационного дыхания;
в увеличении активности и заинтересованности на занятиях;
в повышении интереса к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты:
- Формирование и самостоятельное поддержание диафрагмально – релаксационного дыхания у воспитанников и сотрудников ДОУ.
- Рост стрессоустойчивости воспитанников.
- Снижение уровня заболеваемости гриппом и ОРВИ.
- Снижение уровня заболеваемости болезнями бронхо - лёгочной, сердечно - сосудистой и нервной систем.
- Повышение уровня концентрации внимания и произвольной регуляции функций организма.
- Формирование осознанного отношения воспитанников и сотрудников ДОУ к своему здоровью.
Перспективное планирование теоретических занятий
(5-6 лет)
Тема: | Программное содержание: | Словарная работа: | Демонстрационный материал: | Раздаточный материал: |
Занятие 1 | ||||
«Как мы дышим» | Познавательные задачи:
| Лёгкие, вирус, диафрагма, кислород, организм. | Иллюстрации с изображе-нием органов дыхания, объектов живой и неживой природы, мольберт. | Лист бумаги для каждого ребёнка, трубочки, стаканчики, воздушные шарики. |
Занятие 2 | ||||
«Учим ся пра-вильно дышать» | Познавательные задачи:
Воспитательные задачи:
| Дыхание, дыхательная система, лёгкие. | Иллюстрация с изобра-жением техники правильного дыхания. | Карточки с изображениями |
Занятие 3 | ||||
«Дыхательная игра» | Познавательные задачи:
Воспитательные задачи:
| Измерение, прибор. | Зеркало, градусник, прибор БОС, компьютер, слайды. | Карточки с изображениями |
Перспективное планирование теоретических занятий
(6-7 лет)
Тема: | Программное содержание: | Словарная работа: | Демонстрационный материал: | Раздаточный материал: |
Занятие 1 | ||||
«Путешествие в страну Здоровейка». | Познавательные задачи:
Воспитательные задачи:
| Лёгкие, вирус, диафрагма, кислород, организм. | Ритм, закаливание, организм. | Компьютер, слайды. |
Занятие 2 | ||||
«Путешествие в мир здо ровья». | Познавательные задачи:
Воспитательные задачи: воспитывать потребность заботиться о своём здоровье. | Сердце, диафрагма, лёгкие. | Слайды. | Мягкие игрушки. |
Занятие 3 | ||||
«Паспорт здо-ровья» | Познавательные задачи:
Воспитательные задачи:
| Бессонница, напряжение расслабление. | Слайды, компьютер. | Разучивание частушек. |
Перспективное планирование практических занятий
(первый курс в учебном году)
№ за-нятия | Задача | Содержание занятий за тренажером ПБС – БОС (компьютерная программа) |
№1 | Формирование правильного стереотипа диафрагмально – релаксационного дыхания с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Рекомендован для проведения 1-го – 2-го уроков БОС. Общая продолжительность 9 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Вода»). Состоит из трех чередующихся между собой периодов работы по 2 минуты каждый и двух периодов отдыха по 1 минуте каждый. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Забор», «Окно - Природа». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Животные», «Природа». |
№2 | Формирование правильного стереотипа диафрагмально – релаксационного дыхания (ДРД) с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Рекомендован для проведения 1-го – 2-го уроков БОС. Общая продолжительность 9 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Розы»). Состоит из трех чередующихся между собой периодов работы по 2 минуты каждый и двух периодов отдыха по 1 минуте каждый. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Картина - Бабочка», «Окно - Растения». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Петергоф», «Города мира». |
№3 | Формирование правильного стереотипа ДРД с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Рекомендован для проведения 3-го – 6-го уроков БОС. Общая продолжительность 11 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Вода»). Состоит из трех чередующихся между собой периодов работы по 3 минуты каждый и двух периодов отдыха по 1 минуте каждый. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Забор», «Окно - Природа». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Животные», «Природа». |
№4 | Формирование правильного стереотипа ДРД с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Рекомендован для проведения 3-го – 6-го уроков БОС. Общая продолжительность 11 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Розы»). Состоит из трех чередующихся между собой периодов работы по 3 минуты каждый и двух периодов отдыха по 1 минуте каждый. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Картина - бабочка», «Окно - Растения». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Петергоф», «Города мира». |
№5 | Формирование правильного стереотипа ДРД с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Рекомендован для проведения 3-го – 6-го уроков БОС. Общая продолжительность 12 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Вода»). Состоит из трех чередующихся между собой периодов работы по 3 минуты каждый и двух периодов отдыха продолжительностью 1 и 2 минуты соответственно. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Забор», «Окно - Природа». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Животные», «Природа». |
№6 | Формирование правильного стереотипа ДРД с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Рекомендован для проведения 3-го – 6-го уроков БОС. Общая продолжительность 12 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Розы»). Состоит из трех чередующихся между собой периодов работы: одного длительностью 2-е минуты и 2-х по 3 минуты каждый и двух периодов отдыха продолжительностью 1 и 2 минуты соответственно. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Картина - бабочка», «Окно - Растения». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Петергоф», «Города мира». |
№7 | Сознательно воспроизводить полученный навык, удерживать ДАС в заданных пределах, сохраняя на прежнем уровне величины ЧСС, частоты дыхания. | Рекомендован для проведения 7-го – 10-го уроков БОС. Общая продолжительность 12 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Вода»). Состоит из четырех чередующихся между собой периодов работы по 2 минуты каждый и двух периодов отдыха по 1 минуте каждый. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Забор», «Окно - Природа», «Окно - Корабли». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Животные», «Природа», «Облака». |
№8 | Сознательно воспроизводить полученный навык, удерживать ДАС в заданных пределах, сохраняя на прежнем уровне величины ЧСС, частоты дыхания. | Рекомендован для проведения 7-го – 10-го уроков БОС. Общая продолжительность 12 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Розы»). Состоит из четырех чередующихся между собой периодов работы по 2 минуты каждый и двух периодов отдыха по 1 минуте каждый. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Картина - Бабочка», «Окно - Растение», «Окно - Море». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Петергоф», «Города мира», «Закаты». |
№9 | Сознательно воспроизводить полученный навык, удерживать ДАС в заданных пределах, сохраняя на прежнем уровне величины ЧСС, частоты дыхания. | Рекомендован для проведения 7-го – 10-го уроков БОС. Общая продолжительность 12 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Вода»). Состоит из четырех чередующихся между собой периодов работы по 2 минуты каждый и двух периодов отдыха по 1 минуте каждый. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Забор», «Окно - Природа», «Анимация - Пчела». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Животные», «Природа», «Облака». |
№10 | Формирование навыков самостоятельного контроля ДРД дыхания. | Рекомендован для проведения 7-го – 10-го уроков БОС. Общая продолжительность 12 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Розы»). Состоит из четырех чередующихся между собой периодов работы по 2 минуты каждый и двух периодов отдыха по 1 минуте каждый. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Картина - Бабочка», «Окно - Растение», «Окно - Море». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Петергоф», «Города мира», «Закаты». |
№11 | Формирование навыков самостоятельного контроля ДРД дыхания. | Рекомендован (на Ваш выбор) для проведения 11-го – 15-го уроков БОС. Общая продолжительность 12 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Вода»). Состоит из четырех чередующихся между собой периодов работы по 2 минуты каждый и трех периодов отдыха по 1 минуте каждый. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Забор», «Окно - Природа», «Анимация - Пчела». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Животные», «Природа», «Облака». |
№12 | Формирование навыков самостоятельного контроля ДРД дыхания. | Рекомендован (на Ваш выбор) для проведения 11-го – 15-го уроков БОС. Общая продолжительность 12 минут, в т.ч.1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Розы»). Состоит из четырех чередующихся между собой периодов работы по 2 минуты каждый и трех периодов отдыха по 1 минуте каждый. Сюжетная линия периодов работы: «Столбик», «Картина - Бабочка», «Окно - Растение», «Анимация - Пчела». Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Петергоф», «Города мира», «Закаты». |
Перспективное планирование практических занятий
(второй курс в учебном году)
Занятие | Задача | Содержание занятий за тренажером ПБС – БОС (компьютерная программа) |
Весна | Формирование правильного стереотипа диафрагмально – релаксационного дыхания с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Занятие №1 «Весна» - 7 минут. Отдых – 1 мин. Весенние цветы. Работа – 2 мин. Прилет птиц. Отдых – 1 мин. Приметы весны. Работа – 2 мин. Деревья весной. Отдых – 1 мин. Весенние полевые работы.
|
Лето | Формирование правильного стереотипа диафрагмально – релаксационного дыхания (ДРД) с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Занятие №2 «Лето» - 7 минут. Отдых – 1 мин. Изменения природы летом. Работа – 2 мин. Тропинка в лесу. Отдых – 1 мин. Приметы лета. Работа – 2 мин. Цветы летом. Отдых – 1 мин. Лето на водоемах. |
Осень | Формирование правильного стереотипа ДРД с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Занятие №3 «Осень» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Приметы осени. Работа – 2 мин. Осенний пейзаж. Отдых – 1 мин. Краски леса. Работа – 2 мин. Птицы осенью. Отдых – 1 мин. Дары леса. Работа – 2 мин. Уборка урожая. Отдых – 1 мин. Осень на водоемах. |
Зима | Формирование правильного стереотипа ДРД с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Занятие №4 «Зима» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Признаки зимы. Работа – 2 мин. Ранняя зима. Отдых – 1 мин. Лес зимой. Работа – 2 мин. Зимний спорт. Отдых – 1 мин. Звери зимой. Работа – 2 мин. Зимние забавы. Отдых – 1 мин. Зима на водоемах. |
Явления природы | Формирование правильного стереотипа ДРД с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Занятие №5 «Явления природы» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Смена времен года. Работа – 2 мин. Радуга. Отдых – 1 мин. Небо, солнце, луна. Работа – 2 мин. Молния, дождь, туман. Отдых – 1 мин. Вулканы и гейзеры. Работа – 2 мин. Водопады. Отдых – 1 мин. Изменчивое море. |
Домашние животные | Формирование правильного стереотипа ДРД с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимальная снижение ЧСС на выдохе, и как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС. | Занятие №6 «Домашние животные» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Наши друзья – домашние животные. Работа – 2 мин. Овцы. Отдых – 1 мин. Кошки и собаки. Работа – 2 мин. Стада на лугу. Отдых – 1 мин. Где нужны лошади? Работа – 2 мин. Птенцы домашних птиц. Отдых – 1 мин. Домашние птицы. |
Дикие животные | Сознательно воспроизводить полученный навык, удерживать ДАС в заданных пределах, сохраняя на прежнем уровне величины ЧСС, частоты дыхания. | Занятие №7 «Дикие животные России» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Медведи, тюлени, моржи. Работа – 2 мин. Олень. Отдых – 1 мин. Наши лесные знакомые. Работа – 2 мин. Лесные жители. Отдых – 1 мин. Животные и их детеныши. Работа – 2 мин. Сохатый и его друзья. Отдых – 1 мин. Парнокопытные животные. |
Мир птиц | Сознательно воспроизводить полученный навык, удерживать ДАС в заданных пределах, сохраняя на прежнем уровне величины ЧСС, частоты дыхания. | Занятие №8 «Мир птиц» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Лесные птицы. Работа – 2 мин. Птицы весной. Отдых – 1 мин. Птицы средней полосы. Работа – 2 мин. Городские птицы. Отдых – 1 мин. Хищные птицы. Работа – 2 мин. Водоплавающие птицы. Отдых – 1 мин. Птицы южных широт. |
Деревья, кустар ники | Сознательно воспроизводить полученный навык, удерживать ДАС в заданных пределах, сохраняя на прежнем уровне величины ЧСС, частоты дыхания. | Занятие №9 «Деревья, кустарники, грибы» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Лиственные деревья. Работа – 2 мин. Хвойные деревья. Отдых – 1 мин. Шишки, желуди, орехи. Работа – 3 мин. Съедобные грибы. Отдых – 1 мин. Экзотические плодовые деревья. Работа – 2 мин. Цветущие кустарники. |
Овощи фрукты ягоды | Формирование навыков самостоятельного контроля ДРД дыхания. | Занятие №10 «Овощи, фрукты, ягоды» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Фруктовые деревья. Работа – 2 мин. Фрукты и ягоды. Отдых – 1 мин. Как растут овощи. Работа – 3 мин. Осенний урожай. Отдых – 1 мин. Садовые ягодные кусты и деревья. Работа – 2 мин. Лесные ягоды. |
Подвод ный мир | Формирование навыков самостоятельного контроля ДРД дыхания. | Занятие №11 «Подводный мир» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Речные рыбы. Работа – 2 мин. Ракообразные. Отдых – 1 мин. Морские «цветы». Работа – 3 мин. Дельфины – наши друзья. Отдых – 1 мин. Морские рыбы. Работа – 2 мин. Аквариумные рыбки. |
Профес сии | Формирование навыков самостоятельного контроля ДРД дыхания. | Занятие №12 «Профессии» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Сельскохозяйственный труд. Работа – 2 мин. Воспитатель, врач, учитель. Отдых – 1 мин. Профессии в технике. Работа – 3 мин. Профессии в искусстве. Отдых – 1 мин. Наши помощники в повседневной жизни. Работа – 2 мин. Профессии в цирке. |
Жилища | Формирование навыков самостоятельного контроля ДРД дыхания. | Занятие №13 «Жилища человека» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Различные виды жилищ. Работа – 2 мин. Сельские строения. Отдых – 1 мин. Жилища человека.. Работа – 3 мин. Дома в городе. Отдых – 1 мин. Дворцы Петербурга и его пригородов. Работа – 2 мин. Замки. |
Транспорт | Формирование навыков самостоятельного контроля ДРД дыхания. | Занятие №14 «Транспорт и средства передвижения» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Наземные и подземный транспорт. Работа – 2 мин. Корабль, катер, баржа. Отдых – 1 мин. Самолеты. Работа – 3 мин. Автомобили. Отдых – 1 мин. Парусники, лодки. Работа – 2 мин. Средства передвижения по воздуху. |
Отдых праздники | Формирование навыков самостоятельного контроля ДРД дыхания. | Занятие №15 «Отдых и праздники» - 10 минут. Отдых – 1 мин. Летний отдых Работа – 2 мин. День знаний Отдых – 1 мин. Новый год. Работа – 3 мин. 8 марта – Женский день. Отдых – 1 мин. Пасха. Работа – 2 мин. День рождения. |
Заключение
Физическое и духовное здоровье человека – основа развития цивилизации. Большинство людей здоровы от рождения, теряем же мы его на протяжении всей своей жизни. При этом с каждым годом средний уровень здоровья людей катастрофически понижается. Сегодня сложилась ситуация, в которой с каждым годом растёт процент детей, страдающих заболеваниями сердца, органов дыхания, зрения, речевыми расстройствами и т.д. Что делать, чтобы выйти из неё?
Для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие цивилизации необходимо совершенствовать обучение наших детей математике, языкам, физике, химии, компьютерной грамотности… Точно так же надо поступать и со здоровьем: человека нужно в строго обязательном порядке, начиная с детского сада и школы, обучить сохранять и укреплять своё здоровье – снабдить навыками правильного дыхания, правильной речи, правильной осанки, правильного пользования органами зрения и т.д. Именно для обучения здоровых людей сохранять здоровье и предназначено революционное открытие – российская технология здоровья, технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья.
Использование программы «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС в дошкольном учреждении» в условиях МДОУ ДСКВ №52 «Самолетик» способствует выработке диафрагмально – релаксационного дыхания.
Занятия «БОС - Здоровье» в детском саду способствуют:
- профилактике заболеваний дыхательной, сердечно – сосудистой и нервной систем,
- нормализации темпов биологического созревания и показателей физического развития,
- формированию и самостоятельному поддержанию диафрагмально – релаксационного дыхания,
- значительно повышает рост стрессоустойчивости,
- происходит снижение уровня простудных заболеваний,
- к моменту поступления ребенка в школу, у него происходит повышение уровня концентрации внимания и формируется произвольная регуляция функций организма,
- у дошкольников возрастает резерв здоровья.
Список использованной и рекомендованной литературы.
- Биологическая Обратная Связь // №4. СПб, 2001.
- Биологическая Обратная Связь // №2. СПб, 2002.
- Здоровье России и Биологическая Обратная Связь // №2. СПб, 2002.
- Конспекты теоретических уроков / Под общ. редакцией А.А. Сметанкина. СПб, 2006.
- Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно – дошкольных учреждениях: методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно – дошкольных учреждений. СПб, 2003.
- Сметанкин А.А., Афанасьев Д.В., Аверьянов В.В., Захаров С.Я. Оценка эффективности «Уроков БОС - Здоровье». СПб, 2006.
- Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем: учебно – методическое пособие. СПб, 2003.
- Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. СПб, 2005.
- Сметанкин А.А. Учитель здоровья. СПб, 2003.
- Учебник здоровья «Будь здоров, Малыш!» для детей дошкольного возраста. СПб, 2005.
- Учебник здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста.СПб, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...
Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Презентация...
Утренняя гимнастика. Комплекс "Добрые слова" с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения
Утренняя гимнастика для детей 6 – 7 лет.Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функци...
Занятие с использованием методов и приемов гимнастики Са-Фе-Данс
Занятие по физической культуре для детей старших, подготовительных групп с использованием методов и приемов гимнастики Са-Фе-Данс...