семинар
материал на тему
Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Если оценить долю всех факторов, определяющих уровень здоровья как 100%, топо мнению академика В.П.Петленко:
- человеческий фактор составляет 25% и включает генетическую составляющую физического здоровья – 10%, психического здоровья – 15%;
- экологический фактор – 25%;
- социально – педагогический – 40% (в т.ч. способ жизни, материальные условия труда и отдыха – 20% , поведение, привычки – 20%);
- медицинский фактор – 10%.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_innovatsii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар:
«Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие инновационные
педтехнологии в образовательных учреждениях
Провела:
Педагог дополнительного образования
Медведева Зинаида Петровна
Белгород 2014 г.
Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Если оценить долю всех факторов, определяющих уровень здоровья как 100%, топо мнению академика В.П.Петленко:
- человеческий фактор составляет 25% и включает генетическую составляющую физического здоровья – 10%, психического здоровья – 15%;
- экологический фактор – 25%;
- социально – педагогический – 40% (в т.ч. способ жизни, материальные условия труда и отдыха – 20% , поведение, привычки – 20%);
- медицинский фактор – 10%.
В настоящее время все чаще высказывается мнение о необходимости введения в качестве самостоятельного, наряду с психическим и физическим здоровьем, показателя социального здоровья.
Социальное здоровье, по мнению экспертов ВОЗ, – это степень удовлетворения индивида своим материальным состоянием, питанием, жилищными условиями, социальным статусом в обществе, его социальной политикой. Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.
Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить следующие:
- адаптация в референтных общностях (семья, группа сверстников, друзья);
- овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно – профессиональная);
- уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
- выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);
- наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;
- общая средовая адаптация – интеграция в общество.
Основываясь на принципе функционального единства организма, обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, социальный педагог ориентирован, прежде всего, на сохранение и укрепление социального (личностного) здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.
В социально – педагогической практике и теории идёт поиск решения проблем здоровья детей, создаются здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие модульные и локальные технологии, в содержании которых выделяются такие направления, как:
1. Социально – ориентированное (охрана прав детей в области здоровья, формирование здорового образа жизни, нормальное питание, режим, борьба с вредными привычками, психогигиена, половое просвещение).
2. Медико – психологическое (медико – гигиенические диагностики и мониторинг, профилактика заболеваний, помощь в лечении, психогигиена и психотерапия).
Отдельные новаторы делают акценты на различных аспектах:
Б.П. и Л.А. Никитины в своей авторской системе «Раннее начало физического развития и закаливания» говорят о закаливании с помощью воздействия всех природных условий (солнце, вода, холод, хождение босиком, обтирание и т.п.), дают рекомендации по физическим упражнениям с повышенными нагрузками.
В.Ф. Базарный в своей концепции «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение» дает рекомендации о валеологически обоснованном рабочем пространстве процесса обучения, по борьбе с перегрузками и переутомлением, о психомоторном и сенсорном раскрепощении учащихся.
Г.П. и Е.В. Воронковы в авторской концепции «Единство физического и умственного развития» говорят о единой системе учебной и внеклассной работы по физической культуре, тренировке общей выносливости, двигательной активности учащихся .
Рассматривая вопрос о социальном здоровье и исследуя его с позиций социальных технологий здорового образа жизни, необходимо, прежде всего, определиться с сущностью самого понятия «социальные технологии». Социальная технология культивирования здорового образа жизни относится к технологиям жизнедеятельности. Она выражается через 3 ключевых параметра:
- уровень включения личности в социальную среду;
- уровень личностного контроля над средой и жизненными обстоятельствами;
- общая направленность мотивов жизнедеятельности и ценностных ориентаций.
В общем виде структура социальных технологий выглядит в виде трех последовательных этапов
На первом этапе проводится диагностика состояния объекта, выявляются «слабые места» и прогнозируются варианты развития.
На втором этапе осуществляется проектирование самой социальной технологии, ставится цель, определяются направления оптимизации.
На третьем этапе осуществляется процесс социальной оптимизации, который трансформируется в конкретные формы работы органов, претворяющих данную социальную технологию в жизнь.
Таким образом, социальные технологии, прежде всего, направлены на воспитание у человека системы убеждений, которая обеспечила бы соответствующее поведение.
Как заставить человека тратить энергию, двигаться, правильно питаться, закаляться и т.д., т.е. делать все необходимое, чтобы жить в гармонии с окружающей средой и адаптироваться к ее изменениям? Это можно сделать путем соответствующей социализации, образования и воспитания человека, путем привития ему принципов культивирования здорового образа жизни. Культивирование здорового образа жизни должно превратиться в культ здоровья, счастья, жизни.
Исходя из данных об уровне жизни населения Российской Федерации (рождаемость, смертность, заболеваемость, средний возраст жизни), наше государство испытывает потребность в разработке и внедрении специальных социальных технологий культивирования здорового образа жизни. Анализ нынешней ситуации состояния здоровья детей, работоспособного населения и состояния здоровья пенсионеров свидетельствуют о том, что без выполнения этой гуманистической миссии перспектива прогрессивного развития Российской Федерации является достаточно проблематичной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...