Работа с дошкольниками по безопасности
консультация на тему
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению в обращении с огнём, на дорогах, в быту. Литературы достаточно. Но, как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий по безопасности не так – то просто. Ведь к дошкольникам нужен особый подход. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причём донести так. чтобы он, затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом приходил на занятия. Поэтому в занятия с детьми нужно стремиться внести элементы новизны. включить игровые моменты, использовать театрализованную педагогику, чаще использовать наглядные пособия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_pdd.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ознакомление дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.
Основные понятия, принципы, этапы реализации задач.»
«Самое дорогое у человека - жизнь,» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. На каждом шагу его подстерегает опасность.
Опасность-это процесс, явление или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека. Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких животных и природных явлений. Со временем изменялись условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. И оттого, донесём ли мы, взрослые, до сознания современного ребёнка необходимые знания, будет зависеть его здоровье и жизнь.
Причинить вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое. Поэтому стоит выделить следующие виды опасности:
- природные – стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, понижения и повышения температуры воздуха, солнечное излучение), а также контакт с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями;
- техногенные –связанные с техникой (транспорт, электрический ток, газ, острые колющие и режущие предметы и многое другое);
- социальные – связанные с человеческим обществом (криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.)
Ежегодно и ежедневно из-за детских шалостей или по неосторожности происходят несчастные случаи. Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам безопасного поведения, а, во-вторых, в ДОУ ещё недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает с участием детей, 60% пострадавших от пожара – дети. Каждый год на дорогах только нашего района, по сводкам ГИБДД, происходят несчастных случаи с участием детей. Эта печальная статистика пугает и настораживает, заставляет задуматься любого взрослого человека, тем более педагогов. Поэтому тему проводимого педсовета «Ознакомление дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности» очень актуальной. Кроме того, одной из главных задач любой общеобразовательной программы приоритетной является задача сохранения здоровья и жизни детей.
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению в обращении с огнём, на дорогах, в быту. Литературы достаточно. Но, как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий по безопасности не так – то просто. Ведь к дошкольникам нужен особый подход. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причём донести так. чтобы он, затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом приходил на занятия. Поэтому в занятия с детьми нужно стремиться внести элементы новизны. включить игровые моменты, использовать театрализованную педагогику, чаще использовать наглядные пособия.
Главная цель работы воспитателя в вопросе ОБЖ – формировать у детей, начиная с младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать . Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.
Работа по данной проблеме должна вестись системно и планомерно, для этого необходимо:
- создать предметно – развивающую среду в групповых комнатах (подобрать художественную литературу, иллюстрации, атрибуты, игрушки, воссоздать макет перекрёстка, светофора, подобрать дорожные знаки, настольно-печатные игры, оформить альбомы по правилам дорожного движения, наглядно оформили номера телефонов экстренных служб.);
- подобрать дидактический материал для формирования у детей здорового чувства опасности;
- организовать совместную деятельность педагога и детей (проводить наблюдения, беседы, дидактические игры, игры-занятия, вечера досуга, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);
- провести работу с родителями (тематические родительские собрания, консультации, создать наглядный и письменный материал, провести опросы и анкетирование);
Предлагаю работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности базировать на материале программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Она проводится в три этапа:1-й- в младшей группе; 2-й- в средней группе; 3-й- в старше -подготовительной группе.
Цель первого этапа в работе с младшими детьми- сформировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого была создана предметная среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно- печатные игры. Ежемесячно работа по ОБЖ включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изобразительную деятельность. Проведение занятий сопровождаются показом картин, плакатов, рассказами о «добрых» и «злых» делах огня, пользе и опасности транспорта, пользе и опасности бытовых предметов. Необходимо дать понять детям, что неумелое обращение со спичками, например, может привести к пожару. Занятие строится так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек. Обязательно надо привести примеры, когда игра с огнём завершилась бедой.
Цель второго этапа в работе с детьми 4-5 лет- сформировать основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, положительное отношение к правилу «Нельзя!». Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого проводятся не только занятия, но и происходит непосредственное знакомство с трудом повара, например, или шофёра, когда дети узнают, насколько опасно воздействие высоких температур или опасно несоблюдение правил дорожного движения. На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электрических приборов и телевизоров. так, во время бесед, уместны вопросы: «Почему телевизор можно смотреть только со взрослыми?» «Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом?» На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведётся по всем разделам программы, формируя у детей:
- личностные качества (дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание);
- определённые знания и умения (ориентировка в пространстве, пользование различными бытовыми приборами, правильное поведение при возникновении чрезвычайной ситуации.)
В своей работе с детьми следует использовать различные формы и методы, такие как игры- эстафеты, игры- путешествия, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, инспекторов ГИБДД, людей, попавших в беду. Для проведения сюжетно- ролевых игр имеются необходимые игрушки- модели: утюги, электроплиты, фены; машины- спецтехника: «Скорая помощь», пожарные машины, патрульные милицейские машины; детские кукольные коляски, рули, дорожные знаки, игрушечные медицинские наборы, спецодежда, телефоны и многое другое.
Цель 3-го этапа в работе с детьми 6-7 лет- формировать правила дорожной, пожарной, бытовой, личной безопасности; расширять знания детей о действиях при опасных ситуациях; воспитывать ответственное отношение к своей и чужой безопасности. В старше – подготовительной группе дети знакомятся с причинами возникновения пожаров, аварий, несчастных случаев, учатся правильно действовать в сложной и опасной ситуации.
Работа по ОБЖ ведётся по всем разделам программы. Наиболее результативны интегрированные занятия. На них достигается главное: дети не только узнают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстренных ситуациях.
В организации занятий большое внимание уделяется игровым методам. Обычные занятие превращаются в путешествие, а групповая комната - то в волшебный лес, то в чудесную мастерскую, то в сказку. Дети становятся художниками, следопытами, исследователями, спасателями. И в то же время важно не превратить обучение в игру. Нередко на занятиях с дидактической целью используются игровые персонажи. Для этого в нашем арсенале имеются куклы театра «Би-ба- бо»: Незнайка, Петрушка, Буратино. Их присутствие делает процесс усвоения материала интересным, живым, лёгким. Эти герои часто попадают в затруднительное положение, обращаются к детям за помощью, просят научить их тому, чего не знают или не умеют. Полученные на занятиях знания, практические навыки закрепляются во время прогулок, в ходе настольно – печатных и подвижных игр, эстафет, развлечений, самостоятельной деятельности.
Работа с родителями – одно из воспитательно-образовательных направлений работы в ДОУ. Для благополучия ребёнка очень важно выбрать стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим контакт с родителями. Они должны быть и заинтересованными партнёрами, и активными помощниками в работе по данному у направлению. Цели и задачи у нас общие. Периодически должно проводится анкетирование родителей по обозначенной проблеме, а интересующие их вопросы должны выносится на обсуждение на родительских собраниях. Так на сентябрьских родительских собраниях тема ОБЖ нашла своё конкретное отражение. Работа с семьёй разнообразна. Она включает несколько направлений: информационно- аналитическое, познавательное, наглядно- информационное, досуговое. Это и беседы о различного рода безопасности, и размещение в родительском уголке злободневных статей и материалов, и оформление папок – передвижек, и открытые просмотры занятий для родителей по ОБЖ, и анкетирование.
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования. Тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы:"Развитие навыков безопасного поведения дошкольников и приобщение их к ЗОЖ"
Основной целью опыта является формирование у ребёнка моральных качеств и привычек, необходимых для жизни в здоровом обществе. То есть обеспечение благоприятных условий для формирования его здоровья, г...
Проект"Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".
Данный проект расчитан для работы с родителями старших дошкольников.Основная его цель-повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме чер...
Презентация проекта "Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".
Данная презентация расчитана для работы с родителями старших дошкольников.Основной её целю- повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социу...
Опыт работы по теме самообразования и реализации проекта "Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".
В данной статье описан опыт педагога по реализации проекта-«Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме через организацию работы клуба «Остр...
Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей».
Педагогический опыт работыТема: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей ». Автор опыта: Кислицкая Домникия Александровн...
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....