Разработчик | Ромазанова О.А., воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №107», г. Братска, Иркутской области |
Нормативно-правовое обеспечение | - 1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2011 г. N 2562)
- 2. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655).
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 г. N 2151)
- Устав ДОУ
|
ДОУ, на базе которой реали-зуется проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №107», группа «Теремок» |
|
|
Обоснование актуальности | Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. За первую половину 2012 года в Иркутской области погибли 32 ребенка. Еще 11 получили различные травмы. Почти половина из них погибли на дорогах, восемь ребятишек – в пожарах, шестеро утонули во время купания, двое младенцев задохнулись. Четверо выпали из окна, но к счастью, остались живы. Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, И.К.Топоров и др.). Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др. Согласно закону РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, научить безопасному поведению в социуме. Но зачастую, родители сами нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, т.к. недостаточно компетентны в вопросах безопасности жизнедеятельности и не владеют способами обучения детей правилам безопасного поведения в социуме. |
Противоречие
| Особая роль в освоении подрастающим поколением правил поведения в социуме принадлежит окружающим его взрослым. При этом, родители и педагоги ДОУ, понимая важность специальной работы, испытывают затруднения в создании условий для формирования навыков безопасного поведения из-за методической не разработанности данного вопроса. На поверхности противоречие между потребностями в накоплении детьми опыта социального безопасного поведения и отсутствием научно обоснованных педагогических условий организации данного процесса. |
Теоретическая значимость | Теоретическая значимость проекта обусловлена выходом федеральных государственных требований к структуре ООП, в содержании которых выделены образовательные области «Здоровье», «Безопасность», «Социализация». |
Практическая значимость | Практическая значимость данного проекта заключается в том, что в результате его осуществления будет разработана программа родительского клуба «Островок безопасности» и методическое сопровождение по реализации образовательной области «Безопасность» |
Цель проекта | Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме через организацию работы клуба «Островок безопасности» |
Основные задачи реализации проекта | - Повысить уровень компетентности родителей по вопросам безопасности жизнедеятельности детей
- Обеспечить информационно-просветительскую поддержку родителей через функционирование клуба «Островок безопасности».
- Обобщить и распространить опыт семейного воспитания в области безопасности
- При непосредственном участии родителей создать предметно-развивающую среду в групповых помещениях, формирующую у детей основы безопасности жизнедеятельности
|
Методы | Анкетирование, наблюдение, беседа, методы математической статистики |
Срок реализации программы | Март, 2010-июнь 2013г. |
Социальный статус, возраст и число участников программы | Дети группы «Теремок» (4-7 лет), их родители. Возможный охват программы – 50 человек Специалисты, медицинские работники дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №107» 5 – человек, специалисты ГИБДД и пожарной инспекции |
I этап – организа-ционно-подготови-тельный
| - изучение методической литературы и составление картотеки по проблеме;
- определение целей и задач, направленной деятельности;
- формирование нормативно- правовой базы;
- определение ожидаемых результатов;
- проведение исследований среди родителей и детей.
|
II этап – основной Работа с родителями
| - Родительское собрание
- Чтобы ребенок был здоров;
- Безопасность ребенка;
- Гиперактивный ребенок в саду и в школе;
- Ребенок и ПДД.
- Папки-передвижки
- Роль семьи в воспитании детей;
- Родители и дети: безопасное воспитание;
- Здоровый образ жизни;
- Родители о ПДД.
- Проекты
- Дом, в котором я живу;
- Карта опасностей микрорайона;
- Дом-школа-дом;
- Волшебная страна «Светофорик»;
- Консультации для родителей
- Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам;
- Обучение дошкольников безопасному поведению;
- Ваши дети будут делать только так, как поступаете вы;
- Здоровье ребенка в ваших руках;
- Рекомендации родителям гиперактивного ребенка;
- Азбука безопасности;
- Основы безопасности жизнедеятельности детей;
- Личная безопасность.
- Выпуск памяток
- Зарядка позитивного мышления;
- Оздоровление детей в летний период;
- Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности;
- Правила дорожного движения и дети;
- Что могут сами дети.
- Организация встреч с:
- Медицинскими работниками;
- Врачом-педиатром;
- Специалистами ГО, ГИБДД, пожарной инспекции.
- Обсуждение ситуаций по теме «А я бы поступил бы так»
- Приглашение на открытые показы зрителей.
- Тренинг «Правила и запреты».
- Обсуждение результатов учебной пожарной эвакуации.
- Организация обмена опытом воспитателя по теме.
- Организация выставок поделок, рисунков детей.
- Создание библиотеки для родителей по теме.
- Создание предметно-развивающей среды по безопасному поведению детей.
- Индивидуальный анализ детей поведения детей с родителями.
- Благоустройство участка в д/саду
- Организация фотовыставок «Моя безопасность».
- Анкетирование, тестирование родителей по теме.
|
Блок работы с педагогами
| - Выставка научно-методической литературы и её презентация на методических мероприятиях.
- Приглашение на отрытые просмотры занятий по теме.
- Консультации для педагогов:
- Обучение дошкольников безопасному поведению по различной тематике;
- Игры для гиперактивных и агрессивных детей;
- Шпаргалка для воспитателей; признаки насилия;
- Воспитатель – первый учитель безопасного поведения на дороге;
- Как работать с родителями по профилактике травматизма у детей.
|
Блок работы с детьми
| - Реализация разделов программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
- Открытые показы для родителей:
- Безопасность на дороге;
- Зайка на кухне;
- Спички – детям не игрушки;
- Я – один на улице. Мои действия;
- Один дома - в дом стучат;
- Лисичка – сестричка и серый волк.
- Инсценирование сказок на новый лад.
- Сказка «Колобок»;
- Петушок – золотой гребешок;
- Репка;
- Один дома или волк и семеро козлят
- Интервьюирование по теме «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, сможешь ли объяснить, где ты живешь?»
- Досуги, развлечение
- Винни - Пух, Пятачок и Азбука безопасности;
- Волшебная страна Светофорик;
- Сокровища Форта – Боярд.
- Чтение произведений художественной литературы по теме.
|
Взаимодей-ствие с социумом | - Организация встреч со специалистами: ГИБДД, ГО и ЧС, пожарными инспекторами.
- Организация экскурсий в пожарное депо.
- Совместные мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности с педагогами и воспитанниками МДОУ «ДСОВ№31», воспитанниками школы юных автоинспекторов МОУ «СОШ №42».
- Презентация проекта в рамках профессиональных конкурсов и сообществ
|
Ш этап – итоговый | - Соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с реально полученными в ходе реализации программы.
- Подведение итогов по реализации программы.
|
Ожидаемые результаты | - Повышение компетентности родителей по формированию безопасного поведения у детей.
- Создание предметно-развивающей среды в группе по основам безопасности.
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по теме.
- Снижение уровня заболевания у детей.
- Минимизация случаев травматизма детей.
|
Показатели.
| - Наличие планов работы с родителями, учреждениями ближайшего социума на 2011-2012, 2012-13 гг.
- Пополнение банка инновационного педагогического опыта по образовательной области «Безопасность».
- Продукты совместного творчества детей и родителей.
- Результаты анкетирования родителей по заявленной проблеме
|