Опыт работы:"Развитие навыков безопасного поведения дошкольников и приобщение их к ЗОЖ"
материал по теме

Бачевская Алла Владимировна

Основной целью опыта является формирование у ребёнка моральных качеств и привычек, необходимых для жизни в здоровом обществе. То есть обеспечение благоприятных условий для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития, умения ориентироваться в экстремальных ситуациях, сохраняя жизнь себе и другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -alla-_opyt_raboty.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                    детский сад  общеразвивающего вида№55 «Звонкие голоса»

                                                   г. Новороссийск

                                  ОПЫТ РАБОТЫ:

       «Развитие навыков безопасного поведения

         дошкольников и приобщение их к ЗОЖ»

     

                                                                          Воспитатель: Бачевская А.В.

                                         

                                                     г. Новороссийск

                                                              2010

   Современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всём мире всё больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, социального, техногенного и социального происхождения, идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

   Поэтому одной из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др. Также большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных Л. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.  

   Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве и, согласно научным данным, оно на 10 % обуславливается возможностями медицины и здравоохранения, на 20 % - состоянием окружающей среды, на 20 % - наследственностью и на 50% - образом жизни. Образ жизни – как раз та тема, об актуальности которой можно говорить много, и всё будет главное. Как сберечь здоровье? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как…? Именно к этой теме я и пришла, проработав несколько лет в нашем детском саду инструктором по физкультуре, а теперь воспитателем. И неожиданно для себя я столкнулась с недостаточной оснащённостью дидактическими материалами и методической литературой. А также с тем, что программа Авдеевой Н.Н., Стеркиной и Князевой Н.А. рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Единичные наработки и их разбросанность по разным источникам затрудняли обучение детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения и приобщение их к здоровому образу жизни. Ведь достижение этой цели возможно лишь при едином методическом материале, который собран с учётом психолого-педагогических особенностей детей. Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе  желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной  и подгрупповой форме обучения. Это такие формы работы как экскурсии, беседы, специальные занятия, чтение художественной литературы, ситуации, игры, соревнования, конкурсы и театрализованные представления. Считаю, что идеальным вариантом для детей дошкольного возраста являются игры, физдосуги и театрализованные представления. Эти коллективные формы учат детей принимать решения, взаимодействовать друг с другом, а значит включать их в содержательное общение, в котором на эмоциональном уровне происходит, на мой взгляд, более эффективное усвоение важных правил и аксиом. Они помогают повысить эмоциональный тонус детей, активизировать их внимание и развивать их творческие способности.

   Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. А с наступлением ХХI века во всём мире проблема стоит особенно остро. Сегодня реальность такова, что никто в современном мире не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Ежегодно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Грустная статистика говорит о том, что в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров в год, на которых погибают более 14 тысяч человек, причём 5% от общего числа – дети. Данные же медицинской статистики показывают, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50 до 75% (С.Я. Долецкий, С.М. Мартынов); из них 42% травмированных – дети первых 6 лет жизни. Понимая, что дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как развивать в детях-дошкольниках навыки безопасного поведения и приобщить их к принципам здорового образа жизни. Содержание материала по этой теме в общепринятых программах не позволило мне осуществлять личностно-ориентированный принцип взаимодействия с каждым ребёнком. Потребовалось пересмотреть ряд привычных профессиональных позиций. Вследствие чего у детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. А главное – утвердиться в своём отношении к окружающей действительности и следовать правилам поведения в определённых ситуациях. В представленном мной опыте собраны проверенные практикой дидактические игры, сценарии тематических физдосугов и театрализованных представлений, примерное планирование занятий и многое другое. Основной целью опыта является формирование у ребёнка моральных качеств, жизнесберегающих качеств и привычек, необходимых для жизни в здоровом обществе. Другими словами – опыт нацелен на общее гармоничное духовное психическое и физическое развитие ребёнка. При работе по данной проблеме своей приоритетной задачей я поставила культуру личной безопасности ребёнка и укрепление его здоровья. Главной целью работы является формирование сознательного отношения ребёнка к личной безопасности и безопасности других людей,  умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, сохраняя жизнь себе и другим, способность оказать помощь себе и пострадавшим. То есть обеспечение благоприятных условий для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Поэтому основная моя задача – уделять внимание физическому, психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и творческой надстройки личности. Идея моего опыта – собрать воедино весь имеющийся материал, наработанный мною и другими педагогами по этой необходимой для всех нас теме. Думаю, что это станет хорошим подспорьем в работе по воспитанию и обучению детей основам жизнеобеспечения и приобщению их к здоровому образу жизни. Работу по своему опыту я осуществляла на основе следующих направлений:

  1. социально-психологического, направленного на формирование потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни. Для этого использовала различные игровые методы и приёмы, физкультурно-театрализованные представления и стандартные формы работы;
  2. интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Необходимо в доступной форме дать детям знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни. С этой целью использовались различные методы и формы работы;
  3. оздоровительного, направленного на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. В этом направлении использовались традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.

При знакомстве детей с правилами безопасности я делала акцент на формирование у них определённой модели поведения:

- предвидеть опасность

- уметь принять меры во избежание опасности

- уметь обращаться за помощью к другим

- уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Дети должны иметь представление о том, что многие вещи и предметы могут быть опасными (кухонные ножи, электроутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.п.). Они могут и безопасными, если используются по назначению и правильно. В ходе обучения дошкольники получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного поведения и  о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными явлениями.

В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для опыта этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения.

1)  Принцип доступности. 

     Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей      

     дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием    

     возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического    

     материала.

2)  Принцип индивидуализации

определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.

3)  Принцип повторяемости материала.

     Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут    

     откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их

     вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.  

4)  Принцип наглядности.   

     При разучивании учебного материала постоянно используются тематические

     плакаты, картинки, опыты-эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое

     значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи,

     элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.

Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

   

   Работая по своему опыту, я использовала такие методические приёмы как словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.

   Итак, обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.

Первый – это дети  3-5 лет (младшая и средняя группа), второй – дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа). Первый период – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы. В этом возрасте предпочтение отдаётся русскому фольклору, который помогает прививать детям культурно-гигиенические навыки. Не забыты русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности. Говоря о сказках, хочется отметить, что при использовании приёма «переиначивания» сюжета можно смело закреплять с детьми правила безопасности. Так с детьми средней группы мы разыгрывали сказку «Волк и семеро козлят» на новый лад. Дети были в восторге, взрыв эмоций был неслыханным. Конечно, говоря о художественных произведениях, надо отметить всеми любимые «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Кошкин дом», которые не только прочитываются по несколько раз, но и просматриваются на DVD. Хотелось бы отметить и художественные произведения современных поэтов Н. Мигунова, Н. Никитина. В своих стихах «Почему надо чистить зубы», «На зарядку становись!» они стараются прививать детям навыки здорового образа жизни.

   В этом возрасте я разучиваю с детьми строение тела человека с помощью плакатов и самопоказа. Объясняю правила безопасности детских игр  «между собой» (нельзя садиться другу на спину, нельзя поднимать друг друга, нельзя громко кричать другу в ухо и т.п.). Учу прислушиваться к сигналам своего организма «хочу есть», «хочу спать» и т.п.

Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

   Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактическая игра «Светофор», дидактический материал «На улице не шалить»), и знакомству с видами транспорта  («Сложи картинку», «Умные машины»).

   Большой популярностью у детей пользуются занятия ОБЖ («Не попади в беду»). Я предостерегаю их о возможных проблемах со здоровьем при встрече с бродячими животными («Собака бывает кусачей» и т.д.). Такие занятия  способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.

Ну и конечно всеми любимая игра «в Доктора», где дети даже при моём невмешательстве «блещут» знаниями и богатым словарным запасом. А если вдруг появляется наглядный пример (ушиб коленки или ссадина на руке) многие говорят, что «сначала прозрачная водичка (перекись водорода), а потом зелёнка или мазь Фениран».

   Принимая во внимание возрастные особенности детей, я стараюсь развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку 3-5 лет, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство. Дети уже должны иметь чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок», физдосуг «Приключения Буратино»). В беседах мы рассматриваем и обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что может быть  опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараюсь убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).

А после таких  занятий как «Когда ты дома один», «Малыш и Карлсон одни дома» они должны знать, какие опасности могут подстерегать их при неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприборами.

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности я рассматриваю плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при пожаре») и провожу занятия («Опасные предметы. Спички.», «Хрюша попал в беду»). Очень понравилась детям игра «Чего нельзя делать?». В эту игру входят картинки-фото, на которых дети в нашем садике изображали опасные ситуации. Детям было интересно участвовать в инсценировках, и они с большой гордостью рассказывали об этом своим родителям.

   Прививая детям 3-5 лет необходимость ведения здорового образа жизни и занятий физкультурой, я конечно опиралась на режимные мероприятия нашего МДОУ (физ.занятия, подвижные игры, вечера развлечений и т.п.). Большую заинтересованность у детей вызвали иллюстрации с изображением последствий неправильного поведения или неправильного обращения с каким-либо предметом. Хотя эти картинки не очень приятны на вид, зато хорошо откладываются в детской памяти и возможно когда-нибудь спасут ребёнку жизнь.

Большое внимание уделяется укреплению физического здоровья детей. Это не только занятия физкультурой и ежедневная двигательная активность, но и ежедневные комплексы дыхательной гимнастики и массажа К.К. Утробиной, ежемесячные досуги М.Ю. Картушиной ( «Зимнее путешествие Колобка», «Лиса-лапотница»,»Репка»). Эти досуги в основном  написаны на материале русских народных сказок, хорошо знакомых детям и любимых  ими. Данные развлечения имеют оздоровительную направленность, на них малыши закрепляют навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, дыхательных упражнений, обобщают знания о здоровом образе жизни, развивают двигательные навыки. Предлагаемые развлечения приглашают нас и наших воспитанников поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев , помочь им найти выход из трудных ситуаций.

Учитывая рекомендации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», направленные на приобретение детьми не только теоретических знаний, но и практического опыта, я проводила ознакомительные беседы, практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома.            

   Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Я пыталась создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности. Старалась в увлекательной наглядно-практической форме обогащать представления детей о здоровье, о потребностях организма, о способах предупреждения травматизма и вообще о правилах жизнесбережения.

Продолжая знакомить этих детей со строением организма, я старалась в доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказать об основных системах и органах человека (дидактическая игра «Рука, нога»). А в формировании навыков личной гигиены уже пользовалась простейшими медицинскими объяснениями и такими дидактическими играми как «Валеология или здоровый малыш», «Малыш-крепыш». С детьми старших групп я проводила сезонные «Дни здоровья», а также мы делали театрализованное представление «Чистота – залог здоровья». Дети старшего возраста должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу то, что они знают о болезнях, о том, как они себя чувствуют, когда болеют. Хорошим дополнением послужит рассказ о том, как и чем их лечили дома родители. Многие даже знают названия лекарств (ролевые игры «Семья», «Больница», дидактический материал «Малыш поранился»).

В игровой деятельности (дидактическая игра «Кто нас лечит?») и на занятиях («Сохрани своё здоровье», «Витамины укрепляют организм») я знакомлю ребят с некоторыми профессиями связанными с медициной, объясняю, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, учу не бояться посещения врача, рассказываю о важности прививок (инсценировка «Медвежья сказка или как медведю зуб лечили», чтение «Человек заболел, «Ледяной остров»).

Дети должны знать о пользе витаминов, здоровом питании (альбом «Забочусь о своём здоровье»). Общаясь с детьми, я рассказываю о вредных привычках и их последствиях для человеческого организма (беседа «Полезные и вредные привычки», кукольный спектакль «Почему курить плохо»).

В своих беседах я нацеливаю детей на ведение здорового образа жизни и пользу занятий физкультурой и спортом. В этом мне помогают режимные мероприятия нашего детсада: физ.занятия, подвижные и спортивные игры, физкультурные досуги («Шалуны-балуны», «Весёлые эстафеты», «Остров приключений»), а также беседы о физкультуре и спорте, рассматривание подборок из спортивных журналов, дидактические игры («Мы – спортсмены», «Спортлото», «Виды спорта»). В ненавязчивой форме я рассказывала о том, как природа заботится о нашем здоровье (гербарий «Лекарственные растения Краснодарского края»), и том, как она может навредить здоровью (плакаты «Ядовитые растения и грибы», «Безопасность на природе»).

   Конечно, важное место в работе с детьми в возрасте 5-7 лет занимает обучение правилам личной безопасности. Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми. В беседах рассматриваем и обсуждаем типичные ситуации (плакат «Правила безопасности для дошкольников», сказка «Колобок»).

   В старшем возрасте обширнее становится и тема о правилах дорожного движения. Дети уже должны различать предупреждающие и запрещающие знаки, знать, как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте. В этой работе мне помогают плакаты «Информационные знаки», «Правила поведения на дороге», дидактические игры «О чём рассказывают знаки», «Как проехать, как пройти?»,  «Дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», а также DVD «Учим правила дорожного движения».

С детьми старшего возраста я провожу тематические вечера развлечений «Приключения лесных жителей», «Весёлый перекрёсток» и д.р.

   Большое место в навыках личной безопасности занимают правила противопожарной безопасности. Ведь число детей, пострадавших от пожара или игры с огнём, возрастает с каждым годом. Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому наша задача – научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам. Я провожу такие занятия и беседы как «Пожарная машина», «Труд пожарных», «Огонь-друг, огонь-враг», «Лесной пожар». Рассматриваем плакаты «Правила поведения при пожаре», «Причины пожара в доме», «Ты один дома». Играем в дидактические игры «Бытовые приборы», «Четвёртый лишний», «Чего нельзя делать ?» С детьми 5-7 лет так же необходимо заучивать номера телефонов  экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.

Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому вечера развлечений, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Ведь их цель – доставить детям радость, способствовать развитию двигательной активности, физических качеств и здорового образа жизни и, конечно, формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы определёнными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы  в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит победителем из сложных ситуаций. А ребёнок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым. Сказка поможет малышу реализовать свои мечты и желания. Благодаря сказкам у ребёнка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.  Например,  с детьми старшей группы я проводила физкультурный досуг по дорожной безопасности «Красный, жёлтый, зелёный» и театрализованное представление «Случай в лесу» (по пожарной безопасности). А с детьми подготовительной группы мы проводили театрализованное представление «Чистота – залог здоровья» (по здоровому образу жизни), «Огонь-друг, огонь-враг» и «Новоселье поросят».

Из опыта видно, что работа по ОБЖ проводилась не только на занятиях, но и в процессе режимных моментов и других видов деятельности (игровой, творческой).

   Следует также сказать о ежедневных «минутках безопасности», включаемых в различные другие режимные процессы. И, конечно, присутствует пример личного опыта, пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.

Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, я старалась обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ  я проводила следующие мероприятия:

- анкетирование «Азбука безопасности», «Нужны ли семье традиции» и др.;

- родительские собрания (диспуты) с целью информации о совместной работе и стимулирования активного участия в ней родителей;

- создание мини-библиотеки по проблеме формирования основ здорового образа жизни и ОБЖ у дошкольников;

- подборка тематических консультаций в папке для родителей, индивидуальные и групповые консультации;

- создание семейного клуба «Дружная семья»;

- участие родителей воспитанников в занятиях, экскурсиях, вечерах развлечений  («Весёлая семейка», «Семейные страты» и др.);

- оформление буклета по безопасности «Правила жизни».

   Думаю, что перечисленные мероприятия помогают наладить более тесное и эффективное взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и создают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

 

   Внедрение инноваций в работу ДОУ требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Именно поэтому в нашем детском саду проводятся тематические семинары-практикумы, тематические педсоветы. А в летний период я предложила старшему педагогу провести с педагогами семинар-практикум «Использование дидактических игр в воспитании у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности». Целью этого семинара является совершенствование знаний и умений педагогов по методике организации дидактических игр, знакомство педагогов с дидактическими играми по основам безопасности и с методикой их использования.

   Для диагностики результатов моего опыта были поставлены следующие задачи:

  1. сравнить уровень знаний детей моей группы (средней), с которой проводилась работа с использованием материала из опыта работы, с уровнем знаний детей другой группы того же возраста, работающих по обычной схеме;
  2. выявить уровень знаний и  умений детей в области занятий по основам безопасности жизнедеятельности;
  3. выяснить, умеют ли дети самостоятельно принимать решения и находить выходы из сложных ситуаций.

Для этого я провела сопоставительные беседы-занятия, в ходе которых выявила знания детей и наличие у них навыков безопасного поведения и приобщения к здоровому образу жизни. Во время беседы я отметила для себя, что почти все дети в моей группе могут свободно общаться по телефону, знают номера спецслужб. Они не путают обозначения светофора, различают виды транспорта, знают правила пешеходных переходов и даже запомнили значения некоторых дорожных знаков. Дети усвоили главное правило выживания – без паники. Они спокойно реагируют на тренировочные занятия по отработке действий при экстренной эвакуации. Могут назвать причины пожара и рассказать об опасностях, которые могут подстерегать их дома, особенно когда они находятся дома одни. Ребята в моей группе имеют элементарные знания о своём организме и о необходимости бережного к нему отношения.

   Подводя итог, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа  жизни направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и  выживания. И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая и театрализованная деятельность, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.

                         

                                                  СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Информационная карта ППО………………………………………………………

  1. Целостное описание опыта………………………………………………………….

  1. Результативность опыта……………………………………………………………..

  1. Библиографический список…………………………………………………………

  1. Рецензия на опыт работы…………………………………………………………...

  1. Приложение к опыту №1 Перспективное планирование по ОБЖ……….

  1. Приложение к опыту №2 Сценарии праздников, вечеров развлечений

  1. Приложение к опыту №3 Конспекты занятий…………………………………

  1. Приложение к опыту №4 Фотоматериалы………………………………………

         

                            БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.Авдеева Н.Н., Князева Н.П., Стеркина Р.Б.: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.:  

«ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.

2.Газеты «Дошкольное образование».

3.Коллектив авторов: Логинова В.И. и др.: Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство».- СПб.: Акцент,1996.

4.Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников – М.: Айрис - пресс, 2006.

5.Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 4-5лет. Сценарии для ДОУ.- М.: ТЦ Сфера,2009.

6.Коган М.С.: Осторожней будь с огнём утром, вечером и днём: познавательные игры и программы с дошкольниками и школьниками.- Новосибирск: Сиб. унив.

изд-во,2009.

7.Миткалёва Е.М.: Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности.- М.: Айрис - пресс, 2006.

8.Шорыгина Т.А.: Беседы о правилах пожарной безопасности.- М.:ТЦ Сфера,2009.

9.Выдержки  Интернет провайдеров по теме ОБЖ и Здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие навыков безопасного поведения дошкольников»

Описание работы по формированию у дошкольников определённой модели поведения:- предвидеть опасность;- уметь принять меры во избежание опасности;- уметь обращаться за помощью к другим;- уметь действова...

Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»

Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...

Справка по результатам тематической проверки «Система работы в ДОУ в процессе развития навыков безопасного поведения в быту, природе, на улице у детей дошкольного возраста»

Методический материал по реализации образовательной области "Социально-коммуникативно развитие" в разделе "Безопасность".(Справка по тематическому контролю, справка по итогам конкурса Центр "Безопасно...

Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Выступление «Развитие речи детей посредством сказки при формировании навыков безопасного поведения дошкольников»

Выступление к презентации Тема: «Развитие речи  детей  посредством сказкипри формировании навыковбезопасного поведения»...