Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада.
учебно-методический материал по теме
Представление опыта по организации предметно-развивающей среды для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста должно отражать следующие аспекты:
- предметно – пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Принципы организации образовательной среды
- Безопасность, комфортность, информативность;
- Мобильность, функциональность;
- Организуется с учётом возрастных закономерностей развития детей, в соответствии с их возможностями, потребностями и интересами, чтобы проявлять активность в сотрудничестве со взрослыми, с детьми и самостоятельно;
- Вариативность, многофункциональность, чтобы у каждого ребёнка был выбор и возможность реализовать свою инициативу и интерес;
- Подвижность, обновление и пополнение вслед за изменением образовательных потребностей детей.
В нашей группе, в условиях развивающей среды дети реализуют свое право на свободу выбора деятельности, на реализацию своих интересов и потребностей. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, выбирать материалы и оборудования для реализации задуманных целей, а не получать готовые знания от педагогов.
Одним из самых любимых уголков в группе является Центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть массажный коврик, специальные мячики, арки для лазания.
Содержимое строительного центра, «Маленький строитель», позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на полу, либо на столе. Рядом расположены мягкие модули, которые легко переносятся в любую часть группы, дети с большим удовольствием строят из него машину, кораблик и др. Так же здесь размещены машины – грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки, или просто перевозить конструктор). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.
Центр сенсорного развития включает игры и оборудование на развитие крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия: шнуровки, конструкторы, пазлы, доски с вкладышами, сверкающее домино, пирамидки, деревянные вкладыши, сумки-домики, панели игровой стены: рыбы. луг, кармашки, маркерная доска. Игры на развитие слухового восприятия: шумящие коробочки, набор шумовых музыкальных инструментов, кубиков, звучащие куклы, настольная музыкальная игрушка «Ручные колокольчики».
Игровой центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на место. Это куклы разного размера, посуда (кухонная, столовая), муляжи продуктов, овощей и фруктов, деревянная мебель, кухонный гарнитур, микроволновая печь и другое.
Для девочек больший интерес представляют кухня, где можно приготовить вкусный обед; мини-парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или другу модную прическу, а также «Медицинский кабинет», где дети лечат своих кукол или друг друга. Супермаркет пользуется популярностью, как у мальчиков, так и у девочек. Тут проигрываются жизненные ситуации, в которых закладываются первоначальные экономические знания и отношения.
Центр эмоционального комфорта.
Природный уголок, который служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям было удобно за ними ухаживать.
Игры с водой стимулируют у детей процессы познания и вовлекают их в совместную исследовательскую деятельность. Способствуют развитию положительных эмоций.
Зеркальный домик позволяет детям рассмотреть себя со всех сторон.
В шатре ребёнок может уединиться и побыть один
Центр эмоционального комфорта особенно важен для детей с проблемами в развитии. У них наблюдается быстрая утомляемость и необходимы условия для снятия напряжения и релаксации.
Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада
Из опыта работы....
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Организация предметно - развивающей среды в средней группе детского сада
В данной презентации представлен опыт работы по организации предметно - развивающей среды в средней группе...
«Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада»
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мир...
Организация предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе детского садаЗначение развивающей ДОУ.Принципы построения предметно-развивающей среды.Виды уголков и центров в старшей гру...
"Организация предметно-развивающей пространственной среды группы детского сада"
О том, как организовать зоны в группе...
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...