программа развития двигательного опыта ребенка - дошкольника
методическая разработка (средняя группа) по теме
Цель программы укрепление психофизического здоровья ребенка в процессе развития двигательного воображения и формирования осмысленной моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filippova.docx | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития двигательного опыта ребенка при проведении режимных моментов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа развития двигательного опыта ребенка –дошкольника в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов ориентирована на детей дошкольного возраста 4-5 лет и основана на научных исследованиях А.В.Запорожца, разработках Н. Н. Ефименко, Т.В. Кудрявцева и В.Н.Грачевой.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и развития двигательного опыта, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Физическая культура в детском саду дублирует обыденный двигательной опыт ребенка. Однако в настоящее время ведущим принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Чтобы этот принцип был соблюден необходимо, чтобы содержание образование стало интересным привлекательным для ребенка.
На каждой стадии развития формирование отдельных психических процессов и действий происходит не изолированно, а внутри "ведущего типа деятельности" ребенка. В частности, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности.
Мотивы игры, создающие у ребенка столь сильные побуждения к выполнению тех или иных движений, создают специфические условия для их развития, накладывая, таким образом, своеобразный отпечаток на весь моторный облик ребенка-дошкольника.
Игра стимулирует не все виды и стороны двигательной активности. Одни их них выдвигаются на первый план, в то время как другие приобретают второстепенное значение.
Особенно много дает ребенку игра для овладения общим характером движения, выразительной манерой его выполнения.
Согласно исследованиям А.В.Запорожца: «В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики». «Движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым, т. е. осмысленным» /А. В. Запорожец/.
Крупнейшие авторитеты в области физического воспитания, как например, Лесгафт, подчеркивают необходимость научить ребенка сознательно относиться к моторным заданиям, уметь анализировать и произвольно контролировать собственные движения.
Смежная с этим идея заложена в практике телесно-ориентированной терапии практикующего психолога и преподавателя Веры Николаевны Грачевой.
Телесно-ориентированный подход – это сочетание работы с телом и психологической составляющей. Он основан на представлении о существовании связи между телом и сознанием человека.
Основная идея телесно-ориентированного подхода заключена в том, что организм является материальным отношением пережитых эмоций.
Одним из наиболее известных методов телесно-ориентированной практики является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх разработал теорию "мышечного панциря". В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял семь сегментов "мышечного панциря", охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Именно на эти сегменты должно быть нацелено воздействие в ходе формирования двигательного опыта. Таким образом, развивая двигательную сферу ребёнка, мы идём по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов.
Основываясь на этих двух факторах, была выдвинута гипотеза о том, что развитие двигательного воображения в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов будет способствовать укреплению психофизического здоровья ребенка.
Цель программы: укрепление психофизического здоровья ребенка в процессе развития двигательного воображения и формирования осмысленной моторики.
Задачи программы:
- Формировать двигательный опыт ребенка.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать координацию и равновесие, мелкую моторику, зрительные и тактильных анализаторы;
- Дать представление об основах саморегуляции;
- Способствовать снятию эмоционального и психомторного напряжения.
Принципы построения программы
Принцип адаптивности. Данный принцип предполагает гибкое применение содержания и методов развития двигательного воображения в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.
Принцип творческого подхода. Данный принцип заключается в поощрении творческого подхода, творчества детей.
Принцип интегративность. Здесь подразумевается взаимопроникновения различных направлений и форм работы.
Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
Содержание программы.
Программа развития двигательного опыта ребенка – дошкольника в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов ориентирована на детей 4-5 лет.
Реализация программы возможна только при проведении различных режимных моментов оздоровительного характера, а именно:
- Утренняя гимнастка.
- Подвижные игры.
- Динамические паузы.
- Гимнастика после сна.
Таким образом, содержание программы реализуется ежедневно в течение дня.
Длительность и кратность физкультурных мероприятий соответствует требованиям к физическому воспитанию детей средней группы, а именно:
№ | Вид упражнений | Время |
1 | Утренняя гимнастика | 7 минут |
2 | Динамические паузы/ физкультминутки | 2 минуты по 2 раза |
3 | Подвижная игра на прогулке I половина дня | 5 минут |
4 | Коррегирующая гимнастика после сна | 6 минут |
6 | Подвижные игры во II половине дня | 5 минут |
7 | Самомассаж | 3 минуты |
8 | Игрообразы | |
9 | Пластические этюды |
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план коррелируется с календарно-тематическим планом учреждения .
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Овощи | 1 |
2 | Посуда | 1 |
3 | Домашние животные | 1 |
4 | Дикие животные | 1 |
5 | Бытовая техника | 1 |
6 | Транспорт | 1 |
7 | Человек | 1 |
8 | Фрукты | 1 |
9 | Насекомые | 1 |
Критерии эффективности усвоения программы
Результативность освоения программе оценивается по нескольким параметрам.
- Состояние здоровья воспитанников
Данный параметр оценивает старшая медицинская сестра учреждения в ходе мониторинга заболеваемости., который проводится ежемесячно.
- Уровень сформированности мелкой моторики по методике Гончаренко О.Н.
1 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
- «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
- «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
- «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок.
Упражнения на дорисовывание
- Дорисуй прямую линию;
- Дорисуй волнистую линию;
- Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок.
Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок.
Упражнения на координацию движений.
- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
- Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
- Катание шарика.
Методика проведения обследования развития мелкой моторики.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2 - балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко
- Оценка эмоционального благополучия воспитанников. Которая проводится по следующей методике:
Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Материал: цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.
Порядок проведения: ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.
Далее задаются вопросы.
- Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад?
- Какого цвета твое настроение?
- Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем?
- Когда ты видишь своих друзей?
- Какое у тебя настроение на занятиях?
Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.
Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.
- Оценка уровня развития двигательного воображения.
В ходе исследования группе детей предлагается задания на создание игрообразов. Оценивается индивидуальность и оригинальность созданного образа.
|
Литература
1. Т.В. Кудрявцев Психологические основы развивающей педагогики оздоровления в свете идей А.В. Запорожца.
2. А.В.Запорожец. Психологическое изучение развития моторики ребенка – дошкольника.
3. Я.З.Неверович. Развитие предметных движений у ребенка – дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лыжная подготовка как средство приобретения двигательного опыта у дошкольников»
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия Кольского Заполярья создают уникальные возможности для исп...
Двигательная активность ребенка - дошкольника
Физическое развитие ребенка - важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физи...
Педсовет на тему "Обогащение двигательного опыта ребенка посредством создания физкультурно-игровой предметной среды "
Цель:- систематизация знаний педагогов об организации двигательной активности дошкольников в различные режимные моменты, эффекктивности используемых форм и методов организации двигательной активности ...
Консультация для родителей Тема: Организация двигательной активности ребенка - дошкольника
Родителям даны практические рекомендациии по организации двигательной активности и как это важно правильно организовать....
Обогащение двигательного опыта младших дошкольников
Обогощение двигательного опыта младших дошкольников...
Консультация для родителей "Двигательная активность ребенка — дошкольника"
Физическое развитие ребенка — важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности...
24.01.19. Консультация для родителей «Как воспитывать двигательную активность ребенка — дошкольника.»
Развитие интереса к движениямПодбор интересных и доступных физических упражнений, использование имитационных и игровых заданий способствует развитию интереса у ребенка к движениям, которые он изучает....